![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Энни Диллард
До сих пор я избегал одной книги в Библии — книги, которая сопоставляет положения, поднятые служителем прихода, Ричардом, Мэг и почти каждым, кто думает о Боге. Неудивительно, что, прочитав письмо Мэг, я обратился к книге Иова. Эта книга читается как самая современная, хотя является одной из старейших книг в Библии. Крайне сложные обстоятельства, изображенные в ней, когда один человек стоит у края бездны в бессмысленной Вселенной, затмевают любые сложности человечества. Люди, отрицающие в Библии почти все, возвращаются к Иову за вдохновением. Почему благой Бог допускает страдания? Эта тема, к которой обращаются вновь и вновь, «является единственной проблемой, достойной обсуждения», отметила современная британская романистка Мьюриел Спарк в книге «Единственная проблема». Проблема боли — это наваждение современного общества, теологический гранит нашего времени, и древний человек Иов выразил ее лучше, чем кто бы то ни было. Ричард жаловался из-за потери невесты, работы и стабильной семейной жизни. Мэг с болью в сердце плакала из-за потери сына и дочери. И все же Иов потерял гораздо больше: 7000 овец, 3000 верблюдов, 5000 быков, 500 ослов и множество слуг. Затем все дети Иова — семь сыновей и три дочери — умерли в страшной буре. Наконец, Иов потерял свое последнее утешение — здоровье, покрывшись струпьями с головы до пят. В одну ночь, один из величайших людей на Востоке превратился в человека, вызывающего самое большое сочувствие. Случай с Иовом — один из первых случаев, по которому можно изучать разочарование в Боге. Он, кажется, ощущал то же разочарование, что и Ричард, и Мэг, и любой из нас. Американский раввин написал популярную книгу под названием «Когда плохое происходит с хорошими людьми». Книга Иова поднимает вопрос: какой ценой? Она повествует о самом худшем, что могло произойти с самым лучшим человеком. Неправильное понимание Если бы меня спросили, о чем книга Иова, в то время, когда я только начал ее изучать, я бы ответил не задумываясь: «Все знают, о чем эта книга». Это самое полное библейское представление проблемы страдания. Эта книга — об ужасающем горе и потрясающей боли. Вне всякого сомнения, в центре внимания книги — тема страдания. В главах с 3-й по 37-ю практически не содержится никакого действия. Они представляют собой диалоги пяти весьма вспыльчивых людей — Иова, его трех друзей и загадочного Елиуя, — выражающие их отношение к проблеме боли. Все они стараются объяснить превратности судьбы, которые обрушились на Иова, одиноко сидящего на пепелище того, что когда-то было его особняком. Сейчас я уверен, что неверно понимал эту книгу, или, правильнее сказать, не принял во внимание всю книгу. Несмотря на то, что вся книга, за исключением нескольких страниц, повествует о боли, я прихожу к выводу, что по большому счету книга Иова не об этом. Страдание является не основной темой истории, только частью ее. Как пирожное — это не просто отдельно взятые яйца, молоко, мука и жир, но использование всех этих ингредиентов вместе, так и книга Иова — она не о страданиях; страдание используется в книге как ингредиент, а обсуждаемые вопросы гораздо важнее, это вопросы вселенского характера. В целом, книга Иова о вере в ее абсолютной форме. Я прихожу к этому заключению главным образом из-за «сюжета» первых двух глав, которые раскрывают мысль о том, что личная драма Иова на земле имела происхождение от космической драмы на небесах. Я считал Иова примером глубокого выражения человеческого разочарования - такого же, как в письме Мэг Вудсон, только более долгого и мучительного — и с ведома Бога. При дальнейшем изучении книги я обнаружил, что она не является выражением точки зрения человека. Господь является главным персонажем в Библии, и нигде это не проявляется лучше, чем в книге Иова. Я осознал, что всегда рассматривал эту книгу с третьей главы, другими словами, с точки зрения Иова. Позвольте мне объяснить. Легче думать о книге Иова как о таинственной пьесе, о детективной истории, где выясняется один вопрос: «Кто же это сделал?» До начала самой пьесы, аудиторию знакомят с ее содержанием, как будто бы она собралась перед представлением на пресс-конференцию, на которой режиссер объясняет замысел своего творения (главы 1-2). Он повествует о сюжете и описывает главных героев. Затем заранее сообщает нам о поступках героев пьесы и объясняет, почему они так поступили. Фактически он разрешает все тайны в пьесе, кроме одной: какова будет реакция главного героя? Будет ли Иов верить Богу или отречется от Него? Позднее, когда поднимается занавес, мы видим только актеров на сцене. Ограниченные рамками пьесы, они не ведают о том, что сказал нам режиссер в предварительном обзоре. Мы знаем, кто за всем этим стоит, но главный детектив, Иов, — в неведении. Он проводит все время на сцене, стараясь раскрыть то, что мы уже знаем. Он скоблит себя черепицей и спрашивает: «Почему это произошло со мной? Что я сделал не так? Что Господь пытается мне сказать?» Для аудитории вопросы Иова были бы простыми интеллектуальными упражнениями, так как мы получили все ответы в прологе, в двух первых главах. Что сделал Иов не так? Ничего. Он является самым лучшим представителем человеческих особей. Не сам ли Господь называл его «непорочным и справедливым человеком, богобоязненным и презирающим зло?» Почему же тогда Иов страдает? Не в наказание. Далеко не так. Его избрали главным игроком в великом состязании небес. Пари Оглядываясь назад, я иногда удивляюсь, как можно было так неправильно понять книгу Иова. Причина, отчасти, я думаю, кроется в красноречии глав с 3-й по 37-ю. Они выражают человеческую дилемму с такой силой, что можно попасть в капкан на «поле битвы», забывая о том, что ответы на поставленные вопросы уже были даны в 1-й и 2-й главах. Но существует и другая причина: никто не знает, как рассматривать две первые главы. Даже библейские ученые, изучая пролог, приходят в замешательство. Они не принимают его в расчет, считая его дополнением другого редактора. В прологе Бог и сатана представлены вовлеченными в нечто, напоминающее Пари. Вся трагедия Иова уходит корнями в своеобразное Пари, заключенное двумя вселенскими силами. Все беды начинаются с заявления сатаны, что Иов - испорченный любимец, верный Богу только потому, что Господь «кругом оградил его». Сатана насмехается, что Бог, недостойный любви сам по себе, только взяткой привлекает следовать за Ним таких людей, как Иов. При малейших трудностях, по утверждению сатаны, они быстро оставят Бога. Когда Бог соглашается проверить теорию сатаны, позволяя поведению Иова разрешить их спор, беды начинают обрушиваться на голову бедного, ничего не подозревающего Иова. Я не берусь отрицать всю странность этого небесного соревнования. С другой стороны, я не могу обойти описание Пари в книге Иова, ибо оно дает возможность бросить беглый взгляд в замочную скважину вечности. Когда люди испытывают боль, у них возникают такие же вопросы, какие мучили Иова. Почему это случилось со мной? Что же происходит? Заботится ли обо мне Бог? Есть ли Бог на свете? На этот раз в подробном изложении мук, которые испытывает Иов, мы, сторонние наблюдатели, а не Иов, получили возможность узнать точку зрения из-за кулис. То, к чему стремимся мы, открывается Иову в прологе: проникновение в то, кем и как управляется Вселенная. Как нигде больше в Библии, книга Иова выражает взгляд Бога, включая сверхъестественную деятельность, обычно скрытую от наших взоров. Иов подверг Бога испытанию, обвиняя Его в несправедливых поступках в отношении невинного человека. Рассерженный, сатиричный, преданный Иов доходит почти до края, готовый похулить Бога. Его слова звучат очень знакомо современному читателю. Он во весь голос выражает наши жалобы в адрес Бога. Но две первые главы подтверждают, что, независимо от мыслей Иова, на скамье подсудимых - не Бог, а сам Иов. Тема книги - не страдание: где Бог во время страданий? Об этом говорилось в прологе. Тема книги - вера: где Иов во время страданий? Как он реагирует? Чтобы понять книгу Иова, я должен начать отсюда. «Верить в сверхъестественное - это не просто верить, что после удачной в материальном плане и добродетельной жизни здесь, человек продолжит существование в самом лучшем из возможных заместителей этого мира, или что после голодной и бедной жизни здесь, на земле, человеку воздается сторицей. Верить в сверхъестественное - значит считать, что оно является самой величайшей реальностью сегодня».
|