![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга Иова 42:3
Глава 25 Почему Бог не объясняет В конце книги Иова дерзкий молодой Елиуй высмеивает желание Иова, чтобы Бог посетил его. «Ты думаешь, что Бог заботится о таком маленьком существе, как ты? Можешь ли ты себе представить, что Всемогущий Бог, Творец Вселенной соблаговолит сойти на землю, чтобы лично встретиться с тобой? Обязан ли Бог давать тебе объяснение? Будь серьезным, Иов!» Елиуй продолжает монотонно говорить, а на горизонте появляется крошечное облако. Облако приближается, клубится, перерастает в настоящую бурю, из которой гремит ни на что не похожий голос. Речь Елиуя внезапно обрывается, и Иов начинает дрожать. На сцене появляется Сам Бог. Он пришел лично ответить Иову на его обвинения в несправедливости. Если Иов служит главным библейским предметом изучения разочарования в Боге, тогда эта пламенная речь из бури наверняка рассеет многие сомнения и смятения. Что же Бог говорит в Свою защиту? Мне приходит на ум несколько идей по поводу того, что мог бы сказать Бог. «Иов, Я очень сожалею о том, что произошло. Из-за Меня на твою долю выпали несправедливые испытания, и Я очень горжусь тобой. Ты не знаешь, что это значит для Меня и даже для Вселенной». Несколько похвал, немного сострадания или, по крайней мере, краткое объяснение того, что происходило «за занавесом», — все это утешило бы Иова. Бог ничего подобного не говорит. Его «ответ» состоит больше из вопросов, чем ответов. Обходя стороной тридцать пять глав, поднимающих вопрос о боли и страданиях и достойных обсуждения, Бог окунается в величественное путешествие по миру природы. Он сопровождает Иова по личной галерее Его любимых работ, с гордостью задерживаясь у диорам с горными козлами, дикими ослами, страусами и орлами, как бы изумляясь собственному творению. Красота поэтического слога в конце книги Иова может соперничать с лучшими образцами мировой литературы. Вместе с восхищением ослепительным божественным изображением мира природы, в сознание закрадывается чувство недоразумения. Почему Бог выбрал именно этот момент, чтобы дать возможность Иову оценить красоту дикой природы? Уместны ли его слова? В книге «Желанные помыслы» Фредерик Бюхнер подводит итог речи Бога. «Бог не объясняет. Он раскрывает. Он спрашивает Иова, что тот о Нем думает. Бог говорит что попытка объяснить Иову то, в чем Он ищет объяснений, напомнила бы объяснение Эйнштейна короткошеему моллюску... Бог не раскрывает Свой грандиозный замысел. Он раскрывает Себя».1 Основную идею поэтического описания можно передать так: «Иов, пока ты не узнаешь немного больше об управлении физической Вселенной, не говори Мне, как управлять духовной Вселенной». «Господь, почему Ты так несправедлив ко мне? - плачет Иов. - Поставь Себя на мое место». «Нет!!! — громогласно заявляет Бог. — Это ты поставь себя на Мое место! Пока ты не усвоишь урок о том, как заставить солнце всходить каждый день, или где разбросать молнию, или как создать гиппопотама, не суди, как Я управляю миром. Молчи и слушай». Влияние речи Бога на Иова так же изумительно, как и сама речь. Хотя Бог не отвечает на вопрос о причине бед Иова, порыв бури приводит Иова в чувство. Он кается в прахе и пепле, и от разочарования в Боге не остается и следа. Что нам не дано знать Те из нас, кто, возможно, никогда не слышал голоса с небес, должны пытаться выяснить, что Бог действительно сказал Иову. Откровенно говоря, для меня уклончивый ответ Бога создает столько же проблем, сколько и разрешает. Я не могу просто отбросить вопросы о причинах страдания. Они возникают всякий раз, когда я разговариваю с такими людьми, как Мэг Вудсон, и тогда, когда начинаются неприятности в моей жизни. Отказ Бога ответить на вопросы Иова не укладывается в умах современных читателей. Нам не нравится слышать, что что-то находится вне нашего понимания. У меня есть книга, которая называется «Энциклопедия незнания». В ней описаны научные явления, которые пока невозможно объяснить. Ученые всего мира трудятся над восполнением пробелов знаний в этих областях. Не создал ли Бог сферу знаний — «Энциклопедию теологического незнания», — недоступную для понимания человека? Как бы я ни сопротивлялся, книга Иова подталкивает меня к такому заключению. Почему жизнь так несправедлива? Когда Бог причиняет страдания, а когда просто допускает страдания? И в чем разница? Почему Бог иногда кажется молчащим, а иногда близким и хорошо знакомым? Когда Бог имел идеальную возможность разрешить проблемы к лучшему, Он хмурился и отрицательно качал головой. Зачем стараться объяснить это? Ни Иов, ни лю-бой другой человек не мог этого понять. Я не могу предложить ответы на конкретные вопросы Иова, потому что их не предлагает Бог. Я могу только спросить, почему Бог не дает ответов, почему существует «Энциклопедия теологического незнания»? Поскольку я касаюсь области, о которой Библия умалчивает, все, о чем я буду говорить, представляет собой простые размышления. Я включаю их в свою книгу специально для тех людей, которых не удовлетворяет отсутствие ответа, которые неустанно задают вопросы, отклоненные даже Богом. 1. Возможно, Бог держит нас в неведении потому, что просвещение не может нам помочь. Те же самые насущные вопросы мучают почти каждого страждущего. Почему? Почему со мной? Что Бог пытается мне сказать? В книге Иова Бог отклоняет вопросы о причинах, вместо этого концентрируя внимание на отклике веры. Но подумайте, что могло бы случиться, если бы Бог ответил на наши вопросы прямолинейно. Мы полагаем, что перенесли бы страдание легче, зная его причину. Но так ли это? Я нахожу поразительное сходство в двух библейских книгах: в книге Иова и в Плаче Иеремии. Иов в изумленном неверии смотрел на руины собственного дома; автор Плача Иеремии в неверии смотрел на руины родного города Иерусалима. Обе книги выражают гнев, горечь и глубокое разочарование в Боге. Фактически, многие страницы книги Плача Иеремии звучат, как парафразы более древней книги Иова. Все же пророк, написавший Плач (вероятно, Иеремия), не был в неведении. Он точно знал, почему Иерусалим был разрушен: евреи нарушили соглашение с Богом. Тем не менее, знание причины не облегчило страданий и не уменьшило чувство отчаяния и одиночества. «Господь, как враг», — подобно Иову изрек автор. «Почему Ты всегда забываешь о нас? Почему Ты оставляешь нас на произвол судьбы?» — спрашивал он Бога, хотя хорошо знал ответы — они детально изложены в других частях книги. Какое возможное объяснение могло утешить Иова, Иеремию или Мэг Вудсон? Знание — пассивно, интеллектуально; страдание — активно, личностно. Никакой интеллектуальный ответ не разрешит страданий. Возможно поэтому Бог послал Своего Сына, как один из Его ответов на человеческую боль, чтобы испытать ее на собственном опыте и впитать ее в Себя. Воплощение не разрешило человеческого страдания, но, во всяком случае, оно было активной и личной реакцией. В истинном смысле никакие слова не звучат громче Слова. Если вы будете искать в книге Иова ответы на вопросы о причинах страданий, то будете разочарованы. Бог не ответил, Иов отозвал свои вопросы, а друзья покаялись во всех своих ошибочных предположениях. Иисус также избегал вопроса о причине страдания. Когда Его ученики делали определенные заключения о слепорожденном человеке (Иоан. 9) и о двух местных катастрофах (Лук. 13), Иисус упрекал их. Библия свидетельствует, что любые строго определенные ответы на вопросы о причинах просто недостижимы. Когда мы берем на себя привилегию Бога, мы ступаем на опасный путь. Даже благая попытка утешить ребенка — «Бог забрал твоего папу потому, что сильно его любил» — пересекает ту грань в Библии, куда вход запрещен. Хотя воздушные катастрофы, чума, пуля снайпера, намеренное отравление лекарствами, голод в Африке — требуют авторитетного объяснения, книга Иова настоятельно напоминает: Сам Бог не предпринимал попытки дать объяснение. 2. Возможно, Бог держит нас в неведении потому, что мы неспособны понять ответ. Может быть, величественное молчание Бога в ответ на вопрос Иова не было уловкой, может быть, это было простое признание Богом жизненного факта. Крошечное существо на крошечной планете в отдаленной галактике просто не может понять грандиозного замысла Вселенной. Можно пытаться описывать цвета слепорожденному или симфонию Моцарта человеку глухому от рождения, или объяснять теорию относительности человеку, который не слышал об атомах. Чтобы оценить проблему, представьте, что вы общаетесь с существом, умещающимся на предметном стекле микроскопа. Для такого существа Вселенная состоит только из двух измерений - плоской поверхности стеклянного. слайда. Оно не воспринимает никаких ощущений за гранью стекла. Как такому существу передать понятие пространства, или высоты, или глубины? Глядя с высоты, вы можете понять мир двух измерений этого существа, как и трехмерный мир, его окружающий. Существо «снизу» может оценить мир только двух измерений.* Подобным образом невидимый мир существует вне нашего уровня восприятия, за исключением редких его проникновений в нашу «плоскость», которые мы называем чудесами. Ни Иов, ни вы, ни я не можем воспринять всей полноты картины. Режиссер Вуди Аллен в фильме «Пурпурная роза Каира» исследовал уровень восприятия этих двух миров. Сначала мы видим героя фильма глазами Майи Фэрроу, наблюдающей за его актерским мастерством. Затем невероятным образом герой выходит за рамки двухмерного экрана и оказывается в театре Нью-Джерси; внезапно он появляется в реальном мире рядом с изумленной героиней, которую играет мисс Фэрроу. Внешний мир таит много неожиданностей для актера кино. Когда кто-то ударяет его кулаком, он падает, как и подобает, как его учили делать на экране, но удивленно потирает скулу — эти удары не должны были быть ощутимыми! Когда он и Майя целуются, он останавливается в ожидании затемнения. И когда кто-то пытается объяснить концепцию о Боге — «Он все контролирует. Он — это весь мир», актер кивает головой: «Вы имеете в виду мистера Майера, владельца кинокомпании?» Восприятие актера ограничено лишь миром кино. В конце концов, герой возвращается в двухмерное пространство киноэкрана и пытается объяснить реальный мир остальным актерам. Они смотрят на него так, как будто бы он сбежал из психиатрической лечебницы. Он говорит вздор. Другого мира нет; для них мир кино - единственно реальный. Вуди Аллен акцентирует внимание на той же проблеме, о которой упоминалось в случае с существом, живущим в двух измерениях. Если один мир (мир двух измерений или мир кино) существует внутри другого, он будет иметь смысл только с точки зрения более «высокого мира». Распространяя эту аналогию на книгу Иова, скажем: большинство вопросов Иова касаются деятельности в более «высоком мире», за пределами его понимания. Бог живет на более «высоком уровне», в другом измерении. Он не является частью Вселенной; Он создал Вселенную. Бог не связан пространством и временем. Он может войти в материальный мир -мы никогда бы Его не ощутили, если бы Он не входил. Но только Он принимает решение «войти» как автор, выступающий в роли героя собственной пьесы, как человек реального мира, ненадолго появившийся в фильме. Дело времени «Как-то жила молодая леди по имени Брайт, И скорость ее была намного выше скорости света. Однажды, она отправилась в каком-то направлении И вернулась в предыдущую ночь». Восприятие времени особенно указывает на огромную разницу между Божьим восприятием (видом сверху) и нашим. Я начинаю думать, что эта разница объясняет много вопросов, касающихся разочарования в Боге. По этой причине я включил в книгу некое отступление. Св. Августин посвятил книгу 11 сборника «Исповедания» обсуждению времени. «Что же тогда время? — начинает он. — Если никто меня не спрашивает, я знаю, что это такое; если я хочу объяснить это понятие кому-то, я не знаю, что такое время». Когда Августина спросили, что Бог делал до сотворения мира, он ответил, что так как Бог изобрел время вместе с сотворенным миром, такой вопрос — нонсенс и просто выдает привязанность задающего вопрос ко вре мени.* «До» времени — только вечность, а вечность для Бога — никогда не заканчивающееся настоящее. Для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день.2 Какова была бы реакция Августина на то, что Эйнштейн связал время и пространство? Сейчас мы понимаем: время — не абсолют, оно относительно. Нам говорят, что восприятие времени зависит от относительного положения наблюдателя. Возьмем недавний пример: в ночь на 23 февраля 1987 г. астроном из Чили наблюдал невооруженным глазом взрыв далекой сверхновой звезды. Этот взрыв был таким мощным, что высвободил за одну секунду столько же энергии, сколько наше солнце высвободит за 10 миллиардов лет. Но действительно ли это событие произошло 23 февраля 1987 года? Да, но только с позиции нашей планеты. Фактически, эта сверхновая звезда взорвалась за 170 тысяч лет до нашего 1987 года, но поток света от этого взрыва, проходя почти 6 триллионов миль в год, достиг нашей галактики через 170 тысяч лет. В этом примере «более высокий» взгляд вечности попирает наше обычное понятие о времени. Представьте себе очень большое Существо, больше чем вся Вселенная — такое большое, что существует одновременно на земле и в том месте Вселенной, где находилась «Сверхновая 1987А» звезда. Каким по счету годом был бы для этого Существа наш 1987 год? Все зависит от избранной точки зрения. С позиции Земли Существо «наблюдало» бы события 1987 г., что включало бы открытие «Сверхновой 1987А». С позиции же «Сверхновой 1987А» Существо уже испытало бы то, что земле предстоит узнать только через 170 тысяч лет! Существо же наблюдало прошлое (с земли оно видело «Сверхновую 1987А» на 170 тысяч лет раньше), настоящее (событие 1987 года на земле) и будущее (то, что происходит на «Сверхновой 1987А» «сейчас», и о чем земляне узнают лишь через 170 тысяч лет) одновременно. Существо, большое, как Вселенная, может увидеть, что происходит в любом месте Вселенной в любое время. К примеру, если оно хочет знать, что сейчас происходит на Солнце, то может «наблюдать» с позиции Солнца, Если оно хочет увидеть, что происходило на солнце 8 минут назад, оно может «посмотреть» на это с Земли (это видим мы) после того, как свет пропутешествовал 93 миллиона миль от Солнца к Земле. Данная аналогия неточна, потому что заманивает такое Существо в ловушку пространства, хотя и освобождает его от времени. Но в то же время эта аналогия иллюстрирует концепцию времени — «сначала происходит А, затем происходит Б», выражает ограниченное восприятие нашей планеты. Бог, вне времени и пространства, может наблюдать за всем, что происходит на Земле, и за всем, о чем мы можем только догадываться и никогда до конца не сможем понять. Такие понятия — не просто полеты фантазии. Ученики средней школы, изучающие физику, узнают о теоретических астронавтах будущего, которые будут путешествовать в космос быстрее, чем со скоростью света и возвращаться на свою планету даже более молодыми, чем были до этого. Теории, казавшиеся умозрительными десять лет назад, доказываются современными исследователями, которые сегодня могут достать лучом лазера до поверхности Луны и отправляют атомные часы в космическое пространство. Наука — это фантазия, воплощенная в жизнь. Белая королева из книги «Алиса в стране чудес» сказала: «Бедна память, обращенная только в прошлое!» Бог и время Приведу еще одну аналогию: как писатель я живу в двух разных «временных зонах». Первая — временная зона реального мира, охватывающая мой ежедневный ритуал: я просыпаюсь, одеваюсь, завтракаю, отправлюсь в офис, чтобы распланировать главы, страницы и слова книги. Между тем, сама книга создает другой, искусственный мир с его собственной, независимой временной зоной. Если бы я писал художественную книгу, я, возможно, написал бы следующие два предложения: «Зазвонил телефон. Она немедленно встала с дивана и побежала снимать трубку». В книге временная последовательность такова: звонит телефон, следует немедленный ответ; но за пределами книги, в мире автора, минуты, часы, даже дни могут разделять эти два предложения. Возможно, я завершаю работу одного дня предложением «Телефон зазвонил» и уезжаю в отпуск на две недели. Независимо от того, когда я вернусь к работе над книгой, я связан зако-нами этой временной зоны. Я бы никогда не написал: «Зазвонил телефон. Две недели спустя она встала с дивана и сняла трубку». Смещение двух временных зон привело бы к абсурду. После того, как я заканчиваю книгу, она остается у меня в голове. «Сверху» я могу видеть сразу весь сюжет: начало, середину, конец. Никто другой не сможет этого сделать. Другие могут только читать ее во времени, упорно работая над текстом, предложение за предложением. Я постоянно прибегаю к аналогиям, потому что только благодаря им мы можем представить человеческую историю такой, какой ее видит Бог. Мы видим историю, как последовательность фотокадров в рулоне кинопленки, один за другим, но Бог сразу видит весь фильм, как вспышку. Он видит его одновременно с положения далекой звезды и моей гостиной, где я сижу и молюсь. Он видит все целостно, как всю книгу, а не предложение за предложением, страницу за страницей. Такую перспективу мы можем представить смутно, как сквозь туман. Простое признание нашей неизлечимой связи со временем может помочь понять, почему Бог не ответил на вопрос Иова: «Почему?» Вместо этого Бог рассказал о нескольких основополагающих фактах из жизни Вселенной, которые Иов едва ли понял, и предупредил: «Оставь остальное Мне!» Возможно, Бог держит нас в неведении потому, что ни Иов, ни Эйнштейн, ни вы, ни я не смогли бы понять вид «сверху». Нам не понять, по каким законам Бог живет вне времени, как мы это осознали, и все же иногда входит во время. Подумайте, сколько путаницы окружает слово «предвидение». Знал ли Бог заранее, что Иов останется верным Ему и, таким образом, выиграет Пари? Если знал, было ли это настоящее Пари? А как насчет природных катаклизмов на земле? Если Бог знает о них заранее, не виноват ли Он? В нашем мире, если человек знает заранее, что в стоящем на стоянке автомобиле взорвется бомба и не предупреждает об этом властей, он несет ответственность по закону. Несет ли ответственность Бог за все трагедии, которые происходят, потому что знает обо всем заранее? Но мы не можем применить наши простейшие правила к Богу. И это, быть может, самая главная мысль решительной речи Бога к Иову. Само слово «предвидение» выдает проблему, так как выражает точку зрения человека: Б следует за А. Строго говоря, Бог не предвидит, что мы что-то будем делать, Он просто видит, как мы это делаем в вечном настоящем. И когда бы мы не пытались выяснить роль Бога в любом событии, мы обязательно видим все «снизу», судя о Его поведении по хрупким стандартам условной временной морали. Однажды мы, возможно, в другом свете увидим все вопросы, подобные такому: «Был ли Бог причиной падения самолета?» Аргументы церкви о предвидении и предопределении иллюстрируют наши неуклюжие попытки понять то, что начинает иметь для нас смысл только тогда, когда входит во время. В другом измерении мы, несомненно, посмотрим на такие вещи по-другому. Библия намекает на взгляд «сверху» в некоторых, самых ее таинственных отрывках. Она говорит, что Христос^ «был избран до сотворения мира», что означает - до Адама, до грехопадения и до возникновения необходимости в искуплении. Библия говорит, что благодать и вечная жизнь «были даны нам в Иисусе Христе до начала времен». Как можно говорить о том, что что-то случилось «до начала времен»? Такая формулировка выражает точку зрения Бога, живущего вне времени. До сотворения времени Он предусмотрел искупление грешной планеты, которая еще даже не существовала. Но когда Бог «вошел» во время (как и я в роли автора мог проникнуть во временной отрезок моей книги), Ему пришлось жить и умирать по законам нашего мира, в рамках нашего времени.* Вечное настоящее В известном смысле мы, люди, воспринимаем время как никогда не заканчивающееся настоящее. В действительности, мы познаем его в последовательности: наступает утро, затем день, затем вечер, но думаем обо всем в настоящем. Если я думаю о том, что съел на завтрак, то думаю в настоящем о том, что случилось в прошлом. Если я вечером думаю о том, что мне завтра приготовить на обед, то думаю в настоящем о том, что случится в будущем. Поскольку я существую только в настоящем, я могу воспринимать прошлое и будущее только с позиции настоящего. Такое восприятие дает мимолетное представление о вечном настоящем, из которого Бог созерцает мир. Оно также может объяснить библейскую закономерность; для людей, сомневающихся в Боге. Таким людям, обманутым настоящим, разочарованным в Боге, Библия предлагает два средства: помните прошлое, считайтесь с будущим. В Псалмах, в книгах Пророков, в Евангелиях, в апостольских посланиях Библия постоянно призывает нас оглядываться и помнить то великое, что сделал Бог. Он — Бог Авраама, Исаака, Иакова, Тот, Кто освободил евреев от египетского рабства. Он — Бог, который из любви к людям послал на смерть Своего Сына и затем воскресил Его из мертвых. Близоруко концентрируясь на том, что нам хотелось бы получить от Бога, мы можем упустить важность того, что Он уже сделал для нас. Подобным образом Библия указывает нам и на будущее. Для разочарованных людей повсюду - евреев, удерживаемых в плену в Вавилоне, христиан, преследуемых в Риме (или в Иране, Южной Африке, или Албании) -пророки рисуют мир, справедливость и счастье будущего. Они призывают нас жить в свете будущего, образ которого создают. Можем ли мы сегодня жить так, как будто Бог является любящим, милостивым, сострадательным и всемогущим, даже если шоры времени затрудняют зрение? Пророки провозглашают, что история будет определяться не прошлым или настоящим, но будущим. Мое длительное авторское отступление о таинствах времени продиктовано уверенностью в том, что другого ответа на вопрос о несправедливости нет. Какие бы рациональные объяснения мы не давали, Бог будет иногда казаться несправедливым с точки зрения человека, находящегося в тисках времени. Только в конце времен, когда мы приобретем Божий уровень восприятия, после того, как всякое зло будет наказано или прощено, всякая болезнь излечена, а вся Вселенная восстановлена заново — только тогда воцарится справедливость. Тогда мы поймем, какая роль отведена злу, грехопадению, естественному закону в таком «несправедливом» событии, как смерть ребенка. До тех пор, пока нам не дано этого знать, мы можем только довериться Богу, который знает. Мы остаемся несведущими во многом не потому, что Богу доставляет удовольствие держать нас в неведении, но потому, что мы не в состоянии впитать в себя так много света. Богу достаточно одного взгляда, чтобы сказать, что делается в мире и как закончится история. Но мы, существа, связанные временем, имеем самое примитивное понимание; мы можем всего лишь позволить времени проходить. Только по завершении хода истории мы поймем, как «все устроено к лучшему». Вера означает заранее верить в то, что будет иметь смысл, только если посмотреть на это с другой стороны. У меня есть друг, который дал следующее определение веры: «Вера — это значит никогда не винить Бога за все плохое, что с вами происходит, и воздавать Ему должное за все хорошее!» Любопытно то, что он прав. Вера также требует иногда довериться Богу, когда нет явного свидетельства Бога, — как это сделал Иов. Нужно верить в Его окончательную благость, существующую вне времени, благость, время которой еще не пришло.
«Вечность может наступить для нас, по нашим меркам, в любой день или (что более вероятно) в любую минуту или секунду; но мы затронули то, что никоим образом несоизмеримо с длительностью времени. Следовательно, наша надежда возникнет в конце концов если не из времени вообще, то уж точно из тирании и скудости времени, чтобы управлять временем, а не быть управляемой им, и тем самым излечить незаживающую рану, которую причиняет нам простая последовательность или изменчивость времени, и когда мы счастливы, и когда мы несчастны. Ибо мы так мало смиряемся со временем, что оно нас порой изумляет. Мы восклицаем: «Как он вырос!» Или: «Как летит время!» Как будто универсальная форма собственного опыта стала чем-то новым! Это так же странно, как если бы рыба постоянно удивлялась тому, что вода мокрая, разве что в том случае, если бы в один прекрасный день рыбе предстояло стать наземным животным».
|