Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природа систем.
Далеко не все точно знают, что такое система. Однако, как заметил известный американский теоретик стратегического менеджмента Р. Акофф, без этого невозможно понять, как системное знание может быть применено к стратегическому менеджменту и управлению организацией, а также объяснить весьма существенные проблемы, которые возникают ежедневно и ежечасно [52]. В научной литературе существует большое разнообразие определений понятия " система", однако между ними гораздо больше общего, чем различий. Одно из нижеследующих определений " схватывает", пожалуй, все основные точки согласия: Системой называется целое, состоящее из двух или более частей, которые удовлетворяют следующим пяти условиям: 1. Целое имеет одну или более функций или определяющее свойство, Например, определяющее свойство или функция автомобиля как системы состоит в том, что он должен быть пригоден для перевозки людей; одной из определяющих функций корпорации является производство и предоставление потребителям благ; определяющая функция больницы — лечение больных. Отметим, что функция может относиться к системе, которая, в свою очередь, является частью более общей системы, имеющей свои собственные функции. В этом случае говорят о функции подсистемы, входящей в систему. Система, состоящая из подсистем, не может осуществлять свои функции, если нормально не функци- онируют подсистемы. Так, если нарушены функции электропитания как подсистемы автомобиля, автомобиль не может выполнять свою основную функцию _ обеспечивать безопасную перевозку пассажиров; если в корпорации не работает отдел маркетинга (подсистема сбыта), корпорация не сможет эффективно предоставлять потребителям блага; больница на сможет лечить людей, если не работает подсистема финансирования, снабжения больницы лекарствами, оборудованием, продовольствием. 2. Части или элементы системы могут воздействовать на поведение или свойства системы как целого. Это означает, например, что функционирование таких частей человеческого организма, как сердце, легкие или желудок, влияет на поведение организма человека как целого. Но не все внутренние органы являются элементами системы. Например, удаление аппендикса (слепой кишки) никак не сказывается на функционировании организма человека, следовательно, аппендикс не является эле ментом организма как системы. Однако это утверждение было бы неверным по отношению к аппендиксу травоядных животных, выполняющему важную функцию в пищеварении, являясь органом, в котором под воздействием ферментов расщепляются волокна целлюлозы. Инструменты и другие нужные в пути мелочи, находящиеся в багажнике автомобиля, — пример такого рода " аппендиксов", которые не являются частями автомобиля как системы. Их наличие или отсутствие никак не сказывается на выполнении основных функций автомобиля. 3. Можно выделить такую совокупность частей системы, которая является достаточной для выполнения системой своих функций; каждая из этих частей является необходимой, но не достаточной для функционирования целого. Такие части называются существенными частями, или элементами, системы, отсутствие любой из них не позволяет системе выполнять свои основные функции. Обращаясь к примеру с автомобилем, можно выделить такие системы, как двигатель, ходовую часть, систему питания, систему электрооборудования и другие, которые являются необходимыми для выполнения автомобилем своей основной функции. Однако в этот список не будут включаться системы противоугонной защиты, электрообогрева сидений, микроклимата в салоне и им подобные, характеризующие комфортабельность и удобство машины. Для выполнения своих функций больницей важно наличие врачей, медсестер, техников, кухни, но не существенно наличие телевизоров или телефонов в палатах, хотя легко понять, как важны для больных эти предметы. Таким образом, большинство систем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, содержат несущественные элементы, или части, которые влияют на осуществление основных функций системы, но не являются определяющими для их выполнения. Коммерческая фирма также является системой, состоящей из существенных и несущественных элементов, или подсистем. Например, существенными будут подсистемы финансов, производства, транспорта, снабжения, маркетинга, несущественными же — подсистемы public relations или материального поощрения работников (необходимо отметить, что слово " несущественные" не синонимично " неважные"). Корпорация может иметь и своеобразные " аппендиксы". К ним относится, в частности, " соцбытсектор" — дома отдыха, спортивные базы, детские учреждения и т.п. Их наличие или отсутствие никак не сказывается на выполнении фирмой своих основных функций. Однако поставщики, потребители, оптовые и розничные торговцы, которые являются частями корпоративного окружения, могут быть для нее существенными элементами. Система, для функционирования которой требуются определенные условия (параметры) окружающей среды, называется открытой системой. Это означает, что наличная совокупность элементов, из которых состоит система, недостаточна для ее существования при любых изменениях таких параметров. Система же, полностью независимая от меняющихся параметров внешней среды, называется закрытой системой. Однако такая независимость тоже является относительной: герметичные заведенные часы не зависят от большинства параметров среды, но прекратят свою работу, если получат воздействие механического импульса со стороны среды, превышающего допустимые конструктивные параметры. Система разрушится и прекратит свое существование. Окружающая среда системы — такие характеристики ее факторов, которые могут воздействовать на процесс выполнения системой ее функций, однако она не может их контролировать. Та часть окружения системы, на которую она может влиять, но не контролировать ее поведение, называется трансакционной, а взаимоотношения системы с такими элементами окружения — трансакциями. Коммерческая фирма осуществляет трансакции, например, с поставщиками и потребителями, которые являются элементами трансакционного окружения. Те же элементы окружения, которые не только не контролируются фирмой, но она даже не может на них влиять, называются контекстуальными элементами, или контекстом деятельности фирмы. Это могут быть те или иные события природного происхождения (например, смена времен года, что для многих фирм создает проблему сезонности продаж, производства или найма рабочей силы), или труднопрогнозируемые события (например, предложение конкурентами " опасного" для фирмы вида продукции или услуги). 4. Способ, которым каждая существенная часть системы воздействует на ее поведение или свойства, зависит по крайней мере от другой существенной части системы. Другими словами, существенные части системы представляют собой некоторую совокупность взаимосвязанных элементов. Несущественная часть системы, независимо от других частей, воздействует на систему, частью которой она является. Например, способ, которым производственный департамент воздействует на поведение корпорации, зависит от поведения ее департамента маркетинга; поведение и свойства департамента маркетинга определяются поведением и свойствами департаментов производства и инжиниринга и т.д. Существенные части системы взаимодействуют с необходимостью прямо или косвенно. Таким образом, коллекция автомобилей, даже если они принадлежат одному лицу, не представляет собой систему, поскольку автомобили не взаимодействуют между собой. С другой стороны, мотор и тормоза являются существенными частями и поэтому взаимодействуют. 5. Действие некоторой совокупности существенных элементов системы как целого (подсистемы) зависит по крайней мере от одной другой подобной совокупности. Подобно отдельным элементам системы, никакая подсистема не может воздействовать на систему независимо от другой. Работа системы обмена веществ человеческого тела зависит от поведения нервной системы, поведение последней зависит от поведения скелетно-мышечной системы и т.д. Если части некоторой совокупности не взаимодействуют, они представляют собой агрегат, а не систему. Хорошим примером этого является толпа как социальное образование. Компании, входящие в холдинг, являются агрегатами, так как их объединяет лишь собственность. Они не взаимодействуют между собой на операциональном уровне. Из определения системы следует, что ее свойства вытекают из взаимодействия частей, которые не действуют обособленно. Следовательно, если система дезорганизована, она утрачивает свои определяющие функции, то же самое происходит с ее частями. Когда автомобиль разобран, это уже не автомобиль, хотя все его части могут находиться в одном месте. Автомобиль, подобно каждой системе, является продуктом взаимодействия его частей, а не просто их суммой. То же справедливо и для человека: отчленение некоторых органов приводит к прекращению жизни. Кроме того, если система дезорганизована, ее существенные части также теряют свои определяющие свойства или функции. Двигатель, изъятый из автомобиля, ничего не может делать сам по себе. Рука, лишенная кисти, не может использоваться для письма или захвата чего-либо. Видят не глаза, а человек, думает не мозг, а личность. Так же и производственный департамент не может функционировать без закупок, маркетинга, финансирования. Система является целым, чьи существенные свойства, определяющие функции не принадлежат всецело какой-либо части. Например, ни одна из частей автомобиля сама по себе не может перевозить пассажиров. Р. Акофф следующим образом обобщает современные представления о системах: " Система является целым, которое не может быть разделено на независимые части без потери существенных свойств или качества»[53]. Это утверждение нельзя назвать революционным, но оно имеет нюансы. Отметим один из них, который имеет отношение к организации и менеджменту корпорациий. Поскольку свойства системы следуют из взаимодействий ее частей, то когда действия частей системы, рассматриваемые отдельно от нее, улучшаются, действие системы как целого не обязательно тоже улучшается. Например, нельзя получить самый лучший автомобиль, если взять мотор от Rolls-Royce, трансмиссию от Mercedes, тормоза от Buick и т.д. Такой автомобиль даже не сможет сдвинуться с места, поскольку части не будут подходить друг к другу. Функционирование системы зависит от того, как взаимодействуют ее части, а не от того, как они действуют в отдельности. Несмотря на это, менеджеры часто управляют организациями как системами противоречивым образом, т.е. сосредотачиваются на улучшении работы отдельных частей. Р. Акофф считает, что эта тенденция провоцируете» особенностями образования в области менеджмента. Многие бизнес-школы обучают менеджменту только по отдельным фукциям — производство, маркетинг, финансы, персонал и т.д. — и не развивают адекватного представления о том, как они взаимодействуют. Если существенная часть системы отсутствует или не функционирует, система как целое тоже не может функционировать. Например, автомобиль не может двигаться, когда его мотор неисправен. Более того, ни одна из частей системы не может быть изменена без понимания последствий такого изменения для системы как целого, а также того, почему эти последствия являются полезными для функционирования системы. Отсюда следует, что фундаментальная функция менеджмента состоит в том, чтобы управлять: 1) взаимодействиями подразделений и индивидов, для которых они являются важными; 2) взаимодействиями одних подразделений с другими; 3) взаимодействиями подразделений с другими организациями или их подразделениями в определенной конкретной организационной среде. Необходим тот тип организации, который будет благоприятствовать такого рода менеджменту. Системный анализ и синтез. Методология, согласно которой понимание системы возможно на пути разделения (чаще мысленного) ее на части и рассмотрения процессов функционирования отдельных частей, является следствием аналитического мышления. Анализ является лишь одним из направлений мышления, в то время как другим будет синтез. Оба эти метода включают в себя три этапа действий. Первый этап. В процессе анализа предмет, который мы хотим изучить, подвергается разделению на части. В процессе синтеза то, что мы хотим изучить, идентифицируется прежде всего как часть более протяженной системы. На первом этапе анализа организация может быть разделена на подразделения, кото рые занимаются функциями торговли, производства, маркетинга и т.д. На первом этапе синтеза организация рассматривается как часть большей системы, например, отрасли или экономики. Второй этап. На этом этапе анализа усилия исследователей сосредотачиваются на том, чтобы понять поведение каждой части системы, функционирующей как бы отдельно. На втором этапе синтеза исследуется поведение более протяженной системы, частью, или субсистемой, которой является исследуемая система. При анализе организации усилия направлены на то, чтобы понять каждую ее функцию. В случае синтеза необходимо определить, какие функции более протяженной системы выполняет корпорация как ее часть. Функция общества может быть определена как обеспечение его членам благоприятной возможности для эффективного достижения своих целей. Третий этап. При анализе исследованные части системы объединяются для того, чтобы на этой основе объяснить поведение или свойства целого, которое подлежит изучению. При синтезе понимание функционирования более протяженной системы является основой для понимания функционирования систем, которые должны быть исследованы. Анализ системы проявляет ее структуру и процесс ее функционирования. Он дает знания, необходимые для эффективной работы системы и ее " ремонта" н в случае прекращения нормального функционирования. Для эффективного функционирования системы необходимо объяснить ее поведение в более протяженной системе, частью которой она является. Но поведение организации не может быть объяснено только описанием ее частей, того, как, например, они работают и взаимодействуют, выполняя такие специфические функции, как производство или маркетинг определенного продукта. Его можно адекватно понять только тогда, когда ясны общественные функции организации, в частности, производство и распределение благ. Хотя анализ не дает объяснения поведения или свойств целого, он может объяснить поведение частей, уточняя их роль в системе и показывая, какой вклад они вносят в функционирование целого.
3.2. Системный взгляд на организацию. Для достижения своих целей менеджер может использовать системные идеи различными путями. Среди наиболее распространенных целей можно выделить следующие: 1. Использование системных моделей для лучшего осознания работы организации как системы. 2. Использование системных моделей в качестве средств предсказания будущего развития организации, помогающих менеджерам оценивать и применять альтернативные стратегии. 3. Концептуализация организации как субсистемы более крупной конструкции, которая позволяет менеджеру оценивать условия среды. 4. Развитие операционных систем, которое помогает в общем управлении организацией. Эти методы имеют широкую сферу применения. Например, менеджер может применять свое понимание концепции жизненных циклов и концепции постоянных потоков проектов для облегчения процесса принятия решений по уровню и характеру управленческих и технических ресурсов, которые будут распределяться по очередности проектов в определенные моменты времени. Он будет учитывать, что любые действия по проекту начинаются с идеи или концепции, далее переходят к определению и производству и заканчиваются конкретным продуктом или услугой на выходе (возможен и такой результат: проект теряет поддержку клиентов и уступает место в потоке другим проектам). В течение каждой фазы жизненного цикла необходимо производить определенные действия, а в зависимости от этих действий должны привлекаться по необходимости различные виды людских и других ресурсов. Кроме того, менеджер должен оценивать прогресс каждого проекта с точки зрения стоимости, требуемого времени, производительности и любых других параметров, которые имеют отношение к данному конкретному проекту (при этом ранжировать по значимости измеряемые параметры должен сам менеджер). Таким образом, менеджер может с наибольшей точностью распределить ресурсы для каждого проекта с целью наиболее полного достижения общих целей организации. Организация, будучи сложной системой, в свою очередь, сама представляет собой компонент более крупной системы, являющейся ее окружающей средой. Часто элементы окружающей среды, конкурирующие с организацией, будь то конкуренция за средства из федерального или муниципального бюджета, за ограниченные ресурсы и т.д., рассматриваются в качестве отдельной субсистемы внешней среды организации. Таким образом, мышление, мировоззрение, рассматривающее организационный мир, организационное окружение как совокупность взаимодействующих систем, необходимо менеджеру для стратегического анализа положения своей организации в меняющемся окружении. Системно ориентированное мышление менеджера рассматривает взаимосвязь и взаимозависимость следующих систем: 1) конкурентная система, 2) система внешней среды, 3) внутренняя система организаций Эти термины хорошо подходят к описанию деловой фирмы как системы, кроме того, они могут быть использованы для системного представления других организаций. Рассмотрим последовательно их содержание. Конкурентная система фирмы — это совокупность фирм, соревнующихся с данной за распределение ограниченных ресурсов в конкретной окружающей среде. Так как ресурсов для всех никогда не хватает, каждая организация должна соперничать со многими другими в конкурентной системе. В этом случае ресурсы понимаются предельно широко: это не только ограниченные финансовые ресурсы на рынке заимствования или квалифицированные кадры, но и ограниченное число потребителей продукции фирмы, и даже такой ресурс, как покровительство муниципальных властей. Однако существование конкурентной среды — прерогатива не только коммерческих организаций, но и любых других. Так, например, на первый взгляд система государственных школ не является конкурентной системой. Тем не менее если принять мысль о том, что школьная система служит основным средством выработки и передачи знаний и содействия процессу обучения, то тогда и другие организации, часто неформальные, также оказывают воздействие на процесс обучения, но косвенно. Например, ребенок из неблагополучной семьи скорее всего приобретет гораздо больше опыта и знаний на улице, в неформальных организациях, чем в школе. Рассматривая этот вопрос, следует обратить внимание на " обучение", происходящее в следующих субсистемах среды: досуговые организации (кинотеатры, дискотеки, клубы и пр.), спортивные секции, церковь, секты, телевидение, кино и многие другие подобные организации. Такие сообщества находятся в явной открытой конкуренции с системой государственных школ. Система внешней среды организации — это экономическая, политическая, социальная, технологическая подсистемы, в которых работает организация дая из подсистем имеет достаточно сложную структуру, причем некоторые ее элементы могут иметь решающее значение для планирования деятельности организации. Например, такие элементы экономической подсистемы, как процентные ставки или уровень безработицы, могут рассматриваться как первостепенные, а другие, например, динамика мировых цен на рынках металлов, — как второстепенные. Внутренняя система организации — это сама организация. Она состоит из таких элементов, как отделы, управления, службы, рабочие группы, отдельные служащие. Попробуем систематизировать структуру и взаимосвязи организации как системы, рассматривая функциональную подсистему и подсистему менеджмента. Функциональная подсистема обеспечивает выполнение организацией ее функций, зафиксированных в ее миссии и целях, и чаще всего содержит следующие субсистемы: — производственная субсистема; — маркетинговая субсистема; — финансовая субсистема; — субсистема исследования и внедрения. Исходные материалы, информация и энергия поступают в производственную субсистему фирмы. Там они перерабатываются и изменяют форму в процессе прохождения технологического цикла. В итоге на выходе производственная субсистема выдает готовую продукцию, соответствующую потребностям покупателя. Маркетинговая субсистема ответственна в основном за поток разных видов готовой продукции из организации во внешнюю среду. Частично она также несет ответственность за поток информации о рынке, получаемой из СМИ, сводок статистики продаж, с помощью различных видов научных исследований, и передачу далее собранных и обработанных данных во внутреннюю систему. Финансовая субсистема обеспечивает поступление денежных средств из различных источников дохода в финансовый фонд, который используется для закупки материалов, привлечения трудовых ресурсов, создания запасов, средств обслуживания. Затем, когда продукт или услуга проданы, полученные средства используются для уплаты за товары или услуги, необходимые для поддержания бизнеса, а остаток возвращается на хранение в финансовый фонд, а также перечисляется кредиторам или держателям акций в качестве дивидендов. Инновационные идеи поступают в субсистему исследования и внедрения, где они оцениваются и развиваются в потенциальный продукт или услугу. Такие новаторские идеи могут приходить и извне организации (например, в случае с " сумасшедшим изобретателем", который предлагает свои изобретения в любую организацию), точно так же они могут приходить и из самой субсистемы. В любом случае именно субсистема исследования и внедрения развивает идеи до того со стояния, когда они могут быть оценены как потенциально полезные для организации. Подсистема менеджмента. Внутренняя организационная система может рассматриваться и как подсистема менеджмента. Она создается для облегчения эффективного действия всех функциональных компонентов системы. Ее элементами являются, в свою очередь, системы (их можно назвать субсистемами) контроля, информационная система, система управления персоналом и ряд других. Система контроля производства, например, состоит из последовательности определенных процедур, правил принятия решений, инструкций и т. д. для обеспечения текущего контроля за процессом производства. Ее задача состоит в предоставлении оперативной информации о качестве выпускаемой продукции, темпах производства, соответствии текущего объема производства графику, имеющихся неполадках и многом другом. Система управленческой информации включает средства сбора данных, механизмы их переработки, отчеты и т.д., которые обеспечивают менеджеров сведениями, необходимыми для принятия управленческих решений. Она собирает общие данные со всех функциональных субсистем, чтобы менеджер мог направлять и контролировать поток финансовых, человеческих и материальных ресурсов и распределять их в потоке проектов. Существует большое количество других управленческих субсистем. Например, субсистема по управлению персоналом, отвечающая за планирование и контроль над развитием человеческих ресурсов, или субсистема маркетинговой информации, исследующая большое количество источников информации о рынке. Конечно, любая из вышеперечисленных субсистем может быть внедрена в более крупную систему. Как субсистема маркетинговой информации, так и субсистема по управлению персоналом могут выступать частью общей управленческой информационной системы. Главное не в том, какую субординацию систем использовать, а в том, что критические функции, потоки и процессы должны всегда учитываться в любой системной модели. Важно понимать, что организация может использовать системный подход и системные концепции на многих уровнях и рассматривать различные типы систем.
3.2.1. Иерархия внутренних систем Внутренние организационные субсистемы также могут быть ранжированы в соответствии с их уровнями. Очевидно, что многие внутренние субсистемы имеют различные степени взаимодействия с конкурентными системами и системами внешней среды. Конечно, генеральный директор организации более, чем любые непосредственные исполнители, обеспокоен определением и исследованием действующих сил в конкурентных системах и системах внешней среды. Тем не менее как генеральный директор, так и исполнители управляют своими конкурентными субсистемами и субсистемами внешней среды. Эти субсистемы и отношения между ними различит и человек, который не сталкивался с ними ранее. Они будут выглядеть по-разному в зависимости от того, как он представляет себе глобальную систему. Достаточно трудно, если не совсем невозможно, категоризировать организационные системы так, чтобы используемые категории подошли для всех организаций. Но можно попытаться сделать это, описав организацию как систему, состоящую из следующих компонентов: 1. Основная система, где товары или услуги создаются, производятся и распространяются. На этом уровне программируются основные решения и действия менеджеров; руководство обеспечивается стандартным, рутинным, повторяющимся поведением. Необходимые решения принимаются с помощью заранее определенной политики или процедурных шаблонов. Работа этой системы зависит от существующих информационных систем. Экстраординарные действия не предусматриваются существующей политикой, и по поводу всех решений такого рода следует запрос наверх, на вышестоящий уровень. 2. Система сбора и контроля информации, которая сравнивает запрограммированные действия с ожидаемыми результатами. Этот уровень работает как в запрограммированных, так и в незапрограммированных моделях принятия решений. Решения, необходимые для планирования и прямого контроля нижестоящих систем, также переводятся на следующий вышестоящий уровень. 3. Высшая система управления, которая состоит из окружения генерального директора, где принимаются незапрограммированные решения об общей организационной стратегии. Именно в этой системе вырабатывается организационная стратегия и создаются поддерживающие ее планы. На этом уровне производится оформление структуры и тех процессов, которые обеспечивают ее жизнедеятельность.
3.3. Типы систем и моделей в менеджменте. В теории менеджмента существуют несколько разных классификаций систем. Они могут быть дифференцированы по размеру, предмету, местоположению, функции и т.п. Выбор классификации зависит от целей, поставленных исследователем. 3.3.1. Типы систем. Для исследования вероятного поведения системы в стратегическом процессе главной переменной является цель, которая зафиксирована в миссии организации или стратегическом видении путей и направлений ее развития. Цель может рассматриваться как фактор стратегического планирования в том случае, если имеется возможность выбора, который обеспечивает подбор соответствующих средств достижения цели. Таким образом, выбор стратегии — это средство достижения желаемого результата. Система обладает свойством целеполагания, если она может отделить цели от средств более чем в одной ситуации. Другими словами, целеполагание предполагает наличие множественности путей достижения целей или эквифинальности. Результат такого целенаправленного (или телеологического) поведения никогда полностью не определяется извне. По крайней мере он может быть определен выбором, а следовательно, и тем, кто делает этот выбор, однако только отчасти. Р. Акофф обратил внимание на возможность углубления системного рассмотрения организаций при рассмотрении целенаправленного или телеологического поведения как целого, так и его частей. Для этого он выделяет четыре типа систем и соответственно четыре типа моделей, различающихся сочетанием целенаправленности как систем в целом, так и их частей[54]: 1. Детерминистские системы и модели, где ни система, ни ее части не являются целенаправленными. 2. Органические системы и модели, в которых система в целом является целенаправленной, а ее части по отдельности — нет. 3. Социальные системы и модели, где и система в целом, и ее части являются целенаправленными. 4. Экологические системы и модели, в которых какие-то части являются целенаправленными, но сама система в целом не имеет каких-либо своих целей. Эти четыре типа систем представляют собой иерархию систем, определенную с точки зрения сложности. Так, например, органические (или живые) системы могут включать в себя в качестве подсистем детерминистские системы: живые организмы представляют собой органические системы, а их отдельные части могут рассматриваться как детерминистские (механические). Кроме того, некоторые органические системы, например люди, могут создавать и использовать такие детерминистские системы, как машины, но сами детерминистские системы не могут создавать органические. В свою очередь, органические живые системы входят в состав социальных, а наоборот быть не может. Все три типа являются частями экологических систем. Так, планета Земля является экологической системой: у нее нет собственных целей, однако она содержит живые и социальные системы, у которых такие цели есть. Рассмотрим более детально характеристики этих типов систем и моделей, с каждым из которых в той или иной мере сталкиваются планировщики стратегии. Детерминистские системы. Системы, которые, так же как и их части, не имеют собственных целей, называются детерминистскими, или механическими. Наиболее широко они представлены машинами и механизмами (например, автомобиль или компьютер). Хотя у детерминистских систем, включая механизмы, нет собственных целей, часто они служат целям внешних для них объектов: их и. а создателям, контролерам или пользователям; тогда их функция заключается в над обеспечении этих целей. Следовательно, функция автомобиля — перемещение ж» его водителя и пассажиров в желаемое место. Хотя у частей механических систем ио также нет собственных целей, они служат общему делу: мотор автомобиля необходим для его движения. Таким образом, все подсистемы являются детерминистскими системами, функция которых — обеспечение деятельности всей системы в целом. Если поведение детерминистской системы зависит от ее окружения, она называется открытой системой, если не зависит — то закрытой. Детерминистские системы могут быть дифференцированы по числу функций, которые они выполняют. Так, например, у обыкновенных часов одна функция — показывать время. Будильник уже является многофункциональной системой, так как у него присутствует и другая функция — будить. У некоторых часов есть дополнительные функции, например, они могут работать как секундомер или показывать температуру тела. Какие функции будут выполняться часами, определяет внешний пользователь. Органические системы. Наиболее знакомым типом органических систем являются живые системы или организмы. У живых систем в отличие от их составных частей есть собственные цели. С позиций системного подхода жизнь можно определить при помощи термина " аутопоэз", который обозначает " поддержание целого, в то время как части сами собой постоянно или периодически собираются и разбираются, создаются и разрушаются, производятся и потребляются" [55]. Таким образом, живые системы сами себя организуют и поддерживают. Из этого следует, что социальные и экологические системы также являются органическими. В прошлом материалистическая философская традиция рассматривала живые системы как сложные механизмы, и механистическая биология веками преобладала в изучении живых существ. Так, для XIX и первой половины XX века щек преобладающими настроениями были следующие: " Биология опирается на точные формулировки, так, не существует никаких особых различий между живыми и неживыми системами: живые развиваются из клеток с ядрами, то есть получаются из неживых при помощи законов механики и, более того, управляются ими" [56]. Противоречия механистической концепции живых систем проявились в спорах механистов с виталистами, поводом к которым явилась неспособность механистов адекватно рассматривать природу. Сегодня, когда жизнь все больше определяется через термины самоорганизации и самообновления (" аутопоэза"), очевидна несостоятельность механистической концепции описания живых систем. С другой стороны, механические создания редко рассматривались как организмы. Социальные системы. Социальные системы, например, корпорации, университеты, общества, преследуют собственные цели; содержат в себе такие части (другие социальные или живые системы), которые также имеют собственные цели; часто являются частью большей системы (исключение составляют примитивные общества, живущие в полной изоляции). Вряд ли будет успешной попытка представить организм или механизм как социальную систему, однако социальные системы часто интерпретировались как с органической, так и механистической точек зрения. Американский социолог П. Сорокин суммировал механистические интерпретации " социофизиков": «Перевод языка социальных наук в термины механики... выглядит так: индивид трансформируется в материальную точку, а его социальное окружение в " силовое поле"... Как только это сделано, больше не существует трудностей для применения формул механики к социальным феноменам; все, что необходимо сделать, — это переписать формулы механики, подставляя вместо слов " материальная точка" слово " индивид", а вместо " физической системы" или " силового поля" — " социальную группу". " Увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению его потенциальной энергии". " Общая энергия индивида, находящегося в силовом поле, остается постоянной, несмотря на его модификации..." и так далее» [57]. Далее он пишет, что существуют попытки применить к социальным феноменам законы гравитации. Например, если индивида представить как молекулу, а социальную группу как тело, то притяжение между двумя телами будет прямо пропорционально их массам (количество индивидов на объем данной группы) и обратно пропорционально расстоянию между ними в квадрате, сосредоточение и рассредоточение популяций рассматривать как центростремительные и центробежные силы соответственно. В XIX веке Герберт Спенсер, философ-эволюционист, разработал пример биологического моделирования социальных систем. Спенсер сравнил жизнь и общество и на основании такого сравнения вывел три общих феномена, характеризующих не только жизнь, но и общество: 1) рост (жизнь прочно ассоциируется с ростом); 2) увеличивающееся дробление структуры и 3) увеличивающееся разделение функций. Рассмотрим первое положение более подробно, чтобы представить суть концепции Г. Спенсера. Рост определяется одними и теми же феноменами и в биологических, и в социальных организмах. И в одном, и в другом случае наблюдается увеличение массы: в биологической системе — индивидов (развитие до взрослых форм); в социальной системе — развитие от малых племен до больших национальных государств. В обеих системах различные классы достигают разных размеров: в биологической системе протозоа редко вырастают больше микроскопических размеров, в социальной системе очень редко появляются большие группы таких примитивных людей, как тасманцы, в то время как цивилизация уже поглотила миллионы людей. И там, и тут простое увеличение единиц системы влечет за собой объединение в группы, а групп — в другие группы. Органические модели не учитывают целей частей социальной системы. Однако такие модели полезны при работе с системами, где цели составных систем ограничены, например, при работе с автократическими системами. Следовательно, чем более автократична организация, тем с большей уверенностью можно использовать органическую модель. Автократический контроль социальной системы вступает в противоречие с: 1) повышением уровня образования ее членов; 2) увеличением технологий, с которыми они должны работать, выполняя положенную им работу; 3) увеличением количества требований к ним. Чем лучше подчиненные знают, как выполнять свои функции, тем неэффективнее контроль над ними. Демократическая организация, члены которой обладают достаточными свободой и возможностями для выбора, не может быть точно смоделирована при помощи органической концепции, так как такое моделирование упускает способность составных частей системы осуществлять собственный выбор способа поведения. В органической модели корпорации нет места целям отдельных ее частей. Части должны поддерживать любое предложенное направление действий. Тем более это касается исполнителей. Другое дело социальная модель корпорации. В ней приемлемость решений проблем и выполнение этих решений рассматриваются в контексте целей как частей, так и отдельных исполнителей. Экологические системы. Экологические системы, примером которых является сама природа, включают в себя механистические, органические и социальные системы, которые взаимодействуют между собой. В отличие от социальных систем они не имеют своих собственных целей. Однако они служат целям тех организмов и социальных систем, которые являются их частью, и предоставляют возможности для выживания неживым биологическим системам, таким как растения, которые они включают. В этом состоит функция экологических систем. На экологическую систему может влиять поведение отдельных ее компонентов, но ее реакция будет определена так же, как и в случае механических систем. Например, промышленное использование соединений фреона разрушает озоновый слой атмосферы Земли, и этот процесс описывается простыми зависимостями: чем больше выбросов, тем больше разрушение. Так же как живые и социальные системы, экологические тоже саморазвиваются, самонастраиваются, их части взаимно адаптируются друг к другу, т.е. они являются системами аутопоэза. Хотя функцией экологических систем является удовлетворение интересов своих частей, многие люди думают, что существует некое божество, чьим целям и служит экологическая система. Считается, что божество создало эту систему и, более того, владеет ею. Следует иметь в виду, что детерминистские, живые, социальные и экологические модели — только классы моделей. Внутри каждой из них существует множество вариаций. Однако большинство из этих вариаций являются производными различных толкований несущественных переменных.
3.3.2.Проблема соответствия моделей и социальных систем менеджмента. Часть или аспект менеджмента как социальной системы, например производственные возможности корпорации, можно рассматривать как механизм и таким образом улучшать работу производственного отдела. Однако такой подход может ухудшить качество работы предприятия как социальной системы в целом. Здесь действует принцип, согласно которому каждая важная часть системы может влиять на ее работу в целом, но не может делать этого отдельно от других важных частей системы. Следовательно, когда стратегический план предполагает изменение работы одного отдела организации, следует учитывать возможные последствия этого изменения для других отделов или организации в целом. Определение существенных и несущественных признаков системы — проблема ситуационная. Это справедливо и для механических систем. Например, цвет автомобиля является несущественным признаком для его возможности выполнять свое главное предназначение — быть средством перевозки пассажиров. Однако цвет может рассматриваться как важный фактор в контексте окружения организации, например, когда цвет влияет на безопасность дорожного движения, плохо соответствует климатическим факторам эксплуатации автомобиля или становится фактором спроса, когда на рынке устанавливается мода на те или иные цвета автомобилей. Подобным образом то или иное местоположение организации в городе может никак не сказываться на ее функционировании, но влиять на общую результативность ее работы, например, в связи с тем, что в глазах ее клиентов одни здания или районы считаются более престижными для размещения офиса, другие — менее. Эффективность модели, которая используется для описания определенной системы, в конечном счете зависит от степени отражения моделью особенностей данной системы, ее контекста или окружающей обстановки, т.е. факторов социальной системы. Однако существуют ситуации, в которых представление социальной системы в терминах детерминистских и органических концепций полезно, но такие ситуации недолговременны. Если рассматривать долгосрочный период, на который, собственно, и ориентируется стратегический менеджмент, то такие несоответствия приводят к нежелательным последствиям, так как в упрощенных моделях упускаются важные аспекты социальных систем, что в конечном счете приводит к существенному расхождению стратегических планов и реальности. В этом контексте рассмотрим возможности и границы применения в стратегическом управлении детерминистских, или механических, органических и социально-системных моделей организаций.
3.3.3.Детерминистские (механические) модели организаций На ранних стадиях индустриализации наряду с концепцией Ньютона в механике существовала концепция предпринимательства, согласно которой предприятия рассматривались как машины, созданные для служения целям своего хозяина. Первой целью владельца является прибыль, поэтому социальная функция, которую должны выполнять фирмы, состоит в обеспечении окупаемости вложенных в нее инвестиций. Такая позиция характерна, в частности, для взглядов известного американского экономиста М. Фридмана: владелец обладает фактически неограниченным контролем над организацией, которую он создал. Законы не должны препятствовать реализации владельцем своих собственных целей и планов. В этом случае человеческие ресурсы организации рассматриваются как детали, легко подлежащие замене. Это не означает, что механическое понимание организаций вообще не учитывает значения человеческого фактора для достижения организационных целей: просто им отводится роль важного, но не главенствующего и тем более дефицитного ресурса. Теоретическая традиция, заложенная еще в работах Ф. Тейлора, предполагала, что нормальные, " здоровые" отношения между работником и нанимателем определяются справедливой оплатой труда: чем больший объем работы выполнил работник, тем большую оплату своего труда он получил. Можно назвать несколько причин такой интерпретации производственных отношений: 1. Рабочие были плохо образованны и практически неквалифицированны; их навыков было достаточно для выполнения лишь простых заданий, не требующих длительного обучения и высокой квалификации; в этом случае от работников требовалось поведение, действительно похожее на механическое. 2. В индустриальную эпоху законодательство, обеспечивающее защиту труда, было слабо развито, уровень безработицы был высоким таких условиях рабочие соглашались на выполнение функций придатков машин (например, работая на конвейере). 3. Рабочие осознавали, что они могут быть с легкостью заменены другими. С ростом и усложнением организаций все труднее становилось управлять рабочими, полагая, что они действуют как машины. Организации, которые осуществляли децентрализованный контроль, поощряли инициативу, творчество, самодеятельность рабочих (например, в форме " кружков качества"), в конечном счете приобретали конкурентное преимущество. Проблемы, которые возникают на производстве, заставляют искать решение с помощью механических концепций. Большое количество математических технологий было разработано для того, чтобы решать производственные проблемы: нахождение оптимального размера, планирование продукции, упорядочивание многопродуктового производства, планирование поддержания, ремонта и замены оборудования. Хотя эти методы вносили улучшения в производство, они существенно не влияли на всю систему в целом. Производственные проблемы с большей пользой рассматриваются через призму социальных систем. В качестве примера социально-системного решения проблем производства можно назвать предложение скидок, предоставляемых производственной корпорацией, величина которых пропорциональна времени, потраченному на доставку товара. Такое решение превращает " спрос" в практически контролируемую переменную и положительно влияет на отношение клиентов к фирме. Суммируя вышесказанное, можно отметить, что механическое рассмотрение систем может оказаться полезным, когда части организации как системы рассматриваются по отдельности. Однако существует возможность, что одновременно с улучшением работы одной или нескольких частей работа всей системы в целом будет ухудшаться. Это следует из того, что ни одна часть системы не может самостоятельно влиять на всю систему. Работа системы — следствие взаимодействия ее частей. Более того, работа даже одной части социальной системы может улучшиться, если взглянуть на ее проблемы с точки зрения социальных моделей.
3.3.4. Органические модели организаций В первой половине XIX века в науке управления было сделано многое, что позволило в итоге прийти к выводу, что абсолютное доминирование механического представления о природе организаций как систем устарело. Для того чтобы удовлетворить увеличивающийся спрос на разнообразные продукты и услуги, организации выросли как в количественном, так и качественном отношении. Развитие технологий потребовало от рабочих гораздо большей квалификации; вместе с образовательным уровнем рабочих возрастало вмешательство государства в процесс производства. Вероятность разрушительного финансового кризиса, который прямо ассоциируется с безработицей, уменьшилась, когда в развитых странах были разработаны защитные меры и появилась социальная защита. И наконец, из-за того, что предпринимательское дело стало публичным (для того чтобы увеличить капитал, необходимый для стимуляции роста и развития технологий), управление и владение фирмой были разделены. Компании, которые перешли в акционерную собственность, стали именоваться корпорациями (от слова «corpus", что означает " тело") со своими акционерами. Органические модели стали активно использоваться при работе с такими социальными системами, как корпорация, которая рассматривалась как живой организм со своим " мозгом" и " телом". Главной целью предприятия, согласно концепции органических систем, естественно, является выживание. Рост организации обычно рассматривается как важный элемент для выживания, потому что его противоположность, 'сокращение, влечет смерть организма. Прибыль в данном контексте рассматривается не как цель, а как средство; как заметил американский " гуру" менеджмента Питер Друкер, кислород необходим для выживания, но он не является причиной жизни.
3.3.5.Социально-системные модели организации. Послевоенный промышленный бум в США привел к пересмотру отношения к человеческим ресурсам. Новые реалии научно-технической революции потребовали качественно новой рабочей силы. Наемных работников корпорации уже нельзя было рассматривать как взаимозаменяемые части механизма или как органы тела. Они должны были рассматриваться как человеческие существа, наделенные потребностями, желаниями, чувствами и эмоциями. Становилось ясно, что чем квалифицированнее рабочий, тем труднее его заменить. Развитие технологий потребовало существенных затрат на обучение персонала, а целью управления становилось достижение окупаемости вложенных средств. Все это привело к пониманию необходимости рассмотрения работников как человеческих существ со своими собственными целями. Подгруппы многих социальных систем требуют, чтобы больше внимания уделялось интересам систем, чьей частью они являются. Можно привести такие примеры, как движение за равенство рас, за равноправие женщин, требование большей доли на мировом рынке для стран третьего мира, движение защитников окружающей среды — " зеленых". В результате социальная управленческая ответственность и этика сформировались как признанные нормы. К концу 1960-х годов стало очевидным, что мир переживает ускоренные изменения в связи с развитием технологий, а также усложняется из-за процессов глобализации и роста взаимозависимости национальных экономик. Эти и подобные им изменения размывают принципы органической модели социальной системы. Все большее число работников может делать свою работу лучше, чем их непосредственный начальник, но только при условии свободы действий. Таким образом, механические и органические концепции управления (" командуй и контролируй") или даже мягкий надзор все меньше соответствуют современным технологиям управления. Изменения обстановки привели к изменениям функций менеджмента. Характеризуя эти изменелия, Р. Акофф выделяет следующие современные подходы к развитию человеческих ресурсов организации[58]: 1. Мотивировать подчиненных и давать им возможность работать так хорошо, как они могут. 2. Давать возможность подчиненным развиваться, чтобы в будущем они работали еще лучше. 3. Управлять их взаимодействием. 4. Управлять взаимодействием объединений. Средством выполнения этих условий является изменение представлений о современной организации как системе, отказ от механических и органических моделей и переход на позиции социально-системного подхода. Более того, беспрецедентное появление и распространение богатства и знаний после Второй мировой войны привели к увеличению возможностей для выбора и к большему взаимодействию. Это изменило саму природу социальных норм и поведения людей. Чем больше знаний требуется для процесса управления, тем сильнее ценятся общение и информация. Продвижение вперед в информационных технологиях и коммуникации по темпам не уступает развитию задач управления. При этом считается, что коль скоро с точки зрения органической концепции члены организации ведут себя как органы человеческого тела и автоматически реагируют на информацию, идущую от " мозга", то естественен вывод, что нарушения в функционировании организации происходят либо из-за недостатка информации, либо из-за " шума" в каналах коммуникации. Следовательно, надо улучшать общение и предоставлять больше информации. К сожалению, такое понимание проблемы не совсем подходит для разрешения сложных ситуаций, связанных с увеличением социальных взаимосвязей и взаимозависимостей. Более того, такой подход не учитывает, что члены организации в отличие от органов тела могут выбирать, а не просто реагировать на ту или иную информацию. Появляются и другие проблемы. Увеличение объема информации в конечном счете приводит к ситуации, которую Р. Мейер назвал " информационная перегруженность" [59]. Количества получаемой информации больше, чем человек может эффективно переработать, и он использует все меньше полезной информации. Люди настолько перегружены информацией, что не могут больше ее усваивать и даже перестают использовать ту информацию, которую уже успели получить и переработать. Кроме того, информация может усилить конфликт. В организациях с целеустремленными частями внутренний конфликт появляется почти неизбежно. Везде, где есть право выбора, может разразиться конфликт, и только при отсутствии выбора исчезает сама возможность конфликта. В конфликтных ситуациях органический подход неэффективен, так как, согласно ему, для сглаживания конфликта необходимо увеличить потоки информации между конфликтными частями. К сожалению, когда причинами конфликта являются разные цели или дефицит ресурсов, увеличение потока информации обостряет конфликт (как на войне: чем большей по объему и более точной информацией друг о друге обладают противники, тем больший вред они могут причинить друг другу). Таким образом, органический подход к организации можно применять только в краткосрочной перспективе и в контексте только патерналистской культуры, где основными добродетелями являются лояльность, подчинение, обязательность выполнения указаний вышестоящих лиц. Природа высокоразвитой социальной системы коренным образом отличается от системы с патерналистской культурой. Члены общества, которые уже не прячутся под защитный " колпак" такой культуры, борются за право выбирать, решать свои проблемы самостоятельно. Но всегда надо учитывать, что это право потенциально порождает внутриорганизационные конфликты. Однако организации, ориентирующиеся на патерналистскую культуру и на органический подход в управлении, будут неправильно действовать в условиях конфликта. Более того, в таких условиях оказывается практически невозможным быстро проводить изменения, необходимые для успеха организации, в сложных условиях окружающей среды. Большая часть энергии расходуется на бесполезные попытки разрешения конфликтов, что приводит к неспособности изменяться. Это создает чувство бессилия и безнадежности. Бесконфликтные организации можно создать, сокращая право выбора, принижая членов организации до уровня роботов, что часто и делается в авторитарных социальных системах. Однако такие системы достаточно быстро демонстрируют снижение производительности и качества выпускаемой продукции, что приводит к упадку экономики. Таким образом, главной задачей современного управления является создание такого типа организаций, которые могли бы справляться с конфликтами, но при условии существования права выбора. Требуется концепция организации, которая не совместима ни с детерминистскими, ни с органическими моделями, т.е. необходим социально-системный подход. В обобщенном виде черты организации, основанной на социально-системной модели, могут быть представлены следующим образом: 1. Социально-системная модель — это модель демократической организации, т.е. системы, в которой каждый индивид имеет возможность принимать участие в процессе принятия решений; система, где нет абсолютной власти руководителя. 2. Экономические отношения в такой организации построены на принципах внутренней сети: каждый отдел организации может купить любой требуемый товар или получить услугу от любого внутреннего или внешнего источника, а также продать свою продукцию любому покупателю. 3. Для таких организаций характерна многомерная структура, где различные виды функциональной деятельности расположены на каждом уровне организации и определяются их а) функциями, б) продукцией, в) потребителями. Такой тип организации исключает необходимость постоянных преобразований, затрагивающих всю организацию. 4. В таких системах используется многоуровневое планирование, которое предполагает наличие общей цели организации и работы по максимальному приближению к этой цели. 5. Наконец, такая система осуществляет постоянный мониторинг окружающей среды с целью обнаружения изменений, произошедших или которые могут произойти, чтобы суметь вовремя приспособить организацию к новым условиям. Представленное рассмотрение основных типов систем и системных моделей в менеджменте не ставит перед собой цель оценить эти подходы как " лучшие" и " худшие", прогрессивные и устаревшие. Уже упоминавшиеся важные изменения в организационной реальности и теории организации, которые часто связывают с новым, постмодернистским пониманием социальной и организационной реальности, отнюдь не являются всеохватывающими: многие, если не большинство, отрасли хозяйства не испытывают необходимости коренным образом менять представления об организации и ее окружении, или давление новых условий и обстоятельств не столь сильно, чтобы коренным образом их изменять. Многие организации вполне успешно для целей разработки стратегии могут быть описаны как механические или органические системы. Это справедливо прежде всего для организаций промышленного и сельскохозяйственного сектора, использующих традиционные технологии и технологически сориентированных на массовое производство. Вероятнее всего, большинство наиболее крупных отделов или подсистем таких организаций не требуют внедрения партисипативных методов управления и могут быть успешными, используя авторитарные стили, предусматривающие строгое и точное следование их персоналом инструкциям и распоряжениям. В таких организациях сотрудники (по крайней мере большинство) будут рассматриваться в качестве " винтиков" единой машины, без ущерба для достижения организационных целей. Это обстоятельство, порождающее обоснованность использования различных системных моделей в современной реальности, необходимо учитывать в связи с рассмотрением уместных подходов к планированию и осуществлению организационной стратегии.
3.4. Системные предсказания и динамика систем. Одно из самых существенных преимуществ системного подхода, имеющих прикладное значение, — лучшее понимание организационных процессов и системное видение организаций. Фокусируясь на цепочках воздействий, взаимозвисимостей и взаимосвязей, системный подход приводит либо к лучшему пониманию механизмов управления, либо к обнаружению элементов, субсистем, где такого понимания явно не хватает. Это, в свою очередь, может привести к более рациональным решениям и, следовательно, к лучшему управлению. Иллюстрацией подобного рода представлений является убеждение, что фирма предлагает не просто продукт или услугу, но некоторый " пакет" или, другими словами, систему взаимодополняющих и взаимосвязанных товаров и услуг — систему продукта. Например, производитель, который выпускает полотенца, простыни, наволочки, покрывала и пододеяльники, использует взаимозависимость и взаимосвязь этих предметов в быту, чтобы поощрять дополнительные покупки. Больше никто уже не продает только зубную пасту или только щетки для чистки зубов. Производители паст производят комплекс товаров, применимых для чистки зубов, освежения дыхания, улучшения вашего " качества жизни" — и для чего угодно, что нужно потребителю или в полезность чего он верит. Так же поступает и производитель промышленного оборудования, который вместе с техникой обеспечивает консалтинговые услуги, изучение экономической эффективности ее применения в конкретных условиях, а также предоставляет услуги по ее установке и ремонту. Фирмы, которые берут на себя задачу системного обслуживания своих клиентов, начиная с анализа рынка и кончая упаковкой, предоставлением финансовых льгот и гарантий, в современных условиях имеют безусловные конкурентные преимущества. Идея системного подхода к формированию комплекса услуг первоначально была применена в организационном контексте для изучения путей принятия крупных решений и оценки их следствий. Решения, требующие привлечения огромных ресурсов или где ошибки стоят чрезвычайно дорого (например, слияние корпораций, выбор места строительства нового завода и др.), настолько сложны и нуждаются в сборе обширной информации, что часто бывает просто невозможно произвести анализ альтернатив без специальной команды проектировщиков, способных их разработать и оценить. Такая организация проектирования также носит системный характер, позволяет ускорить процесс принятия решений и привлечь множество различных специалистов, которые могут потребоваться в процессе проектирования. В данном случае мы имеем дело с непосредственным применением системного подхода. Основное преимущество системных подходов и моделей — это лучшее понимание организационной ситуации. Тот, кто использует системные концепции, способен понять современные проблемы, исходя из достижений и неудач прошлого и предвидя перспективы. Но как бы высоко ни ценилось понимание и знание само по себе, менеджер должен научиться использовать его, чтобы " предсказывать" будущее. Работу менеджера можно представлять как предсказание будущих последствий (" всей" цепочки воздействий), выбор среди альтернатив, сделанных в каждом последующем состоянии. Если он сумеет корректно предсказать последствия, например, ценовой политики с точки зрения получения преимуществ (прибылей) и новых проблем, которые такая ценовая политика создаст, он сможет сделать рациональный выбор и разумно провести свою организацию в " светлое будущее". Конечно, нет менеджера, который способен предвидеть взаимозависимости всей цепи последствий, так как число взаимосоотношений компонентов системы в ходе развития событий равняется бесконечности. Но тем не менее он вполне может оперировать в контексте системной модели, используя, например, дерево принятия решений. Таким образом, менеджер может производить вполне реальные системные предсказания, интегрируя их рациональным путем в единую модель и используя ее для получения общего плана и общей оценки последствий выбора альтернатив действий. Вышесказанное подводит нас к выводу, что, несмотря на универсальный характер применения системного подхода к организационному анализу, наибольшая польза ожидается при рассмотрении динамических аспектов существования организаций, т.е. в контексте систем, эволюционирующих в течение определенного времени. Самые сложные системы прогрессируют с той точки зрения, что они переходят с течением времени от одного состояния к другому. Это справедливо и для механических систем. Так, работающий автомобильный двигатель — это динамическая физическая система, и ее состояние можно охарактеризовать набором таких изменяющихся характеристик, как температура, количество потребляемого топлива, давление в каждом из цилиндров, число оборотов коленчатого вала и т.д. Таким же образом, как динамическая система, может быть пред^ ставлена и организация: каждый из многочисленных параметров, характеризующих ее состояние в любой момент (например, доступные ресурсы, проблемы, с которыми она сталкивается, решения, принимаемые ее руководством, уровень развития производства, финансовое положение и многое другое), также находится в постоянном развитии. Динамическая природа организаций — это одна из наиболее значимых характеристик, принимаемых во внимание при проектировании и эксплуатации организационных систем. Любая динамичная система проходит в своем развитии через несколько естественных фаз. Знание этих фаз позволяет менеджеру правильно контролировать происходящее на вверенном ему участке производства и использовать характеристики различных фаз для приобретения определенных преимуществ. Так, любой продукт после выхода на рынок проходит несколько фаз в жизненном цикле продаж [60]. Уже ставшее классическим определение этих фаз выглядит следующим образом: 1) фаза входа на рынок, 2) фаза роста, 3) фаза зрелости, 4) фаза упадка продаж. Рис. 3.2. показывает эти фазы в координатах дохода от продаж, принесенного продуктом во время его медленного входа на рынок, затем в течение периода быстрого увеличения его продаж, за которым следует пик продаж и, наконец, постепенное их снижение. Любой продукт живет и развивается на рынке по этой схеме, хотя некоторые товары могут иметь настолько длинный или настолько короткий жизненный цикл, что некоторые фазы практически невозможно вычленить из графика их эволюции. Например, графики жизненных циклов продаж таких необычных товаров, как " кубик Рубика" или японская игрушка " тамагочи", имеют очень высокий пик продаж, а также крутые склоны фаз роста и упадка продаж. Но чаще у товаров на фазе упадка прослеживаются две части графика. Первая, короткая, обозначает быстрое снижение объема продаж. За ней следует вторая — долгий, медленный упадок. У иных продуктов фаза зрелости продолжается очень долго, а фаза упадка развивается очень плавно. Но для успешного товара в подавляющем большинстве случаев подходит стандартный график эволюции продаж. Без дальнейшего развития конкурентные товары вскоре переманят основных потребителей, так как их нужды, интересы и привычки с течением времени изменяются. Конечно, та часть жизненного цикла товара, которая непосредственно затрагивает продажи, на самом деле является лишь одним аспектом всей " жизни" товара. Действительно, только те продукты, которые очень успешно проходят маркетинговую стадию, могут на практике испытать действие кривой жизненного цикла, указанной на рис. 3.2. Большинство новых потребительских товаров в начале продаж убыточны и проходят через период "... бесконечно понижающейся кривой". При оценке прибыли/убытков кажется, что продукт не только не поднимается с земли, а, напротив, зарывается в нее с головой [61]. Генезис новых товаров, услуг или ролей организации всегда зарождается из идеи, эволюционирующей внутри организации. Как правило, такие системные идеи проходят совершенно определенный жизненный цикл, т.е. естественный и повторяющийся, типичный порядок последовательности
|