![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарь терминов⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
АВТОНОМИЯ (гр. autonomia < autos - сам + nomos - закон) - самоуправление, независимость в управлении; собственная закономерность, оп-ределяемость какого-либо явления его внутренними законами. АВТОРИТАРНОСТЬ (лат. autoritas - власть, влияние) - требование беспрекословного подчинения власти, диктаторство. АВТОРИТЕТ - уважение и общее признание влияния лица, основанное на его знаниях, достоинствах, опыте, умелых действиях, правильном поведении. АГРЕССИВНОСТЬ - враждебность, стремление к нападению. АДАПТАЦИЯ - (термин биологический) - система приспособительных механизмов организма, позволяющих ему приспособиться к условиям изменяющейся среды. Способность к приспособлению - фундаментальное свойство живой материи... АДАПТИВНОСТЬ - способность к адаптации. АКСЕЛЕРАЦИЯ (лат. acceleratio - ускорение) - ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями, изучаемое в антропологии и других науках о человеке. АЛЬТЕРНАТИВА (фр. alternative, лат. alter - один из двух) - необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений, нужных вариантов; каждая из исключающих друг друга возможностей. АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio - увеличение, расширение, распространение, усиление) - максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка в отличие от форсированного, сверхраннего обучения. В основе теории амплификации лежат выводы А. В. Запорожца о том, что отдельные психические функции развиваются не самостоятельно и автономно, а во взаимосвязи, как свойства целостной личности ребенка. Они являются результатом усвоения общественно-исторического опыта в процессе собственной деятельности ребенка и его общения с окружающими. Психические новообразования, прежде всего, в познавательной и мотивационно-эмо-ционалыюй сферах, возникающие на каждом возрастном этапе детства, имеют непреходящее значение для всестороннего развития ребенка, вносят особый, незаменимый вклад в формирование личности. Оптимальные педагогические условия предполагают необходимость широкого развертывания и обогащения содержания специфических детских форм деятельности: игровой, практической, изобразительной, а также общения детей друг с другом и со взрослыми (по А. В. Запорожцу).
АНАЛИЗ (гр. analysis - разложение) - метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные части. АНАЛИТИЧЕСКИЙ - основанный на применении анализа. АНТРОПОМЕТРИЯ - совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела, а также ряда функциональных показателей. АНТРОПОСОФИЯ (гр. anthropos - человек + sophia - мудрость) - учение о человеке, его самоусовершенствовании и развитии предполагаемых сверхчувственных способностей к духовному единению с природой. Зародилась внутри теософии. Цель - выработка чувства единства с духовной основой Вселенной. Согласно Р. Штсйпсру, основателю антропософии, его можно достигнуть при помощи воспитания, в частности обучения музыке, медитации, эвритмии. АССИСТЕНТ (ВОСПИТАТЕЛЯ) - помощник при проведении педагогических мероприятий. БАЗИС (гр. basis - основание) - 1) совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки; 2) совокупность общественных производственных отношений, являющихся основой образования. БИЗНЕС - деятельность, занятие, торговля, коммерция, приносящая прибыль, выгоду; предпринимательская деятельность БИЛИНГВИЗМ (лат. bi- дву(х) - дважды + lingua - язык) - двуязычие. БИОСФЕРА - область распространения жизни на земном шаре, т.е. населенная организмами поверхность суши, воды рек, морей и океанов (гидросфера) и атмосфера. БЮДЖЕТ - смета денежных доходов и расходов государства, предприятия или учреждения на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке; учет, расчет чего-либо. ВАРИАТИВНОСТЬ - разновидность, видоизменение чего-либо или отдельных частей; возможность изменить, разнообразить, уклониться от основного типа. ВЕРБАЛЬНЫЙ - словесный, устный. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - взаимосвязь действий, взаимосвязь деятель-ностей и взаимосвязь функционально-ролевых и личностных позиций (по Л. Н. Перелыгиной). ГАРАНТИИ (фр. garantie - ручательство) - условия, обеспечивающие успех чего-либо. ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫЕ - материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав человека. ГЛАСНОСТЬ - специфическое общественное явление, свойственное демократическим формам взаимоотношений органов управления, государственных и общественных организаций с гражданами на основе доступной, публичной, свободно распространяемой в государстве социально-значимой информации. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ-обеспечивает основу развития полноценной личности, преемственность при переходе к следующему возрастному этапу, гарантирует права ребенка на равные возможности, обеспечивающие успешность его обучения в школе (из документа). ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Готовность к школе - необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования. ГРАЖДАНИН - человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства. ГРАЖДАНСТВО - устойчивая правовая связь лица с государством, означающая подчинение такого лица (независимо от его местонахожде-ния) власти соответствующего государства и состоящая из комплекса взаимных прав и обязанностей данного государства и лица. ГУМАНИЗМ - совокупность взглядов, идей, в основе которых лежит убежденность о высоком призвании человека, ценности личности, ее праве на свободу; человеколюбие. ГУМАНИЗАЦИЯ - 1) процесс, происходящий в обществе, в основе которого лежит мировоззрение, проникнутое уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; 2) процессуальная производная от понятия «гуманизм», представляющего собой комплекс социально ценностных идей, которые утверждают отношение к человеку как к высшей ценности, признают его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление его сущностных физических и духовных сил. ДЕКЛАРАЦИЯ - объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только рекомендация. «Всеобщая декларация прав человека» содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализация во всех странах; она утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 г. «Декларация прав ребенка» принята международным сообществом в 1959 г. ДЕМОКРАТИЯ - политический строй, при котором власть официально принадлежит народу. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ процесс формирования правового государства, построенного на принципах равенства и свободы. ДЕЦЕНТРАЦИЯ (в перенос, знач.) - смещение акцента с центра, с главного; преодоление сосредоточения на собственных взглядах, точках зрения. ДИЗАЙН - художественное проектирование эстетического облика промышленного изделия, оформление интерьера. ДИСЦИПЛИНА - обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам. ДОСТОИНСТВО - уважение к себе, сознание своих прав, своей ценности. ЗАКОН - обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением. ЗАКОННОСТЬ - строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства. ИДЕАЛ - возвышенная цель (стремление, образец для подражания). ИНДИВИД - отдельный человек, обладающий своеобразными психофизическими особенностями, устойчивостью духовных процессов и свойств, активностью и специфичностью в реализации таких свойств в условиях конкретной ситуации. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - 1) особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других; 2) отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ - преобразование, введение нового, обладающего иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентировок. ИНТЕГРАЦИЯ - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей; объединение в целое ранее разрозненных частей, элементов. ИНТЕРЕСЫ - отношение личности к явлению (событию, предмету) как к чему-то для нее ценному, привлекательному. ИНФОРМАЦИЯ - 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. ИНФОРМАТИВНОСТЬ - насыщенность содержанием, информацией; количество сведений, знаний. ИСТОК (в перенос, знач.) - начало, первоисточник чего-нибудь. КОДЕКС - 1) свод законов; 2) совокупность правил, убеждений. КОДЕКС СЕМЕЙНЫЙ - свод законов о семье. КОМПЕТЕНТНОСТЬ - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение. КОМПЕТЕНЦИЯ - 1) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав. КОМПЕТЕНТНОСТЬ - уровень развития необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции и позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. КОМПЕТЕНТНОСТЬРЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- совокупность умений, позволяющих ребенку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых и разнонаправленных социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы. КОМПЛЕКСНЫЙ - соединенный с чем-либо, охватывающий группу предметов, явлений, процессов. КОМФОРТНОСТЬ (СРЕДЫ) - совокупность бытовых удобств. КОНВЕНЦИЯ - международное соглашение, как правило по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт - та же конвенция, только неоднородного содержания. «Конвенция о правах ребенка» принята международным сообществом в 1989 г. КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ - имеющий общий центр, но разные радиусы. КОНЦЕПЦИЯ - система взглядов на те или иные явления; способ рассмотрения каких-либо явлений; понимание чего-либо. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ - положения, объединенные общей концепцией. КУЛЬТУРА - 1) совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни; 2) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ - сохранение прошлых ценностей в настоящем. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (поведения) - знания, навыки и умения строить свои взаимоотношения с другими в соответствии с гуманистическими нормами - регуляторами, выработанными обществом. Это важнейший показатель воспитанности, такой уровень сформированных коммуникативных черт характера и действий, который позволяет эффективно решать задачи взаимодействия с людьми. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил общения. ЛАТЕНТНОЕ - скрытое, внешне не проявляющееся. ЛИЧНОСТЬ - 1) человек как носитель каких-либо свойств; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивидов, продукт общественного развития и включения человека в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. МАГИСТРАТУРА - ступень высшего образования, по окончании которой и после защиты магистерской диссертации присваивается ученая степень - магистр образования. МЕНЕДЖЕР (англ. manager - управлять) - 1) наемный профессиональный управляющий в производстве; 2) предприниматель в профессиональном спорте, искусстве. МЕЦЕНАТ - богатый покровитель наук и искусств (по имени римского богача, прославившегося широким покровительством поэтам и художникам). МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на природу и общество. МОДЕЛЬ - 1) образец какого-либо изделия; 2) уменьшенное воспроизведение или схема чего-либо. МОДЕЛИРОВАНИЕ (НАГЛЯДНОЕ) - 1) деятельность, направленная на изготовление какой-либо модели; 2) создание в уме плана будущей игры, сказки, постройки, рисунка, т. е. планирование действий осуществляется в форме образов-представлений, содержащих не все детали действительности, которую ребенок хочет отобразить, а лишь ее общее строение, соотношение частей (по О.М.Дьяченко). МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ - потребность в достижении успехов, адекватная самооценка своей деятельности, соответствие уровня притязаний реальным возможностям ребенка. МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - процесс отражения объективной педагогической действительности в представлениях, суждениях, понятиях; способность рассуждать, оперируя педагогическими понятиями. НАЦИЯ - исторически складывающийся тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, состоящую из связанных производственными отношениями больших социальных групп людей. НОРМАТИВНЫЙ -устанавливающий норму, правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - уровень познания людьми общечеловеческих, гуманных, демократических норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизнь. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - ориентиры в поведении социальных групп, индивида, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. Образовательный процесс - целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах предоставления дошкольной образовательной услуги. Обучение -- процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - форма существования и распространение образовательных идей и технологий. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько об-разовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - материальные и духовные образования, отражающие исторический опыт человечества и обеспечивающие жизнедеятельность его общества. ОДАРЕННОСТЬ - высокий уровень развития способностей ребенка (см. Способность). ОНТОГЕНЕЗ - индивидуальное развитие живого существа, охватывающее все изменения, претерпеваемые организмом от стадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни. ОПОСРЕДОВАННОЕ (ОБУЧЕНИЕ) - обучение, осуществляемое не непосредственно, а через посредство кого-либо или чего-либо. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) - создана в 1945 г., представляет собой международную организацию, объединяющую на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. ОФИС (англ. office) - контора, канцелярия, служба, служебное помещение, место для работы. ПАРАДИГМА (гр. paradigma - пример, образец) - 1) лингв, система форм одного и того же слова; 2) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения. ПАРЦИАЛЬНЫЙ (лат. partialis - часть) - частичный, неполный, отдельный. ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ - движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм насилия, за воспитание в духе миролюбия, уважения, достоинства и прав других людей, бережного отношения к природе, всему живому, решение конфликтов без принуждения. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - 1) процесс воспитания и обучения подрастающего поколения с целью подготовки всесторонне развитых, культурных, образованных людей; 2) воспитание и обучение как процесс взаимодействия педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности последнего при ведущей и направляющей роли воспитания (по Б.Т.Лихачеву); 3) осуществляется на основе следующих параметров: - взаимодействие функционально-ролевых и личностных позиций педагога и ребенка, рассматриваемое через призму их субъектной представленности; - ориентация на социум или на личность; - отношение к исходной точке развития ребенка по степени влияния на этот процесс прижизненно усвоенного опыта и возможности реализации свойств личности, заданных природой (по Л. Н.Перелыгиной). ПЕЙС (англ. расе) - дословно одно из значений - шаг, темп. ПЛАН - 1) чертеж изображений на плоскости; 2) взаимное расположение частей; 3) заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая определенный порядок, последовательность, сроки выполнения; 4) предположение, предусматривающее ход развития чего-нибудь. ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - 1) философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу форм познания; 2) одна из главных идей современности, что общественно-политическая жизнь представляет собой состязание, конкуренцию множества социальных групп и партий. ПОЗИЦИЯ - 1) расположение чего-нибудь, положение; 2) точка зрения, мнение в каком-либо вопросе. ПОТРЕБНОСТИ - нужда в чем-то объективно необходимом, внутренний побудитель активности личности. ПРАВИЛО - 1) постановление, устанавливающее порядок чего-нибудь; 2) привычки, нормы поведения. ПРАВО - установленные и охраняемые нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено законами. ПРЕАМБУЛА - вводная, разъясняющая часть какого-либо международного документа, закона или иного правового акта. ПРИНЦИП - 1) основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки; 2) убеждение, взгляд на вещи. ПРИОРИТЕТ - первенство, преимущественное право на что-либо. ПРОГРАММА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) - 1) изложение содержания и цели образовательной, педагогической деятельности; 2) краткое изложение содержания учебного предмета. ПРОЕКТ - 1) замысел, план; 2) предварительный, предположительный текст какого-либо акта, документа. РАЗВИТИЕ - процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Виды развития: Физическое разбитие - изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека Психическое развитие - развитие процессов отражения действительности; ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, развитие сложных психических образований: погребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаии. Социальное развитие - потенциальное вхождение человека в общество: в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЙ-упорядоченный, подчиненный определенным правилам, регулирующий порядок. РЕЗУЛЬТАТ(отраженный) - итог; то, что получено в завершении какой-либо деятельности», завершение чего-либо. РЕКРЕАЦИЯ (лат. recreatio - восстановление) - 1) в учебных заведениях помещение, зал для отдыха; 2) перерыв между уроками, перемена. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ - обращенный к прошлому. РЕФЕРАТ - 1) доклад, изложение сущности какого-либо вопроса; 2) краткое изложение содержания книги, статьи и др. РЕФЕРАТИВНЫЙ - изложенный в краткой форме, отражающий основное содержание чего-либо. РЕФЛЕКСИЯ - размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. РИТМ - 1) всякое равномерное чередование чего-нибудь; 2) равномерное чередование каких-нибудь элементов; 3) налаженный ход чего-нибудь, размеренность в протекании чего-нибудь. САМОБЫТНОСТЬ - 1) своеобразие, непохожесть на других; 2) самостоятельность в своем развитии; 3) выбор собственного пути. САМОСОЗНАНИЕ - 1) понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе; 2) осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний, интересов. СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) (лат. sensus - чувство) - 1)чув-ствительный; 2) наиболее благоприятный этап для развития определенных функций, освоения каких-либо способов или видов деятельности. СЕМЬЯ - социальный институт воспитания, в котором осуществляются преемственность поколений, социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения. СИМВОЛ - то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.» СПОСОБНОСТЬ - 1) природная одаренность, талантливость; 2) умение и возможность производить какие-нибудь действия; 3) универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни (по Л.А.Венгеру); 4) психологические качества, которые присущи людям в разной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют и развиваются в деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении (по Л. А.Венгеру, О.М.Дьяченко). СРЕДА (ОБОГАЩЕННАЯ) - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (по С.Л.Новоселовой). СРЕДА (ПРЕДМЕТНАЯ) - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей (по С.Л.Новоселовой). СРЕДА (РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНАЯ) - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (по С.Л.Новоселовой). СТРУКТУРА - строение, устройство. СУПЕРВАЙЗЕР (supervisor) - человек, осуществляющий надзор и наблюдение, контролер. СЦЕНАРИЙ - 1) литературное произведение с подробным описанием действия; 2) подробное описание содержания и методики (сценарий рабочего плана воспитателя; план-сценарий) педагогической работы воспитателя (по Н.М.Крыловой). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ(коммуникативные, регулятивные, познавательные) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в широком смысле: умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в узком (собственно психологическом) смысле: совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. ТЕНДЕНЦИЯ - 1) стремление, склонность к чему-либо, сознательное намерение, заранее предусмотренный вывод; 2) направление, в котором совершается развитие какого-либо явления. ТЕХНОЛОГИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) - 1) совокупность способов и средств осуществления педагогических мероприятий, реализации форм педагогической деятельности; 2) систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса; 3) проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике (2 и 3 по В. П. Беспалько). ТРАДИЦИЯ - 1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений; 2) обычай, установивщийся порядок в поведении, в быту. ФИЛОГЕНЕЗ (гр. phyle - племя, род + genesis - происхождение) 1) историческое развитие органического мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов; 2) процесс развития всех органических форм в течение всего времени существования жизни на Земле. ФОРМАЛИЗМ - соблюдение внешней формы в чем-нибудь в ущерб существу дела. ФУНКЦИЯ - 1) явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления; 2) обязанность, круг деятельности, назначение, роль. ХАРАКТЕР - совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. ХАРАКТЕРИСТИКА - описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-то или чего-нибудь. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ - соответствие тем способам и формам общественного бытия, которые в наиболее полной мере воплощают идеи гуманизма и демократизма. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности экономических, правовых, духовных и других связей между различными странами, народами мира. ЧЕРТЕЖ - изображение чего-нибудь чертами, линиями на плоскости. ЧУТКОСТЬ - нравственное требование, моральное качество человека, характеризующее его отношение к окружающим; проявляется в заботе о людях, их нуждах и запросах. ЭВРИТМИЯ - искусство телесных движений, сопровождающих речь и музыку. ЭГОИСТ - тот, кто ставит свои интересы выше интересов других. ЭГОИЗМ - себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других людей, общества. ЭКОЛОГИЯ - 1) наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; 2) специальная сфера деятельности общества, направ-ленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов. ЭКОНОМИКА - 1) искусство управления домашним хозяйством; 2) исторически обусловленная совокупность производственных отношений; 3) организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности; 4) научная дисциплина, изучающая какую-нибудь отрасль производственной, хозяйственной деятельности. ЭКСПЕРТИЗА - 1) рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами для дачи заключения; 2) заключение, основанное на мнении специалистов. ЭМПИРИЧЕСКИЕ (ЗНАНИЯ) - полученные путем чувственного восприятия и опыта при изучении отдельных фактов, явлений. ЭРГОНОМИКА (гр. ergon - труд + nomos - закон) - 1) отрасль знания, изучающая трудовые процессы с целью создания наилучших условий труда; 2) наука, изучающая функциональные потребности детей и взрослых с целью проектирования предметных сред, обеспечивающих функциональный комфорт в различных видах деятельности (по С.Л.Новоселовой). ЭТАЛОН - 1) точный образец установленной единицы измерения; 2) мерило, образец. ЭТИКА - наука о нравственности. ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры) - межправительственная специализированная организация ООН. Цели и задачи - содействовать укреплению мира и безопасности, способствовать сотрудничеству народов путем образования, науки и культуры без различия расы, пола, языка или религии.
|