![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 19. Заказано снять документальный фильм о религии для Национального общественного канала
Перемена ветра Заказано снять документальный фильм о религии для Национального общественного канала. Ну вот, опять эта скука. Нужно показать образ Бога на протяжении столетий или что-то вроде того, так нам сказали. Просто здорово. Где же нам взять эти образы? Ведь самый главный герой картины невидим. Хорошо, пока кто-то старается организовать интервью с Самим Богом, надо заснять общую атмосферу: XIV век до н. э. Начинаем со съемок горы Синай с вертолета. К счастью, эта территория никем не заселена, поэтому не придется из-за съемок убирать с нее какую-нибудь телеантенну... Наезжаем камерой на кучку статистов-бедуинов, изображающих древних евреев. Голос за кадром рассказывает о том, как они питаются, во что одеваются. Крупный план на маленького еврейского мальчугана лет двенадцати. Отрываем его от игры и подзываем к себе. «Расскажи мне о своем Боге. Какой Он?» — спрашивает рассказчик. Мальчик удивленно смотрит в камеру. «Ну... Ну...» Но так и не может сказать ни слова. «Да, да, о Яхве, о Боге, которому вы поклоняетесь». «О том, какой Он? О Нем? Вот видите там гору? /Съемка извержения вулкана. Кругом дым, пар. Крупным планом лава.] Вот там Он и живет...Не ходите туда, а то умрете! Он... Он... ну, в общем Он страшный. Очень страшный». / век н.э. Панорама горизонта в древней Палестине. Опять те же бедуины, только теперь уже они делают вид, что путешествуют по пустыне. На заднем плане виднеется оазис. Фокус — на толпу стоящих неподалеку людей, затем на женщину, сидящую с краю около кустарника. Задаем ей тот же вопрос. «Бог? Я все еще пытаюсь сама понять, Кто Он такой. Я думала, что знала, Кто Он, но вот когда стала следовать за одним здешним Учителем, то запуталась. Он говорит, что Он - Мессия. Все друзья смеются надо мной. Но я была в толпе в тот день, когда Он накормил пять тысяч человек. Кто еще мог такое сделать? Я тогда ела ту рыбу. На моих глазах Он исцелил слепого. Бог, наверное, похож на того Человека по имени Иисус». XX век н.э. Съемки внутри живописной церкви какого-нибудь маленького городка в США. Лица людей, сидящих в зале. Голос рассказчика за кадром: «А каков Бог сегодня?» Новый Завет учит нас верить в то, что ответ находится в той самой церкви, среди тех самых прихожан. То, что Бог — во Христе, это верно, но ведь Он присутствует и в нас! По-настоящему осознать это можно только прочитав всю Библию от корки до корки, от Бытия до Откровения, как это сделал я во время поездки в Колорадо. Первые девятьсот страниц повествуют о Боге как о всемогущем Господине Вселенной, порождающем огонь, исполненном благости и святости. Затем идут четыре Евангелия — всего около ста страниц, рассказывающие о жизненном пути Иисуса Христа. Однако после книги Деяний Библия переходит к серии личных посланий. Греки, римляне, евреи, рабы, рабовладельцы, женщины, мужчины, дети — эти послания обращены ко всем категориям людей. Однако в каждом послании ударение делается на то, что читающие их люди принадлежат уже к совсем иной категории людей. Все они «во Христе». «Церковь — не что иное, как сообщество людей, в котором воплотил Себя Христос», — сказал однажды Дитрих Бонхоффер. Апостол Павел выразил похожую мысль, употребив фразу «тело Христа». По его мнению, на земле появлялся новый вид людей, в которых жил Сам Бог — Святой Дух. Этими людьми — их ногами, руками, глазами -управлял Бог, тем самым присутствуя на земле посредством их. Более того, судя по тому, что писал апостол Павел, Бог стремился к этому с самого начала. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» — писал Павел непокорной церкви в Коринфе. Для евреев храмом являлось само здание церкви, где пребывало Божье присутствие. Выходит, Павел утверждал, что Бог «переехал» на новое место? В Библии фигурируют три храма, и каждый из них символизирует последовательность: Бог явил Себя сначала как Отец, затем как Сын, а потом — как Святой Дух. Первым храмом был величественный дворец, построенный Соломоном и позднее перестроенный Иродом. Вторым был «храм» тела Иисуса Христа («Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»). Теперь мы видим, как появляется новый храм, принявший форму отдельных людей. Поручение «Похоже, что у Него нет ничего, чего бы Он не мог поручить Своим созданиям. Он повелевает нам, неловким и медлительным, делать то, что Сам мог бы сделать превосходно и во мгновение ока. И все же, Бог одно за другим дает Своему творению поручения. Я думаю, это происходит потому, что Он щедр к нам»1. Вышеупомянутая последовательность — Отец, Сын, Святой Дух — также являет собой и изменения в отношениях. У горы Синай люди боялись Бога и умоляли Моисея идти к Нему вместо них. В дни же Иисуса Христа люди могли запросто разговаривать с Божьим Сыном; Его можно было потрогать, даже ударить. В день Пятидесятницы ученики Иисуса, некогда в страхе сбежавшие с суда над их Учителем, стали носителями Живого Бога. Бог поручил заботиться о Своем царстве Своим ученикам, а значит, и нам с вами. Но постойте. Все эти идеи с Духом должны каким-то образом согласовываться с реальной жизнью. Посмотрите на этих людей, сидящих на скамьях в церкви. Разве это было в Божьих планах? Сам акт поручения всегда содержит в себе долю риска, это знает каждый работодатель. Когда вы поручаете кому-то дело, вы даете ему определенные полномочия. Когда Бог «увещевает через нас» (слова Павла), Он идет на огромный риск: ведь мы можем быть Ему плохими свидетелями. Рабовладение, крестовые походы, погромы евреев, колониальные войны, ку-клукс-клан - все эти беззакония люди преподносили как исполнение повеления Христа. Мир, который Бог возлюбил и к которому Он протягивает руки, может так и не увидеть Его, и мы тому виной. И все же, Бог пошел на этот риск, а раз уж Он так сделал, мир узнает о Нем первым делом через христиан. Учение о Святом Духе - это учение о Церкви: о Боге, живущем внутри нас. Такой замысел, наверное, и есть то «немудрое Божие», о котором писал Павел, а писатель Фредерик Бюхнер далее размышляет над этим: «Как Он мог избрать себе служителями... непригодных для этого свято го дела глупцов, педантов, лицемеров, напыщенных ничтожеств, эгоистов, неудачников и сластолюбцев?»2 Ц все же, Апостол Павел говорит: «Немудрое Божие премудрее человеков». Мы, живущие среди заурядных прихожан церкви, -те самые глупцы и неудачники, возможно, захотим как-то сгладить, завуалировать библейские слова о теле Христа. Однако в Библии все сказано четко и ясно. Посмотрим лишь на два примера. 1. На земле мы являем собой Божью святость. Именно святость является основным фактором, который разделяет Бога и человека. Из-за нее в Святое Святых никому нельзя было входить. Однако Новый Завет настаивает на том, что произошло кардинальное изменение. Совершенный Бог теперь живет внутри крайне несовершенных людей. Более того, так как Бог уважает нашу свободу, Святой Дух «приспосабливается» под наше поведение. Новый Завет говорит нам о Духе, которому можно лгать, которого можно огорчать или угашать. Когда мы поступаем неправильно, мы в буквальном смысле принуждаем Бога поступать Об этой парадоксальной истине весьма красноречиво повествует 6-я глава 1-го Послания коринфянам, в которой Павел обличает верующих в Коринфе в том, что они нанимают проституток. Он разрушает все их доводы один за другим. В итоге, Он делает самое грозное заявление: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» Похоже, Павел здесь придавал каждому слову буквальный смысл. Неразрывно связано с вышесказанным и следующее заключение Павла: «Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет!» Для того, чтобы здесь увидеть четкий контраст, не нужно быть теологом. В Ветхом Завете прелюбодеев До смерти побивали камнями за нарушение Божьего закона. Во времена же Духа Бог поручает нам Свою репутацию, более того, Свою сущность. Для мира мы являемся воплощением Бога; все, что происходит с нами, происходит и с Ним. 2. Люди делают работу Бога на земле. Немного уточню: Бог действует на земле через нас. При одном произнесении этих слов по телу проходит нервная дрожь. «Мы не можем без Бога, Бог не хочет без нас», — сказал Августин. Павел выразился аналогично: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению». Бог чудесным образом давал пищу израильтянам во время странствий в пустыне, даже следил за тем, чтобы их обувь не изнашивалась. Иисус также кормил голодных и давал людям все, в чем они нуждались. Многие христиане сегодня, читая эти места Писания, испытывают чувство ностальгии или даже разочарования. «Почему Бог так не делает сейчас? — спрашивают они. — Почему Он не совершает чудес, когда у меня проблемы?» Если мы посмотрим на Новый Завет, то увидим там совсем иной подход. Запертый в темнице, Павел писал письмо своему другу Тимофею с просьбой помочь ему. Он писал: «Когда пойдешь, принеси фелонь... и книги... Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения». В другом месте Павел получил «Божье утешение» в том, что к нему пришел Тит. Когда же в Иерусалиме настал голод, Павел сам следил за тем, чтобы церкви, которые он основал, собирали средства для оказания помощи нуждающимся. Бог отвечал на нужды церкви точно так же, как это было с израильтянами в пустыне, однако Он делал это уже через людей, членов Его тела. Павел не делал разделения, говоря: «Церковь сделала так, а Бог поступил вот так...» Такое разделение не поддерживало бы идею, которую он так часто выражал в своих посланиях. Церковь -тело Христа; поэтому, если что-то сделала церковь, это сделал Сам Бог. Настойчивость, с которой Павел утверждает эту истину, во многом вызвана первой встречей Павла с Богом. В то время он был ярым гонителем христиан. По дороге в Дамаск он увидел яркую вспышку света (от которой на три дня потерял зрение). С неба донесся голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Гоню Тебя? Кого гоню? Я ведь просто уничтожаю этих еретиков — христиан, «Кто Ты, Господи?» — спросил наконец Савл, упав от страха на землю. «Я Иисус, Которого ты гонишь», — последовал ответ с небес. Эта фраза как ничто другое свидетельствует о перемене, совершенной Святым Духом. Иисуса казнили несколько месяцев тому назад. Павел же преследовал христиан, не Иисуса. Но Сам воскресший Иисус дал Павлу ясно понять, что эти люди - часть Его тела. Все, что испытывали они, испытывал и Он. Этот урок апостол Павел запомнил навсегда. *** Теперь я не могу не применять эту мысль в своей жизни. Учение о Святом Духе лежит в основе ответов на большинство вопросов, задаваемых в этой книге. Мой друг Ричард спрашивал меня: «Где Бог? Покажи мне. Я хочу Его увидеть». Отчасти, ответом на этот вопрос будет следующее. Если ты желаешь увидеть Бога, посмотри на тех, которые принадлежат Ему. Они — Его «тела». Они — тело Христа. На такие слова Ницше некогда возразил: «Чтобы мне поверить, что Он — их Спаситель, они должны сами походить на спасенных». И все же, если бы Ричард повстречался с таким святым, как, например, Мать Тереза, которая является воплощением любви и милосердия, возможно, он поверил бы. Видишь ее? Вот такой Он, Бог. Она исполняет Его работу. К сожалению, Ричард не знает Мать Терезу, но он знает меня. И это как раз самый горький аспект учения о Святом Духе. Возможно, Ричард никогда не услышит голоса из бури, который будет ответом на все его вопросы. Возможно, он никогда в своей жизни не увидит Самого Бога. Он будет видеть только меня.
Библейские ссылки: 1 Коринфянам 3; Иоанна 2; 2 Коринфянам 5; Филиппийцам 2; 2 Тимофею 4; 2 Коринфянам 7; Римлянам 15; Деяния 9.
|