Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. «Трагический несчастный случай, происшедший






Огонь и слово

«Трагический несчастный случай, происшедший

недавно, был воспринят многими верующими как

Божье наказание. Две недели назад 59-летний

каноник Дэвид Дженкинс, публично заявлявший,

что рождение от Девы и воскресение Господа

не следует понимать буквально, был официально

рукоположен в должность епископа Даремского

в Иорк-Минстере, несмотря на крики протеста

прихожан. Менее трех дней спустя, ночью,

от внезапного удара молнии загорелся южный

трансепт деревянной крыши собора XIII века,

где жил служитель. К половине третьего ночи

средневековый шедевр архитектуры, крупнейший

готический собор в северной Европе, был охвачен

пламенем....Противники Дженкинса сразу же

заявили, что их опасения подтвердились.

...Священник, отстраненный от служения

за выкрики протеста во время церемонии

рукоположения нового епископа, высказал

предположение, что этот пожар вызвало «Божье

вмешательство». Другие... цитировали пророка

Илию, вызвавшего огонь с небес, который на глазах

у пророков Вааловых поглотил построенный

им жертвенник».

Журнал «Тайм»,

23 июля 1984 г.

Случай с ударом молнии в Йорк-Минстере, конечно же, весьма необычен. Итак, огонь с небес обрушивается на известную церковь. А как же быть со всеми унитарными церквями, которые в пух и прах разносят все традицион­ные христианские доктрины, не говоря уже о мусульман­ских мечетях и индусских храмах? Почему именно Дэвид Дженкинс вызвал на себя столько Божьего гнева, когда та­кой ярый богохульник, как Бертран Рассел, безнаказанно прожил до глубокой старости? Если бы Бог ударом молнии наказывал любое неверное учение, то по ночам наша пла­нета походила бы на новогоднюю елку с гирляндами.

И все же, огонь действительно сошел с небес почти тридцать веков тому назад, и с тех пор священнослужите­ли то и дело вспоминают в своих проповедях о событиях на горе Кармил. В этой истории есть нечто мифическое, напоминающее романы Толкина: словно Фродо, отпра­вившийся с миссией на Мордор, Илия пересекает Израиль и поднимается на огромную гору, чтобы одним махом по­бедить 850 лжепророков.

Илия был, наверное, самым необразованным, «неоте­санным» из всех израильских пророков, однако народ смотрел на происходящее, как заколдованный. Сначала он вылил на жертвенник двенадцать ведер воды - самого ценного, что было на тот момент после трех лет засухи. И вот, когда казалось, Илия совершает эту нелепую шутку, произошло невероятное. Огненный шар, словно ме­теорит, упал на жертвенник с ясного неба. Жар от огня был таким сильным, что расплавил камни и почву, а вода во рву испарилась в одно мгновение. Народ же в страхе упал на землю. «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» — : кричали люди.

Невероятным действием Бог поразил силы зла. Неуди­вительно, что этому событию уделено так много внима­ния, как неудивительно и то, что во времена Иисуса люди принимали Его за перевоплотившегося пророка Илию. И по сей день, когда молния ударяет в какой-нибудь со­бор, люди то и дело вспоминают гору Кармил.

Тем не менее, когда я, сидя в своем домике в Колора­до, не отрываясь читал Библию, я увидел историю Илии в ином свете. Он и его последователь Елисей не были ти­пичными ветхозаветными пророками, но, скорее, являли собой некие исключения из правил: мало кому из проро­ков удалось хотя бы отчасти повторить чудеса, которые творили эти двое. Если мы стремимся к обладанию такой же силой, наши стремления напрасны. Знамения и чуде­са, явленные Илией, были ничем иным, как просто не­большим всплеском в истории, не оказавшим какого-ли­бо серьезного воздействия на израильтян. Они не приве­ли ко всеобщему возрождению нации, а вызвали лишь недолгие религиозные волнения, за которыми вновь пос­ледовал спад и отказ людей следовать за Богом. Даже царь Ахав, бывший свидетелем происшедшего на горе Кармил, запомнился израильтянам как самый жестокий правитель.

Удар шаровой молнии на горе Кармил, по всей видимо­сти, не произвел должного воздействия и на самого Илию. Опасаясь за свою жизнь, он в течение сорока дней убегал от царицы Иезавели, злобной и мстительной жены Ахава. Когда же Бог вновь встретился с Илией, Он явился уже не в огне, не в бушующем урагане или землетрясении, а в лег­ком шепоте, в едва слышном, как сама тишина, голосе, предварив этим грандиозные перемены.

Пророки

Следовать за пророком Илией было нелегко. Вскоре по­сле грандиозного зрелища на горе Кармил, другой пророк, Михей, встал перед тем же царем Ахавом при тех же обсто­ятельствах. Подобно Илии, он стоял перед четырьмястами лжепророков, провозглашая обличительное послание от Бога. Но вместо огненного шара с небес Михей получил пощечину и был посажен в тюрьму на голодный паек.

После Илии и Елисея Бог, похоже, стал управлять ми­ром сверхъестественным образом, перейдя от светопреста­влений к словам. Большая часть пророков, таких, как Иса­йя, Осия, Аввакум, Иеремия, Иезекииль не являли народу Божьего всемогущества, приводя массы в изумление; они имели только силу слова. Когда же Бог стал все дальше и дальше отдаляться от людей, эти пророки сами стали за­давать Богу вопросы, полные страданий и боли. Они доно­сили до Бога вопль народа, оставленного Им.

Я всегда неверно представлял себе пророков, когда, иногда усилием воли, заставлял себя их читать. Они поче­му-то представлялись мне этакими старичками, грозящи­ми пальцем, призывающими, подобно Илии, Божий суд на язычников. И вдруг, к своему удивлению открыл, что эти древние пророческие книги звучат гораздо «современ­нее», нежели любые другие книги Библии. В них раскрыта проблема, которая, как туча, нависла над нашим веком -молчание Бога, кажущееся превосходство зла, непрекра­щающиеся страдания в мире. Вопросы, тревожившие про­роков, являются основными и в этой книге: несправедли­вость Бога, Его молчание и скрытность.

С невероятной неистовостью израильские пророки в словах выражали разочарование в Боге. «Почему процве­тают безбожники? — спрашивали они. — Почему в мире так много бедности и порока? Почему так мало чудес. Где же Ты, Бог? Для чего совсем забываешь нас, оставля­ешь нас на долгое время? Покажи Себя; нарушь тишину. Ради Бога, в полном смысле этого слова, СДЕЛАЙ ЧТО-НИБУДЬ!»

Вот учтивый голос Исайи — аристократа и советника при дворе, манеры которого во многом позаимствованы у Илии, подобно тому, как Уинстон Черчилль многому на­учился у Ганди. «Истинно Ты Бог сокровенный, — говорит Исаия, — о, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы рас­таяли бы от лица Твоего».

Иеремия открыто выступал против тех испытаний, ко­торые выпадали на голову истинных пророков. В его дни пророков сажали в тюрьмы и бросали в колодцы, даже рас­пиливали пополам. Иеремия изображал Бога слабым: «Ты — как человек изумленный, как сильный, не имею­щий силы спасти...» Даже сам Вольтер не смог бы напи­сать лучше: как может всесильный и любящий Бог допус­тить такую несообразность в мире?

Аввакум умоляет Бога объяснить, почему «суда пра­вильного нет»:

«Доколе, Господи, я буду взывать,

и Ты не слышишь, буду

вопиять к Тебе о насилии,

и Ты не спасаешь?

Для чего даешь мне видеть злодейство

и смотреть на бедствия?»

Как и все израильтяне, пророки воспитывались на рас­сказах о победах своего народа. Еще детьми они узнали, как Бог освободил Свой народ от рабства, сошел к ним с небес и жил посреди них, вел в обетованную землю. Но вот теперь они, заглядывая в будущее, видели проиг­ранные сражения. В полную противоположность событи­ям, происходившим в дни Соломона, пророк Иезекииль видел, как Божья слава поднимается, витает некоторое время над храмом, а затем вовсе исчезает.

То, что Иезекииль наблюдал в своем видении, пророк Иеремия увидел воочию. Вавилонские солдаты вошли в храм — язычники вошли в Святое Святых! — разграбили его и сожгли дотла. (В некоторых исторических докумен­тах описывается, как, войдя в храм, солдаты размахивали копьями, пытаясь отыскать невидимого Бога иудеев.) Иеремия бродил по улицам Иерусалима в сильном шоке, словно чудом спасшийся от атомного взрыва житель Хиро­симы, который ходит среди руин. Царь Израиля закован в кандалы и ослеплен, государственные чиновники убиты. Находясь в блокаде, иерусалимские женщины ели собст­венных детей.

Каково было быть пророком в те годы? Иеремия отве­чает нам:

 

«О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь,

хожу мрачен, ужас объял меня...

О, кто даст голове моей воду и

глазам моим — источник слез!

я плакал бы день и ночь

о пораженных дщери народа моего...

Сердце мое во мне раздирается,

все кости мои сотрясаются; я — как

пьяный, как человек, которого одолело вино».

Но самое поразительное у пророков — не их «современ­ность» во взглядах или неистовство от разочарования. Причина, по которой эти семнадцать книг стоит рассмот­реть поближе, заключается в том, что в них также дан Божий ответ на все задаваемые пророками вопросы.

Библейские ссылки: 3 Царств 17-19, 22; Плач Иеремии 5; Исайя 45, 64; Иеремия 14; Аввакум 1; Иеремия 8-9, 23.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал