![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 6. Рискованное предприятие
Рискованное предприятие Чтобы понять, что значит быть Богом, нужно вернуться к моменту сотворения мира. Очень часто 1-ю главу книги Бытие мы читаем как предисловие, мысленно рисуя картины того, что описывается в третьей главе, либо размышляя над тем, каким представляют процесс творения в наши дни. Но дело в том, что в 1-й главе Бытия не этот процесс описывается и там ничего не сказано о той трагедии, которая произойдет позднее. В нем лишь дается своеобразный эскиз нашего мира — солнце и звезды, океаны и растения, рыбы и животные, мужчина и женщина плюс то, что говорит о каждом из Своих творений Сам Бог. «И увидел Бог, что это хорошо», — эта фраза повторяется, словно ритм барабана, пять раз. Когда же Бог закончил работу, «„.увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». В других местах Библии момент творения описывается куда красноречивей. «...При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости...» — с гордостью говорит Бог Иову. В Притчах настрой еще радостней: «...Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими». Божьи ощущения после сотворения мира... С тех пор каждый художник чувствует отголосок, приятное ощущение внутри: ремесленник, глядя на плод своего труда, восклицает: «Очень хорошо!»; артист не может сдержать радостной улыбки, когда восторженно встает и аплодирует аудитория; даже ребенок радуется, когда два леденца на палочке случайно приклеятся друг к другу. Антрополог и автор множества очерков Лорен Айсли рассказывает о дне, когда он почувствовал радость от истинного творения. Будучи уже пожилым человеком, он как-то прогуливался по безлюдному пляжу. Кругом был густой туман, и Айсли решил укрыться от него внутри стоявшего на берегу заброшенного катера, в котором быстро заснул. Когда же он открыл глаза, то увидел перед собой чудесную ушастую мордочку лисенка, который был еще так мал, что не научился бояться людей. И вот эти двое — знаменитый натуралист и лисенок — сидели в тени катера и смотрели друг на друга. Вдруг на мордочке у этого крошки лисенка появилось подобие улыбки. Зверек достал куриную косточку из своего тайничка и показал Лорену. Тот, долго не раздумывая, наклонился, взялся за кончик косточки, и началось веселье. Лорен Айсли: «Много раз я слышал, что человеку невозможно увидеть сразу всю Вселенную, как бы он ни старался. Все, что нам суждено видеть — ее небольшая часть: отдаленные от нас на гигантские расстояния звезды. Но вот передо мной был этот лисенок и звал меня поиграть с ним. Казалось, в его милой мордочке отразилась и улыбнулась мне вся Вселенная. Здесь и речи не могло быть о людском высокомерии. На какое-то мгновение я смог подержать Вселенную в руке, просто сидя на корточках перед лисьим детенышем, дразня его куриной косточкой». Как он позже заметил, для него это было «очень серьезным и значимым событием в жизни, которое уже не повторится». Потому что именно в этот момент он наконец-то смог взглянуть на то, как Вселенная находит свое начало во всем. «Это на самом деле была детская, крохотная и радостная Вселенная».1 Несмотря на то, что Вселенная пуста, что в ней много боли, все равно есть в ней что-то, дающее о себе знать от момента сотворения мира, описанного в Бытии, словно запах старых духов. Я тоже ощутил этот запах, когда впервые побывал в долине Йосемити. Я воочию увидел необычайной красоты водопады, омывающие белоснежные гранитные скалы. На небольшом полуострове в Онтарио, где останавливаются во время перелета 5 миллионов бабочек-данаид, я видел, как деревья были окрашены их крыльями в необычайный полупрозрачный оранжевый цвет. В детском зоопарке в парке Линкольна в Чикаго с рождением каждого нового детеныша, будь то горилла, трубкозуб или бегемот, начинается новая, полная озорства и веселья жизнь. Айсли прав: в сердце Вселенной спрятана улыбка. От самого момента сотворения мира до наших дней передается радость. Эту радость чувствуют отец и мать, когда в первый раз берут на руки ребенка, своего ребенка, и крепко прижимают его к себе. Именно эту радость испытывал Бог, когда созерцал Свое творение и говорил, что оно хорошо. В начале, в самом начале не было разочарований. Была только радость. Адам и Ева Первая глава книги Бытие не рассказывает нам всю историю сотворения мира. Для того, чтобы узнать об этом больше, вы сами должны что-то создать своими руками. Каждый, кто что-то создает, будь то ребенок, который лепит что-то из пластилина, или Микеланджело, осознает, что процесс творения не обходится без такого явления, как самоограничение. Если мы лепим слона из пластилина и прикрепляем спереди хобот, то мы не можем уже прикрепить его сзади или сбоку. Возьмем простой карандаш и начнем рисовать. Опять же мы ограничиваем себя черным и белым цветом и не можем нарисовать цветную картину. Каким бы великим ни был художник, он не в силах избежать подобных ограничений. Микеланджело знал, что никакая масляная краска не сможет придать потолку в Сикстинской капелле такую же объемность, как у созданных им скульптур. Когда он выбирал материал для работы — краску гипс, — он тем самым ограничивал себя. Когда творил Бог, Он Сам по ходу творения изобретал среду, материализуя то, что возникало в Его воображении. Вместе с каждым свободным выбором появлялись и ограничения. Бог создал мир, где есть пространство и время, «материал» с определенными ограничениями: сначала происходит «А», потом «Б», а потом «В». Бог, видящий будущее, прошлое и настоящее одновременно, выбрал схему, где все происходит последовательно, подобно художнику, выбирающему холст и палитру. Результатом Его выбора явилась система, в которой мы живем по сей день. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую...» За одним этим предложением скрываются тысячи различных решений: у рыбы должны быть жабры вместо легких, чешуя вместо меха, вместо лап — плавники, вместо сока — кровь. Делая каждый новый шаг, Бог-Творец принимал решения, сводя к минимуму альтернативы. Бытие повествует нам об этих Божьих решениях сначала в общем, а затем, после небольшого отступления, рассказывает о них подробнее. На шестой день были сотворены мужчина и женщина — живые существа, непохожие на всех остальных. Бог создал их по Своему образу, чтобы в них была видна Его природа. Они, подобно зеркалу, отражали Его облик. Но у Адама и Евы была еще одна отличительная особенность: из всех творений Божьих, только они были способны противиться своему Создателю. Скульптура в этом случае могла плюнуть в лицо скульптора, герои пьесы могли сами переписывать свои роли. Одним словом, им была дана свобода. Один теолог сказал: «Человек — это риск, на который пошел Бог». Еще один теолог — Сорен Киркегаард — выразил это так: «Решением создать человека Бог Сам Себя лишил свободы». Практически все высказывания теологов относительно человеческой свободы содержат долю истины и долю неправды. Как может суверенный Бог идти на риск или лишать Себя свободы? Тем не менее, сотворив мужчину и женщину, Бог тем самым, хотя это кажется совершенно невероятным, ограничил Самого Себя. Вот как рассуждает о сотворении мира Вильям Ирвин Томсон: «Представьте себе Бога на небесах, окруженного сонмами ликующих ангелов, непрестанно поющих Ему хвалу... «Если Я создам совершенный мир, Я знаю наперед каким он будет. Будучи совершенным, он станет подобен идеальному механизму и будет в точности следовать Моей воле». Поскольку воображение у Бога также совершенно, то Ему не было необходимости создавать такую Вселенную. Достаточно было просто вообразить ее, чтобы увидеть, как там все будет происходить. Такая Вселенная не будет интересна ни человеку, ни Богу, поэтому можно предположить, что Бог рассуждал дальше: «А что, если Я создам Вселенную, свободную от всего, даже от Меня? Что, если Я стану невидимым, чтобы Мое всеобъемлющее присутствие не мешало творению жить собственной жизнью? Будет ли творение любить Меня? Любить, несмотря на то, что Я не запрограммировал в нем эту любовь. Может ли свобода породить эту любовь? Ангелы бесконечно любят Меня, но они постоянно Меня видят. Что, если Я, Творец, создам существа по Своему образу и подобию, существа, которые будут свободны? Но если Я создам Вселенную свободной, то есть риск, что в нее войдет также и зло, потому что если есть свобода, то можно выбирать: подчиняться Моей воле или нет. Так-так... Но что, если Я все-таки буду продолжать вмешиваться в жизнь Вселенной? Что, если на самые малейшие проявления зла Я буду отвечать таким обилием добра, что оно затмит собой зло и не даст ему ни малейшего шанса отрицать существование добра? Смогут ли существа, сотворенные свободными, любить Меня; смогут ли с Моей помощью превращать зло в добро, свободу в новизну? А что, если Я буду жить вместе с ними в этом ограниченном мире, полном зла и страданий? Да... В действительно свободном мире даже Я не смогу предсказать, что из этого выйдет. Стоит ли вообще так рисковать, исходя лишь только из любви?»2
Зачем Адам и Ева ослушались Бога? Они жили в настоящем райском саду, и если возникала какая-либо проблема или нужда, они сразу обращались к Богу, как к лучшему другу. Но ведь там росло одно запретное дерево, да еще с таким заманчивым названием — «дерево познания добра и зла». Бог, видимо, что-то от них скрывал. Что же за тайна стояла за этим названием? Как иначе могли они узнать эту тайну, не попробовав плодов с дерева? И вот, Адам и Ева поступили весьма «оригинально» — съели плод с этого дерева, и с тех пор мир стал совсем другим. В 3-й главе книги Бытие рассказано о том, что чувствовал Бог, когда Адам и Ева согрешили: печаль о нарушенных взаимоотношениях, гнев за непослушание и глубокое душевное волнение, «...вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». Итак, несмотря на то, что сотворение мира кажется нам примером истинной свободы, оно уже включает в себя определенное ограничение. Адам и Ева вскоре тоже узнали, что непослушание, казавшееся им своего рода свободой, также несло в себе ограничение. Они сами отдалили себя от Бога, сделав этот выбор добровольно. Раньше они могли гулять и разговаривать вместе с Богом, теперь же, услышав Его приближение, они стали прятаться между деревьями. Близость была нарушена внезапно возникшей преградой. Каждый, даже самый малый позыв разочарования в наших отношениях с Богом — отголосок этого первого акта противления Богу.
«Мы, возможно, не понимаем сути проблемы сосуществования безграничной воли и Всемогущества, если это можно назвать проблемой. Здесь постоянно возникает что-то вроде «святого отречения». - К. С. Льюис Библейские ссылки: Иов 38; Притчи 8; Бытие 1-3.
|