Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучение написанию различных письменных текстов
В начале данной лекции мы говорили о том, что обучение собственно письменной речи становится целью обучения лишь на среднем и старшем этапах обучения в школе, а затем развивается и совершенствуется в вузе. При этом определенные типы текстов учащиеся начинают писать уже в начальной школе. На среднем этапе их количество все увеличивается, и они становятся разнообразнее. К окончанию школы учащиеся должны владеть навыками написания различных видов текстов. Для того чтобы определить, написанию каких текстов следует учить в школе и в вузе, выясним, какие требования предъявляются к учащимся при сдаче различных экзаменов, при вхождении в сферу производственных отношений и успешном продвижении в жизни. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что у нас в стране сегодня наблюдается значительный разброс в содержании письменных экзаменов в различных учебных заведениях. Где-то все ограничивается лишь письменным переводом предложений с одного языка на другой, что не имеет никакого отношения к письменной речи, где-то предлагаются задания на письменный пересказ текста, а где-то используется формат международных письменных экзаменов. Опыт проведения первых Всероссийских олимпиад по английскому языку свидетельствует о том, что постепенно у нас формируются единые требования к данному виду работ, приближенные к уровню международных. Год от года учащиеся все лучше справляются с ними, хотя и допускают ряд типичных ошибок. Думается, что если учителя будут знать точно, к чему надо готовить учеников в контексте единых современных требований, то нам удастся преодолеть огромный разрыв между выпускными экзаменами в школе и вступительными экзаменами в вуз, унифицировать систему экзаменов в различных регионах России, обеспечив ученикам единые стартовые возможности, избежать ненужных повторов и совершить переход на новую экзаменационную систему плавно и безболезненно. Хотя в национальных стандартах пока нет однозначного ответа на вопрос о том, какие тексты должен уметь составлять абитуриент, однако в концепции 12-летней школы и в современных программах по иностранному языку для школ разного типа уже наметилась определенная унификация требований, которая позволяет выделить те типы письменных текстов, которые можно предложить написать выпускникам и абитуриентам. К таким текстам можно отнести: – написание резюме или CV; – написание писем, сопровождающих резюме, писем-запросов о дополнительной информации, писем-заявлений о желании учиться или работать; – заполнение бланков (в том числе для поступления в учебное заведение или на работу); – написание писем, статей в молодежные газеты или журналы; – написание рецензии на книгу или фильм; – написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни и т.д.; – написание инструкций; – написание репортажа о каких-либо событиях (о выставке, митинге ит. д.). ЗАДАНИЕ Проанализируйте те упражнения и задания на развитие навыков письменной речи, которые приводятся в современных УМК по иностранным языкам, и выполните следующие задания: Выпишите те установки и задания, которые являются доминирующими в УМК на этапе формирования умений в письменной речи. Определите, все ли из перечисленных письменных заданий интересны для учащихся. Назовите пять наиболее или наименее привлекательных, на ваш взгляд. На каком этапе обучения их можно использовать и при каких условиях они будут посильными для учеников? Какие из данных заданий вы сами выполняли с удовольствием и хотели бы широко использовать на своих уроках? Почему? Очевидно, что если у учеников есть определенные инструкции, где пошагово обозначено, в какой последовательности и как выполнять то или иное задание, то результат будет выше. Задача учителя – найти или разработать подобные опоры для учеников. ЗАДАНИЕ Попробуйте составить рассказ по известной картине или по открытке, где изображено несколько персонажей. Зафиксируйте те действия, которые предшествовали стадии собственно письма. Обоснуйте их последовательность. Скажите, что предопределило данную последовательность ваших действий. Уверены ли вы, что ваши учащиеся будут действовать так же? Прочтите приведенную ниже памятку и определите эффективность ее использования. Скажите, стоит ли предлагать подобную памятку учащимся. Почему? На каком языке? На каком этапе обучения? Можно ли использовать ее для выполнения других письменных заданий, если да, то каких?
|