![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценности и мотивы потребителей
В данном блоке исследователь должен получить ответы на следующие основные вопросы: • Каковы терминальные и операционные ценности • Какие нужды потребителя являются доминирую • В чем состоят основные проблемы потребителя? • Какую основную выгоду желает получить потре • Где предполагается использовать товар? является главным этапом всего маркетингового исследования, посвященного изучению мотиваций. Это вызвано тремя причинами. Во-первых, знание определяющих мотивов потребителя дает возможность выдвинуть гипотезы об их дальнейшей трансформации в потребности, а следовательно и выдвинуть гипотезы о ключевых элементах, которыми мотивируется потребитель при выборе товара или услуги. Таким образом, можно четко сформулировать первый уровень товара, т. е. товара по замыслу, который корреспондируется с базовой потребностью потребителя, а также очертить товар в реальном выполнении, товар с подкреплением, ценовую стратегию и стратегию продвижения. Во-вторых, вследствие различных факторов может наблюдаться разрыв между " идеализированным" товаром в воображении потребителя и обнаруженны- Раздел 2 Маркетинговые исследования поведения потребителей
ми элементами мотивации покупателя. Иными словами, может возникнуть такая ситуация, когда обнаруженные мотивы адекватные товару фирмы, но результаты исследования элементов мотивации показывают, что они отличные от " идеализированных" гипотетических характеристик товара для целевых аудиторий, которые исследуются. В-третьих, выявленные нужды потребителей и их потребности определяют товар по замыслу и корреспондируются с определением потенциального рынка. Особенно важным заданием при изучении мотивов потребителей является изучение не только осознанных нужд потребителей, но и неосознанных. Как правило, фирмы изучают только осознанные потребности, а это приводит к тому, что 90 % новых товаров, которые выводятся на рынок, отличаются от старых только незначительным улучшением параметров товара. Американские ученые Г. Хемелтон и К. Пралад наглядно отразили ситуацию относительно осознанных и неосознанных нужд потребителей и их связь с маркетинговыми исследованиями, которые проводятся предприятием (рис. 2.2). В этом блоке обычно возникают следующие поисковые вопросы: 1. Что собой представляет система ценностей потре 2. Каковы доминирующие актуализированные нуж 3. Каковы сопутствующие и конкурирующие меж 4. Является ли потребность латентной (скрытой) 5. Какую основную выгоду желает получить потре 6. Каковы основные проблемы потребителя, связан 7. Какие операционные и терминальные ценности, 8. Какую функциональную, социальную, эмоцио 9. Каковы относительные потребности человека? Для выявления определяющих нужд потребителей чаще всего применяется проекционная методика путем предложения респонденту открытых вопросов, например, завершение рассказа, подбор словесных ассоциаций, тест тематической апперцепции. Высокую эффективность при исследовании нужд потребителя в ходе опроса показали вопросы со шкалой Тестоуна (Turstone). Суть данного метода заключается в том, что респондент (он же потенциальный потребитель) должен отметить те утверждения из предлагаемого списка, с которыми он согласен. Построение вопроса в этом случае происходит так: методом мозгового штурма генерируются около 50 утверждений, из которых далее отбираются до десяти-двенадцати (в силу Раздел 2 Маркетинговые исследования поведения потребителей
Отметьте, пожалуйста, те утверждения, с которыми Вы согласны? • мебель, которую я покупаю, должна быть продол • мебель, которую я покупаю, должна быть функ • качество мебели важнее её цены; • цена является наиболее важным фактором выбо А при исследовании негативной мотивации при добровольном страховании личного имущества фрагмент вопроса анкеты может иметь такой вид: В чем причины отказа от страхования? • не задумывались над этим вопросом; • некогда сходить застраховаться; • нет свободных денег; • не доверяете страховому полису; • верите в то, что с Вами все будет хорошо. 3. Причины актуализации мотивов Любые маркетинговые исследования имеют четко определенный срок, в течение которого они действительны. Для того, чтобы знать, в пределах какого периода обнаруженные мотивации будут оставаться актуальными, а также для более глубокого понимания поведения потребителей необходимо знать причины актуализации потребности. Все причины актуализации можно условно разделить на две группы: внутренние и внешние. Если причины внутренние, то они, как правило, являются более стабильными во времени. Если причина кроется во внешних стимулах, особенно если они неприятны для человека, то такие нужды и вызванные ими потребности недолговечны. Поэтому выяснение причин актуализации мотивов важно для прогнозирования устойчивости мотивов и, как следствие, спроса на рынке. Например, приобретение бытового фильтра для воды может быть вызвано проблемами со здоровьем, заботой о здоровье (профилактикой) или же модой. В первых двух случаях спрос будет долговечным и стабильным, а во втором — изменчивым, сильно подверженным имиджевой рекламе. 4. Потребности потребителя Одна и та же нужда может трансформироваться в различные потребности. Например, такой мотив, как жажда, может трансформироваться в потребность в минеральной или талой воде, соке и т. п. В этом контексте нужда, как это уже отмечалось, выступает клас-сообразующим признаком для групп потребностей. Задача маркетингового исследования при изучении потребностей потребителей состоит в определении того, как они видят способ удовлетворения собственных нужд, как четко сформировалось в них " видение". Здесь полезны следующие поисковые вопросы: 1. Каким образом решается проблема или удовле 2. Какие способы разрешения проблемы потреби 3. Какими социокультурными и психологическими 4. Насколько стабильным является такой паттерн Раздел 2 Маркетинговые исследования поведения потребителей
|