Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Латентные оценки
Латентные (скрытые, неявные) оценки цены получают в результате применения специальных методов проведения эксперимента. Все эти методы являются модификациями совместного (conjoint) анализа. К ним можно отнести полнопрофильный совместный анализ, адаптивный совместный анализ и последовательный выбор (trade-off). Необходимость в вычислении латентных оценок вызвана тем, что: 1) при использовании прямых оценок респонденты 2) в реальной жизни мы всегда оцениваем атрибу Для решения этих проблем, как правило, используется метод совместного анализа (conjoint = consider jointly — рассматривать совместно). Как уже упоминалось ранее, процедура совместного анализа предполагает анализ реакции респондентов на различные варианты исполнения товаров. Существует несколько вариантов проведения совместного анализа: полнопрофильный, адаптивный и попарное сравнение. Раздел 2 Маркетинговые исследования поведения потребителей
Полнопрофильный совместный анализ. В ходе реализации данного варианта проведения совместного анализа респонденту необходимо упорядочить или оценить разные концепции продуктов, которые, как правило, описываются в текстовой форме на карточках. Количество вариантов может быть от 6 до 25. В случае тестирования значительного числа атрибутов используют эффективные планы, позволяющие снизить количество оцениваемых вариантов. Программная реализация может осуществляться с помощью пакета SPSS 10.0 и выше. Метод весьма дорог, требует достаточно сложного программно-математического сопровождения, а количество тестируемых атрибутов невелико. Однако результативность метода очень высока. Можно построить кривые чувствительности к цене, протестировать альтернативные версии продуктов, можно осуществить моделирование поведения потребителя. Очень хорошо подходит для анализа цены, если в профилях явно не присутствуют связанные атрибуты (атрибуты, которые могут зависеть друг от друга). Адаптивный совместный анализ. Адаптивный метод совместного анализа (АСА) был разработан с целью получения возможности использования большего количества атрибутов и их уровней. АСА позволяет использовать до 50 атрибутов и до 20 уровней, что совершенно нереально в обычном совместном анализе. Это достигается за счет того, что эксперимент проводится при помощи компьютера, который генерирует профили для оценки респондента по ходу интервью на основании его предшествующих ответов. В то же время каждый респондент оценивает не все сочетания уровней атрибутов, как это было в полнопрофильном совместном анализе, а только некоторые, определяемые программой. Это ограничивает использование метода только компьютерными тестами. Среди систем, реализующих данный метод, можно отметить, например, GfK Price Challenger. Преимущества метода очевидны, однако реализация является достаточно дорогой, в первую очередь потому, что требует специального лицензионного программного обеспечения. Парные сравнения (Price vs Good Trade-Off). Данный метод предполагает выбор респондентом наиболее подходящей цены для одновременно представленных концепций товара (в виде профилей или явно). Выбранная цена заменяется на более высокую и выбор повторяется. Этот метод абсолютно аналогичный обычному полнопрофильному совместному анализу с двумя атрибутами и большим набором уровней. Разновидностью такого метода является более чистый эксперимент выяснения стоимости марки (brand-price tradeoff — ВРТО). Метод достаточно дорогой. Методика разработки плана эксперимента и анализа данных относительно более простая и позволяет реализовывать его как на компьютере, так и вручную. Метод дает возможность построить кривые чувствительности к цене и протестировать альтернативные варианты исполнения товара. Однако качество данных среднее, на оценку цены могут повлиять непредусмотренные исследователем атрибуты продукта. Какой из методов исследования цены, прямой или латентный, лучше выбрать, определяется в каждом конкретном случае индивидуально. В общем случае на это влияют следующие факторы: бюджет исследования, срочность и требуемая точность, количество тестируемых атрибутов (в случае совместного анализа), возможности обеспечения респондентов товарами необходимого качества, специфика продукта. 19 — 4-1131
Раздел 2 Маркетинговые исследования поведения потребителей
2.5. Исследования, направленные на разработку стратегии продвижения Стратегия продвижения является одним из конечных пунктов в разработке маркетинговой стратегии компании. Выработка эффективной стратегии продвижения предполагает поднятие таких вопросов, как сегментация рынка, позиционирование, определение типа сбыта и стратегии продвижения, определение эффективных коммуникационных каналов. При разработке или модернизации стратегии продвижения в наиболее общем случае необходима проработка следующих вопросов. 1. Каковы мотивы и проблемы, потребителей из 2. Рациональной или иррациональной является мо 3. Каков уровень вовлеченности потребителя? Та 4. Спрос на данный товар импульсивный или это ходима для прогнозирования модели оценки и выбора товара потребителем. 5. Какая информация, касающаяся товара или мар 6. Какой имидж марки и/или производителя? Со 7. Существует ли лояльность потребителей к 8. Каков имидж марок конкурентов? В чем их силь- марки и марок конкурентов на карте восприятия? 9. С какими марками и/или производителями оз '•! преимущества и недостатки? Какая мера удовлетворения каждой из них? 10. Какие марки товаров участвуют в процессе 11. Какие преимущества сформировались у потре 12. Есть ли лидер, который действует на данном 13. Что, по мнению потребителя, выделяет наш, 14. Каков реальный уровень охвата целевой аудито Ответы на эти вопросы и дают возможность определиться с тем, какую реальную позицию занимает наш
Раздел 2 Маркетинговые исследования поведения потребителей
товар в сознании потребителей, в чем причины такой позиции и в каком направлении возможно развивать марку и рекламную активность. 15. Каково эмоциональное восприятие товара? Этот 16. Какой уровень стимулирования и адаптации 17. Где на кривой Вундта находится уровень сти 18. На каком этапе жизненного цикла находится Рис. 2.8. Традиционная кривая жизненного цикла товара: I — этап разработки, II — этап выведения на рынок, III — этап роста, IV — этап зрелости, V — этап упадка Характеристика этапов жизненного цикла товара представлена в таблице 2.2.
Раздел 2 Маркетинговые исследования поведения потребителей
Следующая группа вопросов касается организации сбыта продукции. Компания может использовать два типа стратегий продвижения: проталкивания (push) и протягивания (pull). В первом случае упор делается на стимулирование сбытового аппарата, а во втором — конечных потребителей. В этой связи полезны приведенные ниже вопросы. 18. Где потребители в основном покупают това 19. Чем руководствуется потребитель при выборе 20. Какие требования выдвигает потребитель к си 21. Соответствует ли в глазах потребителей 22. Какие требования потребитель выдвигает к 23. Какие услуги потребитель хотел бы получить 24. Какая система скидок и зачетов необходима 25. Какие методы стимулирования (кроме скидок 26. Насколько важно дополнительное поощрение 27. Насколько потребители прислушиваются к 28. Могут ли продавцы предоставить необходимую Выбору эффективного коммуникационного комплекса посвящены приведенные далее поисковые вопросы.
29. Какие внешние источники информации (меди- 30. Какие каналы подачи информации целесообраз 31. Какова рекламная активность конкурентов? 32. Какие элементы BTL-компаний используют 33. Какие рекламные модели, исходя из специфики 34. Какой, исходя из поставленных маркетинговых 35. Какие слоганы целевой аудиторией будут вос 36. Как зависит эффективность продвижения от 37. Целесообразно использовать собственный персо 38. Какие сегменты не обслуживаются или недо Приведенные вопросы, конечно же, не составляют исчерпывающий список. Однако их проработка с учетом специфики товар — рынок — фирма дает возможность компании с высокой степенью вероятности разработать эффективную стратегию продвижения на рынке. Контрольные вопросы
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Предмет дисциплины, ее объект и субъект. 2. Основные этапы в анализе поведения потребите 3. Основные этапы прикладного управленческого 4. Процесс обмена на потребительском рынке. 5. Расширенная модель " черного ящика" сознания 6. Факторы, влияющие на потребительское поведе 7. Неуправляемые факторы маркетинговой среды,
8. Зависимость иррациональности поведения на 9. Факторы культурного порядка, влияющие на
10. " Варварское" и " сакральное" поведение. 11. Социальные классы и их влияние на потребление.
12. Теории " разумного", и " запланированного" по 13. Социальные факторы, влияющие на потреби 14. Референтные группы и группы членства. Опре
15. Зависимость влияния референтных групп от 16. Модели персонального влияния. Общая харак 17. Ролевое влияние на поведение человека на рын 18. Определение мотивации. 19. Эффекты сноба и присоединения к большинству
20. Личностные факторы, влияющие на потреби 21. Этапы жизненного цикла семьи и покупатель 22. Влияние рода занятий на характер приобретае 23. Образ жизни и его влияние на характер рыноч 24. Тип личности, его связь с покупательским пове 25. Модели VALS1 и VALS2. Общая характеристика. 26. Психологические факторы. Их влияние на ха 27. Мотивация. Определение. Модель мотивацион- 28. Нужда, мотив, потребность, желание и элемен Контрольные вопросы Контролыные вопросы
29. Схема формирования мотива по Е.П. Ильину. 30. Динамичная природа мотивации. Факторы, 31. Классификация нужд Д. Старча. Список нужд 32. Иерархия нужд по А. Маслоу. Трио нужд Д. Мак- 33. Утилитарные и гедонические нужды. 34. Абсолютные и относительные потребности по 35. Марксистская классификация нужд. 36. Реестры ценностей по М. Рокичу и С. Шварцу. 37. Теория потребительских ценностей Шета — 38. Классификация потребностей человека по К.К. Пла 39. Классы нужд по В. Макгу и У. Макдаугола. 40. Мотивационные теории. Общая характеристи 41. Общие теории мотивации А. Маслоу, Д. Мак-
42. Общие теории мотивации. К.К. Платонов, 43. Общие теории мотивации. Бихевиориальные
44. Общие теории мотивации. Социально-когнитив 45. Специальные теории мотивации (теория конку вания оптимального уровня стимуляции, мотивация, направленная на приобретение гедонических впечатлений, желание свободы, мотивация, направленная на уменьшение риска, побуждение к установлению причинной связи). 46. Восприятие. Определение. Этапы процесса вос 47. Количественные величины и пропорции, влияю 48. Усвоение. Определение. Теории научения. Об 49. Модель информационного процесса у потребите 50. Теории усвоения. Общая характеристика и при 51. Гештальтпсихология, ее основные положения и 52. Особенности восприятия цветовой гаммы.
53. Факторы, влияющие на уменьшение ценовой 54. Семиотический анализ. Эффект симпиптизма. 55. Отношение. Определение. Модели формирова 56. Теории, которые используются для объяснения 57. Компенсаторная и некомпенсаторная модели
58. Стратегии фирмы по изменению отношения 59. Виды потребительской приверженности к тор 60. Процесс принятия решения (ППР). Общая ха
61. Основные этапы ППР. Их характеристика. 62. Сравнительная характеристика проблемно-рас 63. Модели поведения потребителя (традиционные, 64. Методы маркетинговых исследований, которые 65. Специфика разработки поисковых вопросов при 66. Применение совместного анализа для изучения 67. Мотивационный подход к сегментации рынка. 68. Маркетинговые исследования при разработке 69. Маркетинговые методы тестирования цены. 70. Разработка поисковых вопросов при выработке
|