Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение сводных понятий, объединяющих все иллюзорные, галлюцинаторные феномены, и их классификация 2 страница
Особо должны рассматриваться соотношения между неврологическими (органическими) иллюзиями (микро- и макропсии, расстройство схемы тела, другие психосенсорные мнимоощуще-ния) и органическими галлюцинациями (Шарля Бонне, Лермитта и др.). Здесь, по-видимому, имеет место, с одной стороны, различие в масштабах патологического творчества и степени вовлеченности мышления, а с другой – сходство, обусловленное влиянием на формирование феномена органической патологии. Таким образом, мы полагаем, что клиническое сопоставление допустимо не вообще в отношении иллюзий и галлюцинаций, а только в отношении конкретных иллюзорных и галлюцинаторных феноменов. Однако при таком клиническом сопоставлении любых иллюзий и галлюцинаций необходимо руководствоваться в качестве основной посылки тем, что галлюцинация – субъективное переживание, в момент возникновения которого не имеется воздействия какого-либо соответствующего ему конкретного реального объекта (зрительного, слухового и др.), в то время как иллюзия, также субъективное переживание, всегда представляет собой искажение объективной действительности. Определение понятия «галлюциноз» Термин «галлюциноз» наиболее часто стал встречаться в психиатрической литературе с начала текущего столетия. Все это время многие психиатры подчеркивают неопределенность понятия, обозначаемого указанным термином [В.П. Осипов 1923; Е.А. Попов, 1958; С.А. Суханов, 1906; Г.К. Ушаков, 1969 и др.]. Разнозначные, иногда диаметрально противоположные суждения по интересующему нас вопросу высказывают представители немецкой, французской, советской психиатрических школ. Отсутствие единой точки зрения при этом выявляется не только в результате сопоставления основных установок каждой из перечисленных школ, но также при сравнении взглядов различных представителей одной и той же школы. Так, одни немецкие психиатры относят галлюцинозы к экзогенным, а другие – к эндогенным симптомам. Французские психиатры расходятся между собой по вопросу о наличии при галлюцинозах бреда. Одни советские психиатры относят галлюцинозы к истинным галлюцинациям, а другие – к псевдогаллюцинациям. Нет единого суждения о квалификации галлюциноза в качестве симптома или синдрома и т. д. Еще в 1897 г. французский психиатр Ф. Фернадье впервые описал острое психическое заболевание, характеризующееся только наплывом галлюцинаций без бредового компонента. В дальнейшем именно такие состояния французские психиатры стали называть «чистым галлюцинозом», то есть галлюцинациями без бреда. Термин «галлюциноз» введен в психиатрическую литературу К. Вернике (1901), обозначившим этим термином множественные вербальные галлюцинации при алкогольных психозах, сопровождающихся «обильными обманами восприятий» и образным, предопределяемым галлюцинациями бредом (при сохранной ориентировке); К. Вернике выделяет острый, прогрессивный, резидуальный, хронический, периодический галлюцинозы. К. Бонгеффер (1909) использует термин «галлюциноз» для характеристики галлюцинаций при «экзогенном типе реакции»; К. Вернике и К. Бонгеффер признают обязательной для галлюциноза ясность сознания. Э. Крепелин (1910) отмечает при галлюцинозе оглушенность сознания, неуверенность и нечеткость ориентировки, а также подчеркивает в качестве наиболее характерной особенности галлюциноза элементы критичности в большей или меньшей степени. Психопатологический феномен, соответствующий понятию «галлюциноз французских авторов, описан В. П. Сербским (1906) под термином «острая везания». Этот термин часто использовал в своих работах С. А. Суханов (1906), -который считал его применение целесообразным в тех случаях, когда галлюцинации занимают основное место в болезни, не сопровождаются бредом или предшествуют ему и всецело его «питают». При этом С. А. Суханов выделяет следующие виды галлюциноза (наряду с острым вербальным галлюцинозом Вернике): а) затяжной слуховой галлюциноз при хроническом алкоголизме (яркие, враждебные, «обильные» образы с сохранением элементов критики, иногда с идеями «околдования»); б) хронический слуховой галлюциноз при церебральном атеросклерозе (индифферентные, а затем нелепые, фантастические галлюцинации, сопровождающиеся бредом с постепенным исчезновением критики, но без мысли ности); в) хронический слуховой галлюциноз при слабоумии взрослых (наплыв ярких слуховых галлюцинаций, овладевающих сознанием больного, иногда непрерывных, без критики, с недоступностью, аутизмом, негативизмом, но без определенного паранойяльного синдрома); г) затяжной истерический галлюциноз, иногда с присоединением спутанности (яркие, разнообразные галлюцинации, живые, подвижные, поддерживающие бредовые идеи). В 1926 г. П. Шредер предложил добавлять к термину «галлюциноз» прилагательное «вербальный», а в 1932 г, А. Клод и А. Эй разработали систематику галлюцинозов, основывающуюся на тех же критериях сохранения критичности, наличия или отсутствия бредового сопровождения и степени реалистичности. Е, А. Попов (1958) пишет, что, по определению французских психиатров, галлюциноз – это галлюцинации, к которым сохраняется критическое отношение, а по мнению немецких психиатров – это галлюцинации при ясном сознании. С. М. Корсунский (1936) выражает несогласие с приписываемыми галлюцинозам особенностями, к которым А. Клод и А. Эй относят сознательность и наличие субъективной логической оценки. Кроме того, он возражает против рассмотрения галлюцинозов в группе истинных галлюцинаций. О. П. Вертоградов а (1969) также не включает галлюцинозы в группу истинных галлюцинаций. Наоборот, она не находит различий между галлюцинозом и псевдогаллюцинациями по отдельным критериям и признакам. Галлюциноз она относит к одной из форм параноидной шизофрении, считая, например, «экспансивную и систематизированную» парафренно протратированным хроническим галлюцинозом. Ссылаясь на ряд французских авторов и, прежде всего, на Г. Клерамбо, О. П. Вертоградова полагает, что галлюцинозом можно называть псевдогаллюцинации, обладающие признаками множественности и отсутствием бреда, который лишь потом присоединяется. Точка зрения о близости признаков галлюциноза и некоторых синдромов шизофрении совпадает с мнениями К. Леопгарда и К. Клейста. К. Леонгард (1959) с самого начала говорит о «дефектном галлюцинозе», который сопровождается бредом. В дальнейшем этот бред приобретает систематизированный характер, причем систематизация связана «с мышлением и личностью больного». Такой бред сопровождается выраженной аффективной реакцией с преобладанием отрицательных эмоций, К. Клейст (1919) рассматривает в рамках шизофрения «эндогенный галлюциноз», «прогрессирующий галлюциноз» и, по его мнению, близкий к ним «прогрессирующий вербальный галлюциноз Шнейдера». О.П. Вертоградова и другие авторы, отстаивающие вышеуказанную точку зрения, для ее подтверждения приводят (на наш взгляд, не всегда обоснованно и нередко в отрыве от остального контекста) следующие высказывания ряда советских психиатров: между галлюцинозом и псевдогаллюцинациями нет существенных различий [Л. С, Гишелина и Р. Е. Люстерник, 1949]; при шизофрении галлюцинации сходны с галлюцинозами различного генеза (Г. М. Молчанов, 1958); слуховой галлюциноз часто встречается при шизофрении, причем выявляется связь между сюжетом галлюциноза и бредом [О, В. Кербиков, 1947; Е. Д. Соколова, 1966]; слуховой галлюциноз типичен не для любой формы шизофрении, а только шизофрении, отягощенной алкоголизмом (А. С. Кронфельд, 1940), или гретеровской формы шизофрении (Н. Н. Волков, 1948); галлюциноз и парафрення – понятия однозначные или, во всяком случае, галлюциноз нередко наблюдается в структуре парафрении [Н. С. Иванова, 1966; Н. Ф. Шахматов, 1968]. Расхождение взглядов а понимании термина «галлюциноз» обусловлено иногда тем, что мнения авторов, наблюдавших галлюцинозы при шизофрении, нередко приводятся без их оговорки о необходимости для возникновения галлюциноза экзогенных осложнений основного шизофренического процесса, такие оговорки, например, мы находим у Е. Блейлера (1920), О. Бумке (1936), А. Клода (1930), А. Эя (1932) Противоречивому определению термина «галлюциноз» вполне соответствует неодинаковая, в отдельных случаях диаметрально противоположная квалификация критериев клинической оценки и признаков, характерных, по мнению разных авторов, для этого феномена. Например, сознание при галлюцинозе оценивается как непомраченное с сохранной ориентировкой [А. Уаргок, 1959; К. Бонгеффер, 1909; К, Вернике, 1901; А. Клод и А. Эй, 1932] пли, наоборот, измененное, суженное [К. Клейст, 1920; Б. Майср-Гросс, 1928]; мышление – как интактное [Э. Я. Штернберг, 1959; А. Эй, 1957] или расстроенное, сопровождающееся феноменом ндеаторного автоматизма (Г. Клерамбо, 1927); критика – как сохранная [А, Баркж, 1959; Е. Дюпре, 1911; А. В. Снежневский, 1970; С, А. Суханов, 1906; А, Эй, 1957] или нарушенная соответственно этапу эндогенного заболевания (Э. Крепелин, 1912); эмоции, аффект – как сохранные с благодушной реакцией (Г, Лермитт, 1922) или измененные (К. Вернике, 1900); сенсорность – как ярко выраженная [Э. Я. Штернберг, 1969; А, Эй, 1957] или с превалированием над яркостью множественности, ритмичности, наплыьов, сменяемости [О. П. Вертоградова, 1969; П. Камю, 1911]; проекция – как внешняя в воспринимаемое пространство [К. Вернике, 1901; А. В. Сиежневский, 1970; Э. Я. Штернберг, 1969] или внутренняя [X. Берц, 1919; X. Груле, 1932; К. Леонгард, 1959; П. Шредер, 1921], Бред при галлюцинозе, по мнению одних авторов, полностью отсутствует [Е. Дюпре, 1911; А. Эн, 1932] или присоединяется к галлюцинаторному феномену и имеет подчиненный характер [К. Вершке, 1900; А, В. Снежиевский, 1970; С. А. Суханов, 1906], а по мнению других – предшествует галлюцинаторным переживаниям (К. Клейст, 1920) или сопровождает их. Обозначение термином «галлюциноз» галлюцинаций, наблюдаемых при шизофрении, и в частности некоторых псевдогаллюцинаций признается все же немногими психиатрами. Большинство авторов этим термином обозначают феномен, наблюдаемый при экзогенно-органических заболеваниях или при шизофрении с экзогснно-органическим отягощением. Так, термином «галлюциноз» обозначается галлюцинаторный феномен, возникающий при: а) психозах интоксикационного и инфекционного генеза [В. А. Дьякова и Э. М. Ззлкинд, 1936]; б) психозах лекарственного и травматического генеза [С. Н. Бимц и П, Ф. Малкин, 1969; В. А. Гиляровский, 1949; Б. А. Морозов, 1941]; в) психотических переживаниях -в клинике различных экзогенно-органических страданий (В. П. Осипов, 1923); г) соматических заболеваниях и новообразованиях (А, С. Шмарьян, 1949); д} прогрессивном параличе и сифилисе мозга [В, А. Гиляровский, 1949; К. А. Скворцов, 1933); е) энцефалите и сосудистых поражениях мозга [М О. Гуревич, 1949; Л. Л. Рохлин, 1941]. Разница в определениях термина «галлюциноз» нередко связана с тем, что различные школы и авторы при клинической оценке феномена, обозначаемого этим термином, используют главным образом только три критерия: а) степень реалистичности (естественности) галлюцинаторного образа; б) степень сохранности критики; в) наличие бредового сопровождения (под которым обычно понимается не просто наличие в структуре психоза бреда, а наличие бреда, связанного с галлюцинациями сюжетно). При этом нередко игнорируются такие существенные для оценки галлюцинаторного феномена критерии, как состояние сознания; наличие или отсутствие связи с нарушением мыслительного процесса; характер пространственного расположения галлюцинаторного образа и его связи с реальными предметами объективного окружения. Недооценка последнего критерия особенно недопустима, поскольку, еще со времени К. Вернике под галлюцинозом принято понимать не только множественные яркие галлюцинации, оцениваемые больным с элементами критичности и без бредового сопровождения, по галлюцинации, которые проецируются в воспринимаемое пространство и больше или меньше связаны с этим пространством. Оценка пространственного расположения и ассимиляции объективным окружением при определении галлюцинозов нужна еще потому, что эти критерии дают основание выделить два вида галлюцинозов: истинные (близкие по характеру этого критерия к истинным галлюцинациям) и органические, или неврологические. Для такого разделения важна также оценка веры больного в действительное существование галлюцинаторного образа, характера его сочетания с другими психопатологическими симптомами, степени сенсорности, динамичности или статичности, стабильности или лабильности, единичности или множественности. Сводное понятие «галлюциноз», относящееся к обоим его видам, включает феномены, объединенные, главным образом, однотипной характеристикой основных общих критериев клинической оценки галлюцинаций. Вид галлюциноза (истинный и органический) разделяются только с помощью основных частных критериев и вспомогательных признаков. Учитывая все сказанное, сводным понятием «галлюциноз можно определить галлюцинаторные феномены, возникающие вне помрачения сознания; наблюдаемые при отсутствии видимого расстройства мыслительного процесса; сопровождающиеся сохранностью критики до и после галлюцинирования и большей или меньшей критичностью в момент галлюцинирования; вызывающие адекватную эмоциональную и аффективную реакцию; локализующиеся всегда в экстрапроекции; не сопровождающиеся бредом или сочетающиеся с бредом, возникшим после галлюцинаций и зависимым от них сюжетно. При галлюцинозе, таким образом, не «галлюцинация – дочь бреда» (А. Эй, 1934), а, наоборот, «бред – пасынок галлюцинации». Теоретически можно полагать, что бредовые идеи, возникающие вне зависимости от галлюцинаций, являются собственно бредовыми («интеллектуальными», по выражению В. X. Кандинского). Наоборот, идеи, возникшие в порядке трактовки галлюцинаций («чувственный бред», по выражению В. X. Кандинского), отличаются не только по генезу, но и по существу, так как представляют собой «теорию» больного, разработанную им для объяс-нення существа переживаемых галлюцинаций. Нередко галлюцинации «подсказывают» содержание бреда, порождают его. Однако в этом случае существенную роль играет аффективная реакция больного на галлюцинации, например аффект страха. Еще раз подчеркнем, что при возникновении всех видов галлюциноза обязательно наличие большей или меньшей органической патологии (органического заболевания мозга). Галлюцинаторные образы при галлюцинозе могут характеризоваться большой сенсорной чувственной живостью, яркостью, перцептивной завершенностью, стабильностью, статичностью, малой динамичностью и немногочисленностью или реже множественностью, ритмичностью появления – «наплывами». Последние свойства некоторыми авторами не вполне справедливо относятся к обязательным признакам галлюцинозов. Неоднородность характеристики при галлюцинозах таких критериев, как характер пространственной проекции, наличие ассимиляции объективной обстановкой, реалистичность и других позволяет сформулировать различия между органическими л истинными галлюцинозами. Органический (неврологический) галлюциноз отличается проекцией в представляемое или воспринимаемое пространство, но всегда без ассимиляции окружающей обстановкой; отсутствием реалистичности (часто в виде микропсий и зоопсий); добродушным отношением больного к видению. Этот галлюциноз чаще всего представляет синдром, характеризующий основное органическое страдание (поражение мезенцефальной области зрительного рецептора и др.). Поэтому возникающая иногда дискуссия о правильности отнесения галлюцинозов к числу симптомов или синдромов не правомерна. Истинный галлюциноз отличается от органического экстрапроекцией галлюцинаторного образа только в воспринимаемое пространство; связью с окружающими объективными предметами; реалистичностью оформления, но без веры в его действительное существование (благодаря большей или меньшей критике) и более аффективной реакцией на содержание галлюцинаторных переживаний. К понятию «галлюциноз» по генезу психических расстройств, при которых этот феномен наблюдается, и по характеру некоторых критериев и признаков клинической оценки примыкает понятие «псевдогаллюциноз», которое будет рассмотрено несколько ниже. Определение понятия «синдром психического автоматизма» В 1885 г. В. X. Кандинский впервые описал клинические явления, которые много позднее в 1919–1927 гг. Г. Клерамбо систематизировал и назвал феноменом психического автоматизма. Анализ всех работ Г. Клерамбо, включая его заключительный доклад Парижской медицинской академии в 1930 г., свидетельствует о том, что в рамки синдрома психического автоматизма им включены все псевдогаллюцинаторные явления, которые за 40 лет до этого описал В.X. Кандинский. Именно поэтому А. Л. Эпштейн (1929) и А. А. Перельман (1931) предложили назвать феномен психического автоматизма синдромом Кандинского–Клерамбо. В своей монографии, ставшей классической, В. X. Кандинский основное внимание уделяет феномену, названному им псевдогаллюцинацией. Клерамбо, хотя и не во всех работах, также ограничивает рамки феномена психического автоматизма явлениями, близкими к псевдогаллюцинациям. Формулируя определение понятия «психический автоматизм», Л". Клерамбо в характеризующую этот феномен триаду включает чувственный, высший психический и двигательно-волевой компоненты: а) чувственный автоматизм – алгии, парестезии и др.; б) высший психический автоматизм – перцептивные явления (слова, звучание мысли, надписи, лица и т. п.), а также идеаторные автоматизмы (внушенные подставные мысли, вынужденное мышление, наплывы мыслей, повторение мыслей, слышание мыслей, эхо мыслей, чтение мыслей, вытягивание мыслей и т. д.); феномены мнестического характера (исчезновение мыслей, задержки в мышлении, забывание, ложные воспоминания, гипермнезии); в) явления аффективного и двигательно-волевого автоматизмов (различные дисфории, страхи, тревожное настроение, вспышки гнева, непонятные чувства симпатии и антипатии, чувство странной перемены в людях и вещах, окружающих больного). К волевому компоненту также отнесены: невозможность принимать решения, вынужденные решения, вынужденные гримасы п жесты, двигательные автоматизмы, различные гиперкинезы, задержки жестов и мимики, акинезы, словесный и письменный автоматизмы. А.А. Перельман (1931) отмечает, что в синдром психического автоматизма входит патокинетический компонент (ощущение нарушения личности, частично осознаваемое больным в качестве чего-то нового, чуждого собственному «я») и патопластический компонент (бредовое толкование вышеперечисленных переживаний). По его мнению, синдром психического автоматизма свидетельствует о расстройстве синтеза, сознания и активности личности, что сближает " этот синдром с деперсонализацией. Вместе с тем он полагает, что в основе явлений психического автоматизма лежит нарушение координированных церебральных сочетаний «аффектмвпо-интенциальпых импульсов», с одной стороны, с «импрессионко-мпсстптеск-ой и реактивно-двигательной деятельностью» – с другой. При этом А. А. Перельман ттодчеп-. кивает, что для всего синдрома Клерамбо характерно чувство чуждости, в связи с чем А. Клод предлагает обозначать его «синдромом внешнего воздействия» отождествляя, таким образом, с бредом. В изложении А.В. Снежневского (1970). чувственному автоматизму Клерамбо соответствует сенестопатпческий автоматизм, высшему психическому автоматизму – ассоциативный и двигательно-волевому – кинестетический автоматизмы. Понимание феномена психического автоматизма А. А. Меграбян (1961) основывает на том, что автоматизированные навыки физического и умственного труда обычно находятся под контролем сознания, поэтому в любой момент человек может изменять их направленность, интенсивность и содержание, проявляющиеся в восприятиях, мышлении и действиях. В этой специфической особенности сознания, по -его мнению, заключается один из важнейших признаков психического здоровья человеческой личности. Под автоматизацией им понимается «не механическое осуществление машинообразного функционирования», а системность нервных процессов, при которой отдельные частные функции, сочетаясь и объединяясь, образуют более сложные структуры. Патологический психический автоматизм он считает выражением деавтоматизации в сфере мышления, речи и действия, особо подчеркивая, что больные субъективно расценивают данное патологическое состояние как лишение самостоятельной активности, свободы и превращения в «автомат, находящийся в зависимости от внешних враждебных действий. Г. Клерамбо и А. Клод, А. А. Перельман и А. А. Меграбян, А. В. Снежневский и другие авторы, изучавшие явления психического автоматизма, основным его компонентом считают чувства внешнего влияния, внешнего воздействия, посторонние, действующие извне силы. Подобные чувства сочетаются в сознании больного с чувством отчуждения элементов его собственной психической деятельности, на что указывал еще В. X. Кандинский. Основываясь на этом, некоторые психиатры, с одной стороны, относят к явлению психического автоматизма все психотические переживания, сопровождающиеся чувством сделанности, постороннего влияния (включая галлюцинации и бред, возникающие при помрачении сознания, а также бредовые идеи физического воздействия, отношения, преследования и др.); с другой стороны, они не считают проявлением психического автоматизма иллюзии, истинные галлюцинации, органические и другие галлюцинозы, при которых нет чувства сделанности. М. Г. Гулямов (1965) напоминает, что синонимами понятия «синдром психического автоматизма» являются бред гипнотического очарования (В. М. Бехтерев, 1905), бред гипнотического влияния (С. Д. Владычко, 1912), синдром внушенных переживаний и воздействия (М. Райсфельд, 1935), ксе-нопатический синдром (П. Гиро, 1937), синдром психического воздействия (Е. Н. Каменева, 1957), псевдогаллюцинаторный синдром (Л. К Хохлов 1958). Кроме того, нередко ставится знак равенства между синдромом психического автоматизма Кандинского–Клерамбо и псевдогаллюцинациями Кандинского. Все это позволяет некоторым авторам относить к псевдогаллюцинациям психотические симптомы, наблюдаемые при психозах: гипертонических, гриппозных, токсико-инфекционных, сифилитических и алкогольных (М. Г. Гулямов, 1963–1969), травматических (Е. С. Гайдай, 1969), ревматических (3. В. Полонская, 1969), бруцеллезных (Т. Е. Тощева, 1969), це-ребросклеротических и инволюционных (Ю. М. Бух мал, 1975) и др. Вместе с тем в приводимых этими авторами наблюдениях отмечается параллелизм между галлюцинациями с интрапроекцией, а также другими феноменами психического автоматизма и помрачением сознания или его изменением в вечернее и ночное время. Кроме того, устанавливается зависимость появления синдрома от острых головных болей и соматического утяжеления. Подчеркивается также острое начало а критическое окончание синдрома психического автоматизма, отсутствие существенного нарушения мышления до и после него. Иначе говоря, псевдогаллюцинациями Кандинского названы феномены, при которых отсутствуют основные, указанные В. X, Кандинским признаки: возникновение при пепомраченном сознании и наличие интимной связи с предшествующим и последующим нарушением мышления. По-видимому, наши знания о психической деятельности человека в норме и. патологии, о роли бессознательного в этой деятельности и о психических автоматизмах нельзя признать достаточными. Поэтому мы воздерживаемся от категорических выводов по затронутым вопросам. Однако клинический опыт позволяет сомневаться в правильности тенденции ставить знак равенства между общим понятием «феномен психического автоматизма» и частным понятием «псевдогаллюцинации». Кроме того, по нашему мнению, в рамках изучаемого синдрома следует четко отграничивать галлюцинаторные и близкие к ним явления, возникающие при нормальном или гипнотическом сне и помрачении сознания, от таких же явлений, возникающих вне помрачения сознания. Используя термин А. А. Меграбяна, подчеркнем, что «деавтоматизация» в сфере восприятия, мышления, речи, действия при помраченном и негюмрачешюм сознании принципиально различна и имеет разную патогенетическую сущность. Характер указанной деавтоматизации не идентичен также при истинных и псевдогаллюцинациях. Многообразие симптомов, объединенных синдромом психического автоматизма, отличия параметров, характеризующих эти симптомы, и их генеза делают необоснованной постановку вопроса о нозологической специфичности названного синдрома в целом. Наряду с этим отдельные симптомы при их четкой квалификации могут рассматриваться в качестве относительно специфичных для тех или иных психозов. Такой относительной специфичностью, в частности, по нашему мнению, обладают псевдогаллюцинации, если их понимать только так, как понимал В. X. Кандинский. Определение понятия «галлюциноиды» За последние 70 лет термин «галлюцииоиды» использовался, главным образом, для обозначения психопатологических феноменов, отличающихся от истинных галлюцинаций чаще незавершенностью, недостаточной полнотой оформления, недоразвитостью. Все авторы, применявшие этот термин, вкладывали в него различное, незначительно или существенно отличающееся друг от друга содержание. В, X. Кандинский (1885) упоминает термин «галлюциноиды» в качестве возможного синонима термина «псевдогаллюцинации». Р. М у р г (1913) обозначает этим термином нереалистичные галлюцинации, такие, про которые больные говорят, что они им кажутся. В. П. Осипов (1923) к галлюциноидам причисляет звучание мыслей, двойное мышление, мысленное говорение, подсказывание мыслей, повторение мыслей, насильственное мышление, насильственное говорение, беззвучные голоса, мысленные голоса, речь души, а также ощущение, что кто-либо иннервирует язык, заставляя его двигаться помимо желания и участия больного (галлюциноиды мышечного чувства). Считая, что галлюциноиды обычно не сопровождаются нарушением эмоциональной сферы и сознания, В. П. Осипов полагает, что они выходят за область галлюцинаций и в известной степени сближаются с тем, что подразумевал Г. Байарже (1842) под психическими галлюцинациями, а В. Гризингер (1867) – под чрезвычайно живыми представлениями. То есть в число галлюциноидов В. II. Осипов включает все те феномены психического автоматизма, которые В. X. Кандинский называет псевдогаллюцинациями. Псевдогаллюцинации же определяются им как следствие галлюцинаторного процесса, не достигшего в своем развитии предела, необходимого для получения истинной галлюцинации. Е. А, Полов (1941) к галлюциноидам относит феномены, которые он считает промежуточными (между нормальными представлениями и представлениями, переживаемыми как восприятия галлюцинаций), непрерывно развивающимися, переходящими друг в друга. В их число, по его мнению, входят эйдетизм, псевдогаллюцинации, внутренние голоса, сделанные мысли, беззвучные голоса, звучание мыслей и многое другое. Он рассматривает все эти феномены как связанные друг с другом стадии развития галлюцинаций, как отдельные звенья непрерывной цепи, соединяющие представления и патологические восприятия. Называя галлюциноиды недоразвитыми, неполными, несовершенными галлюцинациями, Р.. Л. Попов относит к ним псевдогаллюцинации п считает, что все эти промежуточные феномены характеризуются отсутствием пространственной проекции, но, развиваясь, приводят к полным, совершенным (истинным) галлюцинациям, В его понимании развитие и регресс истинных галлюцинаций идет так: представления – галлюциноиды – истинные галлюцинации – галлюциноиды – представления. Г. К. Ушаков (1969) под термином «галлюциноиды» понимает совершенно иной феномен, обозначая этим термином зрительные галлюцинации, возникающие днем вне связи со сном, но при закрытых глазах, на темном фоне и наблюдаемые им у стеничных психически здоровых людей в период соматогенно обусловленной астении. Галлюциноиды в его представлении у разных больных или в разное время бывают статичными к динамичными, объемными и" плоскими, красочными и черно-белыми, контури-роваиными и без контуров, содержательными и бессмысленными. Все они длятся мгновенья, не вызывают чувства страха, беспокойства, сопутствующих вегетативных реакций, эмоционально нейтральны. Эти феномены не сопровождаются чувством реальности, но нередко обладают всеми признаками реальности, в частности пространственно-телесной живостью. Галлюцинаторные образы здесь не зависят от установки глаза, и пациенты могут следить за ними без ощущения экстрапроекции. Однако тенденция к экстрапроекции имеется, так как зрительный образ двигается в трех плоскостях. По мнению Г. К. Ушакова, галлюцинонды отличаются от псевдогаллюцинаций Кандинского, а также от истинных галлюцинаций, галлюцинозов и эйдетических последовательных образов. В ряде терминологических словарей промежуточные феномены, близкие к галлюциноидам, именуются аделоморфными галлюцинациями. Отсутствие общепризнанной дефиниции термина «галлюциноиды» позволяет нам вложить в этот термин иное содержание. Галлгоциноидами мы называем неполные псевдогаллюцинации, то есть феномены, промежуточные между истинными и псевдогаллюцинациями. Характеризуясь возникновением при непомраченном сознании и наличием интимной связи с патологией мышления, экстрапроекцией и отсутствием прямой зависимости от рецепторных органов, лабильностью и статичностью в пределах галлюцинаторного образа, они лишены естественности внешнего оформления, не имеют четкой локализации в пространстве, не ассимилируются окружающей обстановкой и больными обычно оцениваются как нереальные. Таким образом, галлюциноиды, утратив основные свойства истинных галлюцинаций, не стали еще полными псевдогаллюцинациями. Это мимолетные, нечеткие, неясные «обманы»: тень или призрак, прошедший перед глазами, образ, фигура, видимые недалеко от глаз и исчезающие при попытке вглядеться. Это также неясный, нечеткий монолог или диалог – «голос» с невозможностью разобрать, мужской он или женский, слышимый извне, но без определенного содержания и локализации в пространстве.
|