Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несмотря ни на что, Я готов простить в любую минуту.






Часто в самом разгаре упреков в адрес Своего народа Бог буквально на полуслове останавливался и призывал Израиль к покаянию. Ахав, самый жестокий израильский правитель, получил такую возможность в очередной раз сразу же после случая на горе Кармил, затем ему был дан еще один шанс и позже, еще один. «...Я не хочу смерти умирающего», — говорит Господь пророку Иезекиилю. «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» Бог сказал Иеремии, что ес­ли найдет в Иерусалиме хотя бы одного честного человека, то пощадит весь город.

Ничто так красноречиво не повествует о Божьем все­прощении, как книга пророка Ионы. Пророчество в ней говорится всего лишь в одном предложении: «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» Но, к огорчению Ионы, это простое высказывание вызвало великое пробуждение в ненавистной ему Ниневии, и Бог пощадил этот город. Рассерженный Иона, сидя под засохшей лозой, признал, что давно подозревал Бога в мягкосердечности: «...знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и мно­гомилостивый и сожалеешь о бедствии». Таким образом, оказалось, что вся невероятная история с упрямым проро­ком, попавшим в шторм, а затем в чрево кита, приключи­лась потому, что Иона попросту не поверил Богу, то есть не смог поверить, что Бог может быть настолько бессердеч­ным, чтобы уничтожить Ниневию. Роберт Фрост сделал интересный вывод: «После истории с Ионой просто нель­зя не поверить в то, что Бог милостив».

Чувства

Несмотря на то, что Бог прямо отвечал на вопросы про­роков, Израиль не был доволен Его ответами. Знание при­чины бедствия вряд ли облегчит боль и чувство предатель­ства. Затрагиваемые Богом интеллектуальные вопросы мало интересовали пророков, а порой просто игнорирова­лись ими. Их больше интересовали Божьи чувства. Каково быть Богом? Чтобы понять, попытайтесь нарисовать в во­ображении образ человека, которого описывали пророки: Бог как Отец и Бог как влюбленный.

Проследите, о чем чаще всего говорят родители, у кото­рых только что родился первенец. Все их разговоры сводятся к одному: к ребенку. Они постоянно рассказывают, что их симпатичный, румяный малыш — самый красивый ребенок на свете. Сотни долларов тратятся на покупку всяких замы­словатых устройств, записывающих, как их малыш начинает произносить первые слова или делает первые шаги, словом, то, через что прошли почти все шесть миллиардов жителей планеты. Такое поведение родителей подтверждает ничто иное, как гордость и радость от человеческого общения.

Избирая Израиль, Бог искал именно такого общения. Он желал того, чего желает любой из родителей: иметь сча­стливую семью и детей, которые на любовь родителей отве­чают взаимностью. В Его голосе чувствуется гордость, когда Он вспоминает былое время: «Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя?» Настроение резко меняется, когда Бог с места родителя становится на место влюбленно­го, влюбленного, которого предали. «Что Я сделал не так?» — спрашивает Он с чувством скорби, ужаса и гнева.

«Я насыщал их,

а они прелюбодействовали

и толпами ходили в домы блудниц.

Это откормленные кони:

каждый из них ржет на жену другого.

Неужели Я не накажу за это?»

 

Читая книги пророков, я не могу не замечать тот факт, что там существует некий психолог, а Бог выступает в роли его клиента. Психолог задает стандартный вопрос: «Расска­жите, как Вы себя чувствуете». Бог начинает ему отвечать.

«Как Я Себя чувствую?! Я вам расскажу. Однажды я на­хожу в канаве младенца — девочку. Я приношу ее домой и воспитываю как собственную дочь. Забочусь о ней, пла­чу за ее образование, кормлю. Я люблю свою дочь сильнее всех на свете, одеваю ее, покупаю ей драгоценности. Но в один прекрасный день она убегает из дому. Я то и де­ло слышу о том, какую аморальную жизнь она ведет. Когда же она слышит Мое имя, то проклинает Меня».

«Как Я Себя чувствую?! Я вам расскажу. Я чувствую Се­бя как влюбленный, которого предали. Я встречаю свою любимую девушку - она избита, измождена и брошена - привожу ее домой и делаю из нее красавицу. Она - самое ценное, что у меня есть. Самая красивая девушка во всем мире. Я окружаю ее заботой и любовью. Но она все равно бросает меня. Она бегает за моими лучшими друзьями, за моими врагами, за всеми. Она стоит на обочине шоссе и поступает хуже любой проститутки — она платит за то, чтобы люди спали с ней. Я чувствую Себя преданным, брошенным, обманутым».

Бог не скрывает Своей боли. Иногда Он использует до­вольно резкие выражения, сравнивая Израиль с «резвой верблюдицей, рыщущей по путям своим». «Привыкшую к пустыне дикую ослицу, в страсти души своей глотающую воздух, кто может удержать?»

Решив, что для выражения всей глубины Своих пере­живаний слов недостаточно, Бог просит храброго пророка Осию воплотить притчу в жизнь. По повелению Бога Осия женится на Гомери, женщине с самой отвратительной ре­путацией. С того момента бедняга стал жить как в телесе­риале. Гомерь то и дело бросала его, уходила к другому мужчине, даже переезжала. И, что самое невероятное, ка­ждый раз, когда Гомерь возвращалась, Осия, по повеле­нию Бога, должен был принять и простить ее.

Бог использовал историю с Осией в качестве самого приемлемого способа выразить Свои разбитые чувства, сказал, что, найдя Израиль, Он будто нашел виноград в пустыне. Но по мере того, как Израиль вновь и вновь не оправдывал Его доверия, Богу ничего не оставалось, как тер­петь чувство жуткого стыда, подобно влюбленному, которо­го предали. В Его словах нет жалости к Самому Себе: «И бу­ду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина».

Этот образ брошенного влюбленного во многом объяс­няет, почему, говоря с пророками, Бог как будто постоян­но «меняет решения». Вот, Он готовится стереть Израиль с лица земли... А сейчас Он плачет, протягивает руки к своему народу... Нет, Он снова выносит Израилю суро­вый приговор. Такую резкую перемену настроения можно объяснить лишь тем, что кто-то был оставлен любимым человеком.

Слова пророков похожи на ссоры двух влюбленных за стенкой. У моей соседки подобные ссоры длились два года. В ноябре она была готова убить мужа за измену. В феврале она его простила, и супруги снова начали жить вместе. В апреле соседка подала на развод. В августе она закрыла дело и снова попросила мужа вернуться домой. Два года потребовалось для того, чтобы женщина с горе­чью осознала, что ее любовь навсегда отвергнута.

Бог прошел через те же самые волны гнева, горечи, прощения, ревности, любви и боли. В пророческих книгах мы видим, как Бог пытается найти такой язык, с помощью которого Он все-таки смог бы достучаться до людских сер­дец. Точно так же, как моя соседка дожила трубку телефо­на, когда звонил ее муж, Бог говорил пророкам, что боль­ше не будет слушать молитвы Израиля. Точно так же, как эта женщина позднее смягчала свой гнев, Бог смягчал Свой гнев и опять просил людей прийти к Нему. Иногда казалось, что любовь у Бога смешалась с ненавистью. И, наконец, когда терпение уже кончилось, Бог решил, что дальше так продолжаться не может: «Как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего?»

***

Мой друг Ричард рассказал мне о том, как больно и обидно ему было, когда Бог «подвел» его. Он чувствовал себя так, будто его внезапно бросила невеста. Пророки же, особенно Осия, утверждают обратное: Бог — Тот, Кого предали. Израиль, а не Бог, предался разврату. Израиль­це пророки выражали глубокое разочарование в Боге, обвиняя Его в безучастности, молчании и равнодушии. Но когда заговорил Бог, Он излил все Свои эмоции, сдерживаемые веками. Получается, что разочарован здесь Он, а вовсе не Израиль.

«Как иначе Мне поступать?» — в отчаянии спрашивает Бог у Иеремии. Журавль отправляется в теплые края в на­значенное время года, морские приливы и отливы проис­ходят точно по заданному ритму, снег всегда покрывает вершины гор, а вот люди не подчиняются никаким зако­нам природы. Бог не может их контролировать. В то же са­мое время, Он не может отвергнуть их. Гуманность — Его неотъемлемая черта.

Библейские ссылки: Иеремия 7; Исайя 30; Иеремия 5; Иезе-кииль 20; Захария 7; Иеремия 5, 48; Иезекииль 36; Исайя 63; Ие-зекииль 33; Иона 3-4; Иеремия 31, 5, 2; Осия 9, 5; Иеремия 9.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал