![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины оптимизма и пессимизма: результаты расширенного опроса
Украинцы стали больше зарабатывать Как и в прошлом году, улучшение материального положения граждан произошло вследствие увеличения доходов семьи и получения новой или дополнительной работы. Такую причину увеличения семейных доходов указали 74 % граждан, констатировавших улучшение материального положения в течение пре- Приложения Приложения
Ухудшение материального положения в течение предыдущих шести месяцев граждане прежде всего связывают с инфляцией. В октябре 2003 года 60 % респондентов, констатировавших ухудшение материального положения, отметили, что цены росли быстрее, чем их расходы, тогда как в октябре 2002 года доля таких граждан составляла 35 %. Рост производства и инвестиции будут способствовать развитию экономики В октябре 2003 года 34 % украинцев, которые ожидали, что последующие 12 месяцев будут благоприятным временем для развития отечественной экономики, надеялись, что будут расти производство и инвестиции. В прошлом году доля таких граждан составляла 29 %. Причиной увеличения таких ожиданий является, очевидно, ускорение общеэкономического и промышленного роста. В то же время увеличилась доля граждан, считающих, что политическое и экономическое состояние государства будет стабильным, возрастет авторитет государства (с 18 до 23 %), а также тех, кто ожидает позитивных изменений в налоговом законодательстве и развитии предпринимательства (с 14 до 20 %). В октябре 2003 года большинство пессимистов отмечали, что следующие 12 месяцев будут неблагоприятным временем для развития экономики, поскольку " снизится уровень жизни граждан страны, цены будут быстро расти, безработных будет больше". Увели- чение доли таких граждан в сравнении с прошлым годом (с 51 до 68 %) мы связываем прежде всего с увеличением инфляционных ожиданий. Потребительское кредитование помогает гражданам покупать товары длительного пользования В III квартале продолжала увеличиваться склонность граждан к потреблению. Соответствующий индекс хъ за квартал увеличился на 2, 1 пункта и достиг нового рекордного значения — 89, 6. В целом в течение трех лет исследования этот индекс увеличился на 43, 8. Основная причина, побуждающая делать крупные покупки, — хороший выбор товаров. Эту причину в октябре 2003 года указали 74 % тех граждан, которые считают, что сейчас в целом благоприятное время делать крупные покупки для дома. За последние 12 месяцев существенно возросла доля граждан, считающих, что крупные покупки нужно делать сейчас, так как можно получить потребительский кредит и процентные ставки на такой кредит низкие. Эту причину в октябре 2003 года указали 52 % оптимистически настроенных респондентов, тогда как в октябре прошлого года доля таких респондентов составляла 29 %2. Такие изменения в потребительском поведении украинцев связаны с быстрым ростом рынка потребительского кредитования. Для абсолютного большинства респондентов, считающих, что сейчас в целом неблагоприятное время для того, чтобы делать крупные покупки для дома, основная причина такого мнения — плохое материальное положение и низкие доходы. В октябре 2003 года такую причину указали 90 % пессимистов.
Приложения Приложения
Главная причина отрицательного отношения к сбережениям — нехватка денег на сбережения, расходование всех доходов на текущее потребление; такую причину указали 54 % респондентов, считающих, что сейчас в целом плохое время для сбережений. В октябре 2002 года доля таких граждан составляла 66 %. Потребительские настроения: трехлетние наблюдения В течение трех предыдущих лет потребительские настроения украинцев существенно улучшились. С начала исследований три года назад — в сентябре 2000 года — индекс потребительских настроений увеличился на 34 пункта, индекс текущего положения — на 36 пунктов, индекс экономических ожиданий — на 33 пункта.
ИПН непрерывно улучшался с начала исследований до конца 2001 года. За этот период индекс увеличился на 29, 7 пункта. Потом, в течение 2002 года и первых двух кварталов 2003, ИПН пребывал в состоянии стагнации, колеблясь вокруг среднего значения в 92 пункта. В конце концов, в III квартале индекс стремительно увеличился и достиг исторического максимума в 99, 1 пункта. Хотя в течение 2002 и первых двух кварталов 2003 года значение ИПН в Украине не претерпело ощутимых изменений, существенно изменялась динамика ИЭО и ИТП. В частности, тогда как продолжалась восходящая динамика ИТП, ИЭО претерпел в целом негативные изменения. Это значит, что в течение этого времени граждане отмечали улучшение личного материального положения, тогда как их ожидания относительно развития отечественной экономики в целом ухудшались. Очевидно, рост экономики в течение длительного времени привел к соответствующему росту Приложения Приложения
Сравнение динамики ВВП и ИПН в Украине показывает, что в период общеэкономического роста украинские потребители немного замедленно реагируют на изменение темпов роста экономики. В частности, стремительное увеличение темпов роста ВВП со второй половины 2000 до III квартала 2001 года создало среди украинцев существенный " запас" потребительского оптимизма, в результате чего потребители " не успели" своевременно отреагировать на стремительное замедление темпов экономического роста в течение следующих четырех кварталов, а легкая нисходящая тенденция ИПН стала заметной только во второй половине 2002 года. Украинцы опять же замедленно отреагиро- вали на ускорение темпов экономического роста, начавшееся в конце 2003 года: ощутимое улучшение потребительских настроений произошло только в III квартале 2003 года. Правда, в начале лета 2003 года на настроениях потребителей отрицательно сказалась дестабилизация на продовольственном рынке страны. Как свидетельствует сравнение динамики индекса потребительских цен (ИПЦ) и ИПН, украинские потребители более чувствительны к инфляции. В частности, инфляционные ожидания потребителей соответствовали тенденции уменьшения инфляции со второй половины 2000 года до второго полугодия 2002 года. В III квартале 2002 года потребители " предвидели" рост цен, начавшийся в конце 2002 года. Высокие инфляционные ожидания, зафиксированные во II и III кварталах этого года, свидетельствуют о высокой вероятности нового всплеска инфляции в конце 2003 и в начале 2004 года. В течение трех лет исследования потребительских настроений индекс ожидаемой динамики безработицы уменьшился на 27, 8 пункта с 147, 6 до 119, 8. Такие Приложения Приложения
Приложение 3 Лояльность или приверженность? 1 На протяжении последних десятилетий потребительская лояльность остается в фокусе пристального внимания маркетологов. И на сегодняшний день широко признанным является то, что для финансового успеха определяющей является деятельность по удержанию существующих потребителей и увеличению доли их затрат, а не попытки привлечения новых потребителей. Имеет смысл ввести следующее существенное различие двух понятий: лояльность (loyalty) и приверженность (commitment). Лояльность относится скорее к поведенческому аспекту взаимоотношения " потребитель — марка". Она базируется на прошлом потребительском опыте. Приверженность же — это психологический феномен, отражающий стойкую ассоциацию с маркой в сознании потребителя. Несмотря на то, что оценка лояльности потребителей является достаточно веским показателем успеха
Приложения Приложения
К примеру, человек постоянно (в четырех случаях из пяти) покупает одну и ту же марку питьевой воды, т. е. лоялен к ней. Но во многих случаях эта лояльность может быть продиктована приемлемой ценой или же тем, что марка продается в ближайшем к дому магазине. При изменении этих обстоятельств — увеличении цены, отсутствии марки в привычной точке продажи — часть лояльных потребителей с легкостью переключится на потребление других марок. Те же потребители, лояльность которых базируется на психологической приверженности, останутся верными своей марке. Проблема лояльности в том, что это только лишь поведение, а поведение не всегда отражает то, о чем думают и что чувствуют люди. На основании поведения потребителя практически невозможно предсказать его следующий шаг, следующий выбор. Приверженность предполагает лояльность, лояльность же может существовать и без психологической привязанности к марке.
|