Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 19. Заказано снять документальный фильм о религии для Национального общественного канала






Перемена ветра

Заказано снять документальный фильм о религии для Национального общественного канала. Ну вот, опять эта скука. Нужно показать образ Бога на протяжении столетий или что-то вроде того, так нам сказали. Просто здорово. Где же нам взять эти образы? Ведь самый главный герой картины невидим.

Хорошо, пока кто-то старается организовать интервью с Самим Богом, надо заснять общую атмосферу:

XIV век до н. э. Начинаем со съемок горы Синай с вер­толета. К счастью, эта территория никем не заселена, поэтому не придется из-за съемок убирать с нее какую-нибудь телеантенну... Наезжаем камерой на кучку ста­тистов-бедуинов, изображающих древних евреев. Голос за кадром рассказывает о том, как они питаются, во что одеваются. Крупный план на маленького еврейского маль­чугана лет двенадцати. Отрываем его от игры и подзыва­ем к себе.

«Расскажи мне о своем Боге. Какой Он?» — спрашива­ет рассказчик.

Мальчик удивленно смотрит в камеру. «Ну... Ну...» Но так и не может сказать ни слова.

«Да, да, о Яхве, о Боге, которому вы поклоняетесь».

«О том, какой Он? О Нем? Вот видите там гору? /Съемка извержения вулкана. Кругом дым, пар. Крупным планом лава.] Вот там Он и живет...Не ходите туда, а то умрете! Он... Он... ну, в общем Он страшный. Очень страшный».

/ век н.э. Панорама горизонта в древней Палестине. Опять те же бедуины, только теперь уже они делают вид, что путешествуют по пустыне. На заднем плане виднеет­ся оазис. Фокус — на толпу стоящих неподалеку людей, за­тем на женщину, сидящую с краю около кустарника. Зада­ем ей тот же вопрос.

«Бог? Я все еще пытаюсь сама понять, Кто Он такой. Я думала, что знала, Кто Он, но вот когда стала следовать за одним здешним Учителем, то запуталась. Он говорит, что Он - Мессия. Все друзья смеются надо мной. Но я была в толпе в тот день, когда Он накормил пять тысяч человек. Кто еще мог такое сделать? Я тогда ела ту рыбу. На моих глазах Он исцелил слепого. Бог, наверное, по­хож на того Человека по имени Иисус».

XX век н.э. Съемки внутри живописной церкви какого-нибудь маленького городка в США. Лица людей, сидящих в зале. Голос рассказчика за кадром: «А каков Бог сегодня?»

Новый Завет учит нас верить в то, что ответ находится в той самой церкви, среди тех самых прихожан. То, что Бог — во Христе, это верно, но ведь Он присутствует и в нас! По-настоящему осознать это можно только прочитав всю Библию от корки до корки, от Бытия до Откровения, как это сделал я во время поездки в Колорадо.

Первые девятьсот страниц повествуют о Боге как о все­могущем Господине Вселенной, порождающем огонь, ис­полненном благости и святости. Затем идут четыре Еван­гелия — всего около ста страниц, рассказывающие о жиз­ненном пути Иисуса Христа. Однако после книги Деяний Библия переходит к серии личных посланий. Греки, рим­ляне, евреи, рабы, рабовладельцы, женщины, мужчины, дети — эти послания обращены ко всем категориям людей. Однако в каждом послании ударение делается на то, что читающие их люди принадлежат уже к совсем иной кате­гории людей. Все они «во Христе».

«Церковь — не что иное, как сообщество людей, в кото­ром воплотил Себя Христос», — сказал однажды Дитрих Бонхоффер. Апостол Павел выразил похожую мысль, упо­требив фразу «тело Христа». По его мнению, на земле по­являлся новый вид людей, в которых жил Сам Бог — Свя­той Дух. Этими людьми — их ногами, руками, глазами -управлял Бог, тем самым присутствуя на земле посредст­вом их. Более того, судя по тому, что писал апостол Павел, Бог стремился к этому с самого начала.

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий жи­вет в вас?» — писал Павел непокорной церкви в Коринфе. Для евреев храмом являлось само здание церкви, где пре­бывало Божье присутствие. Выходит, Павел утверждал, что Бог «переехал» на новое место?

В Библии фигурируют три храма, и каждый из них символизирует последовательность: Бог явил Себя снача­ла как Отец, затем как Сын, а потом — как Святой Дух. Первым храмом был величественный дворец, построен­ный Соломоном и позднее перестроенный Иродом. Вто­рым был «храм» тела Иисуса Христа («Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его»). Теперь мы видим, как появляется новый храм, принявший форму отдельных людей.

Поручение

«Похоже, что у Него нет ничего, чего бы Он не мог по­ручить Своим созданиям. Он повелевает нам, неловким и медлительным, делать то, что Сам мог бы сделать прево­сходно и во мгновение ока.

И все же, Бог одно за другим дает Своему творению по­ручения. Я думаю, это происходит потому, что Он щедр к нам»1.

Вышеупомянутая последовательность — Отец, Сын, Свя­той Дух — также являет собой и изменения в отношениях. У горы Синай люди боялись Бога и умоляли Моисея идти к Нему вместо них. В дни же Иисуса Христа люди могли за­просто разговаривать с Божьим Сыном; Его можно было потрогать, даже ударить. В день Пятидесятницы ученики Иисуса, некогда в страхе сбежавшие с суда над их Учителем, стали носителями Живого Бога. Бог поручил заботиться о Своем царстве Своим ученикам, а значит, и нам с вами.

Но постойте. Все эти идеи с Духом должны каким-то образом согласовываться с реальной жизнью. Посмотрите на этих людей, сидящих на скамьях в церкви. Разве это было в Божьих планах?

Сам акт поручения всегда содержит в себе долю риска, это знает каждый работодатель. Когда вы поручаете кому-то дело, вы даете ему определенные полномочия. Когда Бог «увещевает через нас» (слова Павла), Он идет на ог­ромный риск: ведь мы можем быть Ему плохими свидете­лями. Рабовладение, крестовые походы, погромы евреев, колониальные войны, ку-клукс-клан - все эти беззакония люди преподносили как исполнение повеления Христа. Мир, который Бог возлюбил и к которому Он протягивает руки, может так и не увидеть Его, и мы тому виной.

И все же, Бог пошел на этот риск, а раз уж Он так сде­лал, мир узнает о Нем первым делом через христиан. Учение о Святом Духе - это учение о Церкви: о Боге, жи­вущем внутри нас. Такой замысел, наверное, и есть то «не­мудрое Божие», о котором писал Павел, а писатель Фреде­рик Бюхнер далее размышляет над этим: «Как Он мог избрать себе служителями... непригодных для этого свято го дела глупцов, педантов, лицемеров, напыщенных ни­чтожеств, эгоистов, неудачников и сластолюбцев?»2

Ц все же, Апостол Павел говорит: «Немудрое Божие премудрее человеков».

Мы, живущие среди заурядных прихожан церкви, -те самые глупцы и неудачники, возможно, захотим как-то сгладить, завуалировать библейские слова о теле Христа. Однако в Библии все сказано четко и ясно. Посмотрим лишь на два примера.

1. На земле мы являем собой Божью святость. Именно святость является основным фактором, который разделяет Бога и человека. Из-за нее в Святое Святых никому нель­зя было входить. Однако Новый Завет настаивает на том, что произошло кардинальное изменение. Совершенный Бог теперь живет внутри крайне несовершенных людей. Более того, так как Бог уважает нашу свободу, Святой Дух «приспосабливается» под наше поведение. Новый Завет говорит нам о Духе, которому можно лгать, которого мож­но огорчать или угашать. Когда мы поступаем неправиль­но, мы в буквальном смысле принуждаем Бога поступать
так же неправильно.

Об этой парадоксальной истине весьма красноречиво повествует 6-я глава 1-го Послания коринфянам, в кото­рой Павел обличает верующих в Коринфе в том, что они нанимают проституток. Он разрушает все их доводы один за другим. В итоге, Он делает самое грозное заявление: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» Похоже, Павел здесь придавал каждому слову буквальный смысл. Неразрывно связано с вышесказанным и следую­щее заключение Павла: «Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет!»

Для того, чтобы здесь увидеть четкий контраст, не нужно быть теологом. В Ветхом Завете прелюбодеев До смерти побивали камнями за нарушение Божьего за­кона. Во времена же Духа Бог поручает нам Свою репута­цию, более того, Свою сущность. Для мира мы являемся воплощением Бога; все, что происходит с нами, происхо­дит и с Ним.

2. Люди делают работу Бога на земле. Немного уточню: Бог действует на земле через нас. При одном произнесении этих слов по телу проходит нервная дрожь. «Мы не можем без Бога, Бог не хочет без нас», — сказал Августин. Павел выразился аналогично: «Со страхом и трепетом совершай­те свое спасение, потому что Бог производит в вас и хоте­ние и действие по [Своему] благоволению».

Бог чудесным образом давал пищу израильтянам во время странствий в пустыне, даже следил за тем, чтобы их обувь не изнашивалась. Иисус также кормил голодных и давал людям все, в чем они нуждались. Многие христиане сегодня, читая эти места Писания, испытывают чувство ностальгии или даже разочарования. «Почему Бог так не делает сейчас? — спрашивают они. — Почему Он не совер­шает чудес, когда у меня проблемы?»

Если мы посмотрим на Новый Завет, то увидим там со­всем иной подход. Запертый в темнице, Павел писал пись­мо своему другу Тимофею с просьбой помочь ему. Он пи­сал: «Когда пойдешь, принеси фелонь... и книги... Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служе­ния». В другом месте Павел получил «Божье утешение» в том, что к нему пришел Тит. Когда же в Иерусалиме на­стал голод, Павел сам следил за тем, чтобы церкви, кото­рые он основал, собирали средства для оказания помощи нуждающимся. Бог отвечал на нужды церкви точно так же, как это было с израильтянами в пустыне, однако Он делал это уже через людей, членов Его тела. Павел не делал раз­деления, говоря: «Церковь сделала так, а Бог поступил вот так...» Такое разделение не поддерживало бы идею, кото­рую он так часто выражал в своих посланиях. Церковь -тело Христа; поэтому, если что-то сделала церковь, это сделал Сам Бог.

Настойчивость, с которой Павел утверждает эту истину, во многом вызвана первой встречей Павла с Богом. В то время он был ярым гонителем христиан. По дороге в Да­маск он увидел яркую вспышку света (от которой на три дня потерял зрение). С неба донесся голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?»

Гоню Тебя? Кого гоню? Я ведь просто уничтожаю этих еретиков — христиан,

«Кто Ты, Господи?» — спросил наконец Савл, упав от страха на землю. «Я Иисус, Которого ты гонишь», — последовал ответ с небес.

Эта фраза как ничто другое свидетельствует о перемене, совершенной Святым Духом. Иисуса казнили несколько месяцев тому назад. Павел же преследовал христиан, не Иисуса. Но Сам воскресший Иисус дал Павлу ясно по­нять, что эти люди - часть Его тела. Все, что испытывали они, испытывал и Он. Этот урок апостол Павел запомнил навсегда.

***

Теперь я не могу не применять эту мысль в своей жизни. Учение о Святом Духе лежит в основе ответов на большин­ство вопросов, задаваемых в этой книге. Мой друг Ричард спрашивал меня: «Где Бог? Покажи мне. Я хочу Его уви­деть». Отчасти, ответом на этот вопрос будет следующее. Если ты желаешь увидеть Бога, посмотри на тех, которые принадлежат Ему. Они — Его «тела». Они — тело Христа.

На такие слова Ницше некогда возразил: «Чтобы мне поверить, что Он — их Спаситель, они должны сами похо­дить на спасенных». И все же, если бы Ричард повстречал­ся с таким святым, как, например, Мать Тереза, которая является воплощением любви и милосердия, возможно, он поверил бы. Видишь ее? Вот такой Он, Бог. Она исполняет Его работу.

К сожалению, Ричард не знает Мать Терезу, но он зна­ет меня. И это как раз самый горький аспект учения о Свя­том Духе. Возможно, Ричард никогда не услышит голоса из бури, который будет ответом на все его вопросы. Воз­можно, он никогда в своей жизни не увидит Самого Бога. Он будет видеть только меня.

 

Библейские ссылки: 1 Коринфянам 3; Иоанна 2; 2 Коринфя­нам 5; Филиппийцам 2; 2 Тимофею 4; 2 Коринфянам 7; Римля­нам 15; Деяния 9.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал