![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение невыгоднейшего положения нагрузки на сооружении. Эквивалентная нагрузка
В предыдущем параграфе было доказано, каким образом с помощью линии влияния определяются различные усилия (например, опорная реакция, изгибающий момент, поперечная сила и т. д.) от нагрузки, расположение которой задано. Теперь покажем, как надо расположить заданную нагрузку на сооружении, чтобы она вызвала наибольшее значение рассматриваемого усилия. Такое положение нагрузки называется невыгоднейшим или опасным. 1. Случай действия на сооружение подвижной равномерно распределенной нагрузки. В § 2.5 было показано, что числовая величина усилия S от равномерно распределенной нагрузки равна произведению интенсивности нагрузки q на площадь линии влияния, измеренную в пределах расположения нагрузки, т. е. площади На рис. 2.21, а показано загружение равномерно распределенной нагрузкой, соответствующее шах Рис. 2.21 Рис. 2.22 Наконец, на рис. 2.22, б показано загружение, соответствующее 2. Случай действия системы жестко связанных сосредоточенных сил 2. Система жестко связанных подвижных сосредоточенных сил моделирует действие движущегося экипажа или поезда. Рис. 2.23 Рис. 2.24 Если все грузы находятся над прямолинейным участком линии влияния, то, как следует из предыдущего параграфа, их действие можно заменить равнодействующей (см. рис. 2.20). Рассмотрим систему жестко связанных связанных грузов, изображенных на рис. 2.23, положение которых будем характеризовать координатой х (расстояние от начала линии влияния до первого груза). Допустим, что система грузов переместилась на Значит, усилие S получит приращение В общем случае, когда загружено несколько участков линии влияния, нельзя заменить всю нагрузку равнодействующей, но можно сделать это на каждом участке (рис. 2.24), тогда Если нагрузка переместится на небольшое расстояние откуда В соответствии с выражением (2.6) приращение усилия линейно зависит от Рис. 2.25 Критерием достижения линии на графике в верхней части рис. 2.25. Обратим внимание на то, что этот критерий не является корректным, если график имеет несколько максимумов. Критерий позволяет определить только локальный (местный) максимум, но практически этого бывает достаточно. При вычислении вручную трудно перебрать все возможные положения груза над вершинами. В каждом конкретном случае положение, близкое к невыгодному, можно установить по смыслу и далее исследовать небольшое число положений грузов над вершинами, найдя при каком из них величина Наиболее часто встречающимся случаем является загружение треугольной линии влияния (рис. 2.26), когда задача решается проще. Сумма (2.8) записывается в виде Рис. 2.26 Ее знак не зависит от величины у и задача нахождения опасного загружения сводится к определению того груза, переход которого через вершину линии влияния изменяет знак величины где Решая систему (2.9), получим Формулы (2.10) могут быть использованы только в том случае, когда поезд полностью располагается над треугольной линией влияния. Поскольку невыгодное положение нагрузки не зависит от размера ординаты у, можно для каждого вида подвижной нагрузки, а также различных I и длине l. Она называется эквивалентной нагрузкой. Ее интенсивность Откуда Эквивалентная нагрузка зависит от длины треугольной линии влияния При выполнении конкретного расчета инженер-проектировщик пользуется табличными значениями Пример. На рис. 2.27, а показана схема сплотки (двух секций) электровозов Решение. Вычислим равнодействующую По формуле (2.10) определим Вычислим отношение, указывающее, сколько грузов входит в Принимаем в качестве критического 7-й груз (см. рис. 2.27, а, б) и относим его целиком к Для определения ординат линии влияния под грузами иайдем расстояния от грузов до начала и конца линии влияния (рис. 2.27, а). Далее вычисляем В соответствии с рис. 2.27, а и формулой (2.11) имеем
С другой стороны, Приравнивая выражения (2.12), (2.13) и сокращая на у, получим Можно для определения Рис. 2.27 Вычисляем отношение 6-й груз (рис. 2.27, в) и включаем его в равнодействующую правых сил
|