![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 13. «Жил-был один король, влюбленный в простую девушку», — так начинается рассказ Киркегаарда.
Снизойти «Жил-был один король, влюбленный в простую девушку», — так начинается рассказ Киркегаарда. «Король этот ничем не отличался от любого другого короля. Все его окружение трепетало перед его могуществом. Никто из подчиненных не осмеливался в чем-либо возражать ему, потому что всех своих противников он уничтожал. Однако, при всем своем величии король сгорал от любви к простой девушке. Как же признаться ей в любви? К своему изумлению, он понял, что собственная власть связала ему руки. Если привести девушку во дворец, одеть в королевский наряд, украсить драгоценностями, она и не подумает сопротивляться - никто не смеет противиться королю. Но будет ли она любить его? Да, она, конечно же, скажет, что тоже его любит, но будет ли это так на самом деле? Возможно, она всю жизнь проживет с ним в страхе, скрывая в сердце горькую мысль о том, что у нее могла быть совсем другая, счастливая жизнь. Как же ему узнать, будет ли его любимая с ним по-настоящему счастлива? Если подъехать к ее дому на королевской карете в сопровождении вооруженного эскорта с королевскими знаменами, наверняка она подчинится ему. Но ему не нужен был очередной подданный, ему был нужен любимый человек, с которым он мог бы быть на равных. Он хотел, чтобы она забыла, что он — король, а она — простая девушка, чтобы их взаимная любовь стерла все границы».
«Ибо только любовь способна уравнять неравных», — говорит Киркегаард в заключение. Убежденный в том, что, находясь на троне, он не сможет добиться от девушки истинных чувств, а только лишит ее свободы, король решает снизойти к ней. И вот, он переодевается в нищего и инкогнито попадает в ее дом. Приняв это решение, король должен был не просто переодеться, но стать другой личностью. Чтобы добиться руки любимой девушки, он оставил свой трон.1 То, что Киркегаард хотел выразить этой притчей, апостол Павел написал об Иисусе Христе: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Общаясь с людьми, Богу не раз приходилось смирять Себя. Весь Ветхий Завет мне видится как одно большое «снисхождение». Бог несколько раз снисходил к Аврааму, Моисею, к самому народу Израиля, а также к пророкам. Но ни одно такое снисхождение не сравнилось с тем, что произошло после четырехсот лет молчания. Бог, как король в рассказе Киркегаарда, принял новый образ - стал человеком. Ничего, подобного этому, мир еще не знал. Не бойтесь Эти слова мы слышим каждый год на Рождество, когда дети показывают в церкви сценку о рождении Иисуса Христа. «Не бойтесь!» — лепеча говорит шестилетний ангел, одетый в костюм из простыни с крыльями, сделанными из плечиков для пальто. Украдкой он поглядывает на листок со словами, спрятанный в рукаве. «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость». Он уже явился Захарии (старшему братишке нашего ангела с приклеенной бородой из ваты) я Марии (веснушчатой девчушке из второго класса) и сказал им те же слова: «Не бойтесь!» Эти же слова Бог произнес, когда заговорил вначале с Авраамом, а затем с Агарью и с Исааком. «Не бойся!» — 1Х> ворил ангел, приветствуя Гедеона и пророка Даниила, у сверхъестественных существ эта фраза заменяет собой обычное: «Привет, как дела?» Ничего удивительного тут нет. Ведь когда сверхъестественное существо начинало говорить, человек сразу в оцепенении падал лицом на землю. Когда Бог говорил к нашей планете, иногда Его голос походил на гром, иногда поднимался ураганный ветер, или же земля светилась подобно фосфору. Практически всегда первым чувством человека при такой встрече было чувство страха. Однако ангел, посетивший Захарию, Марию и Иосифа, явился им так, что это вряд ли могло их напугать. Разве можно бояться новорожденного младенца, у которого едва шевелятся ножки и ручки, а глаза еще не в состоянии осознанно смотреть на что-либо? Воплотившись в Иисусе, рожденном в хлеву, Бог пришел в мир так, что никто не испугался Его. Король сбросил с себя мантию. И вот теперь задумайтесь над тем, каким было пришествие Бога на землю: великое Воплощение, разделившее историю на две части (в этом мы убеждаемся каждый день, глядя на календарь), за которым наблюдало больше животных, нежели людей. Задумайтесь также об огромнейшей опасности. Через Воплощение Бог убрал гигантскую пропасть страха, отделявшую Его от людей. Теперь, когда разделения уже не было, Иисус стал очень уязвим и беззащитен. «Ночью, посреди животных родился Младенец, чудный и невинный, а вокруг — грязь и запах навоза. Но мир более не был прежним. Верующие в Бога уже никогда не смогут предугадывать Его поведение. Увидев Его в хлеву, они уже не смогут с уверенностью сказать, как Он поступит дальше или куда отправится и до какой степени сможет унизиться, чтобы спасти Свой народ... Для верующих в Бога это рождение означает, что Бог более не держится от нас на безопасном расстоянии. В этом, возможно, сокрыта темная сторона Рождества Он приходит в мир так, что любой человек с легкостью может убить Его, просто взяв и раздавив череп младенца как яичную скорлупу, либо пригвоздив Его ко кресту, когда Он вырастет».2 Что переживал Бог в день Рождества? Представьте, что вы вновь стали грудным ребенком: вы разучились говорить, двигаться, не в состоянии есть твердую пищу и контролировать свой мочевой пузырь. Бог — младенец! Или представьте, что стали каким-нибудь морским слизнем, — такое сравнение, наверное, будет более адекватным ситуации. Тогда, в Вифлееме, Творец всего сущего принял облик беспомощного и несамостоятельного новорожденного. «Кенозис» — таким термином пользуются теологи, описывая то, как Христос лишил Себя всех привилегий божества. Иронично то, что такое лишение хоть и было унизительным, но влекло за собой и определенную свободу. Я писал уже о всех «недостатках» вечного существования. Физическое тело, которое было у Христа, дало Ему свободу в полноте почувствовать Себя человеком, не имея этих «недостатков». Он мог говорить все, что хотел, и от Его голоса деревья не вырывались с корнем. Он мог выразить Свой гнев, назвав царя Ирода лисицей, либо, взяв в руки бич из веревок, выгнать из храма торговцев, но не сотрясать землю Своим присутствием. Он мог говорить с кем угодно: с блудницей, слепым, вдовой, прокаженным, и не нужно было каждый раз говорить им: «Не бойтесь!» «Великим событием было сотворение человека по образу Божьему. Но куда более великим было то, что Бог стал человеком». - Джон Донн Библейская ссылка: Филиппинцам 2.
|