Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 20. Если бы мы могли, хоть на мгновение отбросив все наши суждения о Библии, просто перечитать ее от корки до корки как один большой рассказ






Кульминация

Если бы мы могли, хоть на мгновение отбросив все наши суждения о Библии, просто перечитать ее от корки до корки как один большой рассказ, то сюжетная линия тогда выстроилась бы следующим образом:

В начале Бог, Дух, сотворил огромный материальный мир. Из всех Его творений только люди соответствовали всем критериям, чтобы называться «образом Божьим», Этот образ Божий был одновременно великим даром и огромной ношей. Мужчина и женщина, духовные су­щества, могли общаться непосредственно с Самим Бо­гом. Из всех существ только у них была свобода не пови­новаться Ему.

Они, естественно, не повиновались, и в тот злосчаст­ный день что-то умерло у них внутри. Тела их продолжали жить еще многие годы, а дух уже не был в состоянии об­щаться непосредственно с Богом.

Библия далее рассказывает, как Бог пытался исцелить этот больной дух. Он работал с отдельными семьями: на­чиная с семьи самого Адама, затем с семьей Ноя и закан­чивая семьей Авраама — центральной семьей в Ветхом Завете. Иногда Библия изображает Бога, как родителя, воспитывающего ребенка, иногда — как пылкого влюблен­ного; но везде показано, что Он ищет способ «достучать­ся» до сердец людей, чтобы восстановить то, что было раз­рушено.

Всего за несколькими исключениями, Ветхий Завет по­казывает, что все эти попытки заканчивались неудачами. Новый же Завет начинается с радикального поворота со стороны Бога, «вторжения на землю» — рождения Иисуса Христа, который ознаменовал Собой новое нача­ло. Его назвали «вторым Адамом» — родоначальником но­вого вида людей. Ему наконец-то удалось разорвать завесу, разделявшую людей и Бога.

После того, как Иисус покинул землю, в день Пятиде­сятницы на землю сошел Божий Дух и наполнил Собою людей. Таким образом, их падший дух был наконец вос­становлен. Теперь Бог не просто гуляет с людьми в саду — Он живет внутри них.

Для того, чтобы увидеть эту радостную весть, стоит только начать читать Новый Завет, Апостол Павел выразил все весьма четко: «Ибо тварь с надеждою ожидает открове­ния сынов Божиих». Он говорит, что вся Вселенная оста­новилась и следит за тем, что происходит на земле: «...что­бы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия». Петр в изумлении добавляет, что в это «желают приникнуть Ангелы».

А в это самое время небольшая группа христиан направ­лялась в Самарию, Грецию, Эфиопию, Рим и Испанию. Согласно Новому Завету, все они были участниками велико­го пробуждения, помогая Богу вернуть Себе Свое творение.

Что может быть лучше?

С самого начала этой книги я обещал быть откровен­ным во всем. В конце концов, моя книга предназначается всем жертвам неисполненных обещаний и разрушенных надежд. Поэтому считаю своим долгом отметить, что раз­очарованным людям очень трудно разделять радость авто­ров Нового Завета. Например, мой друг Ричард утвер­ждал, что потерял веру из-за того, что Бог действовал в его жизни слишком незаметно. Он желал увидеть что-то бо­лее убедительное, нечто вроде горящего куста или же раз­верзшегося Красного моря. «Многоразличная премуд­рость Божия» теперь должна воплощаться через церковь... Когда вы были в церкви в последний раз? Иисус, конеч­но, произвел бы на вас впечатление, облако Божьей славы также, наверное, заставило бы вас пасть лицом на землю, но церковь?..

Как нам увязать возвышенные слова Нового Завета с ре­альностью вокруг нас? Некоторые сразу скажут: «Просто апостол Павел имел в виду новозаветную церковь; мы же Далеки от совершенства». Здесь я не согласен. Послания писались сборищам бывших воров, идолопоклонников, клеветников и блудниц, в сердцах которых теперь жил Бог, Почитайте об «идеальной» церкви в Коринфе, к которой обращается Павел в своем послании: злобные и упрямые люди. Во всей истории, наверное, не найдется ни одной церкви, которая могла бы сравниться с ней в несвятости. И все же, самое знаменитое описание церкви как тела Хри­стова находится именно в послании к этой церкви.

В этом случае невозможно мягко поставить вопрос, по­этому спрошу прямо: чего добился Бог за все эти столетия? Если бы Божий план можно было представить в виде ана­лиза затрат и результатов, проводимого крупными компа­ниями, то какими были бы «доходы» и «затраты» в этом случае как для Бога, так и для людей?

Пороки в церквях, мешающие служению, естественно, будут для Бога самыми крупными «затратами». Точно так же, как Он присвоил Свое имя израильскому народу и в результате во многом испортил Себе репутацию из-за них, теперь Он предает Свой Дух несовершенным людям. За примером того, что церковь далека от Божьего идеала, не нужно далеко ходить - церковь в Коринфе, расизм в Африке, кровопролития в Северной Ирландии, распри между христианами в Соединенных Штатах. Мир же, гля­дя на тех, кто носит имя Бога, судит так и о Самом Боге. Львиная доля разочарований в Боге вызвана разочарова­нием в христианах.

Дороти Сэйерз сказала, что в Своем желании спасти че­ловечество, Бог претерпел три самых больших унижения. Первое унижение состояло в воплощении, когда Он ограни­чил Себя рамками физического тела. Второе состоялось на Голгофском кресте, когда Он претерпел весь позор публич­ной казни. Третье унижение, по предположению Сэйерз, - это церковь. Бог совершил великое самоотречение, когда ре­шился предать Свою репутацию в руки простых людей.

И все же, каким-то невидимым для нас образом эти са­мые простые люди, исполненные Святым Духом, помогают поставить Вселенную на свое место — под Божье руковод­ство. Ангелы ликуют о кающемся грешнике. Наша молит­ва способна передвигать горы. Божий доход можно увидеть все в том же отрывке из 10-ой главы Евангелия от Луки: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию», — говорил Иисус, радуясь, что отправленные Им семьдесят учеников успешно справились с поручением. Его ответ был подобен ответу счастливого отца, который искренне рад, что его де­ти сделали даже больше, чем он от них ожидал.

Нам ни в коем случае не нужно сводить все к тому, что Богу «нужна» наша помощь. Он избрал нас для того, что­бы наставить Свое творение на истинный путь еще здесь, на земле. Он использует людей как инструменты, точно так же, как мой мозг, для того, чтобы написать это пред­ложение, использует в качестве инструментов пальцы, кисть и запястье. Именно такую метафору так часто при­менял Павел в описании роли Христа в современном ми­ре: Голова тела, управляющая всеми его частями, чтобы исполнять Свою волю.

Чтобы лучше понять «доход», который получает Бог, вернемся к образам, описанным пророками: Бог-Отец и Бог-Влюбленный. Оба этих вида человеческих отношений содержат элементы того, к чему всегда стремился Бог в от­ношениях с людьми. Одно слово — зависимость — содержит ключ к сходству и к различию в этих отношениях.

Для младенца зависимость - это все. Ему обязательно нужен кто-то, кто смог бы удовлетворять все его потребно­сти, иначе он погибнет. Родители не спят ночами, убира­ют за ним последствия всех его «неожиданностей», учат самостоятельно ходить в туалет и занимаются многими другими малоприятными вещами только из любви к сво­ему ребенку; они чувствуют, что ребенок зависим. Но это не продолжается вечно. Орел опрокидывает гнездо, чтобы птенцы сами научились летать; мать закрывает грудь, что­бы отучить от нее ребенка.

Ни один здравомыслящий родитель не хочет, чтобы его сын или дочь всю жизнь висели у них на шее. Поэтому отец не носит дочь всю жизнь на руках, а учит ее ходить, осознавая, что настанет день, и она оставит его. Хорошие родители отучают своих детей от зависимости и приучают их к свободе.

В случае с влюбленными все наоборот. У влюбленного человека есть полная свобода, но он все-таки отказывается от этой свободы и становится зависимым. Библия учит нас «повиноваться друг другу», и любая семейная пара скажет вам, что это точное определение каждодневной жизни вме­сте. В здоровом браке повиновение друг другу происходит добровольно, из любви. В нездоровом браке подчинение ста­новится причиной ссор и препираний между двумя эго.

По моему мнению, различия между этими двумя вида­ми взаимоотношений во многом иллюстрируют то, к чему стремится Бог на протяжении истории. Он не ждет от нас беспомощной любви младенца, у которого нет иного вы­бора, но — настоящей свободной любви влюбленного. Он «ухаживал» за нами с самого начала истории.

Бог так и не получил желаемой любви от израильского народа. Согласно библейскому повествованию, Бог желал, чтобы люди росли сами: в день, когда израильтяне достиг­ли обетованной земли, манна перестала падать с небес. Бог дал им новую землю; теперь израильтяне должны были са­ми добывать себе пищу. С детской наивностью люди ста­ли поклоняться богам плодородия. Бог желал иметь влюб­ленного, но взамен получил вечно испорченного ребенка.

А как обстоят дела сейчас, в эру Духа? Кто мы Богу -влюбленный или ребенок? Невероятно, но Новый Завет говорит о первом. Фразы из Нового Завета говорят нам о том, какими нас видит Бог: «Христос возлюбил Цер­ковь... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна»; «непорочными сре­ди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияе­те, как светила в мире»; «...вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою»; «...итак вы уже не чу­жие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу... и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».

Библия преподносит единение простых людей с Божь­им Духом как самое важное достижение после сотворения мира. С самого начала у Бога была цель научить нас ис­полнять Его волю в мире. Этот медленный и трудный про­цесс однажды приведет к полному восстановлению земли.

Наш доход

Такие возвышенные мысли — посланники Божьи, самое важное достижение творения — представляют нам Божий взгляд — то, что нам недоступно. Каковы же «доходы» и «затраты» у нас, людей, живущих на земле? Из поколения в поколение мы наследуем мир, полный боли, трагедий и ра­зочарования. А то, что я представил в виде шага к сближе­нию — от облака дыма на горе Синай к воплощению Бога в Иисусе Христе и к Святому Духу, живущему в нас, — мож­но воспринять лишь как иронию; ведь, с другой стороны, может показаться, что Бог этими действиями сделал шаг на­зад, чтобы не вмешиваться непосредственно.

Некоторые вспоминают «старые добрые времена» Вет­хого Завета, когда Бог использовал более явный подход. В Ветхом Завете говорится о самом настоящем подписан­ном Богом договоре, в котором гарантируется физическая безопасность и процветание при выполнении определен­ных условий; в Новом Завете такого договора нет. Переме­на от видимого присутствия Бога в пустыне к невидимому присутствию Святого Духа в нас влечет за собой и опреде­ленные лишения. Ведь мы лишаемся видимых доказа­тельств того, что Бог действительно существует. В наши дни Бог уже не присутствует с нами в виде облачного стол­па, на который всегда можно показать пальцем, если у ко­го-то возникнут сомнения. Для некоторых людей, вроде Ричарда, это действительно огромное лишение.

На самом деле, то, что Бог дал церкви такое множество полномочий, гарантирует наличие разочарования, которое будет постоянным и эпидемическим. В старые времена, если евреи желали узнать волю Бога о том, идти им на бит­ву или нет, либо какой сорт дерева использовать для по­стройки храма, они обращались к первосвященникам, а те уже особым образом получали ответ от Бога. Сегодня же 1275 различных конфессий в одних только Соединенных Штатах свидетельствуют о том, что церквям очень трудно прийти к единому мнению о воле Бога по любому вопро­су. Разноголосица в современной церкви - часть «затрат», один из недостатков того, что мы сейчас живем не во вре­мена странствий евреев по пустыне или же не находимся среди учеников, ходивших с Иисусом.

В чем же состоит наша «прибыль»? Новый Завет с боль­шим трудом объясняет нам это, особенно в Посланиях к евреям, римлянам и галатам. Я просто представляю себе весьма вспыльчивого апостола Павла, которому задали во­прос: «Ну и в чем же здесь польза для нас?»

«Вы что, сошли с ума?! Польза? Перечитайте-ка лучше книги Левит, Числа и Второзаконие в один присест, а потом поговорим. Как вы можете называть то время «старыми до­брыми временами»? Разве можно так жить? Разве вы хотите жить и постоянно переживать, где вы проведете вечность? Разве вы желаете целыми днями следить за тем, исполняете ли вы все эти правила или нет? Вы что, хотите проходить через все эти бесчисленные ритуалы и жертвоприношения, обращаться к разнаряженным первосвященникам, чтобы только получить доступ к Богу? Послушайте, я полжизни потратил на следование всем этим законам, пытаясь испол­нять все требования, и вы хотите того же самого? Разница между Законом и Духом — это как разница между небом и землей, рабством и свободой, вечным детством и взросле­нием. Как можно хотеть вернуться ко всему этому?»

Используя слова самого Павла, Ветхий Завет — это «служение смертоносным буквам, начертанное на кам­нях». Это был наш «детоводитель ко Христу». Кто же за­хочет навечно оставаться в детском саду? Павел сказал: «...не так, как Моисей, [который] полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего... Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».

В Божьем замысле рискуют обе стороны. Для нас это риск потерять собственную свободу, решив следовать за невидимым Богом, требующим от нас веры и послушания. Для Бога риск состоит в том, что мы, как израильтяне, никогда не выйдем из детства; риск, что мы никогда Его не полюбим. И все же, Бог решил рискнуть.

Троица голосов

Представьте себе Бога в виде трех Голосов. Первый Голос, подобный грому, имел свои преимущества. Когда Голос говорил с горы Синай, или когда он поглотил жерт­венник на горе Кармил, никто не мог отрицать Его существования. И все же, как это ни странно, даже те, кто слышал этот Голос и убоялся Его, — например, сами израиль­тяне — вскоре стали игнорировать Его. Только некоторые искали этот Голос, а еще меньшее число людей хранило веру, когда Голос умолкал.

Голос изменил Свой тон, когда появился Иисус — Слово, ставшее плотью. На протяжении нескольких десятилетий Голос Бога звучал с тембром, громкостью и диалектом этого еврея из деревни в Палестине. Это был обычный человече­ский голос, и, несмотря на то, что в нем чувствовался авто­ритет, люди не пошли за ним потоком. Голос Иисуса никак не подходил для споров или для совершения правосудия.

После того, как Иисус покинул землю, Голос принял иную тональность. В день Пятидесятницы языки — языки пламени сошли на верных Богу людей, и церковь, это Божье тело, начала свое формирование. Этот последний Голос близок, как дыхание, тих, как шепот. Этот голос са­мый тонкий, его проще всего не заметить. Библия говорит нам, что Дух можно «угашать» и «огорчать». Попробовали бы вы погасить горящий куст перед Моисеем или же заглу­шить гром, сотрясающий гору Синай! Но все же, Дух — это самый близкий Голос. В моменты отчаяния и бессилия, когда мы не знаем, о чем молиться, Дух выступает за нас посредником и рыдает так, что этого не выразить словами. Эти рыдания — предродовые схватки, возвещающие рож­дение нового творения.

Дух не удалит всего разочарования в Боге. Даже имена, данные в Писании Духу, говорят о том, что проблемы не­избежны: Посредник, Помощник, Утешитель. Но Дух так­же и наш «залог», как сказал Павел, используя метафору из сферы финансов. Дух напоминает нам, что подобные раз­очарования временны и являются предзнаменованием вечной жизни с Богом. Бог все задумал так специально, чтобы восстановить духовную связь с людьми перед тем, как создать новые небо и землю.

В двух местах в Новом Завете состояние исполненности Святым Духом сравнивается с состоянием опьянения. Оба этих состояния подразумевают иной взгляд на жизненные проблемы и тяготы, однако между ними существует большая разница. Многие начинают пить оттого, что хотят избавиться от депрессии, вызванной безработицей, болезнью или личной трагедией. Состояние опьянения неизбежно проходит, и че­ловек снова возвращается в мир, где все по-старому. Дух же говорит нам о новой реальности, о сказке, которая стала явью, о том, что мы увидим в вечности.

Библейские ссылки: Римлянам 8; Ефесянам 3; 1 Петра 1; Коринфянам 12; Ефесянам 5; Филиппийцам 2; Ефесянам 2; Коринфянам 3; Галатам 3; 2 Коринфянам 3, 5.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал