Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение сводных понятий, объединяющих все иллюзорные, галлюцинаторные феномены, и их классификация 3 страница
Определение понятия «псевдогаллюцинации» В. X. Кандинский (1849–1889 гг.) начал целенаправленное изучение галлюцинаций, и в частности псевдогаллюцинаций, почти одновременно с завершением работы о заболевании «идеофрения», которое мы теперь называем шизофренией. Уже в 1880 г. в «Медицинском обозрении» (т. 13) и в 1881 г. в немецком журнале «Архив психиатрии и нервных болезней» вышла его статья «Учение о галлюцинациях». В этой статье, как отмечает Л. Л. Рохлин (1971), автор провел критический разбор немецкой литературы о галлюцинациях, поддержал «подкорковую теорию» происхождения галлюцинаций, выделил интеллектуальный и чувственный виды бреда. В 1885 г, в журнале «Медицинское обозрение» (т. 23) была напечатана статья В. X. Кандинского «Критические и клинические соображения в области обманов чувств». В этом же 1885 г. в Германии вышла в свет книга с аналогичным названием. Она содержала два этюда: «Предварительные замечания» и «Псевдогаллюцинации». В нашей стране монография «О псевдогаллюцинациях (критнко-клннический этюд)» Без вступительной главы издана после смерти автора в 1890 г. и переиздана через шестьдесят с лишним лет – в 1952 г. В планы В. X. Кандинского, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться, входило, по собственному его признанию, написание целого ряда очерков, совокупность которых должна была бы объять собою все учение об обманах чувств. В своих статьях и монографии В. X. Кандинский использовал предложенный в 1868 г. Ж. Гагеном термин «псевдогаллюцинация», вкладывая в него, однако, совершенно иное содержание. Он отмечал, что Ж. Гагсн относит к псевдогаллюцинациям не галлюцинаторные феномены, а переживания, близкие к представлениям, включая в их число: а) бред с яркими представлениями и фантазией, живой, образный бред без чувственного компонента; б) обманы восприятия, воспоминания прежних представлений; в) все, что нельзя отнести к галлюцинациям: своеобразные состояния, при которых, продолжая воспринимать действительный внешний мир, сознание вместе с тем фиксирует отдельные образы, к реальному миру не относящиеся, в том числе переживании, близкие к сновидениям. Много позднее, характеризуя отличие взглядов В. X. Кандинского и Ж. Гагена, В. А. Гиляровский (1949). С. С. Корсаков (1901), В. П. Осипов (1916) отметили, что Ж. Гаген под псевдогаллюцинациями понимает феномены, которые ошибочно могут быть приняты за галлюцинации, а также случаи, при которых вымысел, воображение переносятся в действительные переживания. Подчеркивая, что псевдогаллюцинации в том смысле или по крайней мере в том объеме, как в его работе, не были еще никем описаны. В. X. Кандинский отрицает их идентичность психическим галлюцинациям Байарже или сходство с фантазмами Мейера и псевдогаллюцинациями Гагена. Начиная с 1885 г. термин «псевдогаллюцинация» психиатры всего мира понимают в соответствии с воззрениями В. X. Кандинского и согласно сформулированному им определению. В. X. Кандинский так формулирует определение понятия «псевдогаллюцинация»: «...то, что я называю настоящими псевдогаллюцинациями, есть весьма живые и чувственно до крайности определенные субъективные восприятия, характеризующиеся всеми чертами, свойственными галлюцинациям, за исключением существенного для последних характера объективной действителыюсти; только в силу отсутствия этого характера они не суть галлюцинации», В другом месте читаем: «...Псевдогаллюцинация при ненарушенном восприятии внешних впечатлений настолько же далека от галлюцинации, насколько (независимо от различия в интенсивности) вообще представление воспоминаний пли фантазии далеко от непосредственного восприятия...». При этом несколько раз им указывается на то, что псевдогаллюцинации – это являющиеся в сознании живые образы (чувственные представления), сознаваемые как «нечто субъективное, аномальное, повое»: быстро сменяющиеся при закрытых глазах яркие образы, не связанные друг с другом, непроизвольные. Перечисленные признаки в разных сочетаниях и контекстах входят во все дававшиеся в дальнейшем определения псевдогаллюцинаций. Наиболее показательной в этом отношении может быть комплексная характеристика псевдогаллюцинаций, приводимая К. Ясперсом (1923). По его мнению, псевдогаллюцинации лишены вещественности и поинляются неожиданно во внутреннем субъективном пространстве (перед внутренним взором) законченным рисунком во всех деталях – со всеми мельчайшими подробностями и штрихами чувственного изображения; они не сразу расплываются, удерживаются как стойкие феномены и чаще всего исчезают внезапно. Далее К. Ясперс подчеркивает, что псевдогаллюцинации не могут произвольно продуцироваться или изменяться (больной противостоит им рецептивно и пассивно), причем эти феномены не являются обычными, распространенными. В монографии В. X. Кандинский дает психопатологическую оценку отдельных свойств псевдогаллюцинаций. Эти свойства включены нами в число основных критериев оценки и вспомогательных признаков галлюцинаций. Почти за 100 лет истории учения о псевдогаллюцинациях разными психиатрами, главным образом отечественными, было высказано множество соображений о свойствах, признаках, критериях этого феномена. Чаще эти высказывания трактуют, детализируют, дополняют взгляды В.X. Кандинского, а в отдельных случаях противоречат им. Попытаемся осветить мнения В.X. Кандинского и ряда его последователей о некоторых основных критериях клинической оценки псевдогаллюцинаций. Состояние сознания и псевдогаллюцинации. В.X. Кандинский, как было показано ранее, подчеркивает сохранность сознания во всех случаях псевдогаллюцинаций, за исключением гипнагогических и продолжающихся при онейроидных состояниях. Он отмечает, что, в отличие от кортикальных галлюцинаций и сновидений, сопровождающихся отрешением больного от действительности «сознанием», при псевдогаллюцинациях больной отрешается от действительности «вниманием. По нашему мнению, это означает, что при констатации взаимосвязи между галлюцинаторными переживаниями, имеющими феноменологическое сходство с псевдогаллюцинациями и экзогенно-обусловленным помрачением сознания, речь идет об ином явлении, не равнозначном псевдогаллюцинациям Кандинского. Причем взаимосвязь здесь понимается как установление четкого параллелизма между помрачением сознания и характеризующимися интрапроекцией галлюцинациями с прямой зависимостью их возникновения, развития, исчезновения от помрачения и прояснения сознания. В клинической практике, однако, встречаются случаи возникновения галлюцинаций с интрапроекцией не при явном помрачении сознания, а при его эпизодическом частичном нарушении, сужении или изменении, связанном с фазами сна. В подобных случаях удается установить несомненную зависимость появление галлюцинаций с интрапроекцией от вечернего и ночного времени или, например, развития и окончания гипертонического криза и других сосудистых эксцессов. При этом до появления и после исчезновения галлюцинаторных переживаний не удается выявить характерного для шизофрении, протекающей с псевдогаллюцинациями, нарушения мышления. Нет также бредового сопровождения и некритичности вне галлюцинирования. Все это кардинально отличает указанные феномены от псевдогаллюцинаций Кандинского, возникающих не только при иепомраченном сознании, но и при единстве непомраченного сознания с типичным расстройством мышления, обычно некритичностью и бредом. Состояние мышления и псевдогаллюцинации. Представление В.X. Кандинского о патогенетической связи псевдогаллюцинаций с патологией мышления в известной степени отражено в следующих высказываниях: «...все мышление больного, уже вышедшее из пределов нормальной логики, совершается в пластической, образной форме, и пластическая чувственность бреда сумасшедших соткана из ложных представлений,...образов, фантазии и псевдогаллюцинаций...». Таким образом, подчеркивается наличие непосредственной интимной связи элементов мышления и мышления в целом с псевдогаллюцинациями. В отношении феномена, названного В. X. Кандинским псевдогаллюцинациями, Хольбей, как упоминает М. Г. Гулямов, удачно сказал, что это явления, «написанные в мыслях» словами. Не менее четко высказался И. А. Сикорский (1910), отметивший, что псевдогаллюцинации – это «продукт ума», требующий внутреннего внимания в отличие от истинных галлюцинаций, зависимых от внешнего внимания, А. Клод (1930) считает, что псевдогаллюцинации обусловлены патологическим нарушением мышления и неотделимы от бредовых психозов. Состояние критики и псевдогаллюцинации. Оценивая состояние критики при возникновении псевдогаллюцинаций, следует иметь в виду, что больной отличает предметы, явления, действия, объективно существующие, и псевдогаллюцинации, объективно не существующие. Вместе с тем факт появления псевдогаллюцинаций и их содержание, как правило, некритично воспринимаются больным с чувством постороннего влияния, сделанности и бредовой трактовкой. Чувство сделанности при этом поддерживается характерными для псевдогаллюцинаций чувствами чуждости, навязчивости. Навязчивость В.X. Кандинский считает характерным, но не обязательным свойством псевдогаллюцинаций. Чувство объективной реальности и псевдогаллюцинации. Весьма существенным следует признать мнение В.X. Кандинского об отсутствии при псевдогаллюцинациях чувства объективной реальности. В «Теоретических заключениях» монографии он пишет, что псевдогаллюцинаторные образы сами по себе не обладают характером объективности. Это положение неоднократно повторяется в работах многих психиатров. Так, например, Ф. Е. Рыбаков (1916) пишет, что феномен псевдогаллюцинации отличают более яркое выражение процесса реперцепшш по сравнению с представлениями и отсутствие надлежащей объективности, реальности по сравнению с галлюцинациями. Об оценке больным переживаний при псевдогаллюцинациях как «недействительных» говорит В. П. Сербский «{1906), необоснованно признающий чувство недействительности псевдогаллюцинаций идентичным чувству насильственное™ их возникновения. Обязательное отсутствие чувства объективной реальности при псевдогаллюцинациях подчеркивают также В. А. Гиляровский (1949), О. В. Кербиков (1949), А. А. Перельман (1959), Л. Л. Рохлин (1971), А. Б. Снежневский (1958) и др. Однако указанное положение возводится иногда в категорическое утверждение о том, что все случаи, при которых больной понимает необъективность галлюцинаторного образа, должны рассматриваться в качестве псевдогаллюцинаций. Согласиться с этим нельзя, так как оценка больным объективности галлюцинаторных переживаний не всегда определяет их квалификацию. Больные нередко рассказывают о галлюцинациях, феноменологически ничем не отличающихся от воспринимаемых объектов, ассимилирующихся объективным окружением и вместе с тем оцениваемых ими как объективно не существующие. Несмотря на такую оценку, указанные феномены не перестают быть истинными и не становятся псевдогаллюцинациями. Следовательно, если для псевдогаллюцинаций обязательно отсутствие чувства объективной реальности, то отсутствие такого чувства не всегда указывает на псевдогаллюцинаторный характер переживания. Критерий объективной реальности галлюцинаторного образа – заменяется признаком телесности (К. Ясперс, 1923). Им этот признак выдвигается в качестве абсолютно разделяющего истинные и псевдогаллюцинации. Однако, если псевдогаллюцинации всегда лишены телесности, то не все истинные галлюцинации телесны, поскольку в воспринимаемом пространстве могут видеться прозрачные галлюцинаторные образы, имеющие контуры, не загораживающие реальные предметы, по связанные интимно с ними (например, прозрачный образ человека, входящего в дверь, влезающего в окно, и т. п.). Проекция галлюцинаторного образа1 и псевдогаллюцинации. Немало споров возникает по поводу значения оценки" проекции галлюцинаторных образов при квалификации псевдогаллюцинаций. Характер проекции галлюцинаторного образа считают существенным для разделения истинных и псевдогаллюцинаций В. А. Гиляровский (1936), В. П. Осипов (1923), Е. А. Попов (1941), В. И. Руднев (1911), И. Ф. Случевский (1957), А. В. Снежневский (1968), Г. К. Ушаков (1969) и многие другие авторы. Так, А, В. Снежневский отмечает, что в противоположность истинным галлюцинациям псевдогаллюцинации, как правило, не проецируются вовне, п мир реальных вещей и явлений, а ограничиваются сферой представлений (возникают внутри головы). Одни авторы полагают, что для псевдогаллюцинаций характерна внутренняя проекция или такая внешняя проекция, при которой галлюцинаторный образ неразрывен со взором больного (то есть больной не может от него отвернуться). Эти авторы ссылаются на ряд крупных исследователей прошлого, часто употреблявших для характеристики псевдогаллюцинаций выражения: «видятся внутренним оком», «слышатся внутренним ухом». Другие авторы считают, что многие псевдогаллюцинации имеют внешнюю проекцию. Наконец, третьи полагают, что оценка характера проекции не имеет значения при квалификации псевдогаллюцинаций. Основное, по их мнению, заключается в наличии отмеченного выше чувства внешнего влияния, внешнего воздействия, а проекция может быть как внутренней, так и внешней. Обобщая ряд высказываний и свои наблюдения, Е. Д. Соколова (1969) выделяет три вида псевдогаллюцинаций слуха п зависимости от характера проекции -галлюцинаторных обраэов и наличия бредового сопровождения: а) псевдогаллюцинации, слышимые внутри головы I; сопровождающиеся чувством сделанности; б) псевдогаллюцинации с внешней проекцией, слышимимье из определенного места пространства, но сопровождающиеся чувством сделанности, не-1 обычные, но похожие на реальные; в) псевдогаллюцинации, характеризующиеся интрапроекцией, но без чувства сделанности и без бредового сопровождения. Примерно подобное разделение принимается рядом психиатров в отношении зрительных псевдогаллюцинаций. Сторонники каждой из перечисленных точек зрения обращаются к В.X. Кандинскому для обоснования своих взглядов и частично находят искомое обоснование. Обратимся и мы к нему. Если слуховые псевдогаллюцинации, по его мнению, обычно локализуются в голове, то зрительные всегда имеют экстрапроекцию, В теоретическом заключении он совершенно определенно указывает на пространственное (во внешней проекции) расположение псевдогаллюцинаторных образов. При этом подчеркивается пространственный характер «образов воспоминания и фантазии» в норме: «Мне кажется, всякий, у кого способность чувственного представления не чересчур слаба, должен согласиться, что зрительные образы, воспоминания и фантазии проецируются в пространство и что с ними нераздельно связаны различные представления отношений места, Я могу весьма хорошо вызвать в своем воображении представление перспективы и телесности, представить себе, например, длинную, далеко вглубь уходящую колоннаду с человеческими фигурами, находящимися на различном расстоянии от.моего умственного ока». Аналогично, по мнению В.X. Кандинского, должен оцениваться пространственный характер зрительных псевдогаллюцинаций: «...в результате возбуждения чувственных центров коры в сознании являются образы, имеющие все свойства первичного чувственного представления, за исключением лишь объективности последнего. Так, зрительные воспроизведенные образы пространственны, потому что наши представления возможны вообще только в одной из двух форм восприятия (пространство и время), а зрение н есть чувство, воспринимающее пространство; эти образы непременно «проецируются наружу» в силу привычного для нас зрения открытыми глазами, когда акт собственно совершается вне нас, на самих предметах». Следует отметить, что в монографии «О псевдогаллюцинациях» оценка локализации галлюцинаторного образа («внутренняя» и «внешняя» проекции) приводится реже, чем указание на способ восприятия этого образа. По нашему мнению, оценивая характер проекции при псевдогаллюцинациях, правильнее говорить не об интрапроекции галлюцинаторных образов, а об отсутствии проекции в воспринимаемое пространство и ассимиляции им или об отсутствии чувства объективности галлюцинаторного образа. Рецептор пая зависимость (способ восприятия галлюцинаторного образа) и псевдогаллюцинации. В монографии В.X. Кандинского «О псевдогаллюцинациях» несколько раз обращается внимание читателя на необходимость во всех случаях дифференцировать даваемую больным субъективную оценку способа восприятия псевдогаллюцинаторного образа. Такой подход нужен, по мнению автора монографии, потому, что больные не всегда могут разобраться, как «видится» кажущийся образ, глазами или головой: «В стабильных псевдогаллюцинациях душевнобольных зрительный образ сам собой является перед внутреннозрящим субъектом и, помимо воли последнего и без всякого в нем чувства внутренней деятельности, приводится в определенное пространственное отношение к действительному положению индивидуума в данную минуту. От этого восприемлющему субъекту может показаться, что он здесь видит больше глазами, чем головой». Примерно то же сказано о слуховых галлюцинациях: больные «...объясняют, что здесь они слышат ухом не телесным, а духовным или внутренним, и... при слуховых псевдогаллюцинациях больные по непосредственному чувству знают, что источник голосов находится во внутреннем существе их самих; отсюда и выражения: «внутренние голоса», «слышание духом», «язык души». Следовательно, для псевдогаллюцинаций достаточно типичны их фактическая независимость от реценторных органов и чувство непосредственного восприятия «головой, мозгом». Сенсорность псевдогаллюцинаций. Меньшую интенсивность псевдогаллюцинаторных, чем галлюцинаторных, образов отмечают М.Г. Гулямов (1968), Н.А. Гранская (1927), А.К. Стрелюхин (1948). Наоборот, на чувственность и яркость псевдогаллюцинаций без их связи с реальной действительностью указывают В.X. Кандинский (1952), В.А. Гиляровский (1954)". По поводу различий между.истинными и псевдогаллюцина, -циями следует добавить, что истинные галлюцинации вечером и ночью возникают чаще, чем утром и днем. Псевдогаллюцинации, как правило, не меняют интенсивности в течение суток. Кроме того, содержание псевдогаллюцинаций меньше сказывается па внешнем облике, мимике и поведении галлюцинанта, чем сюжет истинных галлюцинаций. При последних в большей степени выражена социальная значимость галлюцинаторного сюжета, поскольку больной считает, что этот сюжет воспринимают также все окружающие. Все сказанное выше свидетельствует о том, что определение понятия «псевдогаллюцинация» не может быть однозначным. Принимая в качестве исходного определение псевдогаллюцинаций, данное В.X. Кандинским, с дополнениями и детализацией, предлагаемыми другими отечественными психиатрами, можно сформулировать следующее сводное Определение псевдогаллюцинаций: псевдогаллюцинация – психопатологический феномен, возникающий вне помрачения сознания, интимно связанный, не разделимый со стойким расстройством мышления (иногда не отличимый от него), представляющий собою проявление, сенсориальную форму этого расстройства. Псевдогаллюцинации характеризуются субъективностью переживаний, интрапроекцией галлюцинаторного образа (зрительного, вербального, тактильного и др.) или его экстрапроекцией в пространство, не связанное с объективным, иногда находящееся вне поля зрения. Они отличаются меньшей, чем при истинных галлюцинациях, яркостью галлюцинаторного образа, его неестественностью и отсутствием во всех случаях чувства объективности, реальности его существования, а также связи с объективной окружающей реальной обстановкой. Псевдогаллюцинации сопровождаются чувствами навязчивости, неотступности, насильственности, чуждости и, как правило (имеющее исключения), сделанности. Псевдогаллюцинаторные образы обычно появляются сразу во всех деталях, обладают стойкостью, непрерывностью, малой зависимостью от сознательного мышления и воли больного. Их возникновение воспринимается как нечто новое, аномальное и обычно сопровождается бредом. Бред, сочетающийся с псевдогаллюцинациями, может по времени возникновения предшествовать им (тогда он не обязательно связан с ними сюжетно) и появляться одновременно с псевдогаллюцинациями или тотчас после них (тогда он чаще всего связан с ними сюжетно. Определение понятия «психические галлюцинации» Понятие «психические галлюцинации» в последние десятилетия редко используется в психиатрической литературе и еще реже применяется в практике при описании психического статуса или при психопатологическом анализе наблюдения. Феномен, соответствующий этому понятию, впервые описал Г. Байарже (1842) и затем подверг тщательному анализу В.X. Кандинский (1885). Г. Байарже пишет: «Необходимо признать, что существует два рода галлюцинаций: полные галлюцинации производятся двумя моментами, они суть результат совместной деятельности воображения и органов чувств: это – психосснсориальпые галлюцинации; другого рода" галлюцинации происходят единственно от непроизвольной деятельности памяти и воображения и являются совершенно независимыми от органов чувств; это – неполные или психические галлюцинации, в вид вовсе нет сенсориалыюго элемента». Далее подчеркивается, что при психических галлюцинациях больные не испытывают ничего похожего на восприятия слуховые, они слышат мысль без посредства звука, слышат «тайный внутренний голос», не имеющий ничего общего с голосами, воспринимаемыми при посредстве уха, они ведут со своими невидимыми собеседниками интимные разговоры, в которых чувство сда-ха положительно не играет никакой роли. Больные говорят, что они одарены шестым чувством, что они могут ввепринпмать чужие мысли без посредства слов, что они могут иметь духовное общение со своими невидимыми со-, беседниками, причем понимают последних посредством интуиции. В. X. Кандинский приводит вывод Г. Байарже о том, что нельзя говорить о «голосах», если явление совершенно чуждо чувству слуха и происходит в глубинах души. В, X. Кандинский подтверждает существование галлюцинаций, при которых больные уверяют, что слышат беззвучно (иногда с очень больших расстояний), «посредством индукции», мысли других лиц, что они могут вести со своими невидимыми собеседниками интеллектуальные разговоры, «вступать своей душой в общение с душами этих лиц», слышать гениальные, таинственные или внутренние «голоса». Вместе с тем он подчеркивает, что признаки психических галлюцинаций существенно отличаются от признаков псевдогаллюцинаций: «Устанавливая факт существования психических галлюцинаций, Байарже указывал именно на «внутренние голоса» душевнобольных. Однако, внимательно читая о психических галлюцинациях у Байарже, нетрудно убедиться, что он скорее дает описание простого (то есть нечувственного) насильственного мышления, чем тех живо чувственных субъективных восприятий, которые я называю псевдогаллюцинациями слуха». «Таким образом, описание Байарже, – заключает В. X. Кандинский, – приложило к тому, что некоторые из моих больных называют «мысленные внушения», «мысленная индукция» и что они отличают от «внутреннего слышания», от «внутреннего слухового внушения» или от «внутренней слуховой индукции»; первое из этих явлений имеет характер действительно чисто интеллектуальный, и органы чувств, в частности орган слуха, здесь нимало не замешаны. Напротив, во втором случае мы имеем дело с явлением резко чувственным, с особого рода весьма живыми и именно слуховыми субъективными восприятиями, местом происхождения которых могут быть только специально слуховые области головной мозговой коры». Психические галлюцинации, следовательно, характеризуясь так же, как псевдогаллюцинации, насильственпостью возникновения, чувствами чуждости и нереальности, имеют еще большие, чем псевдогаллюцинации, ограничения пространственной локализации до интрапроекции и связь (до слияния) с патологически измененным мыслительным процессом (при негтомрачешюм сознании больного). Если для возникновения псевдогаллюцинаций чувства постороннего влияния, внешнего воздействия, сделанности типичны, но не обязательны (встречаются исключения), то для психических галлюцинаций наличие этих чувстп обязательно и исключений не бывает. Кроме того, отделяет психические галлюцинации от псевдогаллюцинаций (только отделяет, а не- принципиально отличает) отсутствие при них элементов сенсорности, то есть связи с каким-либо конкретным чувствованием. Учитывая это обстоятельство, некоторые авторы называют психические галлюцинации парасенсорными. Вместе с тем отличие психических галлюцинаций от псевдогаллюцинаций оказывается только феноменологическим, а не принципиальным и не затрагивает основных (общих и частных) критериев клинической оценки. Приведенный вывод вполне согласуется с мнением В.X. Кандинского. Так, обращая внимание читателя па то, что псевдогаллюцинации в его описании, в отличие от психических галлюцинаций Г. Байарже, значительно более полно, глубоко и под иным углом зрения отражают сущность феномена, он не видит принципиального клинического различия между этими психопатологическими явлениями. В первой главе монографии сказано, что психические галлюцинации Байарже суть лить одна из частных форм псевдогаллюцинаций в подлинном смысле этого слова. Эта же мысль детализирована в «Резюме» к монографии: «Психические галлюцинации Байарже всего ближе подходят к тому, что я называю псевдогаллюцинациями, го Байарже, в лучшем случае, знал лишь одни слуховые псевдогаллюцинации, причем, однако, ошибочно лишал этого рода субъективные восприятия всякого чувственного характера; кроме того, Байарже был далек от мысли дать своим психическим галлюцинациям то теоретическое значение, какое я придаю теперь псевдогаллюцинациям». Патокинетические соотношения между истинными и псевдогаллюцинациями при шизофрении К одному из спорных вопросов учения о галлюцинациях относится вопрос о возможности взаимного превращения истинных и псевдогаллюцинаций при шизофрении. Клиническими фактами, подтвержденными и нашими многочисленными наблюдениями, следует считать возможным как одновременное наличие в психическом статусе больных шизофренией истинных и псевдогаллюцинаций, так и последовательное появление при развитии психоза псевдогаллюцинаций после галлюцинаций истинных и истинных галлюцинаций после псевдогаллюцинаций. Последовательное появление в процессе развития психоза одних или других психопатологических феноменов не доказывает, однако, возможности взаимного превра-. щения этих феноменов друг в друга. Определение возможности или невозможности взаимного превращения истинных и псевдогаллюцинаций в любом варианте имеет теоретическое (в плане изучения патогенеза-–определения уровня поражения) и практическое (диагностическое) значение. Поэтому изучением указанного вопроса занимались многие авторы. Причем высказывания видных психиатров по этому поводу не столько противоречат одно другому, сколько противоречивы у каждого из них. Так, например, В.П. Осипов (1923) считает галлюциноиды истинными галлюцинациями и вместе с тем указывает на возможность перехода истинных галлюцинаций в галлюциноиды. Такое же противоречие встречается у Е.А. Попова (1941), допускающего возможность взаимных переходов галлюциноидов и истинных галлюцинаций. С приведенными мнениями согласиться нельзя, так как анализ характера патологического творчества и степени связи с патологией мышления выявляет более глубокий уровень поражения при галлюциноидах и псевдогаллюцинациях, чем при галлюцинациях истинных. Поэтому появление в клинической картине псевдогаллюцинаций свидетельствует о качественном сдвиге, возникшем в процессе дальнейшего развития психоза. Возможность взаимных переходов от представлений к эйдетическим образам и от них к псевдогаллюцинациям, а от псевдогаллюцинаций к истинным галлюцинациям, допускаемая Е.А.Поповым, обусловлена особой трактовкой феномена, который он назвал «галлюциноидом» в отличие и частично взамен термина «псевдогаллюцинации» (о чем говорилось ранее). Противоречивые, иногда противоположные суждения о возможности взаимных превращений различных видов галлюцинации высказывают и другие авторы [П. А. Граненая, 1927; А. С. Позпанский, 1936; С. П. Рончевский, 1935]. Несколько иначе подходит к интересующему нас вопросу В. X. Кандинский, который в выводах к монографии «О псевдогаллюцинациях» (п. 15) допускает возможность «получения» истинных галлюцинаций из «псевдогаллюцинаций» только при условии помрачения сознания с предшествовавшими ему в картине психоза псевдогаллюцинациями и подчеркивает (имея в виду случаи, при которых не наступает помрачения сознания), что «псевдогаллюцинация не может превратиться в галлюцинацию». Клиническим подтверждением возможности взаимного превращения, трансформации истинных и псевдогаллюцинаций (а не последовательного их возникновения) могли бы быть, как мы полагаем, наличие прямой непрерывной сюжетной связи между предшествовавшими и последующими галлюцинациями разного типа или появление переходных форм между теми и другими феноменами, а также взаимное проникновение признаков одних феноменов в другие в виде отдельных включений. Большинство наших наблюдений показывает, что при развитии шизофренического психоза психопатологическая симптоматика либо ограничивается наличием истинных галлюцинаций (без последующего возникновения псевдогаллюцинаций), либо проявляется в виде псевдогаллюцинаций (без предшествовавшего и последующего возникновения истинных галлюцинаций), либо, наконец, содержит одновременно возникающие, не связанные друг с другом сюжетно истинные н псевдогаллюцинации. В ряде случаев, однако, поступательное развитие психоза выражается в том, что сначала появляются истинные галлюцинации, а затем не связанные с ними по содержанию псевдогаллюцинации. Такая последовательность возникновения истинных и псевдогаллюцинаций вполне правомерна, поскольку при псевдогаллюцинациях степень, глубина, патология мышления больше, чем при галлюцинациях истинных. Отсюда возникновение псевдогаллюцинаций после истинных свидетельствует о дальнейшем развитии патологического процесса и углублении уровня поражения.
|