Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Справочная информация. Индекс потребительских настроений в Украине определяют на основании выборочного исследования домашних хозяйств страны
Индекс потребительских настроений в Украине определяют на основании выборочного исследования домашних хозяйств страны. Во время исследования опрашивают 1000 человек возрастом от 15 до 59 лет. Население возрастом 15— 59 лет, которое составляет 61, 3 % всего населения Украины, считают наиболее активной частью потребителей. Выборка является репрезентативной по полу и возрасту, учитывает городское и сельское население и величину населенного пункта. Статистическое отклонение не превышает 3, 2 %. Для определения ИПН респондентам задают такие вопросы: 1. Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последние шесть месяцев?
2. Как, на Ваш взгляд, изменится материальное 3. Говоря об экономической ситуации в стране в 4. А как бы Вы охарактеризовали следующие пять 5. Как Вы считаете, теперь в целом благоприятное По каждому из этих вопросов определяют соответствующий индекс: • индекс текущего личного материального положе • индекс ожидаемых изменений личного материаль • индекс ожидаемого развития экономики страны • индекс ожидаемого развития экономики в тече • индекс целесообразности совершения крупной Значение индекса рассчитывают таким образом: от части позитивных ответов отнимают часть негативных и к этой разнице добавляют 100, чтобы избежать получения отрицательных величин. На основании этих пяти индексов определяют три совокупных индекса: • индекс потребительских настроений (ИПН) — • индекс текущего состояния (ИТС) — среднее ариф • индекс экономических ожиданий (ИЭО) — сред Приложения Приложения L
Значения индексов могут колебаться в пределах от 0 до 200. Значение равняется 200 в том случае, если все граждане позитивно оценивают экономическую ситуацию. Индекс равняется 100, если доли позитивных и негативных оценок одинаковы. Значение индекса, меньшее 100, означает, что в обществе преобладают негативные оценки. Для определения индекса ожидаемой динамики безработицы (ИОДБ) и индекса инфляционных ожиданий (ИИО) респондентам задают такие вопросы: 1. Как Вы считаете, в течение ближайших 12 меся 2. Как, на Ваш взгляд, будут изменяться цены на Значения ИОДБ и ИИО рассчитывают таким образом: от части ответов, которые указывают на рост безработицы (инфляции), отнимают часть ответов, которые свидетельствуют о сокращении безработицы (уменьшении инфляции), и к этой разнице добавляют 100, чтобы избежать получения отрицательных величин. Значение этих индексов могут колебаться в пределах от 0 до 200. Например, значение индекса равняется 200 в том случае, если все граждане предвидят рост безработицы (увеличение инфляции). Gfk-USM — одна из ведущих украинских компаний, которая проводит исследования рынка. В 1998 году фирма вошла в международную исследовательскую сеть Gfk, которая объединяет 104 компании в 42 странах. Международный центр перспективных исследований — независимая, неприбыльная (небюджетная) исследовательская организация, главной целью которой является интеллектуальное обеспечение процесса принятия политических решений в Украине. Приложение 2 Количество оптимистов достигло рекордного значения1 В Украине индекс потребительских настроений (ИПН) в сентябре 2003 года достиг значения 99, 1 пункта (при возможных значениях от 0 до 200), что является рекордным показателем с начала исследований в сентябре 2000 года. В целом за три года исследований ИПН увеличился на 34 пункта. Предыдущий показатель, зафиксированный в июне 2003 года, превышен на 7, 6 пункта. Потребительские настроения граждан улучшились впервые в этом году. Опрос выявил существенное улучшение экономических ожиданий граждан, в частности, краткосрочных. Инфляционные ожидания граждан остаются высокими. Ниже приводятся анализ данных о потребительских настроениях в Украине в течение трех последних лет, а также результаты расширенного опроса, проведенного в октябре 2003 года. 1 Источник: Споживч1 настро!. — 2003. — Жовтень. — Число 14. Приложения Приложения Оптимизм возрастает, несмотря на инфляционные ожидания В течение III квартала 2003 года впервые с декабря 2002 года возобновилась позитивная динамика ИПН, который в сентябре достиг рекордно высокого значения — 99, 1 пункта, что на 7, 6 пункта больше предыдущего значения, зафиксированного в июне 2003 года. Улучшение потребительских настроений произошло прежде всего благодаря более оптимистическим ожиданиям граждан относительно развития экономики.
После спада в течение двух предыдущих кварталов индекс экономических ожиданий за III квартал увеличился на 10, 5 пункта до 103, 9. Сейчас украинские граждане имеют преимущественно оптимистические ожидания относительно развития отечественной экономики и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. Индекс текущего положения также достиг рекордно высокого значения — 92, 0, превысив предыдущий показатель на 3, 1 пункта. В то же время инфляционные ожидания граждан остаются очень высокими: в сентябре индекс инфляционных ожиданий (ИИО) составлял 185, 5 пункта, что является самым высоким зафиксированным значением, начиная с декабря 2000 года. Ожидания относительно безработицы остаются на сравнительно низком уровне (119, 8), соответствующий индекс в течение III квартала не претерпел статистически значимых изменений. Приложения Настроения оптимистические на востоке, в больших и средних городах Опрос показал улучшение потребительских настроений во всех регионах Украины. Самые высокие показатели ИПН зафиксированы в Киеве и восточном регионе. На востоке индекс составлял 103, 2 пункта, что на 9, 6 пункта превышает значение предыдущего квартала. Значение индекса больше 100 впервые зафиксировано в этом регионе; оно указывает на то, что сейчас большинство потребителей, проживающих в восточных областях страны, имеют позитивные настроения.
Индекс экономических ожиданий в этом регионе также достиг рекордно высокого значения — 105, 9, увеличившись в течение квартала на 15, 1 пункта. Существенное улучшение потребительских настроений в восточном регионе связано с ускорением темпов промышленного роста в стране. Улучшение материального положения и рост оптимистических ожиданий жителей восточных областей привели к существенному
Приложения ние экономического роста, которое происходит сейчас, является фактором улучшения потребительских настроений прежде всего более обеспеченных граждан. Для улучшения настроений неимущих, очевидно, необходимо принятие специальных правительственных мер, например повышение пенсий и социальных пособий. Существенно увеличился оптимизм лиц среднего и пожилого возраста. ИПН лиц среднего возраста (31— 45 лет) увеличился на 10.4 пункта до 98, 9, а лиц пожилого возраста — на 9, 6 пункта до 83, 5. В то же время ИПН младшей возрастной группы (15—30 лет) увеличился менее существенно — на 3, 5 пункта до 110, 3. Несмотря на рост оптимизма граждан пожилого воз-
раста, инфляционные ожидания этой группы достигли исторического максимума, превысив все предыдущие показатели: в течение III квартала соответствующий ИИО увеличился на 7, 7 пункта и составил 191, 9.
|