![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Торнтон Уайлдер
«Мост Сан-Луис Рей» Моему другу Ричарду, который написал книгу об Иове, этот древний человек казался героем всех времен, осмелившимся вступить в рукопашную схватку с Самим всемогущим Богом. Однажды, выслушав, как Ричард распространялся о доблестях Иова, я привел в пример описание Пари. На его лице появилось гневное выражение. Он резко меня перебил: «Иов заплатил очень высокую цену за то, чтобы Богу было хорошо. Вот все, что я могу сказать». Мне сначала тоже трудно было избежать таких чувств. Легкого пути преодолеть трудности не было, так как небесное состязание в жизни Иова выражалось в виде мародеров, огненных бурь, ураганов и язв. Как же можно позволить, чтобы Бог выиграл любое состязание такой ценой? К. Г. Юнг в своей книге об Иове язвительно спрашивал: «Стоит ли льву пугать мышь?» Изучая книгу Иова дальше, я заметил, что у меня сложилось неверное представление о происходящем. Да, состязание происходило, но не между Иовом и Богом. Сатана и Бог были главными соперниками, хотя важнее всего то, что Бог избрал человека — Иова — в качестве своего заместителя. Первая и последняя главы поясняют, что Иов, сам того не зная, участвовал в космическом шоу перед зрителями в невидимом мире. Нарушенный покои Вселенной Странная сцена Пари напомнила мне несколько других мест в Библии, где читателю позволяют заглянуть за кулисы. Возьмите, к примеру, 12-ю главу книги Откровения, которая описывает еще более странное состязание: беременная женщина, облаченная в солнце вместо платья, коронованная двенадцатью звездами, противостоит красному дракону — такому огромному, что он может сместить треть звезд с неба одним взмахом хвоста. Дракон лежит в ожидании, чтобы поглотить новорожденного. Есть и другие эпизоды: побег в пустыню, змей, пытающийся проглотить женщину, и отчаянная война на небесах. Существует несчетное количество библейских комментариев 12-ой главы книги Откровения, но почти все они едины в том, что странные образы указывают на великое разрушение во Вселенной, причиненное рождением Иисуса в Вифлееме. В определенном смысле 12-я глава книги Откровения представляет собой другую сторону Рождества, дополняя ее новой серией голографических образов, добавленных к знакомым сценам яслей, пастухов и избиения младенцев. Какова же «истинная» история Рождества: пасторальная версия Луки или описание войны в космосе, представленное в Откровении? Конечно, это одна и та же история, но рассмотренная с разных точек зрения. Лука предлагает взгляд с земли, а книга Откровения оттеняет детали из невидимого мира. Эти два мира отчетливо соединяются в трех самых известных историях Иисуса — притчах о заблудшей овце, потерянной монете и блудном сыне. Все три притчи подчеркивают одну идею: великая радость охватывает небеса, когда кается грешник. Сегодня любой может посмотреть, как кается грешник, — евангелизационные собрания Билли Грэма, транслируемые по телевидению, представляют это событие живо и красочно. Камера следует за молодой женщиной, направляющейся к месту покаяния и обращения. Но рассказы Иисуса утверждают, что за этой церемонией стоит нечто большее: в невидимом мире, скрытом от линз камеры, разворачивается великое торжество. Вера в невидимый мир является сегодня важнейшей чертой, отделяющей веру от неверия. Многие люди просыпаются, едят, водят машины, работают, звонят по телефону, испытывают привязанность к детям, ложатся спать, даже не задумываясь о существовании невидимого мира. Согласно Библии, человеческая история охватывает не только подъем и падение наций и народов; она представляет собой арену битвы за Вселенную. Поэтому то, что кажется ординарным событием в обозримом мире, может оказать чрезвычайное влияние на невидимый мир: краткосрочное задание заставляет сатану упасть с небес, как молния (Лук. 10); покаяние грешника является причиной небесного торжества (Лук. 15); рождение младенца нарушает привычный покой всей Вселенной (Откр. 12). Большинство этих последствий, однако, остаются скрытыми от наших взоров, за исключением отдельных случаев, явленных нам в книге Откровения и книге Иова. Обычный человек из реального мира, Иов был избран понести бремя испытаний, оказавших влияние на всю Вселенную. В пути его не сопровождал ни луч света, ни намек на то, что невидимый мир заботился о нем или хотя бы существовал. Как подопытное животное, Иов был взят для разрешения одного из насущнейших вопросов человечества и описания небольшого периода истории Вселенной. Не абсурдно ли верить, что одно человеческое существо, крошечная точка на крошечной планете, может изменить историю Вселенной? Друзьям Иова это казалось утопией. Послушайте, что говорит Елиуй - последний из утешителей Иова: «Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому». Елиуй, однако, был в корне не прав. Вводная и финальная главы книги Иова доказывают, что ответная реакция человека сильно влияет на Бога и что космические проблемы поставлены на карту. (Позднее, в книге пророка Иезекииля Бог с гордостью укажет на Иова вместе с Даниилом и Ноем, как на одного из своих трех любимых сыновей.) Пример Иова, представленный резко и рельефно, показывает, как жизнь на земле влияет на Вселенную. Когда я начал свое исследование, то стремился избегать «волнующей» сцены в 1-ой главе, но затем поверил, что, будь то драма или период истории, Пари дает всем нам великую надежду. Это, возможно, самый впечатляющий по своей силе и терпению урок от Иова. Наконец, Пари решительно разрешает дилемму, делая заключение о том, что вера одного человека значит очень много. Книга Иова утверждает, что наша реакция на испытание имеет значение. История человечества — и моя собственная история веры — является частицей великой драмы истории Вселенной. Паскаль говорил, что Бог даровал нам «дар понимания причин». Мы тоже можем, как и Елиуй, сомневаться в способности одного человека значительно изменить жизнь. Но Библия полна намеков на то, что нечто подобное происходит и с другими верующими. Мы — отличный экспонат, рожденный Богом, и демонстрационный экземпляр для сил невидимого мира. Апостол Павел, заимствуя образ гладиаторов, идущих процессией в Колизей, писал: «Мы стали зрелищем для всей Вселенной, для ангелов и для людей». В том же самом письме, в авторском отступлении, он написал: «Разве вы не знаете, что мы будем судить ангелов?» Мы, люди, населяем частичку планеты на внешних окраинах духовной галактики, которая является только одной из миллионов подобных галактик в обозримой Вселенной. Но Новый Завет настаивает на том, что все происходящее здесь поможет определить будущее той Вселенной. Павел взволнованно восклицает: «Все творение встало на цыпочки, чтобы увидеть изумительное зрелище сынов Божиих, идущих в царство свое». Творение, «стонущее» в тяжких трудах и гниении, может быть освобождено лишь изменением человеческих существ. Великое изменение С христианской точки зрения, вся человеческая история представлена где-то между первой частью Бытия и последней частью Откровения, которые рисуют одну и ту же сцену одними и теми же мазками красок: рай, река, лучезарная слава Бога и дерево жизни. История начинается и заканчивается в одном и том же месте, а все, что находится в промежутке, составляет борьбу с целью вернуть потерянное. После изгнания Адама и Евы из рая, история вошла в новую фазу. Творение Бога началось из ничего, а завершилось созданием Вселенной во всем ее великолепии. Новая работа - это воссоздание, и для нее Бог использует те же человеческие существа, которые изначально испортили его труд. Сотворение мира проходило определенные стадии: сначала были сотворены звезды, затем — небо и море, растения и животные, и, наконец, - мужчина и женщина. Воссоздание имеет обратный порядок: процесс начинается восстановлением мужчины и женщины, а его кульминацией является восстановление всего остального. Во многом восстановление «тяжелее», чем сотворение, поскольку оно полагается на людей, полных изъянов. Богу это стоило гораздо дороже - смерти единородного Сына. И все же, Бог настаивает на исцелении мира снизу вверх, а не наоборот. В процессе изучения книги Иова меня осенило, что Пари было, по сути, переиначиванием вопроса, который Господь изначально задавал при сотворении мира: останутся ли люди со мной или пойдут против моей воли? С точки зрения Бога, это был ключевой вопрос истории, начиная с Адама и заканчивая Иовом и каждым человеком, живущим когда-либо. Пари в книге Иова подвергает сомнению весь эксперимент с человечеством. Сатана отрицал, что люди поистине свободны. У нас, конечно, есть свобода впадать в грех — Адам и все его потомки доказали это. Но есть ли у нас свобода вознесения1 — безоговорочная вера в Бога? Может ли человек верить даже тогда, когда Бог кажется ему врагом? Или вера является лишь продуктом окружающей среды? Вводные главы книги Иова представляют сатану как первого великого бихевиориста: Иов был обязан любить Бога, утверждает сатана. Отнимите у Иова его награды и посмотрите, как улетучится его вера. Пари подвергает теорию сатаны сомнению. Я рассматриваю испытание Иова как важнейшее испытание человеческой свободы, что актуально и сегодня. В нынешнем столетии нужна сильная вера, чтобы считать, что человек — это больше, чем соединение молекул ДНК, инстинктов, заложенных в генах, культурных обусловленностей и безликих сил истории. Все же, и в этом бихевиористском столетии мы хотим верить в другое. Мы хотим верить, что и легкий, и сложный выбор, который мы делаем в тысячах разных ситуаций, принимается во внимание. Книга Иова настоятельно подтверждает: вера одного человека может многое изменить. Каждый человек играет свою роль в истории, и, выполняя свое предназначение, Иов стал примером для тех, кто сталкивается с сомнениями и трудностями. Очень часто разочарование в Боге начинается в обстоятельствах, схожих с теми, в которых оказался Иов. Смерть ребенка, трагический несчастный случай или потеря работы могут вызвать вопросы, которые задавал себе Иов. Почему это произошло со мной? Что Бог имеет против меня? Почему Он кажется таким отдаленным? Читая историю Иова, мы наблюдаем, как за занавесом развертывается противостояние в невидимом мире. Но, сталкиваясь с испытаниями в собственной жизни, мы не бываем такими проницательными. Когда разворачивается трагедия, мы остаемся в тени, не осознавая того, что происходит в невидимом мире. Драма, которую пережил Иов, переносится на нашу жизнь. Вновь Бог позволяет Своей репутации быть зависимой от реакции непредсказуемых людей. Иов на поле битвы веры потерял имущество, членов семьи, здоровье. Мы можем столкнуться с другими обстоятельствами: будь то неудача в карьере, распадающийся брак, сексуальная ориентация, форма тела, которая отвращает от вас людей. В такие периоды внешние обстоятельства — болезнь, банковский счет, серия неудач — покажутся настоящей борьбой. Мы можем умолять Бога изменить эти обстоятельства. Если бы я была красивой, тогда все у меня получилось бы. Если бы у меня было больше денег или, по крайней мере, была престижная работа, тогда я с легкостью поверил бы в Бога. Но более важная битва, как свидетельствует книга Иова, происходит внутри нас. Будем ли мы доверять Богу? Иов учит нас тому, что в самые трудные дни испытаний вера нам особенно необходима. Его борьба — выражение того, о чем детально повествует Библия: удивительная истина о важности выбора, который мы делаем. Этот выбор важен не только для нас и нашей собственной судьбы, но и для Самого Бога и Вселенной, которой Он управляет. Короче говоря, Бог дарует обычным людям возможность достойно участвовать в Великом Изменении, которое вернет космосу его первоначальное состояние. Все причины разочарования в Боге, о которых я упоминал в этой книге — заболевание раком, смерть, разрушенные взаимоотношения, все стенания нашей планеты — все эти несовершенства сотрутся. Иногда мы можем ставить под сомнение мудрость Бога и быть нетерпеливыми к Его расписанию. (Ученики почувствовали горькое разочарование, когда Иисус отверг их мечту о физическом царстве в пользу невидимого, духовного царства.) Но все щедрые обещания пророков однажды станут явью, и мы — вы и я — это те самые, люди, которые были избраны, чтобы помочь им стать реальностью. Никто не выражал боль и несправедливость этого мира более резко, чем Иов, никто не выражал разочарование в Боге настолько страстно. Мы всё еще должны внимать жалобам Иова и гневному ответу Бога. Но книга Иова начинается не с жалоб, как считают люди, а с представления мнения Бога. В прологе сцена Пари утверждает сияющую в темноте истину: и Иов, и вы, и я можем присоединиться к битве, чтобы исправить, повернуть вспять все, что неправильно во Вселенной. Мы можем многое изменить. Книга Иова не дает удовлетворительных ответов на вопрос: «Почему?» Вместо этого, она задает другой вопрос: «До каких пор?» Оставаясь верным Богу во всех испытаниях, Иов — капризный, сардонический старый Иов — помог упразднить боль и неверие мира, так отчаянно протестовавшего. И Мэг Вудсон, упрямо ищущая Божьей любви в тенях даже после смерти двух детей, — она тоже помогает повернуть события вспять и изменить все к лучшему. Тогда зачем откладывать? Почему Бог позволяет злу и боли так позорно существовать, даже процветать на этой планете? Почему Он позволяет нам самим выполнять что-то медленно и неумело, когда Сам может сделать это во мгновение ока? Он не торопится ради нас. Восстановление активно вовлекает нас, мы находимся в центре Его плана. Пари, мотив.всей человеческой истории, стремится совершенствовать нас, а не Бога. Все наше существование провозглашает силам Вселенной, что идет восстановление. Всякое проявление веры людьми Божьими подобно звучанию колокола, и вера, подобная вере Иова, отражается во всей Вселенной. «Я предпочту идти по жизни в ежедневном страхе перед вечностью, чем чувствовать, что это была лишь детская игра, в которой все соперники в конце получат одинаково бесполезные призы».
|