Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория 3. Фрейда и неофрейдистская теория мотиваций
Среди психологов XX века Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд " Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. Несмотря на то, что взгляды современных психологов существенно отличаются от взглядов Фрейда и его последователей, Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
а сама теория содержит ряд спорных, недоказуемых положений, его работы поныне вызывают неугасаю-щий интерес. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих. В психологии XIX века считалось, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Психика, по Фрейду, представляет айсберг и то, что мы можем наблюдать, является лишь незначительной его частью. Согласно Фрейду, под покровом сознания скрыт глубинный, " кипящий пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний". Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это натолкнуло его на поиски средств избавления его пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления, названный психоанализом. Фрейдовская методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и оформилась в своеобразную философию. Модель личности по Фрейду 3. Фрейд представляет одно из самых ранних направлений в психологии, так называемое психодинамическое направление. Психодинамическая природа обусловлена постоянными конфликтами различных уровней сознания человека, структурных компонентов психики. Хотя представления Фрейда о структурных уровнях человеческой психики и менялись на протяжении его теоретической деятельности, деление на сферы сознательного и бессознательного сохранялось. Согласно динамической модели личности 3. Фрейда, выделяют три динамические состояния. Первое — это собственно сознание, то есть то, что человек осознает на данный момент времени, например, читая эти строки. Второе — это предсознателъное, то есть то, что человек может вспомнить в течении некоторого промежутка времени, например, что-то, что вы читали похожего по данной тематике, или что вам хотелось бы поесть и т. п. И, наконец, третье динамическое состояние — состояние бессознательное. В результате творческой эволюции 3. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде топической модели, имеющей своими компонентами психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Взаимосвязь между уровнями подсознания и психическими инстанциями представлена на рис. 1.23. Рис. 1.23. Взаимосвязь между динамическими состояниями психики и психическими инстанциями человека Под Оно (Ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, ге- Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
нетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требования должна удовлетворять инстанция Я (Эго). Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Я — философское понятие, обозначающее субъект преднамеренных действий, в которых личность отдает себе отчет и за которые она несет ответственность. Эго — посредник между стимулами, идущими как из внешней среды, так и из глубин организма, — с одной стороны, и ответными двигательными реакциями — с другой. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от Ид). Особое значение придавалось Сверх-Я (Супер-Эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то Супер-Эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (Эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (Ид), но в противовес Сверх-Я (Супер-Эго), то Оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку Сверх-Я черпает энергию от Ид, постольку Сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (Эго) спасается с помощью специальных " защитных механизмов" — вы- теснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревоги. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация — это единственный позитивный защитный механизм, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, " преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими под поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, четкой картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом " свободных ассоциаций". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд в своих ранних работах выделял два инстинкта, движущие поведением: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы и назван — либидо. В более поздних трудах 3. Фрейд выделил два основных инстинкта, присущих человеку, — Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт смерти). Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственные сновидения, Фрейд пришел к выводу, что " сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код затаенных желаний, которые удовлетворяются в образах — символах этой формы ночной жизни. Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге " Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе " Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы. Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола, рассматривается Фрейдом в " Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих идей Фрейда является Эдипов комплекс как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть, и страх. В период Первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти. По Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Имеется в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека, биологического побуждения. Воззрения последователей 3. Фрейда. Аналитическая и индивидуальная психология Несмотря на то, что у 3. Фрейда было достаточно много учеников, которые пытались создать собственные направления, наиболее самобытными из них были К.Г. Юнг (1875—1961) и А. Адлер (1870—1937). Первый назвал свою психологию аналитической, второй — индивидуальной (от латинского individuum, что означает " неделимый". По К.Г. Юнгу, структура личности включает сознание, личное бессознательное (комплексы) и коллективное бессознательное (архетипы). Первым нововведением К.Г. Юнга было понятие коллективное бессознательное. Если по 3. Фрейду в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет " нащупать" этот дар, образуемый несколькими потаенными психическими структурами, которые К.Г. Юнг назвал архетипами. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. Под архетипами К.Г. Юнг понимал коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные эле- 7* Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
менты мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческой психике, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Архетип является сформулированным итогом огромного опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа. Понятие архетипы К. Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном, он четко разделяет индивидуальное и коллективное бессознательное. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность. Утверждая, что теория сексуальности чрезвычайно важна для него и в личностном, и в философском смысле, Юнг, тем не менее, отрицает ее как единственное выражение психической целостности личности и приводит многочисленные примеры неврозов, в которых проблема сексуальности играла подчиненную роль, а на передний план выходили другие факторы, например, проблема социальной адаптации, престижа, давление трагических обстоятельств жизни и т. д. А. Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Если 3. Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое внимание на выявлении причины действий человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию А. Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В комплексе неполноценности Альфред Адлер видит источник неврозов. Неофрейдизм К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся К. Хорни (1885—1953), Э. Фромм (1900—1980), В. Райх (1897—1957), Г. Маркузе (1898—1979) и др. Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Значительную роль в формировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929—1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы основывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Э. Фромм считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявле- Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
ния — это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличие от марксизма, Э. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: экзистенциального и исторического. К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта. 1. Человек, по его словам, изначально находится 2. Существует противоречие, которое заключаеться Совершенно иную, по Эриху Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. На творчество одной из лидеров неофрейдизма Ка-рен Хорни оказали серьезное влияние социальные потрясения, которые обрушились на мир в период Второй мировой войны, связанные с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности. Своеобразие ее теории проявилось в том, что основным побуди- тельным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые К. Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Корни доказывает, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз — не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом. В книге " Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к людям, как потребность в любви; 2) от людей, как потребность в независимости; 3) против людей, как потребность во власти. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности: 1) услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой (потребности в любви и одобрении, руководящем партнере и четких ограничениях); 2) пытающаяся отрешиться от общества (потребности в самостоятельности и независимости, в безупречности и неопровержимости); 3) агрессивная, жаждущая престижа и власти (потребности во власти, эксплуатации других, восхищении собой, честолюбии). Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, образуется порочный круг: тревожность не Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты. Идеи неофрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов во времена выступлений " новых левых", которые с энтузиазмом восприняли идеи Рай-ха о сексуальной революции, Маркузе об одномерном человеке и необходимости " великого отказа" как от капитализма, так и социализма, искаженного тоталитарной системой власти. Применение психоанализа в рекламе Теория мотивации Фрейда предполагает, что человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации. С середины прошлого века применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты по рекламе ухватились за психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров — будь то продукты, идеи, отношения, кандидаты, цели или душевное состояние. Новые специалисты называют себя теперь " аналитиками мотивов", или " исследователями мотивов". Лун Ческин, один из виднейших деятелей в этой области, определил в свое время теорию мотивации так. Анализ мотивов относится к типу исследований, которые ставят целью узнать, что побуждает людей делать тот или иной выбор. В этих исследованиях используются средства, предназначенные постичь области бессознательного или подсознательного, поскольку предпочтения обычно определяются факторами неосознаваемыми. Фактически покупатель действует эмо- ционально и принудительно, реагируя на образы и побуждения, связанные в подсознании с продуктом. Психологическое воздействие на потребителей Увлечение в свое время в США психоанализом объясняется обострением рыночной конкуренции, падением спроса на многие американские товары и разочарованием в традиционных методах исследования рынка. Самым распространенным среди них был статистический метод подсчета перспективных потребителей (" метод подсчета сторонников"), заключающийся в предварительном выявлении лиц, склонных приобрести тот или иной товар. Например, женщины такого-то возраста, такого-то общественного и семейного положения, проживающие в таком-то штате, готовы купить такой-то предмет домашнего обихода по такой-то цене. Более углубленными наблюдениями установлено, что люди часто не знают чего хотят, и вовсе не расположены откровенно делиться своими симпатиями и антипатиями. Традиционные количественные исследования, предполагающие опрос респондентов из числа потенциальных потребителей, оказались мало эффективными. В середине прошлого века торговлю стало беспокоить и то обстоятельство, что потребители довольны тем, что у них есть, и не очень стремятся к новым приобретениям. Между тем количество товаров, например, в Америке, возросло с 1940 года в четыре раза, и было установлено, что каждые 25 лет производительность труда удваивается. Таким образом, возникла опасность перепроизводства, тем более грозная, что также значительно возросла покупательная способность населения. Это вызвало настоятельную необходимость стимулировать торговлю любыми средствами. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
На пути увеличения спроса на товары стояли два сильнейших препятствия: первое — будто бы полная удовлетворенность населения прежними приобретениями; второе — все возраставшая стандартизация продуктов, лишавшая их индивидуальных признаков. Именно в то время забрезжили две новые идеи, подсказанные психологами: пропагандировать среди населения чувство недовольства тем, что у него есть, и всемерно побуждать ко все новым и новым покупкам; обратиться к стимулам, хранящимся в подсознании потребителей и энергично их эксплуатировать. " Чем больше сходство между продуктами, — заявил тогда видный специалист по рекламе Дэвид Огилви, — тем меньшую роль при их выборе играет рассудок. Это касается не только сигарет, пива, кондитерских изделий и подобных предметов широкого спроса, но также автомобилей". Ему вторил другой специалист, предлагавший решительные меры. Если падает спрос на какой-либо товар, — писал он, — то необходимо оглушить потребителя таким образом, чтобы он сделал покупку, пока находится в бессознательном состоянии. Слово " бессознательное", заимствованное из теории мотивации Фрейда, стало девизом и содержанием нового направления в рекламе. От специалистов по рекламе к специалистам-психологам Современные рекламные специалисты придерживаются теории трех психических состояний: 1) человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это; 2) человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину; 3) человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о вызвавших его причинах. Особенно усиленно изучаются в последнее время второе и третье состояния. Это область анализа мотивов. За звание родоначальника этого направления спорят между собой Эрнест Дихтер, руководитель Института анализа мотивов, и Лун Ческин, директор Института цвета (США). Анализ мотивов приобретает все больше последователей. Об этом можно судить хотя бы по тому, что справочник, составленный психологом Джорджем Смитом, содержит сведения о 150 исследованиях мотивов и более 80 фирмах, заинтересованных в таких исследованиях. Лихтер утверждает, что к приобретению товара побуждают чувства, таящиеся в глубинах мозга, и именно их надо мобилизовать при помощи рекламы. " Продавайте, — сказал он однажды владельцу обувной фирмы, — не туфельки, а красивые ножки". Другой видный сторонник анализа мотивов Пьер Мартино объясняет свои психологические и социологические изыскания так: " Я хочу найти разумное объяснение тому, — писал Мартино, — что современная реклама пытается делать путем сочетания множества видов символической связи. Здесь и семантика, и эпистемология символических форм Кассирера и Лан-гера, вся психология эстетики и символическое поведение в понимании антропологов". Исследованием мотивов занимаются также крупнейшие рекламные фирмы. Такими исследованиями руководят весьма авторитетные специалисты, заставляющие своих подчиненных повышать квалификацию при помощи лекций и чтений соответствующей литературы, куда входят уже сотни названий, в том числе и работы И.П. Павлова. Методы исследования мотивов нередко черпаются из психиатрической клиники. К ним относится, к примеру, психоаналитическая беседа, имеющая целью выявить все оттенки чувств, вызываемые, в частности, такими интимными товарами, как слабительные, средства от пота, полноты, гигиенические салфетки и т. п. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Применяются также методы замаскированные, когда исследуемые лица не подозревают о цели опыта и обнаруживают себя косвенным путем, описывая, например, незнакомую картину или толкуя причудливые чернильные пятна (тест психиатра Г. Роршаха). Данный метод относится к классу проективных техник, получивших в последствии широкое распространение в маркетинговых исследованиях.
|