![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика. Первый этап диагностики можно назвать системным описанием
Первый этап диагностики можно назвать системным описанием. Оно предполагает выяснение того, что организация столкнулась с мягкой проблемой при изучении перспектив своего стратегического развития. Системное описание предполагает построение так называемых системных карт, схем взаимосвязи и взаимозависимости элементов системы. Широко применяется на этом этапе анализ поля сид, разработанный К. Левиным[111]. На рис. 4.6 представлена механическая иллюстрация дамной концепции. Стрелки представляют собой векторы, или силы, прикладываемые к организации в состоянии равновесия. В математических терминах длина вектора эквивалентна силе вектора. Если алгебраическая сумма векторов равна, то объект останется в состоянии равновесия. Если сила вектора возрастет, точка баланса изменится и будет изменяться до тех пор, пока алгебраическая сумма опять не станет равной. Добиться этого можно двумя способами: увеличить силу одних векторов или уменьшить силу других. Та же концепция остается справедливой и при применении ее к социотехническим системам, за исключением того, что в отличие от физики и математики мы не можем точно (численно) измерить силу того или иного воздействия. Оба способа приведут к тому, что система достигнет новой точки равновесия. Однако, как отмечает К. Левин, увеличение одних сил без одновременного ослабления других может привести к конфликтам и недовольству в организации. Ослабление сил сопротивления (сдерживающих сил) может понизить уровень конфликтноcти, тогда как чрезмерно высокое увеличение одних сил может привести лишь к повышению интенсивности сопротивления, возрастанию эмоциональности, агрессивности, снижению конструктивности. Так что более перспективным способом является уменьшение сил сопротивления. Проще говоря, если мы толкаем человека, то человек готов толкнуть в ответ. Попытки менеджера повысить уровень производительности могут привести к агрессивному сопротивлению работников.
Предыдушее Желаемое равновесие равновесие Рис.4.6. Анализ поля сил (по К. Левину)
М. Хьюз приводит пример из их наблюдений за работой группы учеников старшей школы, которые работали неполный рабочий день в больничной кухне. Во главе кухни был поставлен новый человек. Для " увеличения продуктивности" он уменьшил время обеденного перерыва, перерывов на кофе и строго следил за работниками. Вместо увеличения продуктивности студенты стали работать гораздо хуже и стали дольше выполнять те задания, которые им давали, чем при предыдущем начальнике. Требования руководителя, направленные на увеличение производительности труда, в результате привели к обратному эффекту[112]. В табл. 4.2 показаны некоторые силы, которые могут повлиять на ситуацию " квазиравновесия" в организации[113]. Организации обычно не готовы изменяться до того, как они не были каким-либо образом " повреждены". Однако с увеличением наших знаний в поведенческих науках стало ясно, что даже здоровые организации начинают искать способы для своего развития в целях увеличения организационной эффективности. Таб. 4.5. Силы, влияющие на ситуацию квазиравновссия в организации (по М. Хьюзу)
Другая задача этапа диагностики — определение направления проведения изменений по схеме " сверху-вниз" или " снизу-вверх". В литературе по управлению между этими подходами проводится четкое различие[114], происходящее от упрощенного противопоставления способов управления, которыми пользуются менеджеры авторитарного и демократического стилей. На ранней стадии диагностики важно уловить различные взгляды на проблемы и возможности их решения. Системное описание включает в себя уяснение следующих проблем: — выяснение интересов людей в организации и субъективного ожидания изменения; возможности удовлетворения этих интересов в результате изменения; — приблизительное установление границ неопределенности проблем, что позволяет продвинуться по пути более жесткого определения " мягких" проблем; — уточнение границ и связей между подсистемами организации; — переопределение организационных целей и определение целей собственно изменения. Как показали Л. Уотсон и У. Мейон-Уайт, системное описание предполагает существование нескольких этапов[115]. На первом этапе происходит вовлечение лиц, проектирующих стратегию, в проблему. В результате появляется удовлетворение (индивидуальное или групповое), в связи с тем, что проясняются причины, по которым проводится анализ ситуации. После того как установлена важность проведения исследования, на втором этапе группа переходит к обсуждению затронутых проблем. В простом случае этот этап сводится к составлению списка систем и подсистем, имеющих отношение к делу, и упорядочению их таким образом, чтобы они соответствовали различным точкам зрения на рассматриваемый комплекс проблем. Последнее действие на стадии системного описания включает в себя представление выбранных " релевантных систем". Поскольку обсуждение этих проблем проводилось в системных терминах, на заключительной стадии описания проблемы используются простые системные модели для описания как структуры выбранных проектировщиками систем, так и их поведения во времени; другими словами, требуется составить одну или несколько схем следующих типов: — системная карта (графическое представление компонентов и подсистем); — схема влияния (показывающая связи между компонентами); — схема причин (показывающая причинно-следственные связи между событиями, происходящими внутри выбранных систем); — схема входов-выходов (показывающая, что в систему поступает и что выходит); — схема потоков (показывающая технологию переработки входов в выходы). Следующий этап диагностики состоит в определении целей и критериев их достижения, а также ограничений. Целью является " конкретное состояние отдельных характеристик организа-, достижение которых является для нее желательным и на достижение кото-рых направлена ее деятельность" [116]. Например, можно говорить о заданной прибыли на капитал. Ограничением называется такой режим работы организации, которого следует избегать в измененной системе. Например, существующее количество прогулов является уже неприемлемым для работы организации в измененном состоянии. Критерием называется мера степени приближения к цели или выполнения ограничения. Р.А. Фатхутдинов следующим образом связывает системный подход и процесс определения стратегических целей организации: " 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; 2) необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частого решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы); 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) единство анализа и синтеза; 7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия" [117]. Кратная и ясная формулировка цели возможна в редких случаях. Чаще речь идет о системе взаимосвязанных (но не взаимоисключающих) целей. Для одних целей достаточно легко определить критерии (например, количество забракованной продукции), для других — трудно (например, улучшение морального климата в коллективе или снижение степени конфликтности при принятии решений). Система целей графически может быть представлена в виде дерева, отображающего иерархию целей[118]. Формулирование критериев не составляет особых проблем, если их можно представить в количественной форме, т.е. для оценки " жестких" ситуаций (например, объем выпускаемой продукции или процент брака). Сложнее, когда необходимо разработать критерии для оценки " мягких" ситуаций, не имеющих количественного измерения. В этом случае руководителю, консультанту требуется определенная изобретательность, интуиция, чтобы разработать систему оценки вариантов. Рассмотрим пример, который приводят Л. Ребиньяк и У. Джойс, когда компания " Нoliday Inc." приняла решение открыть в своих гостиницах казино с азартными играми. Такой вариант решения, как использование азартных игр в коммерческом предприятии, соответствовал целям корпорации. Однако немедленно после формального объявления этого решения президент корпорации отменил его по морально-этическим соображениям. Произошло следующее. Основной руководитель придавал высокую значимость цели получения дополнительных прибылей общепринятыми коммерческими методами, но оказалось, что его персональные ограничения относительно того, каким бизнесом допустимо заниматься, недооценены либо проигнорированы коллективом менеджеров. В результате было принято политическое решение, вызванное ограничением, не имеющим количественного выражения[119]. Приведенный пример иллюстрирует значение личной точки зрения и оценки различных факторов при выборе решения. В рассмотренной ситуации могло присутствовать и определенное " скрытое содержание". Однако ясно, что различные точки зрения не были учтены и поддержание сплоченности правления оказалось, по-видимому, менее важным, чем потенциальное увеличение прибылей. Термин " скрытое содержание" в данном случае относится к обстоятельствам, которые известны не всем членам какой-либо группы. Можно предположить, что определенная часть руководителей захотела упрочить свое положение и увидела в проблеме организации возможность, которую следует использовать.
|