![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подходы к получению оценок полезностей торговой марки
Для получения оценки полной и частичной полезности торговой марки в ходе маркетинговых исследований могут использоваться композиционный и декомпозиционный подходы. Композиционный подход наиболее часто применяется в ходе маркетинговых исследований, что обусловлено простотой практического применения и возможностью сбора большого количества ответов респондентов. При использовании данного подхода оценка полной полезности марки производится на основе измерений значимости и воспринимаемой степени наличия атрибутов, полученных исследовательским путем. Используя компенсаторную или некомпенсаторную интеграционную модель, получают значение полной полезности, на основании чего модулируют выбор потребителей на рынке. Однако такой подход имеет и определенный недостаток: сочетание атрибутов может существенно повлиять на оценку значимости и воспринимаемого присутствия атрибутов. Для устранения этого недостатка используют декомпозиционный подход. 14 — 4-1131 Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
В ходе реализации декомпозиционного подхода непосредственно оценивают частичные полезности, представляющие собой комбинацию значимости и воспринимаемого наличия, в результате чего высокий уровень полезности может явиться следствием либо высокого уровня значимости и низкого уровня воспринимаемого наличия, либо низкого уровня значимости, скомпенсированного высоким уровнем воспринимаемого наличия. К недостаткам данного метода можно отнести также возникающие сложности с формированием большой выборки. Это связано с тем, что с возрастанием количества атрибутов и/или их уровней резко возрастает количество альтернатив, которые необходимо оценить респонденту. Например, если мы тестируем три атрибута на двух значениях, то получаем 23 = 8 различных комбинаций. Если же у нас пять атрибутов на трех уровнях, то респонденту необходимо оценить Зб = 243 комбинации. Хотя теория экспери- ментов позволяет за счет эффективных планов уменьшить количество анализируемых вариантов, тем не менее перед респондентом стоит достаточно сложная задача и проводить такие опросы можно только в стационарных условиях. А это влияет на качество выборки. Интеграционные модели Определение полной полезности подразумевает наличие модели интеграции частичных полезностей. Выделяют два класса моделей интеграции частичных полезностей для описания процесса формирования отношения и, соответственно, принятия решения о выборе товара: • компенсаторные модели, • некомпенсаторные модели. Компенсаторные модели Наиболее часто используют компенсаторную и аддитивную модели. В рамках компенсаторной интеграционной модели более низкая оценка, данная одному атрибуту, может быть скомпенсирована более высокой оценкой, данной другому. Модель является аддитивной, так как предполагается, что между атрибутами нет взаимодействия и общая полезность марки товара представляет собой сумму частичных полезностей. Модель Фишбейна. В качестве интеграционной модели наиболее часто используют модель Фишбейна, построенную на получении простой средневзвешенной суммы: где А. — позиция лица j по отношению к марке i; w.. — относительная важность для респондента; атрибута k, Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
п — количество учитываемых атрибутов. Метод идеальной точки. Для получения информации про " идеальную", с точки зрения потребителя, марку используется метод, который получил название " идеальной точки". Метод базируется на следующей формуле: П k=i где Аь — отношение к марке; wk — значимость атрибута k; Ik — " идеальное" значение атрибута k с точки зрения потребителя; хк — мысль респондента о фактическом значении атрибута k в исследуемой марке товара; п — число значимых атрибутов. В этом случае респондента просят ответить: как, по его мнению, размещается на интервальной шкале исследуемая марка товара. После чего респонденту предлагается на том же типе интервальной шкалы разместить " идеальную" марку. Весовые значения атрибутов марки измеряются, как и в предшествующем случае, по шкале отношений. В соответствии с данной моделью, чем ближе фактические значения марки к " идеальному", тем большая благосклонность потребителей к ней. Метод Н.В. Богомаз и А.В. Зозулёва. Приведенные выше методы хотя и широко применяются, тем не менее имеют определенные недостатки, в частности: • Как известно, линейная зависимость имеет ограниченное применение в моделировании реальных процессов в сложных системах, в частности таких, как мозг человека. Как правило, для описания таких процессов используют не аддитивную зависимость, а за- висимость экспонентного характера, которая, как показывает практика, более удовлетворительная в таких случаях. • Модель Фишбейна не учитывает идеальное для • Перечисленные методы не учитывают того, что в Если обратиться к известным моделям " SERV-QUAL" и " SERVPERF", то нужно указать, что в основе данных моделей традиционно лежит зависимость между ожидаемым потребителем уровнем качества торговой марки и уровнем воспринимаемого потребителем качества или между идеальным уровнем качества и уровнем воспринимаемого качества. При этом нужно заметить, что на потребительскую оценку марки товара существенным образом влияют все три выше указанные параметра. Итак, при ее определении нужно учитывать зависимость между всеми параметрами. Частичным разрешением данной ситуации стало применение модифицированной модели идеальной точки: где Qt — оценка потребителем £ -й марки, w — весовое значение /-го атрибута для потребителя; Р — воспринимаемый потребителем уровень атрибута iy'-й марки товара; Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
25 — ожидаемый потребителем уровень атрибута у i-й марки товара. При детальном рассмотрении данной зависимости обнаружены определенные ограничения ее применения. Во-первых, формула не является верной и логической в случаях, если, например, Е..> I. или Р.. > Е.., что теоретически и практически возможно во время исследований. Во-вторых, простая линейная зависимость не присуща реальным оценкам. Исходя из перечисленного, потребительскую оценку марки товара (Qt) можно представить в виде такой зависимости: Q, = / (I, Е, Р), где I(dial) — идеальный уровень качества, которое желает получить потребитель; E(xpected) — уровень качества, которое ожидает получить потребитель во время покупки товара; Perceptual) — уровень качества, которое воспринимается потребителем. На основе анализа с учетом приведенного выше авторами была предложена следующая формула функции интегральной (обобщенной) оценки потребителем марки товара: Q.=±J__ 2еХР(/> -^____ Г ' U '[ехр(1^Ец) + ехр(Е(1-Рц)\ ' где Qt — интегральная оценка потребителем i-й торговой марки; о). — весовое значение /-го атрибута для потребителя, у =1...А; k — количество атрибутов; Е — ожидаемый уровень атрибута iy'-й торговой марки; Р.. — воспринятый потребителем уровень атрибута iy-той торговой марки; I — идеальный уровень атрибута у для товаров данной товарной группы. Графически зависимость приведена на рис. 1.47. Рис. 1.47. Гипотетическая зависимость интегральной оценки восприятия потребителем торговой марки Некомпенсаторные модели Данные модели строятся на той посылке, что отсутствие желаемого атрибута, с точки зрения потребителя, не может быть скомпенсировано высокой оценкой других атрибутов, что ведет к отказу от покупки такого товара. Среди некомпенсаторных моделей выделяют: • дизъюнктивную модель. Покупатель рассматри • конъюнктивную модель. Покупатель устанавли Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Человек может использовать как компенсаторную, так и некомпенсаторную модели в процессе совершения покупки. Тип используемой модели зависит от степени вовлеченности и будет рассмотрен более подробно в главе, посвященной процессу принятия решения. Стратегии по изменению позиции Полученные оценки отношения потребителей к торговой марке позволяют принять маркетинговые решения по его изменению. Для этого компании могут использовать следующие приемы. 1. Изменение базовых мотивационных функций. 2. Ассоциирование продукта с группами или обще 3. Ссылка на конфликтующие позиции. Стратегия 4. Использование альтернативных компонентов мультиатрибутивной модели. А именно: а) изменение ценностных значений атрибута товара (w); б) изменение отношения к атрибуту (хг); в) добавить новый атрибут (ш х); г) изменить общее отношение к марке, например, утверждая, что ее покупают, копируют или что это бестселлер; 5) изменить отношение потребителей к маркам конкурентов, что производится посредством привлекательной рекламы. Отношение потребителей формируется в процессе коммуникации с внешним миром. Выделяют следующие типы коммуникации, используемые потребителем: • межличностные неформальные (обсуждение в • неличностные, или массовые. С помощью правильно организованной коммуникации, используя один из вышеперечисленных приемов, можно изменить отношение потребителя к торговой марке. Организация эффективной коммуникационной политики особенно актуальна для отечественных производителей. Зачастую имея уникальные технологии и товары, они проигрывают зарубежным конкурентам из-за того, что не могут донести необходимую информацию до потенциальных потребителей. Иностранные производители наоборот, используя мощный информационный прессинг, модифицируют поведение потребителей в выгодную для себя сторону, иногда даже пренебрегая реальными интересами и потребностями населения нашей страны. Отношение или же позиция потребителя по отношению к товару влияют на его приверженность к марке (табл. 1.20). Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Продолжение табл. 1.20
Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
Второй важнейшей составляющей расширенной модели " черного ящика" сознания покупателя является процесс принятия решения. Понимание того, как человек принимает решение о покупке, позволяет компании разработать конкурентоспособную маркетинговую стратегию. В условиях, когда наиболее дефицитным на рынке ресурсом является доступ к сознанию потребителей, ибо именно оно отвечает на вопрос: " тратить или не тратить деньги", битва за него становится все более и более ожесточенной. Тот, кто владеет сознанием потребителя, — владеет и рынком. В современном технизированном, технологическом мире, очень далеком от натурального хозяйства, когда каждый человек имел представление об объективных свойствах продукта, человек XXI века является в некотором смысле профаном. На первый взгляд, паро-доксально, что в условиях развитой науки и образования фактический уровень нашей компетенции становится все ниже. Как только мы заходим в ближайший магазин, мы становимся некомпетентными людьми. Причина этого проста — темпы прироста знаний растут опережающими по отношению к нашей осведомленности темпами. К тому же специализация, являющаяся следствием распределения труда в рамках общества, приводит к тому, что каждый из нас является специалистом в узкой области. Все выкладки, лежащие в основе микроэкономических моделей, базируются на предположении о симметричности рыночной информации и возможности рационального выбора. Первое условие означает, что придя на рынок (в тривиальном понимании — в магазин или на базар), мы имеем полную информацию о конъюнктуре рынка. Второе условие предполагает наличие у нас знаний, которые позволили б нам сделать рациональный выбор. Оба эти условия невыполнимы. И если проехаться по пяти-семи магазинам еще возможно, то второе условие невыполнимо в принципе. В условиях, когда специалистов в какой-то области готовят в институтах и университетах целых 5—5, 5 лет для того, что бы они могли легко и профессионально разбираться в своем достаточно узком направлении, рациональный и оптимальный выбор со стороны рядового потребителя невозможен. В этом контексте особенно резонно звучит мысль о том, что в современном мире потребитель стремится не столько к оптимальности, сколько к обоснованности собственного решения. Из этого можно сделать два основных вывода. Во-первых, отсутствие возможности оптимального и объективного выбора, сложность самого этого процесса приводит к тому, что выбор осуществляется на основе имеющейся у потребителя информации, простой и однозначной, исходящей от имиджа, целенаправленно или спонтанно сформировавшегося в сознании потребителя. Воистину актуально в этом контексте звучат слова специалистов в области психосемантики о том, что семантическое (смысловое) пространство — это пятое измерение, в котором реально живет человек. Во-вторых, если какой-то способ в прошлом доказал человеку свою эффективность в определенной ситуации, то люди будут поступать аналогично, а не искать оптимальное решение. В силу вышесказанного в современных рыночных условиях быть конкурентоспособным — значит быть в сознании потребителя. И не просто быть, а занимать выгодную для себя позицию. В силу этого у исследователей и маркетологов-практиков не ослабевает интерес к тому, как человек принимает решения, и, как следствие, как можно повлиять на этот процесс, находясь в рамках правового поля, не используя запрещенные методы. Первым этапом на этом пути является составление модели. Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
А. Человек экономический. Экономисты-теоретики, изображающие мир как мир совершенной конкуренции, представляют потребителя как " экономического человека", которому присущи рациональные решения. Это одна из первых моделей, пытавшаяся описать поведение потребителя. Она является очень удобной для теоретических выкладок. Однако, по мнению ведущих специалистов, эта модель не реалистична. Частично мы уже говорили о причинах этого во введении. Специалисты-практики называют следующие недостатки такой модели: — человек ограничен в силу существующих зна — у людей разные ценности и цели, которые не все — рынку присуща асимметрия информации, и ком Действительно, в своей повседневной практике человек не оперирует в ходе выбора товара такими понятиями, как взаимосвязь между ценой и качеством, предельной полезностью и т. д. Никто из нас не высчитывает в уме или на калькуляторе абстрактную функцию полезности на основе четко логически сформированного критерия оптимальности. Эта модель во многом носит теоретизированный характер. Б. Человек пассивный. Это одна из первых моделей, которая получила применение на практике, в частности, в рекламе во времена ее становления. Теоретическим основанием для неё послужила S-R-теория, в рамках которой человек рассматривался как пассивная система, поведение которой обусловлено исклю- чительно внешними стимулами. Отсюда вывод — необходим максимальный поток рекламных стимулов. Эта модель является противоположностью модели человека экономического. Согласно данной модели, человек видится как совершающий покупки импульсивно и иррационально, готовый сдаться в руки маркетологов, уязвимый и открытый внешним стимулам. Лозунг этого подхода — " Потребитель " на крючке" у продавца". Прототип — это вечно неудовлетворенная, беспокойная, неромантическая домохозяйка. Между заботами о муже и детях она занята походами по магазинам, покупая спонтанно товары, увиденные в рекламе или на выставке, порой приобретая те вещи, которые в действительности ей не нужны, без четкого представления о своих истинных потребностях и желаниях. Модель неплохо работала не первых порах — в условиях, когда плотность рекламного потока была относительно невелика, а общенациональные рынки только формировались, когда было немного общенациональных марок, а консюмеризма как социального движения не существовало. Так было в США, так было и в Украине в первые годы независимости. Однако по мере роста экономики, массового применения массового же маркетинга ситуация стала существенно меняться. К тому же все, что мы изучали выше, говорит о неполной состоятельности этой модели. В. Когнитивный человек. Это модель когнитивного человека или человека, принимающего решение, решающего проблемы, делающего выбор. Согласно этой модели, человек представляется акцентирующим или активно ищущим те товары, которые полностью удовлетворяют его нужды и обогащают его жизнь. Эта модель сфокусирована на процессе поиска и оценки потребителем информации о товарах, марках, продавцах. Поэтому выбор является неотъемлемым фактором поведения потребителя в этой модели. С выбором Раздел 1 Поведение покупателей на потребительском рынке
связан риск, который принимает покупатель, и стратегии управления им. Эта модель более реалистична. Потребитель в ней находится между двумя крайностями — человеком экономическим и человеком пассивным. Это человек, который не владеет полными знаниями и поэтому не может принимать совершенные решения, и, в тоже время, это человек, который активно ищет информацию и пытается принимать " удовлетворительные", обоснованные решения. Г. Человек эмоциональный. Данная модель предполагает, что человек не всегда в полной мере проходит все этапы процесса принятия решения. В своих действиях человек подвержен эмоциям, он может принимать решение импульсивно. Это, однако, не означает, что его выбор иррационален. Просто учитывается и фактор эмоций. Действительно, когда человек покупает какую-то марку джинсовых брюк, это вовсе не означает, что эти джинсы удобней чем другие, однако марка может вызывать впечатление того, что они лучше.
|