![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 15. «Мой проект — первый в истории научный
Божья застенчивость «Мой проект — первый в истории научный эксперимент, имеющий целью раз и навсегда поставить точку в вопросе о том, есть ли Бог. Так как мир до сих пор существует, наверняка есть доказательства существования Бога, однако их можно понимать двусмысленно, поэтому они по сути ничего не доказывают. Например, чудеса Вселенной нисколько не убеждают в существовании Бога людей, которые об этих чудесах знают больше всех — ученых. И здесь уже не важно, говорит ли это о явной глупости последних или об умении Бога скрывать Себя». — Уокер Перси «Второе пришествие» Если и было на земле такое время, когда в существовании Бога ни у кого не было сомнений, происходило это во времена Иисуса Христа. У Него была замечательная возможность навсегда прекратить любые споры по этому вопросу. Если бы, например, мой друг Ричард жил в те дни, он бы мог потребовать доказательств у Самого Христа: «Ты говоришь, что Ты - Сын Божий? Хорошо, тогда докажи мне это!» Конечно, нет смысла долго спорить, каким бы был ответ Иисуса, потому что такой вопрос Ему задавали много раз. Когда книжники и фарисеи просили показать им знамение, Он, рассердившись, назвал их «родом лукавым и прелюбодейным». Когда царь из любопытства просил Иисуса явить чудо, Он отказался, несмотря на то, что это могло бы спасти Ему жизнь. Отчего такие лишения? Ключ к разгадке мы найдем в первом важном «событии» в служении Иисуса - искушении в пустыне — своего рода окончательном экзамене перед началом публичного служения. Ничего более драматичного и придумать нельзя: Иисус Христос против самого великого скептика — самого сатаны — на фоне холмистого пустынного пейзажа Палестины. Сатане были нужны доказательства: «Если ты Сын Божий...» Он просил Иисуса превратить камни в хлеб, показать то, как Его будут защищать ангелы, предлагал Ему власть над всеми царствами мира. Я считаю, что все эти призывы сатаны действительно являлись искушением для Иисуса, а не просто каким-то состязанием. Ломоть хлеба — серьезный соблазн для того, кто постился сорок дней. Гарантия полной безопасности также искушает того, кто находится под пытками или ожидает смертной казни. А богатство всех царств мира — разве не это обещали Мессии пророки? Все три «искушения» на самом деле были прерогативой Иисуса Христа. Сатана предлагал Ему легким путем достичь того, что и было целью Мессии. Русский писатель Федор Достоевский сделал искушение Иисуса центральной темой своего знаменитого шедевра «Братья Карамазовы». Иван Карамазов называет искушение самым ужасным чудом — чудом лишений. Если бы Иисус поддался искушению, то смог бы в полноте утвердить Свое могущество не только перед сатаной, но и перед всем Израилем. По мнению Достоевского, сатана предложил три самых верных способа заставить людей поверить — чудо, тайна и власть. Христос отверг все три. Как сказал Иван Карамазов, «Он не захотел поработить человека чудом и жаждал свободной веры, а не чудесной». Когда я изучил подробное описание Матфеем искушения Христа, а затем сравнил его со словами Достоевского, у меня внезапно возник вопрос: а чем искушение в пустыне отличается от того, что произошло дома у Ричарда? Он тоже просил Бога явить ему сверхъестественное знамение: свет, голос, хотя бы что-нибудь, что явным образом показало бы Божью силу. Или же — что ближе мне — чем искушение Иисуса отличается от тех моментов моей жизни, когда я умоляю, порой даже требую, чтобы Бог вмешался и избавил меня от трудностей? Конечно же, здесь есть свои отличия. Ричард был достаточно откровенен в своих переживаниях; я испытывал нужду; мы оба взывали к Богу о помощи, не дразнили Его и не просили Его поклониться нам. И все же, несмотря ни на что, я не могу не провести параллель между словами сатаны «Бросься вниз!» и словами Ричарда «Покажи Себя». И в том, и в другом случае одно и то же требование с Богу: перестать скрываться и показать Себя. Ни в том, ни в другом случае Бог не решился вмешиваться. На память приходит еще один пример подобного поведения Бога. Случилось это в Иерусалиме, незадолго до того, как сатана в третий раз искушал Христа. Тогда Иисус, стоя на высоком холме, воскликнул: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» В этих полных горя словах есть частичка некой застенчивости. Иисус, который мог одним лишь Своим словом уничтожить весь Иерусалим, который мог призвать легионы ангелов и заставить людей подчиняться Ему, вместо этого смотрит на город и плачет. Бог сдерживает Себя, скрывается, плачет. Почему? Потому что Он желает иметь то, чего нельзя добиться силой. Он — Царь, который стремится не к безоговорочному подчинению, но к любви. Поэтому вместо того, чтобы стереть с лица земли Иерусалим, Рим и все подобные им государства, Он избрал долгий и трудный путь воплощения в человеке, любви и смерти. Джордж Макдональд сформулировал стратегию Иисуса Христа так: «Вместо того, чтобы разрушить власть зла Своей божественной силой, вместо того, чтобы вершить правосудие, уничтожая жестокость, вместо того, чтобы установить мир на земле путем установления на ней Своих законов, вместо того, чтобы собрать детей Иерусалима под Свои крылья, независимо от того, хотят они этого или нет, и спасти их от всех ужасов, которые их ожидают, — Он позволил злу существовать и активно действовать во время Своей земной жизни. Он довольствовался тем, что помогал людям самыми незамысловатыми способами: исцелял их болезни, просто изгонял из них сатану, Даже не пытаясь как-то его контролировать... Любить праведность — значит давать ей возможность возрастать в людях, а не добиваться ее при помощи силы... За время Своей земной жизни Иисусу пришлось бороться с порывами действовать быстро, но с меньшей пользой, которые были особенно сильны, когда Он видел, как втаптывают в грязь невинность, праведность и старость». Чудеса Конечно же, я рассказал об Иисусе не все. Да, Его человеческий облик являлся своего рода маской по сравнению с явлениями Божьей славы в Ветхом Завете. Да, Иисус проявлял сдержанность, отказываясь являть людям Свою силу в полноте. Но как же быть с описанными в Евангелиях более чем тремя десятками чудес, которые Он все-таки сотворил? Вряд ли кто-либо, наблюдавший, как Он накормил пять тысяч человек, или как Он приказал Лазарю выйти из гробницы, или как Он успокоил бурю, мог бы говорить о таком явлении, как «Божья застенчивость». Однако мы видим, что Иисус, который, стоило Ему только захотеть, мог бы творить чудеса хоть каждый день, не делал этого, что весьма любопытно. Путешествуя со Своими учениками, Он использовал чудеса, чтобы доказать, Кем Он является («Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам»). Но, что интересно, когда Иисус творил чудеса, Он никак это не афишировал. После воскрешения дочери еврейского начальника Иисус дал указание никому об этом не рассказывать. У Марка даже несколько раз встречается фраза, которую Иисус говорил тем, кого исцелял: «Смотри, никому ничего не говори!» Иисус прекрасно знал, какое воздействие производили чудеса на людей во времена Моисея и Илии. Да, они привлекали толпы народа, но не воспитывали у людей истинной преданности. Иисус принес в мир весть о жертвенности и послушании, а не просто о каком-то светопреставлении для толпы зевак и любителей сенсаций. (Естественно, скептики тех дней, как и их собратья в наши дни, по-своему истолковывали эти чудеса. Если Бог говорил с небес, они утверждали, что это просто гром. Некоторые приписывали проявление Его сверхъестественных возможностей силам сатаны. Ярые противники Иисуса отказывались Ему верить, даже когда видели явные и неоспоримые свидетельства. Однажды они собрались на судебное заседание, чтобы изучить свидетельство об исцелении. Не обращая внимания на самое главное в речи исцеленного: «Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу», они всячески оскорбляли его, а потом и вовсе вышвырнули из здания суда. Подобное произошло и с Лазарем: когда он вышел живым из гробницы, эти люди замыслили снова его умертвить.) Библия с заметным постоянством свидетельствует о том, что чудеса — даже самые невероятные, которых ждут и многие из нас, — не воспитывают у людей глубокой веры. За доказательствами не надо далеко ходить — посмотрим на преображение Господне, когда лицо Иисуса сияло, как солнце, а одежда светилась ослепительным блеском, так, «...как на земле белильщик не может выбелить». К полному изумлению учеников, пред ними в облаке предстали два давно умерших великих мужа Израиля — Моисей и Илия. Бог говорил так, что Его было слышно. Ученики не могли вынести этого и в страхе упали на землю. Какой же эффект произвело это великое событие на трех самых близких друзей Иисуса — Петра, Иакова и Иоанна? Стала ли их вера такой, что они больше не задавали вопросов? Несколько недель спустя, когда Иисус так нуждался в их помощи, все они бросили Его. *** Я прочитал много разных книг о знамениях и чудесах, которые, как полагают, должны были развеять сомнения в том, что Иисус — ключ к решению проблем во всем мире. Но должен признать, что такой способ убеждения людей неприменим к людям, разочарованным в Боге. Таких людей больше интересуют чудеса, которые Иисус не сотворил. Почему Бог, который в силах разом решить все проблемы, иногда предпочитает не вмешиваться? Зачем вообще Иисус творил чудеса? Почему Он исцелил одного парализованного в Вифезде — всего лишь одного? Ответ, возможно, кроется в причудливом описании детства Иисуса Христа, которое не вошло в Библию, и на то есть свои причины. Мифическое «Евангелие младенчества Иисуса Христа» повествует о якобы неизвестных историях из детства Мессии. Оно показывает Иисуса именно таким, каким Его хотели бы видеть многие. Согласно этой древней книге, Он по просьбам друзей проделывал различные «трюки», чтобы произвести на них впечатление — то, чего истинный Иисус не делал никогда. Иисус в этой апокрифической книге выступает в роли не то ручного джина, не то какого-то дворового волшебника. Когда Его отец Иосиф выполнял важный заказ по дереву и, сделав что-то не так, портил работу, Иисус чудесным образом все исправлял. Мифический Иисус из этой книги не боялся использовать Свою силу и для мести. Когда соседская женщина больно ударила одного из Его друзей, то позже таинственным образом упала в колодец и, разбив голову, умерла. Когда Иисус вошел в какой-то город, то все идолы, стоявшие в нем, вдруг превратились в груды песка. Такие легкомысленные поступки совершенно не характерны для евангельского Иисуса, который использовал Свои возможности из сострадания к нуждам людей, а не для эффектных трюков. Он исцелял только тогда, когда Его непосредственно просили об этом. Когда народ, слушающий Его, проголодался, Иисус нашел пищу, а когда гости на свадебном пиру захотели пить, Он сделал им вино. Иисус осуждал учеников за то, что они просили Его отомстить непокорному городу. Когда же солдаты пришли Его арестовывать, Он воспользовался сверхъестественной силой лишь один раз, чтобы исцелить отрубленное ухо у одного из рабов первосвященника. Другими словами, чудеса в истинных Евангелиях несут в себе любовь, а не силу. Несмотря на то, что чудеса Иисуса были слишком избирательными и не могли полностью избавить людей от разочарования, они служили признаками Его миссии, предвестниками того, что Бог однажды сделает со всем Своим творением. Как сказал однажды Гельмут Тиелике, эти чудеса «были своего рода сигнальными огнями, предвещающими приход Божьего Царства». Для людей, которые их испытывали, например, как для парализованного, который излечился так же просто, как очищают подсвечник от воска, выздоровление представило собой явное доказательство того, что Сам Бог посетил землю. Во всех остальных они пробудили желания, которые не исполнятся до тех пор, пока последнее обновление не положит конец боли и смерти. Чудеса оказали на людей именно то влияние, о котором говорил Сам Иисус. Они укрепили веру тех, кто уже верил в Него и дали еще больше оснований для веры. На тех же, кто выступал против Христа, они оказали мало влияния. Иногда нужно сначала поверить, чтобы что-то увидеть. 'Федор Достоевский, «Братья Карамазовы», 242 Библейские ссылки; Матфея 12, 16; Луки 4; Матфея 23 и Луки 13; Иоанна 14; Марка 9.
|