![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Джордж Герберт
«Цветок» Джордж Макдональд, известный шотландский писатель и проповедник, разговаривая как-то с сыном, заговорил о том, каким пророки видят конец света и рай. «Уж слишком хорошо, чтобы быть правдой», — прервал отца сын. На морщинистом лице Джорджа появилась улыбка. «Пет, - ответил он, — это как раз так хорошо, что должно быть правдой!»1 Скажите мне, есть ли у человека чувство, такое же глубокое, как надежда? На протяжении веков сказки воспитывают в нас надежду на счастливый конец, веру в то, что злая ведьма умрет, а храбрым детям удастся от нее убежать. Примерно то же самое дети узнают каждую субботу, когда утром часами смотрят по телевизору любимые мультфильмы. В военное время, когда грохот взрывов становится все ближе и ближе, мать, прижимая к своей груди младенца, шепчет ему на ухо: «Все будет хорошо». Откуда у людей столько надежды? Пытаясь как-то объяснить нестареющий интерес людей к сказкам, Толкин сказал: «[Сказка] не отрицает собой существование... горя и неудач, потому что во многом благодаря им мы испытываем столько радости от счастливого конца; она скорее отрицает (и если хотите знать, этому есть множество доказательств) полную победу зла над добром, давая читателю возможность временами испытывать Радость. Эта Радость способна разрушить стены нашего мира, полного горя и страданий».3 Подводя итог книгам пророков, нельзя не отметить самого главного — все они заявляли, что мир не будет «окончательно побежден» злом, но в конце его ждет Радость. Они обращали свои пророчества к народу, исполненному страха. Зачастую этот страх был вызван самими пророками и их предсказаниями о засухе, нашествии саранчи или вторжении противника. Но неотъемлемой частью всех семнадцати пророческих книг Ветхого Завета были слова надежды. Брошенный влюбленный вскоре перетерпит боль, говорит пророк Исайя: «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя». Голоса пророков становятся подобными пению птиц, когда наконец-то они начинают говорить о Радости вне стен этого мира. В тот последний день Бог встряхнет землю подобно скатерти и постелит ее заново. Волки будут кормиться на одном поле с овцами, а львы — мирно играть рядом с буйволами. Наступит день, пишет пророк Малахия, и мы, «как тельцы упитанные, выйдем и взыграем». Не будет страха и не будет боли. Младенцы не будут умирать, не будет больше слез. Между народами наступит мир и согласие, а все оружие переплавят для нужд мирной техники. Никто не будет жаловаться, что Бога не видно. Его слава наполнит собой землю, да так, что своим светом затмит солнце. Жизнь человека, по словам пророков, — переходный этап, интермедия между Эдемом и новым небом и новой землей, которые создаст Бог. Даже когда нам кажется, что все вышло из-под контроля, Бог этим управляет, и в один прекрасный день Он заявит о Себе. А между тем А что делать сейчас? Разве нам нужно ждать смерти, чтобы получить ответы на все вопросы по поводу разочарования в Боге? Когда пророков не стало, люди начали задавать все эти вопросы, потому что небо снова молчало: «Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет. Доколе, Боже, будет поносить враг?» Изгнанные из родных земель и вновь проданные в рабство, евреи уповали лишь на слова пророков об освободителе и о мирном будущем. Шли десятки, даже сотни лет, строились и разрушались империи — Вавилон, Персия, Египет, Греция, Сирия, Рим. Армии преследовали друг друга по равнинам Палестины. Каждый новый завоеватель с легкостью уводил евреев к себе в рабство. Были времена, когда нация была на грани вымирания. И не было у евреев нового Моисея, который вновь вывел бы их из рабства. Не было и Илии, призывающего шаровые молнии с неба. Храм в Иерусалиме не светился Божественным светом. До самого пришествия царя Ирода, с его любовью к величественным сооружениям, храм так и стоял полуразрушенным, а груда обломков вызывала скорее чувство стыда, нежели радости. В конце Ветхого Завета Бог снова скрылся. Он давно собирался сделать это, и когда, наконец, это произошло, все покрыла тьма. Разочарование в Боге, которое мы испытываем сейчас, — лишь слабый отголосок того, что чувствовали евреи, когда Бог отвернулся от них. Сегодня, глядя на эти уроки прошлого, мы во многом можем найти утешение. Мы видим все «недостатки» Его открытого вмешательства: Его присутствие, непереносимое для наших глаз, оставляет болезненные ожоги; оно отдаляет нас друг от друга; более того, оно нисколько не способствует укреплению веры. Мы также находим утешение, глядя на наше будущее, на вечную жизнь без слез и боли, жизнь в ином измерении, после того, как мы преобразимся в новых существ, способных пребывать в Божьем присутствии. Но что же делать нам сейчас? Как и евреи, мы чувствуем разочарование, боль в сердце и сомнения оттого, что Бог скрылся. Четыре долгих века отделяют последние слова пророка Малахии от первых строк Нового Завета, записанных евангелистом Матфеем. Этот период называют «четыреста лет молчания». Само название говорит о том, что это время было наполнено разочарованием в Боге. Что делал Бог? Был ли Он вообще жив? Казалось, Он потерял слух и не слышал молитв евреев. И все же, несмотря ни на что, народ ждал Мессию — у них не было другой надежды. «Как иначе Мне поступать?» — спросил когда-то Бог. И все же, что-то в этом было. То, чего Бог не смог добиться силой, Он добился через страдания. «Бог планет вместе с нами, чтобы мы потом смогли порадоваться с Ним».
|