![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Осуществление
Корректно проведенная оценка вариантов решений открывает путь для этапа осуществления изменений, который начинается с разработки стратегии реализации изменения. Идея " стратегии реализации" предполагает, что большая часть неопределенностей должна быть исключена или заменена определенными значениями параметров системы " организация — окружение". Термин " стратегия" предполагает, что у проектировщиков и руководителей изменений имеется продуманный план, в соответствии с которым пользователи вовлекаются в процесс изменений и который имеет определенную гибкость, допускающую модификацию для удовлетворения запросов пользователей или для учета изменений в системном внешнем окружении организации. В литературе описаны три основных типа стратегий осуществления изменений[122]. 1. Изменения типа " большого взрыва". 2. Модельные исследования. 3. Параллельная работа. В модели " большого взрыва" предполагается, что в некий заранее известный момент времени старая система прекращает свое существование и на следующий день начинает работать новая. Это может быть иная система оплаты труда, открытие нового офиса, другие правила приема в вуз и т.п. Такая стратегия изменений связана с больщим риском: некоторые непредвиденные факторы или события, ошибочно признанные проектантами второстепенными, могут воспрепятствовать проведению успешного изменения. Стратегия большого взрыва должна использоваться только в том случае, когда время и другие обстоятельства не позволяют применить иные стратегии. В модельных исследованиях предполагается, что эксперимент поводится в уменьшенном масштабе, для того чтобы проверить, как предполагаемые изменения будут работать на практике. Например, если в таких государственных организациях, как банк или строительная компания, принимается решение перейти к новым методам управления филиалами, целесообразно опробовать планируемые изменения в малом масштабе, прежде чем внедрять их в общегосударственном масштабе. Обычно такой тип изменений встречается в больших организациях, состоящих из множества однородных элементов. Важным преимуществом данной стратегии изменений является возможность итерации, повторного проектирования и модификации планов, что снижает риск неэффективного использования ресурсов. Стратегия параллельной работы лучше всего подходит к внедрению новых систем сбора и переработки информации, компьютерных сетей, систем проектирования, установления стандартов и норм выработки и другим подобным типам изменений. В соответствии с названием в такой модели одновременно проводятся два цикла операций — по старой и новой системе. Такое внедрение изменений ведет к увеличению издержек, однако оно обладает неоспоримым преимуществом, связанным с малой степенью риска и высокой надежностью: если новая система не будет работать, то ущерб организации будет минимальным, так как функции новой системы можно быстро передать старой. В качестве примера можно привести новую компьютерную систему для расчета заработной платы в организации. Наибольший разброс мнений исследователей наблюдается при анализе проблемы осуществления изменений. В качестве основных тем здесь предлагаются следующие: преодоление сопротивления изменениям и формирование групп поддержки инициаторов изменений; поведение руководителей изменений, преодоление конфликтов, контроль и коррекция. Такой широкий круг проблем объясняется ярко выраженной ситуационностью: как не бывает двух одинаковых организаций, так не бывает двух одинаковых ситуаций осуществления изменений. Поэтому именно этот этап в меньшей степени может быть представлен в виде рациональных научных моделей: частные, индивидуальные различия могут в определенных условиях решающим образом воздействовать на ход осуществления изменений. Рассмотрим некоторые моменты, которые акцентируются исследователями при анализе этой проблемы. Л. Грейнер обращает внимание на значение вовлеченности и мотивации персонала в процесс изменений, когда каждый человек получает стимул для того, чтобы изменения прошли успешно. В этом случае " можно ожидать, что большая часть людей на всех уровнях примет методы, с помощью которых осуществляются эти изменения" [123]. М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури обращают внимание на необходимость тщательно продуманной системы поощрения сотрудников: " Возможные способы подкрепить согласие на новшества — похвала, признание, продвижение по службе, повышение оплаты труда за более высокую производительность, а также разрешение тем, кто участвует в проведении изменений, принимать участие в обсуждении того, как проходит этот процесс, какие возникают проблемы, какие поправки должны быть внесены и т.д." [124]. Л. Уотсон и У. Мейон-Уайт обращают внимание на роль менеджеров высшего звена при осуществлении изменений, предлагая им включать в осуществление изменений их собственные цели, идентифицировать всех людей, которых затрагивает проектируемая система, и понять, каким образом изменятся их методы работы; использовать метод анализа критического пути и следить за достаточностью времени на размышления; избегать изменений типа " большого взрыва"; > учиться по мере продвижения вперед; использовать модельные эксперименты и ^параллельную работу[125]. У. Мастенбрук предлагает на этапе осуществления учитывать особенности его проведения на двух уровнях: регулирующем и операционном. На регулирующем уровне внимание уделяется ходу осуществления изменений в масштабе всей организации. Акцент здесь делается " на отношении силы и зависимости и на оказании на них влияния посредством изменения структуры и культуры" [126]. На операционном уровне рассматриваются специфические проблемы отдельных организационных аспектов, таких как технические и технологические проблемы, совершенствование управления и контроля и т.п. Б. Карлоф и С. Седерберг обращают внимание на формирование организационного климата на этапе осуществления, отмечая, что часто создается опасность возникновения " климата, ориентированного на оборону". В том случае, когда люди опасаются перемен, " они спорят друг с другом, чтобы победить в дискуссии, активно защищают свои точки зрения, следят, чтобы другие придерживались повестки дня, наказывают тех, кто вышел за установленные рамки. Поскольку риск наказания велик, то собственные мысли находятся под цензурой. Все мобилизуют свои защитные механизмы, поскольку существует угроза представлению о себе. Они наносят тот же вред, от которого страдают сами, перестают напрягать силы для достижения конечного результата, не воспринимают других членов группы" [127]. Для противодействия " оборонному климату" авторы предлагают провести ряд мероприятий, таких как демонстрация с помощью статистики и математики, что старые методы работы технически менее эффективны, чем новые; непосредственное вовлечение руководителей среднего звена в создание нового; проявление уважения к профессиональной компетенции людей[128]. Приведенные высказывания не показывают интегрированный, универсальный характер осуществления изменений (что по вышеназванным причинам невозможно), а всего лишь демонстрируют ситуационный характер этих действий. В этой ситуации в философско-методологическом плане может оказаться полезной идея У.Р. Эшби о том, что сложность основной системы должна совпадать со сложностью той системы, которая ею управляет. Отсюда следует, что простой ответ на проблемы управления изменениями организационных систем редко бывает хорошим, а сложные проблемы, как правило, требуют сложного решения. Это может привести к необходимости проведения нескольких разноуровневых изменений одновременно. Подведем промежуточный итог. Системная стратегия изменений — хорошо-структурированная концепция, логика последовательности действий, которая ' определяется рассмотрением организации как системы, с одной стороны, включающей в себя многочисленные подсистемы разного уровня (от индивидов до относительно самостоятельных подразделений), с другой, — включенной в качестве элемента в более общую систему внешнего окружения. Системный подход требует операции с жесткими (или максимально приближенными к жестким) проблемами, на основании чего возможно провести (полностью или частично) процедуру декомпозиции, т.е. представления систем и проблем как вертикально структурированных, где каждый следующий уровень рассматривается как сумма предшествующих. Такой взгляд методологически ориентирует проектировщиков и руководителей процесса организационного развития на учет взаимосвязей и взаимозависимостей частей организации, комплексное планирование и системное видение проблем ресурсов изменений. Системная стратегия также требует выяснения ограничений, учета требуемых на каждом этапе изменений ресурсов, тщательного планирования и бюджетирования. Системная стратегия предполагает, что стратегические изменения — процесс спланированный и спроектированный, занимающий достаточно большой промежуток времени, что позволяет проводить коррективы на всех этапах изменений, а в случае неудачи или существенного расхождения результатов изменений (параметров деятельности организации) безболезненно вернуться к предыдущему этапу или к началу проектирования изменений. Однако системная стратегия имеет один существенный и неустранимый недостаток: очень часто невозможно представить себе поведение людей в организации в рамках " жестких" представлений. Вступает в действие " человеческий фактор", несущий в себе большую долю неопределенности, " гибкости", неформализуемости в терминах ресурсов, поведенческого и организационного детерминизма, однозначности предсказаний. Этот фактор при определенных условиях (см. ниже) может стать доминирующим и опрокинуть любые тщательно выверенные расчеты. Эту ситуацию в афористичной манере выразил наш современник: " Хотели как лучше, получилось как всегда". Чем сложнее организация, чем масштабнее по охвату людей изменения, тем сильнее проявляется " возмущающее" воздействие " человеческого фактора". Особенно трудно применять системный подход к стратегическим инновациям в условиях кризиса и введения антикризисного управления. Решающее значение " человеческого фактора", личности антикризисного управляющего и его команды просто очевидно. Этот " человеческий фактор" усиливается в случае роста неопределенности внутренних и внешних условий осуществления стратегических инноваций. Неопределенность среды порождает большую неопределенность поведения отдельных индивидов и групп внутри и вне организации. Такая ситуация давления неопределенных обстоятельств является указателем на ограничения в применении " рационального" подхода. При этом, естественно, речь идет не об отказе от рационального мышления, а об ограниченности модели, предполагающей " классическую" последовательность действий при стратегическом управлении: разработка стратегических вариантов, выбор лучшего и его последовательное, пошаговое осуществление в соответствии с заранее разработанным и достаточно детально прописанным планом.
Глава 5. Принципы системного анализа среды стратегических изменений. Организация является открытой системой, ее существование и развитие зависят от характера связей с внешней средой. Эти отношения определяют динамический характер равновесия в процессах обмена организации со средой материальными, человеческими и информационными ресурсами. Организация как бы подчиняется новым требованиям среды, но в то же время способна сама воздействовать на среду, изменяя ее характеристики. Такое воздействие носит опосредованный характер: некоторые характеристики или субсистемы среды испытывают большее воздействие организации, некоторые меняются в меньшей степени, однако существуют и такие параметры среды, которые вообще не подвержены влиянию со стороны организации. Таким образом, рассмотрение внешней среды как системы, в которой сама организация является субсистемой, взаимодействующей с другими субсистемами окружающей обстановки, является полем приложения идей и принципов системного подхода к проектированию и осуществлению стратегии.
|