![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы исследования внешней среды организации и их интерпретация.
Эти методы предполагают изучение среды как целого, так и отдельных ее элементов. Выделяются следующие методы: — сканирование; — мониторинг; — предвидение; — оценка. Эти методы позволяют определять изменения и новые тенденции во внешней среде на самой первой стадии их возникновения, наблюдать и выявлять значимость уже происходящих перемен и актуальных тенденций развития во внешней среде, разрабатывать проекты, направленные на достижение определенных результатов, опирающихся на перемены и тенденции, выявленные в ходе мониторинга, а также установливать временные рамки и определять степень важности для стратегии фирмы и ее менеджмента изменений и тенденций во внешней среде. Сканирование представляет собой изучение всех сегментов общего окружения. Путем сканирования фирмы идентифицируют вероятные изменения в общем окружении на ранних стадиях, а также обнаруживают начавшиеся перемены в нем. В процессе сканирования аналитики, как правило, работают с информацией и данными, которые являются неоднозначными, неполными и бессвязными. Например, в 1990-х годах аналитики финансовых учреждений США наблюдали за некоторыми переменами в общем окружении. Они предположили, что совокупность личных сбережений, частных пенсий и доходов по социальному страхованию может быть недостаточной для поддержки людей, родившихся в период с 1947 по 1964 год, в их пенсионный период. Первая волна этой категории людей уйдет на пенсию в 2011 году. Этот переход сдвинет цифру общего числа пенсионеров с 25 млн (1991 год) до более чем 33 млн (2011 год). Перемены в образе жизни и в системе здравоохранения могут сказаться на продолжительности жизни этих людей. Соотнося эту информацию с данными, тщательно собранными при сканировании других сегментов общего окружения (демографического, социокультурного, политического/юридического), аналитики финансовых учреждений определяют направления мониторинга, предвидения и оценки. Результатом этих действий могло бы быть определение возможностей финансовых институтов в эффективной помощи нуждам пенсионеров. Мониторинг. В процессе мониторинга аналитик исследует изменения во внешней среде для выявления важных тенденций. Ключевым моментом для эффективного мониторинга является выявление единой тенденции из различных ситуаций во внешней среде. Например, возникшая потребность уделять большее внимание проблемам образования может являться результатом изменений в федеральном и государственном финансировании образовательных учреждений, изменений требований к средней школе и образовательных программ. Аналитики определяют, являются ли эти различные явления показателями единой тенденции, и если да, то устанавливается необходимость в изучении дополнительной информации и данных для проведения мониторинга. Предвидение. Сканирование и мониторинг связаны с динамикой общего окружения в данный момент времени. На базе этих данных, выявляющих перемены и тенденции, аналитик, переходя на этап предвидения, делает прогнозы вероятного хода событий и скорости их наступления. Например, аналитик может предсказать, сколько времени потребуется для того, чтобы новая технология завоевала свой рынок. Или он может определить продолжительность времени, которое потребуется для различных процедур корпоративного тренинга в контексте предполагаемых изменений в составе рабочей силы, или же предсказать, как скоро государственная политика налогообложения изменит модель потребительского поведения. Оценка. Целью этапа оценки является определение временных рамок и значимости воздействия перемен и тенденций во внешней среде на стратегический менеджмент фирмы. При помощи сканирования, мониторинга и предвидения аналитики в состоянии понять общее окружение. На основе прогноза функция оценки состоит в формулировке и применении соответствующих выводов для организации. Без этого аналитик работает с данными, которые интересны, но практически не пригодны. Процесс анализа внешней среды не лишен субъективизма. Аналитики и люди, принимающие решения, не могут быть абсолютно рациональными. Личные мнения и убеждения влияют на исследования общего окружения. Например, мы можем выбрать для изучения только ограниченное число условий внешней среды, выводя за рамки сканирования и мониторинга " непривлекательные" альтернативы. Особенности организации также могут воздействовать на процесс анализа внешней среды. Прошлый опыт фирмы, организационная структура, правила и процедуры, доступные ресурсы влияют на осознание своих рыночных возможностей и угроз. Лица, ответственные за анализ общего окружения, должны учитывать ошибки, связанные с субъективными оценками. Так как на действия, общий вклад и результаты стратегического развития фирмы влияет то, каким образом аналитики и стратеги осознают общее окружение, этот момент является весьма важным. Чтобы понизить уровень субъективных ошибок, аналитики должны регулярно сопоставлять данные различных источников (люди и письменные документы), а также следить за обратной связью. Анализ отрасли является процессом тщательного исследования и интерпретации информации и данных из многочисленных источников. В распоряжении аналитиков имеется множество данных, специфичных для этой отрасли экономики, и профессиональные аналитики умеют быстро выделять наиболее значимые единицы, отбрасывая информацию, не играющую стратегической роли. В общем случае, чем сильнее конкурентные силы, тем ниже потенциальная прибыль фирм в данной отрасли. Непривлекательная отрасль имеет низкие входные барьеры, поставщиков и покупателей с сильными торговыми позициями, серьезные конкурентные угрозы со стороны фирм, производящих продукты-субституты (заменители), и напряженное соперничество между конкурирующими фирмами. Такие свойства отрасли создают определенные трудности для достижения фирмами стратегических конкурентных преимуществ и получения высокой прибыли. Напротив, привлекательная отрасль имеет высокие входные барьеры, поставщики и покупатели занимают слабые торговые позиции, конкурентных угроз со стороны фирм, производящих продукты-заменители, немного, и конкуренция между фирмами относительно умеренная. Чтобы эффективно управлять компанией, ее топ-менеджеры должны понимать и знать структуру отрасли, в которой она действует. Это понимание поможет им выбрать стратегии конкуренции, которые позволят их фирме позитивно влиять на конкурентные силы либо не допускать их негативного влияния на прибыль компании. Решению этих проблем способствует метод выделения стратегических групп.
|