![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 28. Чтобы получить полное представление об эмоциональном состоянии Иова в тот трудный период, я разобрал все речи данной книги
Скрыт ли Бог от нас? Чтобы получить полное представление об эмоциональном состоянии Иова в тот трудный период, я разобрал все речи данной книги, выбирая собственные слова Иова. Я ожидал, что он будет жаловаться на свое плохое здоровье, оплакивать потерю детей и дохода, но, к моему удивлению, Иов относительно мало говорил об этом. Он сосредоточил свое внимание на теме отсутствия Бога. Самую сильную боль причиняло то, что он плакал в отчаянии и не получал ответа. Я слышал, как страдающие люди описывали те же чувства. Может быть, лучше всех это выразил К.С. Льюис, пребывая в глубоком горе после смерти его жены от рака:
«Между тем, где же Бог? Когда вы счастливы, счастливы настолько, что даже не чувствуете в Нем нужды, и в такой момент обратитесь к Нему со славословием, то будете приняты с распростертыми объятьями. Но подойдите к Нему в безысходной нужде, когда ни на что другое надежды нет, и что? Перед вами захлопнется дверь, и вы услышите, как изнутри один за другим замыкаются замки. Затем — тишина. Остается только развернуться и уйти. Чем дольше вы будете ждать, тем более настойчивым будет молчание».1 Больше всего Иову нужна была возможность пожаловаться Богу. Благочестие своих друзей он стряхивал с себя, как собака - блох. Он хотел личной встречи со Всемогущим Богом. Несмотря на случившееся, Иов не мог заставить себя верить в жестокость и несправедливость Бога. Если бы они встретились, по крайней мере, Бог мог бы выразить Свою точку зрения на произошедшее. Но Бога нигде нельзя было найти. Иов слышал только скулящий плаксивый тон своих друзей и затем — ужасный, пустой звук. Перед ним захлопнули дверь. Факт веры «О, сладостный Господь, я так хочу увидеть Тебя, Я так хочу быть с Тобой...» — песня Джорджа Харрисона «Я знаю - Бог жив! Я разговаривал с ним сегодня утром!» — наклейка на бампере автомобиля «Бог любит Вас и имеет чудесный замысел относительно вашей жизни!» — евангелизационная брошюра «Он идет со мной, говорит со мной, говорит мне, что я — Его». — христианский гимн Страстное стремление человека ощутить присутствие Бога может возникнуть почти везде. Но мы не осмеливаемся делать поспешные заявления по поводу обещания Бога о Его личном присутствии, пока мы не принимаем в расчет те случаи, когда нам кажется, что Бога нет. К.С. Льюис сталкивался с этим, Иов сталкивался с этим, Ричард сталкивался с этим — в какой-то момент почти все, должно быть, сталкиваются с тем, что Бог скрыт от нас. Облако неведения может опуститься без предупреждения, иногда это случается в момент, когда мы особенно жаждем присутствия Бога. Южно-африканский служитель Аллан Боисек был брошен за решетку за выступления против правительства. Он провел три недели в одиночной камере, почти все время на коленях, молясь Богу об освобождении. «Мне не стыдно сказать вам, — говорил он своим прихожанам, — что это был самый трудный момент в моей жизни. Когда я стоял в камере на коленях, у меня больше не было слов, чтобы молиться, и не было слез».2 Его опыт знаком многим чернокожим южноафриканцам: они молятся, они плачут, они ждут и не получают ответа от Бога. Кто-то возразит, что Бог не прячется. Одна религиозная наклейка на бампере автомобиля гласит: «Если ты чувствуешь, что Бог далеко, поразмысли — кто первым отодвинулся?» Но чувство вины, выраженное в этом лозунге, может быть неверным: книга Иова подробно описывает время, когда было очевидно, что отодвинулся Бог. Даже несмотря на то, что Иов не сделал ничего плохого и отчаянно просил о помощи, Бог все равно решил остаться сокрытым от его взора. (Если вы когда-либо сомневались, что встреча со скрытностью Бога -нормальная часть в паломничестве веры, просто полистайте в теологической библиотеке работы христианских мистиков, людей, которые провели свою жизнь в личном общении с Богом. Найдите хотя бы одного, кто не описывает время суровых испытаний, «черный день души».) Для тех, кто страдает, и тех, кто находится рядом с ними, Иов преподает важный урок. Сомнения и жалобы Мэг Вудсон, Аллана Боисека, Иова имеют уважительные причины. Это не симптомы слабой веры — они настолько вески, что Бог позаботился, чтобы они вошли в Библию. Никто не предполагает, что аргументы, споры, доводы противников Бога, скажем, Марка Твена в книге «Письма с Земли» или Бертрана Рассела в книге «Почему я не христианин» будут внесены в Библию, но почти все они там есть, если не в книге Иова, то в Псалмах или Пророках. Библия, кажется, предвидит наши разочарования - как будто Бог дает нам заранее оружие, которое можно использовать против Него, как будто Бог Сам понимает, какова цена непреходящей веры. Благодаря Иисусу, возможно, Он действительно понимает. В Гефсимании и на Голгофе невыразимым образом Бог Сам был вынужден встретиться лицом к лицу со скрытностью Бога. «Бог, сражающийся с Богом», — так Мартин Лютер резюмирует космическую битву на двух поперечных бревнах. В ту темную ночь Бог познал всю полноту того, что значит быть брошенным Богом. Друзья Иова настаивали на том, что Бог не скрывался от них. Они напоминали о мечтах, видениях, прошлых благословениях, чудесах природы - о том, как Бог являл Себя Иову в прошлом. «Не забудь во тьме, то что узнал во свете», - упрекали они. Те из нас, кто живет после Иова, имеют еще больше света: летопись исполненного пророчества и жизнь Иисуса. Но иногда ни проницательность, ни доказательства не помогают. Память, какой бы приятной она ни была, не заглушит боль или одиночество. Возможно, в какое-то время все стихи Писания и все вдохновенные лозунги потерпят фиаско. Три реакции Я очень хорошо знаю свою собственную инстинктивную реакцию на скрытность Бога: я отвечаю Ему тем же, игнорируя Его. Как ребенок, который думает, что может спрятаться от взрослых, закрывая пухленькой ручкой глаза, я стараюсь закрыться от Бога. Книга Иова предлагает еще две ответные реакции на разочарование в Боге. Первая была выражена друзьями Иова, возмущенными нарушением основных доктрин веры. Глубокое разочарование Иова в Боге не соответствовало их теологии. Они видели четкую разницу между человеком, утверждавшим, что он справедлив, и Богом, который был справедлив. Иов, требующий аудиенции с Богом! Это смелая идея. «Подави свои чувства», — говорили ему друзья. — Мы знаем, что Бог справедлив. Перестань думать, что Он несправедлив! Как тебе не стыдно говорить такие оскорбительные вещи!» Вторая реакция — самого Иова — бессвязная путаница, резкая противоположность безжалостной логике его друзей. «Зачем Ты вывел меня из чрева?» — требовал он ответа у Бога. «Пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня». Иов разражался бранью в протесте, который был тщетным, и напоминал птицу, снова и снова ударяющуюся об оконное стекло. У Иова было несколько разумных доводов, и он даже допустил, чтобы логика его друзей зву-. чала убедительно. Он колебался, противоречил себе, отступал, а иногда в отчаянии лишался всяких сил. Этот человек, известный своей праведностью, бранит Бога: «Отступи от меня, чтобы я немного ободрился прежде, нежели отойду — и уже не возвращусь — в страну тьмы и сени смертной». Какой из двух подходов подтверждает книга Иова? Обе стороны нуждались в исправлениях; но после того, как все «ветреные» слова были произнесены, Бог приказал набожным друзьям ползти с покаянием к Иову и просить его молиться о них. Одно дерзкое утверждение книги Иова: вы можете сказать Богу все, что угодно. Бросьте Ему в лицо ваше горе, озлобление, сомнение, разочарование — Он все это поглотит. Иногда духовные гиганты Библии изображены спорящими с Богом. Они предпочитают уйти, прихрамывая, как Иаков, но не загораживаться от Бога. В этом отношении Библия предвосхищает принцип современной психологии: вы не можете отрицать своих чувств или заставить их исчезнуть, поэтому лучше их выразить. Бог рассмотрит каждый отклик человека, кроме одного. Он не может выносить реакцию, которую я выражаю инстинктивно, а именно: попытку игнорировать Его или относиться к Нему, как будто Его не существует. Отреагировать таким образом Иову даже в голову не пришло. Общая картина Свобода в выражении чувств — не единственный урок, который мы получили от Иова. Взгляд на происходящее «из-за занавеса» в невидимом мире показывает, что встреча со скрытностью Бога может ввести в заблуждение. Мы можем впасть в искушение смотреть на Бога как на врага и интерпретировать Его скрытность как отсутствие заботы. Иов заявляет: «Гнев Его терзает и враждует против меня, скрежещет на меня зубами своими». Мы, зрители, знаем, что Иов ошибался. В прологе дается тонкое, но очень важное разграничение: Бог лично не создавал проблем Иову. Он позволил, чтобы они возникли, это так. Но описание Пари представляет сатану, а не Бога, в качестве виновника страданий Иова. В любом случае, Бог явно не был врагом Иова. Бог не оставил Иова, Он тщательно за ним наблюдал. В тот момент, когда Иов молил о рассмотрении своего дела в суде, он участвовал в судебном процессе космического значения, но не в качестве адвоката обвинения, указывая пальцем на Бога, а как главный свидетель в испытании веры. Мы ни в коем случае не можем сделать заключение, что наши собственные испытания специально организованы Богом, чтобы разрешить важные вопросы Вселенной. Но мы можем допустить, что наше ограниченное видение искажает реальность. Боль ограничивает мировосприятие. Боль — самое личное чувство, оно заставляет нас думать о себе и больше ни о чем. От Иова мы можем узнать, что происходит очень много событий, о которых мы не подозреваем. Он чувствовал бремя отсутствия Бога, но взгляд за кулисы открывает, что, в некотором смысле, Бог никогда не был ближе. В естественном мире человеческие существа видят только около 30% солнечного спектра. (Медоносные пчелы и домашние голуби могут, к примеру, обнаруживать волны ультрафиолетового света, невидимого нам.) В сверхъестественном царстве наше зрение даже более ограничено, и мы только изредка ловим отблеск того невидимого мира. Несчастный случай в жизни другого известного библейского персонажа доводит до нас ту же самую мысль, но несколько иначе. Пророк Даниил тоже столкнулся со скрытностью Бога, но не так явно, как Иов. Даниил находился в затруднительном положении: Бог не отвечал на его молитву. Почему же Бог игнорировал его настойчивые молитвенные просьбы? Двадцать один день Даниил посвятил себя молитве. Он горевал. Он отказался от хорошей пищи. Он дал обет не тела. Все это время он взывал к Богу, но не получал ответа. Но однажды Даниил получил гораздо больше, чем просил. Сверхъестественное существо с глазами, похожими на горящие факелы, и лицом-молнией неожиданно появилось на берегу реки рядом с ним. Спутники Даниила убежали в ужасе. А о себе он пишет: «У меня не было сил. Мое лицо побледнело, и я был беспомощным». Когда он начал разговаривать с ослепительным существом, то с трудом дышал. Незнакомец стал объяснять причину такой долгой задержки. Его направили дать ответ еще после первой молитвы Даниила, но он натолкнулся на сильное сопротивление «князя Персидского царства». После трехнедельного противостояния прибыло подкрепление, и Михаил — один из главных Ангелов — помог сломить сопротивление. Я не предпринимаю попытки интерпретировать эту поразительную сцену войны во Вселенной, я только хочу провести параллель с Иовом. Как и Иов, Даниил сыграл решающую роль в битве между космическими силами добра и зла, хотя многое произошло за пределами его видения. Бог ему казался равнодушным, молитва — тщетной, но взгляд «за кулисы» открывает абсолютно противоположное. Ограниченное видение Даниила, как и Иова, искажало реальность. Как же нам относиться к ангельскому существу, явившемуся Даниилу, который нуждался в подкреплении, не говоря уже о космическом Пари в книге Иова? Просто: большая картина на фоне Вселенной включает больше действий, чем мы способны видеть. Когда мы упрямо остаемся верными Богу в тяжелые времена или просто молимся, мы можем получить гораздо больше, о чем мы могли мечтать. Требуется вера, чтобы быть уверенным, что Бог никогда не покидает нас, каким бы далеким Он ни казался. В конце, услышав голос из бури, Иов достиг веры. Бог рассказывал о природных явлениях — солнечной системе, созвездиях, грозовых бурях, диких животных, которые Иов не мог объяснить. Если вы не можете понять видимый мир, в котором живете, как вы осмеливаетесь предполагать, что поймете мир невидимый? Увидев, наконец, всю картину мира, Иов покаялся в прахе и пепле. «Бог, как человек, который, скрываясь, закашляет и тем обнаружит себя».
|