Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вовлеченность и ППР
Сложность процесса принятия решения в каждом отдельном случае зависит от уровня вовлеченности потребителя, который определяется как степень личной важности или значимости товара (марки) для потребителя в конкретной ситуации. Чем больше степень вовлеченности потребителя, тем более правильный, адекватный его потребностям, выбор он делает. Вовлеченность является наивысшей, когда продукция имеет личностное или символическое значение для индивида, когда это связано с высокой ценностной значимостью, когда покупка или использование сопряжено с определенной долей риска и когда это имеет большое значение с точки зрения удовлетворения гедонических потребностей. Большей степени вовлеченности соответствует более длительный процесс выбора. Так, если вовлеченность является минимальной, когда, например, потребители приобретают привычную марку зубной пасты, то ППР является минимальным, и такой процесс известен как шаблонное, или привычное, принятие решения (routine problem solving, RPS). Потребители просто перемещаются по магазину и автоматически покупают привычные товары без рассмотрения альтернатив. Если, например, марки товара, которые потребители обычно покупают, распроданы и потребителям необходимо выбрать из того, что есть на полке, они входят в состояние проблемно-ограниченного решения (limited problem solving, LPS). Этот подход используется тогда, когда у потребителей нет четко устоявшихся предпочтений, однако ему необходимо сделать выбор между определенной группой марок и при этом он имеет низкий уровень вовлеченности. LPS подвержен влиянию демонстрации товара в магазине, раздаче бесплатных образцов и другим методам продвижения, используемых при проведении BTL-кампаний. В этих случаях потребители рассматривают только небольшую часть возможных альтернатив и оценивают их на основе нескольких свойств. Расширенное проблемное решение (extensive problem solving) происходит только в некоторых случаях, например, при посещении магазина с целью покупки нового автомобиля. Это влечет за собой высокий уровень вовлеченности и комплексную оценку возможных альтернатив. Понимание процессов принятия решения целевыми рыночными аудиториями является крайне важным при разработке стратегии маркетинга из-за того, что необходимо убедиться, что маркетинговые усилия осуществляются в соответствии с покупательским поведением существующих и потенциальных потребителей. Сравнительная характеристика проблемно-ограниченного и расширенного процессов принятия решения приведена в табл. 1.22. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Таблица 1.22. Сравнение проблемно-ограниченного и расширенного ППР
Разница в размахе поиска для различных типов ППР приведена в табл. 1.23. Таблица 1.23. Разница в размахе поиска в процессе принятия реше- Ния
Стюарт Дебрюкер (F. Stewart DeBruicker) предложил матрицу, отражающую различные модели ППР в зависимости от степени вовлеченности потребителя и уровня дифференциации торговой марки (рис. 1.51). Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
|