Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение сводных понятий, объединяющих все иллюзорные, галлюцинаторные феномены, и их классификация 1 страницаСтр 1 из 17Следующая ⇒
М.И. Рыбальский ИЛЛЮЗИИ И ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
Глава вторая Определение сводных понятий, объединяющих все иллюзорные, галлюцинаторные феномены, и их классификация Большое теоретическое и практическое значение четкой дефиниции иллюзорных и галлюцинаторных феноменов бесспорно. Однако их многообразие столь велико, что нередко трудно сформулировать определения, отражающие особенности каждого из них. Кроме того, важен анализ взаимоотношений между феноменами и их зависимости от форм заболеваний, при которых они встречаются. Поэтому во второй главе обсуждаются также вопросы правомерности разграничения понятий «иллюзии» и «галлюцинации», уточнения патокинетических соотношений между истинными и псевдогаллюцинациями при шизофрении, нозологической принадлежности псевдогаллюцинаций Кандинского. Разбор упомянутых вопросов и оценка различных иллюзорных и галлюцинаторных феноменов по предлагаемым нами критериям дает принципиальное обоснование для построения их систематики (классификации). Основные типы иллюзий и галлюцинаций, их дефиниция Психопатологический анализ иллюзий и галлюцинаций, проводимый по критериям клинической оценки, позволяет четко отграничить друг от друга: органические галлюцинозы, иллюзии и галлюцинации помраченного сознания, истинные галлюцинозы и галлюцинации, неполные псевдогаллюцинации (галлюциноиды), псевдогаллюцинации, психические галлюцинации и сформулировать развернутые определения перечисленных понятий. Определения эти базируются на клиническом исследовании, включающем большое число наблюдений, и частично – на критическом обзоре взглядов1 ряда видных психиатров. Ниже приводится такой обзор и определения общих сводных понятий, которые представляются нам наиболее правильными. В то же время клиническое описание частных терминов дается в соответствующих разделах монографии. На протяжении 150 лет в большинстве учебников психиатрии приводятся аналогичные или близкие по смыслу определения термина «иллюзия». Эти определения в большей или меньшей степени повторяют классическую формулировку Ж. Эскироля, четко отграничившего иллюзии от галлюцинаций, или формулировку Ф. Пинеля. По словам Ф. Пинеля (1829), «заблуждения воображения» (в последующей терминологии – иллюзии) – это «видения, в коих настоящие предметы обезображиваются или приукрашиваются, иногда же совершенно изменяются». Ж. Эскироль (1838) считает, что иллюзии – это извращенные восприятия. В обоих определениях указывается на присутствие при иллюзиях действительного восприятия с его извращением (Ж. Эскироль) или «настоящего предмета» с его обезображиванием, приукрашиванием, совершенным изменением (Ф. Пинель). В определении Ф. Пинеля добавляется еще, что при иллюзиях имеют место заблуждения и причудливости рассудка. Одни авторы учебников психиатрии (отечественных или зарубежных), обозначая иллюзии, говорят об ошибках ощущений – «мнимоощущениях», другие – об ошибках, искажениях, извращениях восприятий – «мнимовосприятиях», третьи – об ошибках ощущений и восприятий, наконец, четвертые, повторяя Ф. Пинеля, подчеркивают, кроме того, участие рассудка, сознания в ошибках восприятий. Достаточно типичными иллюстрациями перечисленных вариантов могут служить определения: В. П. Сербского (иллюзии – это мнимоощущения); В. П Осинова (иллюзии – это ложные искаженные восприятия предметов реальной действительности); С. С. Корсакова (иллюзии суть извращения восприятий, ложноощущения). П. И. Ковалевский иллюзиями называет такие болезненные состояния сенедальной возбудимости, при которых внешние впечатления передаются нашему сознанию ощущениями в извращенном или ложном виде, или иллюзии – это извращения реальных, действительно существующих раздражений внешнего мира, и в этом смысле они могут считаться качественным изменением нервной возбудимости, В ряде учебников при определении термина «иллюзия» наряду с искажением восприятия реального внешнего объекта подчеркиваются чувственность и яркость этого восприятия, что частично учитывал П. И. Ковалевский. Примером подобной оценки иллюзий может служить определение Н. П. Вруханского, называющего иллюзиями чувственно яркие восприятия, при которых объект воспринимается не таким, Какой он есть в действительности, а в искаженном виде. Некоторые психиатры считают нужным подчеркнуть реальность для больного иллюзий (в момент их переживаний, несмотря на сохранную критику). Так, К. Ясперс (1923) иллюзиями называет «видения», возникшие путем преобразования из реальных восприятий, в которых внешние раздражители органов чувств настолько сливаются с репродуцированным; элементами и одно целое, что невозможно отличить прямые от репродуцированных. У В.А. Гиляровского (1937) мы находим повторяемое некоторыми авторами весьма существенное дополнение, заключающееся в том, что при иллюзиях речь идет об извращении восприятия не только предметов, но и явлений. Иллюзиями он называет искаженные восприятия, при которых действительно существующие предметы и явления принимаются не в полном соответствии с действительностью, а в измененном виде. Таким образом, в разных определениях подчеркиваются пять существенных признаков иллюзий: а) наличие объективного, действительно существующего предмета или явления; б) ошибочное, искаженное ощущение или восприятие предмета или явления; в) субъективная оценка искаженно воспринимаемого предмета или явления в качестве реально существующего; г) участие интеллектуальной (мыслительной) деятельности субъекта при образовании феномена; д) сенсорный, чувственный характер феномена. Перечисленные признаки представлены с разной степенью их значимости при различных видах иллюзий. Виды иллюзий, то есть феномены, обозначаемые этим сводным понятием, весьма полиморфны, патогенетически неоднородны, встречаются при многих нервных и психических заболеваниях. Поэтому имеет большое значение их детальная клиническая характеристика. Ведущим признаком, объединяющим все иллюзии общим понятием, оказывается обязательное наличие объективного предмета или явления. Отличает иллюзорные феномены друг от друга, главным образом, неодинаковое состояние сознания и мышления (при их возникновении до и после них). Следовательно, разделяя все иллюзии па возникающие при помрачения сознания и вне помрачения сознания, в связи с нарушением мышления и вне такого нарушения, мы полагаем клинически обоснованным следующее сводное определение понятия «иллюзия»: Иллюзия – это ошибочное, искаженное, извращенное, имеющее естественное или неестественное внешнее оформление, сопровождающееся большей или меньшей аффективной реакцией субъективно-реперцептивное ощущение или восприятие объективно существующего предмета, явления или действия. К принципиально различным иллюзорным феноменам можно отнести: а) иллюзии физические и физиологические; б) элементарные неврологические иллюзии ощущения; в) иллюзии органические (дисметаморфопсии и др.); г) иллюзии рефлекторные (синестезии); д) иллюзии функциональные (парейдолические); е) иллюзии психические (психогенные, аффективные); ж) иллюзии гипнотические (внушенные при открытых глазах); з) иллюзии при синдромах помраченного сознания; и) иллюзии ложного узнавания; к) иллюзии интерпретативные, бредовые, аутосуггестивные. Из всего вышеизложенного следует, что клиническое содержание термина «иллюзия» определяется прилагательным, с которым этот термин применяется в том или ином случае. Вместе с тем во всех случаях понятие «иллюзия» отражает основу феномена, и его правильная квалификация имеет большое диагностическое значение. Определение понятия «галлюцинации» Определение термина «галлюцинация» так же, как определение термина «иллюзия», формулировалось в течение последних 150 лет очень многими психиатрами. В учебниках, монографиях, статьях изложение материалов, касающихся учения о галлюцинациях, нередко начинается с двух справок. Первач из них состоит в том, что термин «галлюцинация» ввел Ф.Б. Соваж в 1768 г. Вторая заключается в том, что четкое разграничение иллюзий и галлюцинаций, а также определение этих суждение о их существенности и принятие мечты за истину». Следовательно, он выделяет три свойства «призраков» (галлюцинаций), считая, что для них характерны: а) обманы чувств, связанные с «повреждением ума»; б) недостаточность суждения, то есть нарушение критики; в) принятие кажущегося («мечты») за истину. Ф. Пинель (1829) уточняет основной признак обмана чувств. Он подчеркивает, что в «видениях...отсутствующие предметы часто принимают столь живой вид, что кажутся присутствующими». Таким образом, он дополнительно подчеркивает внешнее сходство кажущихся предметов с «присутствующими», то есть объективно существующими. Как было уже сказано, без малого 150 лет цитируется и признается классическим определение, данное Ж. Эскиролем (1838)- Галлюцинациями он называет обманы чувств, не имеющие источника раздражения, при которых больной не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что он в данную минуту имеет чувственные ощущения, тогда как на самом деле на его внешние чувства не действует ни один предмет, способный возбудить такого рода ощущения. В этом определении подчеркиваются два основных признака галлюцинаций: а) отсутствие объективного раздражителя – «видение», восприятие того, чего нет, или переживание ощущений, не вызванных объектом; б) убежденность больного в действительности чувственного ощущения – в том, что ощущаемое существует действительно, реально. При первой оценке речь идет о расстройства восприятия, а при второй – о расстройстве суждения, близком к бреду. Это соображение много позже позволило Е. А. Попову (1941) говорить о том, что больной, испытывающий галлюцинации, вместо бредового утверждения о наличии у него кучи золота убежден в наличии " образа или той же кучи золота, которые ему видятся, но в действительности отсутствуют. Возобновившаяся в последней четверти XIX в. дискуссия между представителями «центральной» и «периферической» теорий возникновения галлюцинаций отразилась на определениях этого термина. Сторонники «периферической» теории говорили об обманах органов чувств, а их противники вспоминали Ф. Пинеля и Ж. Эскироля, видевших в основе галлюцинаций «заблуждения ума». Примером такого подхода к определению галлюцинаций может служить формулировка Р. Крафта-Эбинга (1881), оценивающего галлюцинации как следствие «центробежного возбуждения центрального аппарата соответственным психическим раздражением, действующим в такой степени, что отнесенное наружу возбуждение приобретает силу чувственного воззрения», или «галлюцинирующему не только так кажется, но он в самом деле видит, слышит, вкушает, осязает с такою же ясностью, как будто бы это было действительным объектом чувственного впечатления». В этом определении галлюцинации понимаются как производное психики больного, обладающее экстрапроекцией, ставшее воззрением больного, то есть сопровождающееся его верой в действительное существование кажущегося образа. Формулировка Р. Крафта-Эбинга основывается на теории, согласно которой возникновение галлюцинаций подчинено закону эксцентрической проекции. По этому закону ощущения, вызванные внутренним раздражением, локализуются в экстрапроекции таким же образом, как те, которые вызываются адекватным раздражителем извне. Причем подчеркивается, что при корковых и субкортикальных раздражениях эффект эксцентрической проекции не одинаков. Наиболее четко клиническую сущность галлюцинаторных переживаний, их связь с мышлением, процессом познания выразил В. X. Кандинский, подчеркнувший связь галлюцинаций с восприятиями или чувственными представлениями, возникающими субъективно, вне зависимости от внешних впечатлений, но локализующихся в экстрапроекции. Указанные представления появляются в результате возбуждения «центральных чувствующих областей». Он так формулирует понятие «галлюцинация»: «Настоящей галлюцинацией субъективное чувственное восприятие может быть названо только в тех случаях, если чувственный образ представляется в восприемлющем сознании с тем же самым характером объективной действительности, который при обыкновенных условиях принадлежит лишь чувственным образам, получающимся при непосредственном восприятии реальных внешних впечатлений... Различий в степени объективности между действительно галлюцинаторными чувственными образами не существует, наполовину галлюцинировать нельзя–и в данную минуту больной либо имеет действительную галлюцинацию, либо не имеет ее». Он подчеркивает, что «быть убежденным п том, что имеешь ощущение, и действительно иметь ощущение не всегда одно и то же;... галлюцинации суть не просто субъективные ощущения, но субъективные восприятия». В определении В.X. Кандинского наряду с такими признаками галлюцинаций, как экстрапроекция, сходство с реальными объектами, центральное субъективное (без внешнего впечатления) возникновение, указывается на близость галлюцинаций к ощущениям, восприятиям и представлениям, Вслед за Б.X. Кандинским на те же признаки галлюцинаций указывает С.С. Корсаков (1913), Он пишет, что галлюцинации суть «...появление в сознании представлений, соединенных с ощущениями, соответствующими таким предметам, которые в действительности в данную минуту не производят впечатления на органы чувств человека». В другом " определении – он подчеркивает единство при обманах чувств восприятия и представления: при галлюцинировании «мысль проецируется во внешний мир, одеваясь в сенсорную оболочку», или другими словами, «для того чтобы явились галлюцинации, необходимо, с одной стороны, чтобы было возбуждение сенсорных центров, то есть центров, в которых возникают ощущения, и с другой – чтобы это ощущение сливалось с каким-нибудь представлением, восстановившимся в сознании из запаса. Галлюцинация есть репродукция мысли, или идея, проецированная наружу». В течение текущего столетия у нас и за рубежом многие психиатры по-прежнему приводят свои более или менее удачные определения понятия «галлюцинация»: Однако все эти определения повторяют в разном изложении, разной последовательности и с разной значимостью признаки, отмеченные А. Маттеем; Ф. Пинелем, Ж. Эскиролем, В. X. Кандинским, С, С. Корсаковым, оттеняя либо характер галлюцинаторного образа, либо отношение к нему личности больного и подчеркивая патогенетическую близость галлюцинаций в одних случаях к ощущениям, в других – к восприятиям, в третьих – к представлениям. Так, А. Клод (1932) отдает предпочтение близости галлюцинаций к ощущениям; по его мнению, истинные галлюцинации характеризуются наплывом в сознании элементарных ощущении, нейтральных и свободных, от аффективного содержания, с элементами простоты и неожиданности. Преимущественную связь галлюцинаций с восприятиями подчеркивают многие авторы. В. Ф. Чиж (1911) утверждает, что галлюцинация есть настоящее восприятие в том смысле, что галлюцинирующий действительно слышит, видит, осязает, обоняет, а не только ему кажется, что он слышит, видит и т. п. В другом месте он отмечает, что галлюцинация отличается от самых живых образов фантазии тем, что она всегда пространственна, то есть занимает какое-либо место в пространстве. Следовательно, В. Ф. Чиж имеет в виду истинные галлюцинации. По определению К. Яеперса (1965), настоящие галлюцинации являются овеществленными (олицетворенными) иллюзорными восприятиями, которые возникают не из реального восприятия путем преобразования, а оказываются совершенно новыми и которые появляются наряду, одновременно с реальными восприятиями (ощущениями, наблюдениями). Благодаря последнему признаку они отличаются от галлюцинаций во сне. Галлюцинации он относит к аномалии восприятий, а псевдогаллюцинации – к аномалии представлений. А. С. Кроифельд (1940) возражает против отождествления галлюцинации с восприятием. О. П. Вертоградова (1969), говоря о характере нарушений восприятия при острых психотических приступах, отмечает, что иллюзии и в особенности галлюцинации являются не столько собственно нарушением восприятия, сколько следствием его. Большинство авторов указывают на связь возникновения галлюцинаций с представлениями, хотя связь эту понимают по-разному. К. Гольд штейн (1913) полагает, что галлюцинация есть чувственное переживание прежнего восприятия без наличия соответствующего ему нового внешнего раздражения, то есть сущность галлюцинаторного феномена он видит в том, что представление становится восприятием. К. Гольдштейна почти повторяет Е. А. Попов (1941), который считает, что галлюцинация есть представление, превратившееся в восприятие, или, точнее, представление, переживаемое так, как если бы оно было, восприятием. При этом он- не усматривает четких границ между восприятиями и представлениями и считает, что между ними имеется непрерывная шкала взаимных переходов: представление, превращаясь в восприятие, приобретает все его признаки и становится галлюцинацией, а восприятие, переходя в представление, теряет признаки реальности и переходит в представляемое пространство. Помимо отмеченного выше, повторяемость взглядов о связи образования галлюцинации с представлениями выглядит следующим образом: С. А. Суханов (1904) выделяет галлюцинаторные представления, навязчивые галлюцинации и " резко выраженные галлюцинаторные иллюзорные навязчивые представления, развивающиеся в меланхолическом периоде острого психического заболевания и имеющие в основном свои рудиментарные проявления конституциональной ндеаторкой обсессия; Э. Крепелин (1910) пишет, что галлюцинация – это представление необычной чувственной живости; О. Бинсвангер (1908), определяя сознание как совокупность совершающихся в данное время психических процессов (а содержание сознания как образы воспоминания и ощущения, испытываемые органом сознания, то есть корой большого мозга), делает вывод, что при спутанности сознания ускоряется течение представлений и это обусловливает иллюзии и галлюцинации; И. А. Сикорский (1910) полагает, что при галлюцинациях имеет место неправильная оценка сознанием сведений, полученных от служебных органов (анализаторов), по сведения эти могут порождаться не с «периферии служебных органов», а возникать в порядке представлений, вызванных ассоциациями; А. Эй (1932) под галлюцинациями понимает не заблуждение ума и не болезненное ощущение, а несоразмерно визуализированный в психике образ представления; В. А. Гиляровский (1949) высказывает мнение, что галлюцинацию можно определить как проецирование вовне объективизированных, «получивших плоть и кровь материализированных представлений», а не восприятий. Однако он возражает против отождествления интенсивных представлений с истинными галлюцинациями, как это делает В. Гризингер; Н. Н. К органов (1949) утверждает, что галлюцинации, как патология представлений, не могут быть отнесены ни к патологии восприятий, ни к патологии мышления – ошибкам суждения, ни к патологии памяти – ложным воспоминаниям. Этот вывод основывается им на том, что, будучи связаны с восприятиями, представления не суть восприятия; будучи связано с мышлением, включаясь в него как элемент, представление не равно ему и, возникая на общей основе мнестической функции мозга, не тождественно памяти. А. В. Снежневский (1958) относит галлюцинации к категории представлений. По его определению, они характеризуются непроизвольностью, интенсивной чувственностью, проецируются в реальный мир и тем самым приобретают свойства объективности, присущие действительности. В последующем он уточняет, что галлюцинации возникают вследствие приобретения представлениями доминирующего положении, в результате которого действительные впечатления заменяются внутренними образами. Находя различную степень связи возникновения галлюцинаций с той или иной стороной, уровнем процесса познания, цитированные выше и многие другие авторы нередко одинаково оценивают разноименные, принципиально отличающиеся друг от друга феномены, П. Б. Ганнушкин (1904), В. А. Гиляровский (1949), Н. Н. Коргапов (1949) отмечают, что разные авторы к истинным галлюцинациям причисляют неоднородные в патогенетическом и феноменологическом отношении явления. Поэтому любое из имеющихся в психиатрической литературе определений понятия «галлюцинация» применимо к одним галлюцинаторным феноменам и частично или полностью не применимо к другие. В связи со сказанным нельзя согласиться с С.П. Рончевским (1938), который полагает, что все галлюцинации, вне зависимости от их патогенетической и феноменологической принадлежности, подчиняются общим закономерностям. Неверно это, на наш взгляд, потому, что многие галлюцинаторные феномены, обладающие отдельными свойствами истинных галлюцинаций, принципиально различаются между собой. Вместе с тем между различными видами галлюцинаторных переживаний имеется множество промежуточных, переходных форм. При этом разные промежуточные формы – разные виды галлюцинаций– могут встречаться у одного и того же больного. Поэтому, анализируя характер психотических переживаний у каждого больного, необходимо четко представлять себе течение болезни, ее развитие, смену одних симптомов другими, одних галлюцинаций другими. Примером подобного развития может служить описанная В. Н, Мам-пев ой (1969) динамика психопатологи адской симптоматики у детей, боль-пых шизофренией, у которых смена симптомов происходит в такой последовательности: образная фантазия – психический автоматизм – псевдогаллюцинация – чувство овладении – деперсонализация К образному фантазированию в 6–14 лет присоединяются другие автоматизмы в виде сновндных переживании и псевдогаллюцинаций, и тогда образные фантазии приобретают характер автоматизма со склонностью к стереотипии. Суммируя все вышесказанное и выдвигая критерии состояния сознания и мышления в качестве главных, обусловливающих групповую принадлежность тех или других галлюцинаторных феноменов, мы позволим себе предложить следующее определение интересующего нас понятия: истинная галлюцинация – это феномен, при котором кажущийся образ (слуховой, зрительный, тактильный и др.) возникает вне помрачения сознания, при отсутствии реального внешнего раздражителя; более или менее связан с предшествующим расстройством мышления и выражает это расстройство; проецируется в воспринимаемое пространство и ассимилируется им {вступает во «взаимоотношение» с реальными объектами); оценивается больным без критики, как действительно истинно существующий объект. Следовательно, к истинным можно отнести элементарные галлюцинации, галлюцинозы (кроме органических), функциональные и рефлекторные галлюцинации, возникающие вне помрачения сознания. В соответствии с вышеприведенным определением не относятся к истинным галлюцинациям фотопсии и акоазмы, органические галлюцинозы, эйдетические образы, образы сновидений и внушенные гипнотические галлюцинации, все галлюцинаторные феномены состояний помраченного сознания, галлюциноиды и, естественно, псевдогаллюцинации, психические галлюцинации. Правомерность разграничения иллюзий и галлюцинаций Различия между понятиями «иллюзия» и «галлюцинация» достаточно конкретно обозначены в сформулированных многими авторами и частично приведенных выше определениях. Сводятся эти различия к тому, что возникновение иллюзий связано с фиксируемыми в данный момент органами чувств и искажаемыми в сознании действительными ощущениями или восприятиями объективных предметов, явлений, действий, а галлюцинации возникают вне указанной связи. В сентенции X. Ласега (1881) это различие формулируется примерно так: иллюзия относится к галлюцинации, как злословие к клевете; иллюзия опирается на факт, но его извращает; галлюцинация сочиняет все до мелочей, в ней нет ни одного слова правды. Несмотря на то что большинство психиатров признают бесспорным наличие принципиальной разницы между понятиями «иллюзия» и «галлюцинация», такой точки зрения придерживаются не все психологи и даже не все клиницисты-психиатры. Несогласие с принципиальным разграничением иллюзий и галлюцинаций разными авторами объясняется по-разному (А. С. Кронфельд, С. Я. Рубинштейн, В. И. Финкельштейн). А. С. Кронфельд (1936) считает, что различие понятий «аллюзия» и «галлюцинация» теоретически не обосновано, психопатологически ошибочно и практически не существенно. По его мнению, это лишь количественное различие, которое состоит в том, что иллюзия исчезает с исчезновением реального исходного пункта, галлюцинация все же некоторое время продолжается. С, Я. Рубинштейн- (1957) полагает, что никаких восприятий без объекта – галлюцинаций – быть не может. По ее мнению, любые галлюцинации возникают в силукакого-то внешнего раздражителя, а не являются следствием творчества мозга. Поэтому нет никаких принципиальных различий между иллюзиями и галлюцинациями. Делая такой вывод, она ссылается на высказывание И. П. Павлова о том, что любое психическое явление, включая психопатологическое (галлюцинации), рассматривается в качестве рефлекса, реакции (следствия) на раздражитель (причину), а не как возникающее само по себе в мозге, В работах последних лет она повторила свой вывод об отсутствии принципиальных различий между иллюзиями и галлюцинациями. Вместе с тем вполне справедливо считая, что в акте восприятия воедино слиты фугальный и петальный процессы и этот акт является следствием активной целостной деятельности, она не без основания отрицает теорию, согласно которой галлюцинаторный образ – это интенсифицированное представление. Не менее справедливо она признает неправильным мнение В. Гризингера (1867) о том, что детерминация психического у больных людей связана с продуцированием изнутри, из самого мозга. Ею поддерживается цитировавшееся нами ранее высказывание А. В. Снежневского об ослаблении, извращении или полном исключении при психозах детерминации психической деятельности внешним миром вследствие расстройства рефлекторной деятельности головного мозга. На основании последнего утверждения С. Я. Рубинштейн делает вывод о том, что истинные галлюцинации и иллюзии являются искаженными восприятиями. По ее мнению, это не интенсифицированные представления, не фуга льна я продукция больного мозга, а результат искаженного рефлекторного процесса. Продолжая и развивая ту же мысль и отмечая, что за 150 лет резкое разграничение иллюзий и галлюцинаций не приобрело «рабочего делового» значения, С. Я. Рубинштейн признает неправильной оценку иллюзий в качестве искаженных восприятий, а галлюцинации – в виде процесса, вынесенного за рамки восприятия. Этот вывод обосновывается тем, что недопустимо считать галлюцинации «продуктом» больного мозга, результатом процесса целиком фугального, поскольку такое понимание сущности галлюцинаций, по ее мнению, не соответствует данным современной психологии и ведет к дуалистическому толкованию. Мы не склонны останавливаться на обсуждении проблемы причинности в учении о галлюцинациях. Отметим лишь, что к разрешению этой проблемы трудно подойти с помощью патопсихологических экспериментов или патофизиологических исследований. Столь же недостаточен в этом отношении только анализ клинических наблюдений. По-видимому, необходимо комплексное изучение проблемы причинности галлюцинаций при участии перечисленных выше и многих других дисциплин (включая химию, физику, философию). Однако на пути к решению указанной проблемы пока сделано мало, и поэтому для психиатрической клиники важны положения, установки, критерии, отвечающие ее основным диагностическим задачам. По-видимому, вопросы о сходстве и различии механизмов возникновения иллюзий и галлюцинаций, а также о наличии качественной разницы между ними не однозначны и более сложны, чем предполагают некоторые авторы. На наш взгляд, - разногласия при решении этих вопросов частично обусловлены неточностью методологического подхода, выражающейся в том, что смешивается феноменологическая статическая оценка явления с его динамической оценкой и изучением причинности. Иначе говоря, в одних случаях оценивается проявление, внешнее оформление иллюзий и галлюцинаций с учетом закономерностей их динамики (возникновение, развитие, исчезновение), в других принимается во внимание только динамика без учета иных, характеризующих свойства феномена, критериев1, а в третьих делается попытка открыть причинность явления. При исследовании семиотики и систематики иллюзий и галлюцинаций мы ограничимся лишь общим выводом о результатах клинического сопоставления некоторых иллюзий и галлюцинаций. Вывод этот заключается в том, что одни иллюзорный и галлюцинаторные феномены не имеют между собой существенных различий, а многие другие существенно отличаются друг от друга. Так, клинические наблюдения убеждают нас в том, что в большинстве случаев при наличии аффективных, психогенных и примыкающих к ним аутосуггестивных (возникающих в плане бреда) галлюцинаций, а также при галлюцинациях помраченного сознания тщательное обследование обычно позволяет выявить одноименные и однотипные иллюзии. Вместе с тем при наличии иллюзий аналогичного генеза одноименные галлюцинации имеются не всегда, и только дальнейшее развитие болезни приводит к переходу иллюзий в галлюцинации. Степень вовлеченности сознания и мышления при возникновении обоих феноменов остается в этом случае одинаковой. Следовательно, перечисленные иллюзии и галлюцинации отличаются друг от друга только по масштабам, объему патологического творчества. Наоборот, любые иллюзии принципиально отличаются от псевдогаллюцинаций, неполных псевдогаллюцинаций (галлюциноидов), большинства галлюцинаций и галлюцинозов истинных (непомраченного сознания).
|