Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация факторов внешней среды.
Основные факторы или элементы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы: — политические и правовые; — экономические; — социальные и культурные; — технологические[130]. Они представляют части комплексного анализа среды, являются взаимосвязанными элементами.
5.3.1. Политические и правовые факторы. Этот элемент или подсистема окружающей обстановки является ареной борьбы организаций и групп интересов (стейкхолдеров) за ресурсы, за должное внимание со стороны органов власти к перспективам развития отрасли и конкретных корпораций, за составление законопроектов и их прохождение в Федеральном Собрании и за принятие подзаконных актов, способствующих успешному бизнесу компаний. Он также демонстрирует, как фирмы и другие организации пытаются повлиять на правительство и как в действительности правительство влияет на них. Подверженный постоянным изменениям, этот элемент воздействует на конкуренцию. По этой причине фирмы должны тщательно анализировать политику и философию государства, связанную с бизнесом. " Антитре-стовое" законодательство, налоговое законодательство, отрасли промышленности, выбранные для дерегулирования, или, наоборот, которые предполагается взять под больший контроль со стороны государства, законодательство об обучении работников, а также уровень обязательств по отношению к образовательным учреждениям являются теми областями, в которых государственная политика может оказывать воздействие на общий ход деятельности и производительность отраслей промышленности и частных фирм. Различные факторы законодательного и государственного характера могут ограничивать деятельность организации и влиять на уровень существующих возможностей и угроз. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Некоторые организации в большой степени зависят от правительственных контрактов и субсидий. Это означает, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию. Таких факторов много, еще больше их различных сочетаний, мы же выделим наиболее часто встречающиеся при проведении анализа среды. Политические и правовые факторы могут быть представлены следующим образом: — изменения в налоговом законодательстве; — расстановка политических сил; — отношения между деловыми кругами и правительством; — патентное законодательство; — законодательство об охране окружающей среды; — правительственные расходы; — антимонопольное законодательство; — денежно-кредитная политика; — политические условия в иностранных государствах; — федеральные выборы; — отношения правительства с иностранными государствами; —* государственное регулирование; — размеры государственных бюджетов. Некоторые из них воздействуют на все коммерческие организации, например, изменения в налоговом законодательстве. Другие — только на небольшое количество фирм, действующих на рынке, например, антимонопольное законодательство. Третьи существенны прежде всего для политических организаций, например, расстановка политических сил или результаты выборов в Государственную Думу. Однако в той или иной мере, прямо или опосредованно политические и правовые факторы воздействуют на все организации. Например, на производителя игрушек будут влиять стандарты безопасности игрушек, изменения в правилах импорта и экспорта сырья, оборудования, технологий и готовой продукции, изменения в налоговой политике гоударства, введение льгот для предприятий, использующих труд инвалидов, и т.п.
5.3.2. Экономические факторы. Благополучие национальной экономики оказывает решающее влияние на эффективность деятельности частных фирм и отраслей промышленности. По этому разработчики стратегии тщательно изучают экономическую внешнюю среду, чтобы определять происходящие перемены, новые тенденции и их стратегические последствия. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию, например, доступность кредита, влияние курса обмена валют, налоги и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывают общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом определяет уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия окажут влияние на спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные могут обеспечить простор для роста. При анализе внешней обстановки конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие. Рассмотрим важнейшие из них. Ставка процента. Уровень процентной ставки в экономике оказывает значительное влияние на потребительский спрос. Для приобретения товаров потребители часто берут в долг. Менее вероятно, что они будут поступать подобным образом при наличии высоких ставок процента. В качестве примера можно привести рынок жилья, где процент по закладной прямо влияет на спрос, что, в свою очередь, влияет на количество начатых новых жилищных проектов. И если организация работает в области жилищной индустрии (предоставляет ссуды, выступает в качестве инвестора или строительного подрядчика), то рост процентных ставок будет представлять собой угрозу для реализации организационных планов, а их снижение — новые возможности для развития. Организации, рассматривающие планы расширения, которые должны финансироваться за счет получения ссуд, очевидно, будут следить за уровнем ставки процента и их влиянием на цену капитала. Поэтому ставка процента будет оказывать прямое воздействие на потенциальную привлекательность различных стратегий. Курсы обмена валют. Курсы обмена валют определяют стоимость валюты страны по отношению к стоимости валют других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции организации, если она экспортирует товары на мировой рынок. Когда стоимость рубля по отношению к другим валютам низка, тогда товары, произведенные в России, относительно недороги, что снижает угрозу со стороны иностранных конкурентов и сокращает импорт. Но если стоимость рубля повышается, то импорт становится относительно недорогим, что, в свою очередь, повышает уровень угроз, создаваемых иностранными конкурентами. Темп экономического роста. Темп экономического роста влияет на возможности и угрозы для организации. Когда происходит рост в экономике, увеличиваются расходы потребителей, что вызывает конкурентное давление на организацию. Снижение темпов экономического роста и сокращение потребительских расходов приведут к росту конкурентного давления, угрожая прибыльности организации. Инфляция. Правительства большинства стран мира прилагают значительные усилия для снижения уровня инфляции. Обычно следствием этих усилий является снижение процентной ставки и тем самым появление признаков экономического роста. Организации, в частности, озабочены инфляцией потому, что изменения экономической обстановки в условиях высокой инфляции (десятки и сотни процентов в год) становятся менее предсказуемыми, затрудняя планирование. Основные экономические факторы могут быть представлены следующим образом: — ставки процента; — инфляция; — структура потребления и ее динамика; — ставки денежного рынка; — экономические условия в иностранных государствах; — показатели торгового баланса; — изменение спроса; — денежно-кредитная и финансовая политика; — тенденции на фондовой бирже; — уровень производительности труда в отрасли и темпы ее роста; — динамика валового национального продукта (ВНП); — ставки налогов. Различные научные, общественные и частные организации составляют прогнозы для оказания помощи корпорациям в анализе экономических факторов, влияющих на их деятельность. Экономическое прогнозирование (т.е. попытка оценить будущую экономическую обстановку для организации) осуществляется с помощью набора методов прогнозирования, которые варьируются от индивидуальных экспертных заключений до чрезвычайно сложных экономических моделей. Различаются субъективные и количественные методы оценки. Субъективные методы включают так называемое интуитивное или индивидуальное мнение эксперта или группы экспертов. Однако имеется целый ряд количественных методов для построения макроэкономических прогнозов, в том числе: — Анализ временных рядов. Этот метод предполагает исследование прошлых тенденций на протяжении определенного периода времени и использует его для прогнозирования дальнейших действий в будущем. — Регрессионные модели. Статистический метод для определения наибольшего соответствия между прогнозируемой переменной и другими переменными. — Экономические модели. Этот метод состоит из регрессионных уравнений, которые описывают случайные отношения. Подробнее об этих методах можно прочитать в экономической литературе.
5.3.3. Социальные и культурные факторы. Данный элемент связан с различными социальными отношениями и культурными ценностями в обществе. Так как отношения и ценности являются корневым стержнем общества, они часто приводят к демографическим, экономическим, политическим, юридическим и технологическим изменениям. Корпорации, особенно мультинациональные, пристально следят за подобными переменами в различных странах мирового сообщества и реагируют на них. Социальные, культурные, демографические и географические факторы формируют стиль жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации. Новые тенденции создают иной тип потребителя и соответственно вызывают потребность в других товарах и услугах, других стратегиях организации. Хорошим примером этому может служить возросшая обеспокоенность западных потребителей состоянием окружающей среды, на которую некоторые организации ответили применением перерабатываемой упаковки и отказом от использования в производстве хлористых фторуг-леводородов. Для того чтобы определить наиболее значимые возможности и угрозы со стороны социальных и культурных факторов, организациям необходимо учитывать новые тенденции, возникшие в конце 1990-х — начале 2000 года (например, такие факты, как более образованный потребитель, возросшее количество работающих женщин, стареющее население). Так, стареющее население с большим процентом людей старше 55-60 лет означает благоприятные возможности (в смысле увеличения спроса на их услуги) для организаций, работающих в тех областях, которые вызывают наибольший интерес у пожилых людей — социальная защита пенсионеров и малоимущих, благотворительность, патронаж, здравоохранение и т.д. Изменения в половом, возрастном и национальном составе населения России тоже могут оказывать важное влияние на организации. Во многих странах значительная часть рабочей силы по своему составу неоднородна. Например, в Соединенных Штатах ожидается, что на рынке труда к 2011 году появятся 76, 3 млн женщин. Большой процент среди них будут составлять представительницы этнических меньшинств. В результате рабочая сила станет по своему составу еще более неоднородной Приток женщин в мировую экономику, а также возросшее культурное разнообразие рабочей силы — кладезь огромных возможностей и новых перспектив. В рамках этого процесса необходимо совместить то лучшее, что присутствует в стилях лидерства у мужчин и женщин на благо фирм, а также определить, каким образом работникам легче вносить вклад в общее дело фирмы. Для того чтобы изменить атмосферу в организациях, препятствующую единению людей, различающихся в культурном, этническом, образовательном отношении, по половому признаку, в некоторых компаниях менеджеры высшего звена проводят тренинги, связанные с развитием лидерского потенциала женщин и этнических меньшинств. Для устранения вероятности возникновения труднопреодолимых барьеров в организации может потребоваться изменение ее структуры и практики менеджмента, а для эффективного управления в неоднородной среде могут потребоваться специальные навыки. Эти усилия по развитию навыков управления в неоднородной среде повышают эффективность компаний. Существует и другая важная тенденция. В настоящее время многие женщины открывают свой собственный бизнес, часто по причине разочарования, столкнувшись со " стеклянным потолком" (труднопреодолимый барьер в карьерном успехе женщин и этнических меньшинств в корпорациях). В 1969 году в Соединенных Штатах было 1, 2 млн женщин-предпринимателей. К 1982 году эта цифра достигла 2, 4 млн, а в 1991 году она превысила 3 млн. В течение этого периода (1969-1991) количество женщин-предпринимателей увеличивалось в пять раз быстрее, чем количество мужчин-предпринимателей. В дополнение к этому данный показатель в три раза больше, чем тот, что отражает приток женщин на рынок труда. При таких темпах к 2004 году половина американских фирм будет принадлежать женщинам. Подобный же феномен наблюдается и в Японии. В последнее время каждая пятая-шестая японская фирма основывается благодаря усилиям женщин и принадлежит им. Так как женщины в Японии занимают 99% канцелярских должностей, указанная тенденция имеет важные последствия для японских компаний. Теперь можно обобщить основные социально-культурные факторы, с которыми организации сталкиваются чащевсего: — рождаемость; — смертность; — коэффициенты интенсивности иммиграции и эмиграции; — коэффициент средней продолжительности жизни; — располагаемый доход; — стиль жизни; — образовательные стандарты;. — покупательские привычки; — отношение к труду; — отношение к отдыху; — отношение к качеству товаров и услуг; — требование контроля за загрязнением окружающей среды; — экономия энергии; — отношение к правительству; — проблемы межэтнических отношений; — социальная ответственность; — социальное благосостояние. Методы, используемые в прогнозировании изменений социальной среды, являются методами качественной (не количественной) оценки и включают несколько подходов. Создание комиссий. Комиссии составляются из экспертов и лиц, принимающих решения, для выработки единого мнения по рассматриваемой проблеме. Коллективное мнение определяется в результате открытого или тайного голосования. Иногда голосование не требуется, так как общее мнение вырабатывается в ходе дискуссии. Этот метод не требует больших материальных и временных затрат, однако он обладает рядом недостатков: несет в себе опасность конформизма, так как мнения высказываются в открытую, не исключает проявлений " группового мышления" — коллективного заблуждения, недостаточно защищен от " скрытых повесток дня" — использования некоторыми членами комиссии возможности участвовать в дискуссии для отстаивания своих личных интересов, не имеющих ничего общего с проблемой, вынесенной для обсуждения. Профилирование ценностей. Здесь исследовательские методы предполагают разработку шкалы ценностей для определенной группы населения. Это достигается сбором ответов на ряд вопросов по специфическому для данной группы населения набору тем. В результате получается шкала ценностей данной группы населения. Эта шкала окажет организации существенную помощь в оценке реакции на различные стратегические альтернативы. Примером подобного вопроса может быть: " Как Вы оцениваете полезность деятельности предприятия для общества? " Сценарии. Сценарии являются инструментом, применяемым для исследования вероятности возможных будущих событий и изменений, для выявления взаимосвязей между действующими факторами, для прояснения состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных обстоятельств. Сценарии разрабатываются экспертами, группами специалистов или менеджерами, составляющими проекты развития ситуации, исходя из различных особенностей организации или сообщества, в которое организация включена. Впоследствии сценарии обсуждаются и обогащаются, а затем на их основе или с их использованием разрабатываются возможные стратегии организационного развития. Использование специальных компьютерных программ позволяет обрабатывать огромное количество возможных альтернатив сценариев, определяемых действием множества переменных. Метод Дельфи. Этот метод схож с методом разработки сценария. Группе экспертов предлагается показать, как ее члены видят различные события и тенденции, оценить, когда они произойдут и произойдут ли на самом деле, какова вероятность их возникновеня. Экспертиза по методу Дельфи осуществляется в четыре этапа. На первом этапе отобранным экспертам сообщают существо проблемы и задают вопросы, на которые нужно дать ответы. Информация, полученная от каждого члена группы, обобщается, затем обобщенная оценка передается группе для дальнейшего обсуждения и выработки на его основе общей точки зрения. На следующем этапе эксперты получают обобщенную оценку и обоснования крайних точек зрения. В последующем процедура повторяется, при этом разброс мнений уменьшается, а эксперты приближаются к все более усредненной оценке.
5.3.4.Технологические факторы. Технологический элемент среды как системы включает в себя организации и деятельность, связанные с появлением новых знаний и их применением на практике, в результате чего и появляются новые продукты, технологии, материалы. Влияние технологических факторов часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного и, шире, социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют серьезные возможности и угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать. Некоторые новшества могут создавать новые отрасли промышленности и закрывать старые. Хороший пример — изобретение аудиодисков. Гигантские заводы, выпускавшие виниловые грампластинки, подобные подмосковному Апрелевскому, закрылись или перепрофилировались, а их рыночную нишу поделили между собой множество небольших производств аудиодисков. Так как технологические изменения происходят очень быстро, фирме чрезвычайно важно тщательно изучать различные элементы технологического сегмента. Многие производители автомобилей, например, могут проявлять интерес к последним достижениям в области дизайна Mazda Corporation производить собственные сходные товары, " дружески" заимствуя опыт корпорации. Другими словами, различные фирмы заинтересованы в технологиях автомобильных производителей, улучшающих производство машин с электронными двигателями. Во многом причиной подобных усовершенствований, например, в Калифорнии является правило, согласно которому к 1998 году 2% машин, поступающих в продажу от каждой компании, не должны иметь вредных выхлопов (ZEVs). Таким образом, автомобильные компании активно совершенствуют технологии, при помощи которых машины, отвечающие требованиям ZEVs, могут производиться невыгодно продаваться. К 2003 году в Калифорнии должно продаваться уже 10% таких машин. Так как Калифорния является самым крупным автомобильным рынком в мире (приблизительно 15% от общего числа продаж в США), указанное правило стало движущей силой в развитии новых технологий. Первостепенная технологическая задача заключается в том, чтобы создать легкую, но одновременно мощную батарею, которую не надо было бы часто менять. Чтобы решить проблему создания коммерчески выгодного автомобиля с электронным двигателем, Chrysler, Ford, General Motorsорганизовали консорциум, в котором появилась идея: компании могут совместными усилиями производить национальную " супермашину". Другой технологией, имеющей важные последствия для бизнеса, является Интернет, иногда называемый " Информационным Супершоссе". Интернет — это всемирная WЕВ-система, состоящая из 250 компьютерных сетей. Такие компании, как GE, IBM, J. P. Morgan, Merrill Lynch, Мо1ого1а, Schlumberger и Хегох, используют Интернет. Он представляет собой быстрое недорогое средство всемирной коммуникации и обеспечивает доступ к информации. К примеру, инженеры 1ВМ часто используют в своей работе Интернет для общения с партнерами в процессе работы по развитию для других компаний. Интернет обеспечивает доступ к данным экспертов по таким вопросам, как химический инжиниринг и производство полупроводников, в Библиотеку Конгресса и даже к спутниковым фотографиям. Другая информация, доступная в Интернете, включает в себя заметки о SЕС, данные Министерства финансов, информацию бюро по опросам общественного мнения, заметки о новых патентах, последние данные о рынке ценных бумаг и т.п. Следовательно, Интернет может быть отличным источником данных о внешней среде фирмы. Воздействие технологических факторов можно оценивать как процесс созидания нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов) или на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов продукции.
5.4. Комплексное воздействие факторов внешней среды на функциональные подразделения. Динамические показатели изменений факторов внешней среды как ближнего, так и дальнего организационного окружения интересуют прежде всего топ-менеджеров, которые разрабатывают общую стратегию фирмы. Однако воздействия факторов среды на отдельные функциональные подразделения фирмы различаются, и иногда эти различия могут стать причиной отдельного анализа для службы, отдела, цеха организации. Рассмотрим, например, какие факторы воздействуют на планирование и управление в финансовом отделе организации и как руководители воспринимают внешнюю обстановку[131]. Как правило, финансовый отдел является одним из ключевых подразделений фирмы и поэтому несет особую ответственность за управление определенными элементами ближнего организационного окружения и прогнозирование тенденции изменений тех параметров дальнего окружения, которые влияют на результаты финансовой деятельности. На работу финансового отдела в типичном случае будут оказывать влияние следующие факторы и группы людей, заинтересованных в успехе его деятельности: — интересы акционеров; — интересы инвесторов; — финансовые аналитические данные прессы, Интернета; — банки; — пресса, телевидение; — показатели уровня банкротств предприятий отрасли; — виды обеспечения, требуемые банками; — дефицит или избыток персонала в отделе; — налоговая политика; — просьбы и обращения муниципальных органов по поводу оказания финансовой поддержки социально значимым программам; — уровни расходов конкурентов; — процентная ставка; — профессиональные бухгалтерские стандарты. Способность финансового отдела реагировать на них зависит от целого ряда обстоятельств: — насколько он вовлечен в исследование внешней среды; — гибкость действий; — уровень стратегической осведомленности и системности мышления сотрудников; — в какой степени финансовые службы организации преследуют ведомственные, а не корпоративные цели. Аналитики должны учитывать, что состав и интенсивность действующих факторов или элементов среды меняются во времени и при этом постоянно существует опасность упустить из рассмотрения какой-либо фактор, воздействие которого на процесс планирования стратегии в настоящее время не так значительно, но в будущем он приобретет существенное влияние.
|