Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 28. Чтобы получить полное представление об эмоциональ­ном состоянии Иова в тот трудный период, я разобрал все речи данной книги






Скрыт ли Бог от нас?

Чтобы получить полное представление об эмоциональ­ном состоянии Иова в тот трудный период, я разобрал все речи данной книги, выбирая собственные слова Иова. Я ожидал, что он будет жаловаться на свое плохое здоровье, оплакивать потерю детей и дохода, но, к моему удивлению, Иов относительно мало говорил об этом. Он сосредоточил свое внимание на теме отсутствия Бога. Самую сильную боль причиняло то, что он плакал в отчаянии и не получал ответа. Я слышал, как страдающие люди описывали те же чувства. Может быть, лучше всех это выразил К.С. Льюис, пребывая в глубоком горе после смерти его жены от рака:

 

«Между тем, где же Бог? Когда вы счастливы, счастли­вы настолько, что даже не чувствуете в Нем нужды, и в такой момент обратитесь к Нему со славословием, то будете приняты с распростертыми объятьями. Но подой­дите к Нему в безысходной нужде, когда ни на что другое надежды нет, и что? Перед вами захлопнется дверь, и вы услышите, как изнутри один за другим замыкаются зам­ки. Затем — тишина. Остается только развернуться и уй­ти. Чем дольше вы будете ждать, тем более настойчивым будет молчание».1

Больше всего Иову нужна была возможность пожало­ваться Богу. Благочестие своих друзей он стряхивал с се­бя, как собака - блох. Он хотел личной встречи со Всемо­гущим Богом. Несмотря на случившееся, Иов не мог заставить себя верить в жестокость и несправедливость Бога. Если бы они встретились, по крайней мере, Бог мог бы выразить Свою точку зрения на произошедшее. Но Бога нигде нельзя было найти. Иов слышал только скулящий плаксивый тон своих друзей и затем — ужас­ный, пустой звук. Перед ним захлопнули дверь.

Факт веры

«О, сладостный Господь, я так хочу увидеть Тебя, Я так хочу быть с Тобой...»

песня Джорджа Харрисона

«Я знаю - Бог жив! Я разговаривал с ним сегодня утром!» — наклейка на бампере автомобиля

«Бог любит Вас и имеет чудесный замысел относитель­но вашей жизни!»

— евангелизационная брошюра

«Он идет со мной, говорит со мной, говорит мне, что я — Его».

христианский гимн

Страстное стремление человека ощутить присутствие Бога может возникнуть почти везде. Но мы не осмеливаем­ся делать поспешные заявления по поводу обещания Бога о Его личном присутствии, пока мы не принимаем в расчет те случаи, когда нам кажется, что Бога нет. К.С. Льюис сталкивался с этим, Иов сталкивался с этим, Ричард сталкивался с этим — в какой-то момент почти все, должно быть, сталкиваются с тем, что Бог скрыт от нас.

Облако неведения может опуститься без предупрежде­ния, иногда это случается в момент, когда мы особенно жа­ждем присутствия Бога. Южно-африканский служитель Ал­лан Боисек был брошен за решетку за выступления против правительства. Он провел три недели в одиночной камере, почти все время на коленях, молясь Богу об освобождении. «Мне не стыдно сказать вам, — говорил он своим прихожа­нам, — что это был самый трудный момент в моей жизни. Когда я стоял в камере на коленях, у меня больше не было слов, чтобы молиться, и не было слез».2 Его опыт знаком многим чернокожим южноафриканцам: они молятся, они плачут, они ждут и не получают ответа от Бога.

Кто-то возразит, что Бог не прячется. Одна религиозная наклейка на бампере автомобиля гласит: «Если ты чувству­ешь, что Бог далеко, поразмысли — кто первым отодвинулся?» Но чувство вины, выраженное в этом лозунге, может быть не­верным: книга Иова подробно описывает время, когда было очевидно, что отодвинулся Бог. Даже несмотря на то, что Иов не сделал ничего плохого и отчаянно просил о помощи, Бог все равно решил остаться сокрытым от его взора. (Если вы ко­гда-либо сомневались, что встреча со скрытностью Бога -нормальная часть в паломничестве веры, просто полистайте в теологической библиотеке работы христианских мистиков, людей, которые провели свою жизнь в личном общении с Богом. Найдите хотя бы одного, кто не описывает время су­ровых испытаний, «черный день души».)

Для тех, кто страдает, и тех, кто находится рядом с ни­ми, Иов преподает важный урок. Сомнения и жалобы Мэг Вудсон, Аллана Боисека, Иова имеют уважительные причины. Это не симптомы слабой веры — они настолько вески, что Бог позаботился, чтобы они вошли в Библию. Никто не предполагает, что аргументы, споры, доводы противников Бога, скажем, Марка Твена в книге «Письма с Земли» или Бертрана Рассела в книге «Почему я не хри­стианин» будут внесены в Библию, но почти все они там есть, если не в книге Иова, то в Псалмах или Пророках. Библия, кажется, предвидит наши разочарования - как будто Бог дает нам заранее оружие, которое можно использовать против Него, как будто Бог Сам понимает, какова цена непреходящей веры.

Благодаря Иисусу, возможно, Он действительно пони­мает. В Гефсимании и на Голгофе невыразимым образом Бог Сам был вынужден встретиться лицом к лицу со скрытностью Бога. «Бог, сражающийся с Богом», — так Мартин Лютер резюмирует космическую битву на двух по­перечных бревнах. В ту темную ночь Бог познал всю пол­ноту того, что значит быть брошенным Богом.

Друзья Иова настаивали на том, что Бог не скрывался от них. Они напоминали о мечтах, видениях, прошлых благословениях, чудесах природы - о том, как Бог являл Себя Иову в прошлом. «Не забудь во тьме, то что узнал во свете», - упрекали они. Те из нас, кто живет после Иова, имеют еще больше света: летопись исполненного пророче­ства и жизнь Иисуса. Но иногда ни проницательность, ни доказательства не помогают. Память, какой бы приятной она ни была, не заглушит боль или одиночество. Возмож­но, в какое-то время все стихи Писания и все вдохновен­ные лозунги потерпят фиаско.

Три реакции

Я очень хорошо знаю свою собственную инстинктив­ную реакцию на скрытность Бога: я отвечаю Ему тем же, игнорируя Его. Как ребенок, который думает, что может спрятаться от взрослых, закрывая пухленькой ручкой гла­за, я стараюсь закрыться от Бога.

Книга Иова предлагает еще две ответные реакции на разочарование в Боге. Первая была выражена друзьями Иова, возмущенными нарушением основных доктрин ве­ры. Глубокое разочарование Иова в Боге не соответствова­ло их теологии. Они видели четкую разницу между челове­ком, утверждавшим, что он справедлив, и Богом, который был справедлив.

Иов, требующий аудиенции с Богом! Это смелая идея. «Подави свои чувства», — говорили ему друзья. — Мы зна­ем, что Бог справедлив. Перестань думать, что Он неспра­ведлив! Как тебе не стыдно говорить такие оскорбитель­ные вещи!»

Вторая реакция — самого Иова — бессвязная путаница, резкая противоположность безжалостной логике его дру­зей. «Зачем Ты вывел меня из чрева?» — требовал он отве­та у Бога. «Пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня». Иов разражался бранью в протесте, который был тщетным, и напоминал птицу, снова и снова ударяющую­ся об оконное стекло. У Иова было несколько разумных доводов, и он даже допустил, чтобы логика его друзей зву-. чала убедительно. Он колебался, противоречил себе, отступал, а иногда в отчаянии лишался всяких сил. Этот человек, известный своей праведностью, бранит Бога: «Отступи от меня, чтобы я немного ободрился прежде, не­жели отойду — и уже не возвращусь — в страну тьмы и се­ни смертной».

Какой из двух подходов подтверждает книга Иова? Обе стороны нуждались в исправлениях; но после того, как все «ветреные» слова были произнесены, Бог приказал набожным друзьям ползти с покаянием к Иову и просить его молиться о них.

Одно дерзкое утверждение книги Иова: вы можете ска­зать Богу все, что угодно. Бросьте Ему в лицо ваше горе, озлобление, сомнение, разочарование — Он все это погло­тит. Иногда духовные гиганты Библии изображены споря­щими с Богом. Они предпочитают уйти, прихрамывая, как Иаков, но не загораживаться от Бога. В этом отношении Библия предвосхищает принцип современной психологии: вы не можете отрицать своих чувств или заставить их ис­чезнуть, поэтому лучше их выразить. Бог рассмотрит каж­дый отклик человека, кроме одного. Он не может выно­сить реакцию, которую я выражаю инстинктивно, а имен­но: попытку игнорировать Его или относиться к Нему, как будто Его не существует. Отреагировать таким образом Иову даже в голову не пришло.

Общая картина

Свобода в выражении чувств — не единственный урок, который мы получили от Иова. Взгляд на происходящее «из-за занавеса» в невидимом мире показывает, что встре­ча со скрытностью Бога может ввести в заблуждение.

Мы можем впасть в искушение смотреть на Бога как на врага и интерпретировать Его скрытность как отсутствие заботы.

Иов заявляет: «Гнев Его терзает и враждует против ме­ня, скрежещет на меня зубами своими». Мы, зрители, зна­ем, что Иов ошибался. В прологе дается тонкое, но очень важное разграничение: Бог лично не создавал проблем Ио­ву. Он позволил, чтобы они возникли, это так. Но описа­ние Пари представляет сатану, а не Бога, в качестве винов­ника страданий Иова. В любом случае, Бог явно не был врагом Иова. Бог не оставил Иова, Он тщательно за ним наблюдал. В тот момент, когда Иов молил о рассмотрении своего дела в суде, он участвовал в судебном процессе ко­смического значения, но не в качестве адвоката обвине­ния, указывая пальцем на Бога, а как главный свидетель в испытании веры. Мы ни в коем случае не можем сделать заключение, что наши собственные испытания специаль­но организованы Богом, чтобы разрешить важные вопро­сы Вселенной. Но мы можем допустить, что наше ограни­ченное видение искажает реальность. Боль ограничивает мировосприятие. Боль — самое личное чувство, оно заста­вляет нас думать о себе и больше ни о чем.

От Иова мы можем узнать, что происходит очень много событий, о которых мы не подозреваем. Он чувствовал бре­мя отсутствия Бога, но взгляд за кулисы открывает, что, в некотором смысле, Бог никогда не был ближе. В естест­венном мире человеческие существа видят только около 30% солнечного спектра. (Медоносные пчелы и домашние голуби могут, к примеру, обнаруживать волны ультрафиоле­тового света, невидимого нам.) В сверхъестественном цар­стве наше зрение даже более ограничено, и мы только из­редка ловим отблеск того невидимого мира.

Несчастный случай в жизни другого известного библей­ского персонажа доводит до нас ту же самую мысль, но не­сколько иначе. Пророк Даниил тоже столкнулся со скрытно­стью Бога, но не так явно, как Иов. Даниил находился в за­труднительном положении: Бог не отвечал на его молитву. Почему же Бог игнорировал его настойчивые молитвенные просьбы? Двадцать один день Даниил посвятил себя молитве. Он горевал. Он отказался от хорошей пищи. Он дал обет не те­ла. Все это время он взывал к Богу, но не получал ответа.

Но однажды Даниил получил гораздо больше, чем просил. Сверхъестественное существо с глазами, похожими на горя­щие факелы, и лицом-молнией неожиданно появилось на берегу реки рядом с ним. Спутники Даниила убежали в ужа­се. А о себе он пишет: «У меня не было сил. Мое лицо по­бледнело, и я был беспомощным». Когда он начал разговари­вать с ослепительным существом, то с трудом дышал.

Незнакомец стал объяснять причину такой долгой за­держки. Его направили дать ответ еще после первой молит­вы Даниила, но он натолкнулся на сильное сопротивление «князя Персидского царства». После трехнедельного проти­востояния прибыло подкрепление, и Михаил — один из главных Ангелов — помог сломить сопротивление. Я не предпринимаю попытки интерпретировать эту поразитель­ную сцену войны во Вселенной, я только хочу провести па­раллель с Иовом. Как и Иов, Даниил сыграл решающую роль в битве между космическими силами добра и зла, хотя многое произошло за пределами его видения. Бог ему казал­ся равнодушным, молитва — тщетной, но взгляд «за кулисы» открывает абсолютно противоположное. Ограниченное ви­дение Даниила, как и Иова, искажало реальность.

Как же нам относиться к ангельскому существу, явивше­муся Даниилу, который нуждался в подкреплении, не гово­ря уже о космическом Пари в книге Иова? Просто: большая картина на фоне Вселенной включает больше действий, чем мы способны видеть. Когда мы упрямо остаемся верными Богу в тяжелые времена или просто молимся, мы можем по­лучить гораздо больше, о чем мы могли мечтать. Требуется вера, чтобы быть уверенным, что Бог никогда не покидает нас, каким бы далеким Он ни казался.

В конце, услышав голос из бури, Иов достиг веры. Бог рассказывал о природных явлениях — солнечной системе, созвездиях, грозовых бурях, диких животных, которые Иов не мог объяснить.

Если вы не можете понять видимый мир, в котором жи­вете, как вы осмеливаетесь предполагать, что поймете мир невидимый? Увидев, наконец, всю картину мира, Иов по­каялся в прахе и пепле.

«Бог, как человек, который, скрываясь, закашляет и тем обнаружит себя».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал