![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 26
Молчит ли Бог? Однажды мой друг в сумерках купался в большом озере. Когда он неторопливо отплыл от берега метров на сто, внезапно вечерний туман окутал воду. В одно мгновение не стало видно ничего: ни горизонта, ни объектов, ни света на берегу. Поскольку туман рассеял свет, мой друг не смог определить, в какой стороне садилось солнце. В течение получаса он в панике барахтался в озере. Принимая решение плыть в одном направлении, он вскоре начинал сомневаться и поворачивал на 90 градусов вправо или влево. Ничего не менялось. Он чувствовал, как в его груди колотилось сердце. Он прекращал плыть, держался на поверхности воды, стараясь сохранить силы, и заставлял себя дышать медленнее. Затем вновь продолжал плыть. Наконец он услышал едва уловимый голос, зовущий с берега. Он поплыл на звуки голоса к своему спасению. Ощущение потерянности, должно быть, охватило и Иова, когда он сидел в валунах и старался понять, что же произошло. Он тоже потерял все опознавательные знаки, указывающие направление, куда ему следует повернуть. Бог, и только Он мог провести Иова сквозь туман, но Он молчал. Сама суть Пари заключалась в том, чтобы держать Иова в неведении. Если бы Бог вдохновенно сказал: «Сделай это для меня, Иов, как рыцарь веры, как мученик», тогда Иов, польщенный оказанной честью, с радостью бы принял страдание. Но сатана решил проверить, «выживет» ли вера Иова без внешней помощи и без объяснения причин происходящего. Когда Бог принял условия сатаны, Иова окутал туман. Несомненно, Бог выиграл Пари. Хотя Иов разражался потоком горьких жалоб, хотя он отчаялся в жизни и жаждал смерти, все же с дерзновением отказывался оставить Бога: «Хотя Он отправляет меня на заклание, я буду уповать на Него». Иов верил, когда не было причины верить. Он верил, оказавшись в тумане. Вы могли бы прочитать историю Иова, изумиться Пари, затем облегченно вздохнуть: «Уф! Бог разрешил проблему. Решительно доказав Свою правоту, Бог наверняка вернется к тому стилю общения, который Он предпочитает, и будет все четко разъяснять своим последователям». Так могли подумать те, кто не читал Библию до конца. Мне не хочется признавать этой суровой правды, но пример Иова — самый крайний пример того, что оказывается вселенским законом веры. Вера, которую ценит Бог, -та, что укрепляется, когда все разлетается в прах, когда Бог молчит, когда сгущается туман. Выжившие в тумане Вспышка света от маяка на берегу и затем долгое, томительное молчание и темнота - такой пример я встречаю не только в книге Иова, но на протяжении всей Библии. Вспомните трясущегося старца Авраама, приближающегося к рубежу столетия, слабо верящего блестящему видению о том, что он станет отцом великого народа. Четверть века это видение казалось миражом в пустыне, пока не родил ся единственный сын. И когда Бог заговорил вновь, Он призвал Авраама к испытанию веры, такому же суровому, как испытание Иова. «Возьми своего сына, своего единственного сына, Исаака, которого ты любишь, — сказал Бог словами, которые острым ножом вонзились в сердце Авраама, — и принеси его в жертву для всесожжения». Был еще Иосиф, который во сне услышал Господа, но затем оказался на дне колодца, а позже — в египетской подземной тюрьме за то, что следовал указаниям Бога. И был Моисей, избранный Богом освободитель еврейского народа, скитающийся по пустыне сорок лет, преследуемый стражами фараона. Был и беглец Давид, помазанный Богом царь, который провел последующее десятилетие, увертываясь от копий и прячась в пещерах. Трудное, напоминающее азбуку Морзе, божественное руководство — ясное сообщение, за которым следует долгая, молчаливая пауза, — прямо расшифровывается во 2-й книге Паралипоменон. В ней мы прочитали о редкой добропорядочности царя Езекии, который так угодил Богу, что Он даровал ему беспримерное 15-летнее продление жизни. Что произошло потом? «Бог оставил его, чтобы испытать его и узнать все, что было у него на сердце». Большинство из этих героев Ветхого Завета появляются в почетном списке одиннадцатой главы Послания к евреям, в главе, которую кто-то назвал «Залом славы веры». Я предпочитаю назвать эту главу «Выжившие в тумане», ибо многие из перечисленных героев прошли через общее для них испытание: испытание веры, когда спускается туман и все становится бессмысленным. Муки, глумление, телесные наказания, цепи, избиение камнями, распиливание пополам — в зловещих деталях Послание к евреям описывает испытания, выпадающие на долю верующих. Святые становятся святыми, упрямо придерживаясь убеждения, что жизнь не такая, какой кажется, и что невидимый мир также прочен и достоин доверия, как и окружающий их видимый мир. Бог достоин доверия даже когда, похоже, мир опускается. «Мир не был их достоин», — делает вывод Послание к евреям об этом удивительном собрании святых, интригующе добавляя: «Поэтому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом». Эта фраза вновь возвращает меня к замечанию Дороти Сэйерз о трех великих унижениях Бога: церковь, в особенности, приносила Богу позор, но она также принесла Богу мгновения гордости, и изможденные святые из Послания к евреям демонстрируют, как это было. Любимцы Бога — в особенности они — не защищены от молчания Бога, приводящего их в смятение. Как сказал Пол Торнье: «Там, где нет возможности для сомнения, нет возможности и для веры». Вера требует неуверенности, смятения. Библия включает в себя множество подтверждений заботы Божьей (некоторые из них весьма впечатляют), однако не дает гарантий. Любая гарантия устранила бы веру. Два вида веры Мой друг Ричард считал слово «вера» главным препятствием на пути к уверенности. «Имей веру», — советовали другие христиане, когда он сомневался. Что они имели в виду? В этом случае слово «вера» казалось ему способом избегать вопросов, а не отвечать на них. Я полагаю, что некоторая сложность возникает из-за гибкости, с которой мы употребляем это слово. Прежде всего, мы употребляем слово «вера» для описания великих, по-детски простых глотков веры, когда человек способен получить невозможное. Подобную, чрезвычайной силы веру испытал Давид, выходя на битву с Голиафом, и римский сотник, которого хвалил Иисус (Он был «изумлен» неотступной верой этого человека). В наши дни «миссионеры веры» пишут о волнующих чудесах, являющихся результатом чистой, детской веры. Это — «зерно веры», способное накормить многих сирот или передвинуть гору, и таких примеров в Библии множество. Но Иов, вместе со святыми из II-и главы Послания к евреям, указывает на другой тип веры - тот, который окружал меня в размышлениях о разочаровании в Боге. Непорочная, детская вера может не выжить, когда не происходит чудо, когда насущная молитва не получает ответа, когда густая серая пелена закрывает всякий признак заботы Божьей. Такие времена требуют чего-то большего. И я буду использовать редко употребляемое слово «преданность» для описания веры, помогающей выстоять любой ценой. Я беседовал с молодой медсестрой, чье разочарование в Боге коренилось именно в смешении этих двух видов веры. Воспитанная в христианской семье, она редко сомневалась в Боге, даже во время учебы в колледже. На ее стене висела картина, изображающая Иисуса с ребенком на руках и иллюстрирующая стихотворение «Следы». Это стенное украшение отражает веру в ее детской непосредственности: просто доверься Богу и даже не ощутишь бремени. Если вы оглянетесь и окинете взором тяжелые времена, то увидите на песке только одну пару следов, так как Иисус нес вас на руках. В возрасте 24 лет, ее закрепили за палатой больных раком. Она рассказала мне одну за одной истории людей, за которыми ухаживала. Некоторые из ее пациентов молились с верой детской непосредственности, взывая к Богу об исцелении и утешении, об облегчении боли. И все же они умерли жестокой, безобразной смертью. Каждый вечер медсестра возвращалась домой, подавленная сценами неразрешимого страдания и видела перед собой следы Иисуса на картине, пленяющие светлым обещанием. Чтобы отчетливо представить эту картину, просто прочитайте два псалма от начала до конца. Начните с Псалма 22: «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться... Он водит меня... я не убоюсь зла... благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей». Затем переверните назад страницу и найдите Псалом 21. «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Почему Ты далек от спасения моего?... Я вопию днем, - и Ты не внемлешь мне... Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище». Псалом 22 является образцом непосредственной детской веры; Псалом 21 демонстрирует преданность — более глубокую, непостижимую веру. Жизнь с Богом может включать и ту, и другую. Мы можем переживать времена невероятной близости, когда получаем ответ на все молитвы со всей очевидностью и Бог кажется близким и любящим. Мы можем также испытывать «смутные» времена, когда Бог безмолвствует, когда ничего не получается так, как мы планируем, и все библейские обещания кажутся абсолютно монотонными. Быть преданным Богу значит научиться верить, что за туманом царит Бог; Он не покинул нас, что бы нам ни казалось. Парадоксально то, что самые запутанные времена Иова могут «удобрить» веру и укрепить близость с Богом. Глубочайшая вера, названная мною преданностью, пускает ростки в силу противоречия, как былинка травы меж камней. Люди растут борясь, работая, напрягаясь; в каком-то смысле человек нуждается больше в проблемах, чем в их разрешении. Почему не на все молитвы мы получаем ответы сразу, как по волшебству? Почему каждый обращенный идет по одной и той же утомительной тропе духовной дисциплины? Потому что упорная молитва, пост, изучение, размышление — все это создано ради нас, не ради Бога. Киркегаард сказал, что христиане напоминали ему школьников, желающих найти ответы на математические задачи в конце учебника, не решая их. Я признаюсь в подобных чувствах и полагаю, что я не одинок. Мы страстно желаем идти больше прямыми, короткими путями. Но они уводят нас от возрастания в вере. Примените данный принцип к Иову: каков был исход его испытаний? По наблюдению Равви Авраама Хешеля, «веру Иова нельзя поколебать, потому что она — результат потрясения». В эссе о молитве К. С. Льюис предположил, что Бог относится к новым христианам с особой нежностью, как родитель, до безумия любящий новорожденного. Он приводит цитату опытного христианина: «Я видел много поразительных ответов на молитву; некоторые из них можно назвать просто чудом. Обычно ответы приходят накануне обращения в веру или вскоре после него. На протяжении дальнейшей христианской жизни они становятся реже. Отказы на молитвенные просьбы не только становятся частыми — они становятся более явными, более настойчивыми».1 На первый взгляд, все должно быть наоборот. Жизнь с верой должна бы стать легче, не тяжелее, ведь христианин совершенствуется. Но Льюис напоминает о двух ярких при мерах Нового Завета, когда молитвы остались без ответа: Иисус три раза молил Бога отвести от Него чашу страданий, а Павел умолял Господа излечить «жало плоти его». Льюис спрашивает: «Что же. Бог оставляет тех, кто лучше всего Ему служит? Он - Тот, Кто служил Ему лучше всех, сказал перед своей мучительной смертью: «Почему Ты покинул Меня?» Когда Бог стал человеком, именно этот Человек менее всего был утешаем Богом в Его величайшей нужде. Это - тайна. Даже если бы у меня была на то власть, я бы не решился ее исследовать. Между тем, обычным людям, как я и вы, лучше не делать поспешных выводов на свой счет, когда мы все-таки получаем ответ на молитвы вопреки вероятности. Если бы мы были сильнее, с нами, возможно, обращались бы менее бережно. Если бы мы были храбрее, нас, возможно, направили бы защищать наиболее безнадежные посты в великой битве, оказывая нам гораздо меньше помощи. Неизбежный вопрос Слова К. С. Льюиса звучат впечатляюще. Но я все же не могу просто свести пример преданности - веры, закаленной испытанием, - к радужной формуле. Эта книга началась с истории о Ричарде, который жил спокойно и уверенно до тех пор, пока его вера не подверглась испытанию. И тогда он почувствовал себя преданным. Почему Бог подвергал его или в этом отношении - любого, кого Он любит, такому испытанию? Ричард не мог больше верить такому Богу. Я беседовал со многими людьми, чья обильная, чистая детская вера шла ко дну в минуты испытаний. За поверхностью книги Иова таится неизбежный вопрос. Если бы ради испытания любви муж подверг свою жену такой же травме, которую получил Иов, мы бы сочли его больным и изолировали от общества. Если бы мать спряталась от собственных детей и отказалась указать направление детям, попавшим в туман, мы бы сочли ее недостойной матерью. Как же нам понять такое поведение, такое Пари Самого Бога? Я не предлагаю точной формулы, только два наблюдения. 1. Мы мало понимаем, что наша вера значит для Бога. Каким-то таинственным образом ужасное испытание Иова было ценно для Бога, ибо раскрыло суть эксперимента со всем человечеством. Не только вера Иова, но и мотив происхождения мира был поставлен на карту, С тех пор, как Бог взял на Себя риск дать людям свободу выбора, вера — истинная, неподкупная, свободно предложенная вера — стала иметь непреходящую ценность для Бога. Нет лучшего способа выразить любовь к Богу, чем развивать преданность Ему. Неправильно говорить о нужде Бога в любви со стороны Его творения, но вспомните, как Сам Бог выражал страстное желание к такой любви: как Отец, «изголодавшийся» по весточке от своих непокорных детей, как любящий, дающий вопреки всему еще один шанс неверной любимой. Это образы, которые вновь и вновь создает Бог во времена пророков. Глубочайшее желание, одолевающие нас на земле как родителей, как любящих — это лишь отблески страстного желания, которое Бог испытывает по отношению к нам. Это желание, которое стоило Ему Воплощения и Распятия. Никакие человеческие метафоры не смогут вместить в себя происшедшее, его значение нельзя ни преуменьшить, ни преувеличить. Как сказал Иисус, в конце истории (когда туман рассеется навсегда) только один вопрос будет иметь значение: «Когда придет Сын человеческий, найдет ли Он веру на земле?» Апостол Павел, рисуя картину мира со дня его творения до прихода Иисуса, сделал вывод: «Бог сделал это, чтобы люди искали Его, потянулись к Нему и нашли Его, хотя Он и недалеко от каждого из нас». Отдать Своего Сына было «платой» Бога; ответ веры, подобный ответу Иова, — ваш или мой — представляется «наградой». Я допускаю, что любому из нас с ограниченным видением мира тяжело воспринять награду, полученную благодаря испытаниям Иова. К. С. Льюис приблизился к пониманию этого в своем комментарии о том, что Бог «отправляет нас на самые безнадежные посты в великой битве». Согласно Библии, люди служат главными солдатами в битве между невидимыми силами добра и зла, а вера — наше главное оружие. Возможно, Бог отправляет нас на самые опасные позиции, испытывая гордость, любовь, боль и угрызения совести — все то, что чувствует родитель, отправляя сына или дочь на войну. «Оправдалось» ли испытание Иова для Бога? Только Бог может дать ответ. Я решил, что духовное владычество означает следующее: только Бог может определить, что ценно для Бога. «Блаженны не видевшие и уверовавшие», - сказал Иисус, мягко упрекая Фому неверующего. Иов увидел самую темную сторону жизни, услышал самое глухое молчание Бога и все же верил. 2. Бог не оградил Себя от требований веры. Испытания Иова эхом отдаются в жизни Иисуса. Он тоже был искушаем. Он тоже потерял самое ценное, включая друзей и здоровье. Как говорится в Послании к евреям: «Он в молитвах и прошении со стонами и слезами обращался к Тому, Кто мог спасти Его от смерти». В итоге Он поплатился жизнью. Мы можем никогда не постичь тайну того, что произошло на кресте, но это дает утешение, что Бог не желает подвергать своих людей испытаниям, которые Он не перенес Сам. За эти годы я разговаривал со многими страдающими людьми и не могу не подчеркнуть, как это важно для них. От известных людей, таких, как Джони Эрексон Тада, от неизвестных людей в больницах, от заключенных в адских тюрьмах стран третьего мира я слышал следующее: «По крайней мере, благодаря Иисусу Бог понимает, как я себя чувствую». Я вновь думаю о замечании Ричарда: «Все, что я могу сказать — Иов дорого заплатил, чтобы ублажить Бога». Он думал об Иове, сидящем на пепелище, покрытом струпьями. Когда Ричард говорил об этом, я думал об Иисусе, распятом на кресте, не способном дотронуться до ран. Я должен был согласиться — это была высокая плата. В определенном смысле, Бог связал Себя по рукам в Пари относительно Иова; в буквальном смысле — в ночь Распятия Он позволил связать Себе руки. (Иисус говорит о смерти: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! Прославь имя Твое».) Изучая Библию, я удивился радикальным переменам в отношениях авторов к страданию, переменам, восходящим к кресту. Когда авторы Нового Завета говорят о лишениях, они не выражают негодования, характерного для Иова, пророков и многих псалмописцев. Они не объясняют причин страдания, но указывают на два события — смерть и воскресение Иисуса, как будто создавая пиктографический ответ. Вера апостолов, как они свидетельствовали, основывалась всецело на том, что произошло в Пасхальное воскресенье, когда Бог превратил величайшую трагедию в истории — распятие собственного Сына — в день, который мы отмечаем как Страстную пятницу. Ученики, смотревшие на крест из укрытия, вскоре познали то, чего не познали за три года пребывания с наставником: когда кажется, что Бог отсутствует, Он может быть ближе всего. Когда Бог кажется мертвым, Он возвращается к жизни. События трех дней — трагедия, тьма, триумф — стали для авторов Нового Завета эталоном того, как справляться с испытаниями. Мы можем взглянуть на Иисуса — доказательство Божьей любви — и не получить ответ на вопросы: «Почему?» Страстная пятница свидетельствует о том, что Бог не оставил нас наедине с нашей болью. Зло и страдания, омрачающие нашу жизнь, так реальны и так важны для Бога, что Он пожелал разделить их с нами и Сам их испытать, чтобы тоже быть «знакомым с горем». В тот день Иисус тоже познал молчание Бога — на кресте Он цитировал Псалом 21, не Псалом 22. Пасхальное воскресенье показывает, что в конечном итоге страдание не торжествует. Поэтому Иаков пишет: «С великою радостью принимайте... когда впадаете в различные искушения». «Об этом радуйтесь, немного теперь поскорбев, если нужно, от различных искушений», — пишет Петр. «Мы также возрадуемся в страданиях наших», — пишет Павел. Апостолы продолжают объяснять, что хорошего может принести «искупленное страдание»: зрелость, мудрость, истинную веру, упорство, сильный характер и многие другие награды. Почему нужно возрадоваться? Никак не ради мазохистского возбуждения по поводу испытания. Чудо, совершен ное Богом в Пасхальное воскресенье, есть подтверждение того, что Он может сделать для каждого из нас. Беды, на которые указывали Иаков, Петр и Павел, вероятно, создали бы кризис веры в Ветхом Завете. Но авторы Нового Завета верят в то, что выразил Павел: «Все содействует ко благу». Это известное утверждение часто искажается. Некоторые люди интерпретируют это утверждение так: «Только хорошее случается с теми, кто любит Бога». Павел имел в виду обратное, и в следующем параграфе он определяет, что можно ожидать в жизни: беды, тяжести, преследования, голод, опасность, войну. Павел все это пережил. И все же он настаивает: «Во всем этом мы более, чем победители; никакие трудности не отделят нас от Божьей любви». Павел говорит, что это дело времени. Просто ждите: Божье чудо превращения Страстной пятницы в Пасхальное воскресенье однажды распространится на все космическое пространство. «Все трудное указывает на нечто большее, чем может охватить наша теория жизни».
|