![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 14. Каждый год в канун Рождества отовсюду слышны были обещания Мессии
Большие надежды Каждый год в канун Рождества отовсюду слышны были обещания Мессии. Все, начиная от самодеятельных школьных хоров и заканчивая знаменитыми профессиональными музыкантами, становятся своего рода пилигримами, поющими песни по потрепанным листкам с нотами. Сегодня вовсе не обязательно быть профессиональным хористом, чтобы исполнять известную всем ораторию Генделя «Мессия». Так что же за праздник мы все празднуем с такой пышностью? Вот слова, написанные Генделем, вдохновленным библейскими пророками: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Эти же самые слова были на устах верных Богу евреев во времена, когда Господь молчал. Безжалостное время делало свое дело: разочарование, порой даже отчаяние постепенно наполняло сердца израильтян, но все же, из всех разрушенных надежд осталась одна — пророчество о Царе Царей. Придет Мессия, и справедливость восторжествует. Евреи, словно потерпевшие кораблекрушение матросы, крепко держались за это обещание, как за спасательный круг. Четыре столетия минуло с тех пор, когда было сказано последнее пророчество, и вот, среди людей поползли слухи. Сперва заговорили о пророке по имени Иоанн, потом — об Иисусе, Сыне плотника из Назарета. Когда же начались разговоры о чудесах Иисуса, то стали всерьез задумываться: а вдруг это Он? Некоторые со всей уверенностью заявляли, что Мессия пришел. Своими собственными глазами они видели, как Он исцелял слепых и хромых. «Бог посетил народ Свой!» - провозглашали они, увидев, как Он воскресил умершего юношу. Другие были настроены скептически. Иисус исполнял все пророчества о Мессии, но — одно очень важное «но» — исполнял Он их вовсе не так, как многие того ожидали. *** Когда я читал Библию, желая найти все случаи разочарования людей в Боге, то, подходя к Евангелиям, ожидал увидеть резкую перемену в сердцах людей. Мессия, о котором писали пророки (и либретто Генделя — подтверждение тому), должен был развеять все подобные чувства. Я же увидел обратное — с приходом Иисуса разочарование не исчезло. Не исчезло оно и сегодня, две тысячи лет спустя. В чем же дело? Поставим вопрос по-другому: как жизнь Иисуса повлияла на те три вопроса, которым посвящена эта книга? Почему Бог молчит? «Идите за Мною!» «Молитесь же так...» «Вот, мы восходим в Иерусалим». В некоторых случаях Иисус объяснял Божью волю гораздо яснее и понятнее, чем когда-либо. Самое невероятное — Он позволил изучать Себя с научной точки зрения, что и делали с Ним фарисеи, саддукеи и прочие скептики. Любой человек мог свободно подойти к Божьему Сыну и задать Ему вопрос или поспорить с Ним. Читая Евангелия, мы видим, что Бог нарушил молчание. Иисус пришел на землю: Слово стало плотью. Почему Бог скрывается? Через Иисуса Христа Бог придал Себе форму в этом мире. У Него появилось лицо, имя, адрес. Он стал Богом, которого можно было видеть и слышать, потрогать и понюхать. «Видевший Меня видел Отца», - прямо говорит Иисус. И все же, такое явное присутствие Иисуса Христа принесло с собой новые проблемы евреям, воспитанным на историях о горах Синай и Кармил. А где же дым, огонь, вспышки света? Иисус совсем не подходил под их представления о Боге. Он был Человеком, мало того, выходцем из какой-то деревушки под названием Назарет, еще простым плотником, сыном Марии. Соседи Иисуса вряд ли видели в Нем Мессию, когда наблюдали, как Он играл на улице с их детьми. Более того, как отмечает Марк, даже родные Иисуса однажды сказали, что «Он вышел из себя», то есть не в Своем уме! Мария, которая, увидев Архангела Гавриила, сразу же поверила Благой Вести, Его братья, которые провели с Ним боль-0е времени, чем кто-либо, тоже не могли смириться с мыслью о том, что возможно такое сочетание божественного и земного. Почему Бог несправедлив? Возможно, именно этот вопрос вселял в иудеев больше всего сомнений относительно Иисуса, ведь все они полагали, что Иисус восстановит справедливость во всем мире. Разве пророки говорили неправду, когда писали о том, что Господь навсегда поглотит смерть и сотрет слезы с лиц людей? Действительно, Иисус исцелил некоторых людей, но гораздо большее число осталось неисцеленным. Он воскресил из мертвых Лазаря, но именно в этот момент на земле умирало множество других людей. И слез Он не вытирал. Проблема несправедливости волнует многих людей, интересующихся жизнью Христа. Величайший теолог Августин, например, задумывался над произвольностью исцелений в Евангелиях. Если у Иисуса была власть, почему Он не исцелил сразу всех? Особое внимание Августина привлекла история из Евангелия от Иоанна. Больные люди в Иерусалиме — слепые, хромые, парализованные — все собирались вокруг одной из городских купален. Время от времени вода в купальне начинала бурлить и люди бежали, хромали, ползли, чтобы успеть войти в воду и получить исцеление. И вот однажды Иисус завел разговор с одним лежавшим там отчаявшимся человеком. Он страдал на протяжении тридцати восьми лет и ни разу за все это время ему не удалось успеть войти в воду. Как только вода начинала бурлить, всегда кто-то его опережал. Иисус, и глазом не моргнув, приказал больному встать и идти. «И он тотчас вьтздор0, вел, и взял постель свою и пошел». Пролежав без движения тридцать восемь лет, он встал и пошел! Он был самым счастливым в Иерусалиме. Рассказчик же, Иоанн, добавляет одну интересную деталь: Иисус скрылся в народе. Он проигнорировал бесчисленное множество других больных, исцелив лишь одного. Почему? Августин размышляет: «Там лежало множество народа, а исцеление получил только один, в то время как одним лишь Своим словом Он мог исцелить их всех».1 Проблема несправедливости волновала также и двоюродного брата Иисуса. Иоанн Креститель, истинный верующий в полном смысле слова, поддержал надежды израильского народа о пришествии Иисуса. Когда люди спрашивали его, не он ли обещанный Мессия, Иоанн отвечал им: «...идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его». И вот Он - Иисус из Назарета - пришел к Иоанну креститься, и Иоанн наблюдал в изумлении, как Дух Божий спустился на Него с небес в виде голубя. Все малейшие сомнения окончательно развеялись, когда с неба раздался голос, подобный грому. Но, спустя два года, Иоанн Креститель сам переживал кризис разочарования и сомнений. Несмотря на честное и искреннее служение Богу, он оказался в темнице царя Ирода. Изнывая от мыслей о приближающейся смерти, Иоанн тайно передает послание Иисусу: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Этот единственный вопрос - от самого Иоанна - показывает нам, сколько противоречивости и неуверенности было вокруг личности Иисуса. Невидимое Царство Стоило Иисусу употребить какое-либо другое слово взамен столь эмоционально окрашенного — «царство», все было бы совсем по-другому. Но Он все же сказал именно это слово, и в умах людей сразу же стали появляться немыслимые образы: яркие знамена, золото и слоновая кость времен Соломона; нация, живущая в роскоши. Но происходило что-то, что перечеркивало собой эти представления, и чувства разочарования вновь наполняли людские сердца. На самом же деле получилось так, что само слово «царство» значило для людей одно, а для Иисуса — совсем другое. Народ желал видеть больше, чем просто чудеса то тут, то там; они желали воочию увидеть царство власти и славы. Иисус же говорил о «Небесном Царстве», о невидимом Царстве. Конечно же, Он помогал разрешать некоторые проблемы, происходившие рядом с Ним, но основную часть Своей энергии Он потратил на борьбу с невидимыми силами. Однажды к Нему принесли парализованного, отчаяние которого было столь велико, что он убедил четырех своих друзей проделать отверстие в крыше дома и спустить его вниз к Иисусу. Вот реакция Иисуса: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» Иисус ясно дал понять, что сделать легче. Не было таких физических недостатков или болезней, которых Иисус не мог бы исцелить одним Своим прикосновением. Настоящая же битва происходила с невидимыми духовными силами. Вера, прощение грехов, власть сатаны — вот что заставляло Иисуса изо дня в день молиться Своему Отцу. Однако все это вводило в недоумение народ, который желал видеть конкретное решение проблем в их физическом мире: бедности, болезни, давления властей. В итоге, народ не увидел в Иисусе своего царя. (Изменилось ли что-либо сегодня? Я знаю множество конфессий, где основное внимание уделяется физическим исцелениям, процветанию. Гораздо меньшее число церквей серьезно озабочено такими бичами человечества, как гордыня, лицемерие и законничество — теми проблемами, которые так волновали Иисуса). Все представления учеников об Иисусе как о новом Соломоне-освободителе Израиля окончательно улетучились, когда они наблюдали за тем, что происходило в Иерусалиме. Через несколько дней после «триумфального шествия» — дешевого фарса по сравнению с грандиозными парадами римлян — Иисуса арестовывают и ведут на суд. Римскому правителю Иисус сказал что Он действительно Царь, но добавил: «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». Иисус — царь? Это было настоящее посмешище, а не царь — багровая плащаница со следами крови после избиений, на голове вместо короны — терновый венок. Ученики разбежались от страха, который затмил собой всякую верность своему Учителю. Если Иисус не мог защитить Самого Себя, как Он мог защитить их? Видимый мир римской власти и могущества встретился с невидимым миром Небесного Царства и, как могло показаться, полностью затмил его. Курт Воннгат, современный писатель, в своем романе «Колыбель для кошки» рассказывает об одном физике, помогавшем создателю атомной бомбы проводить эксперименты в его лаборатории. Был канун Рождества, и все сотрудники, собравшись вокруг символичной детской колыбельки, пели рождественские хоралы. «Страх и надежду всех веков теперь в Тебе мы видим...» — пели они. Какое все-таки не лишенное иронии зрелище — современный вариант разочарования евреев во времена Иисуса. Могут ли поющие эту песню на самом деле осознавать, что страх и надежда всех веков — которые исчезнут в одно мгновение, стоит лишь кому-нибудь нажать не на ту кнопку — покоятся на вере в этого Младенца из Вифлеема, которому было суждено прожить всего тридцать три года?
Библейские ссылки: Луки 7; Иоанна 14; Марка 3; Иоанна 5; Иоанна 1; Матфея 11; Иоанна 18
|