Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вне рамок налоговых проверок
Помимо проведения встречной проверки налоговики могут истребовать информацию и вне рамок выездных (камеральных) проверок. Согласно п. п. 2, 3 ст. 93.1 НК РФ такое истребование имеет ряд особенностей. 1. Налоговики могут истребовать только информацию о конкретной сделке. Как видим, из буквального смысла нормы следует, что истребовать можно только информацию. То есть потребовать у вас копию договора, акта, первичных документов по сделке налоговики не вправе. Разделяют понятия " документ" и " информация" и формы требования и поручения (Приложения N N 5 и 6 к Приказу). Минфин России в Письме от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209 указал, что информация о конкретной сделке может содержать данные о сторонах сделки, ее предмете и условиях совершения. Однако на практике налоговики истребуют не только информацию, но и документы. При этом судебная практика противоречива. Часть судов исходит из неправомерности истребования документов в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14)). В то же время существуют и противоположные судебные решения (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2009 N А43-11865/2009-37-292, от 19.10.2009 N А43-8766/2009-40-141). 2. Информацию можно истребовать как у контрагента, так и у любого другого лица, которое обладает информацией о сделке. 3. Истребование возможно в случае возникновения обоснованной необходимости. В законодательстве не разъясняется, в каких случаях возникает такая обоснованная необходимость. Однако в абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в поручении обязательно указывается мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость истребования. Можно предположить, что законодатель связывает необходимость истребования информации с проведением конкретного мероприятия налогового контроля. Суды подходят к этому вопросу по-разному. Часть судов приходит к выводу, что отсутствие в поручении (требовании) обоснования необходимости истребования информации является достаточным основанием для того, чтобы не исполнять требование (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14), Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 N 09АП-7537/2009-АК). В то же время некоторые суды полагают, что обоснованная необходимость может и не быть связана с проведением каких-либо мероприятий налогового контроля (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 N А26-1964/2007). 4. Информация может быть истребована в любое время и неограниченное число раз. 5. В поручении о предоставлении информации о сделке обязательно указываются сведения, позволяющие ее идентифицировать.
|