Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массовые коммуникации






 

I. Понятия и специфика массовой коммуникации

II. Роль коммуникатора в процессе массовой коммуникации

III. Средства передачи массовой информации

IV. Функции и эффективность массовой коммуникации

 

I. Массовая коммуникация – это процесс распространения информации с помощью технических средств на большие рассредоточенные во времени и пространстве аудитории.

 

Отличительные черты массовой коммуникации:

1) наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность информации

2) социальная значимость информации

3) массовость аудитории, которая рассредоточена в пространстве и анонимна

4) многоканальность коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и нормативность массовой коммуникации

 

Свойства массовой коммуникации:

1) диахронность – это коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени

2) диатопность – это коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство.

3) Мультиплицирование – это коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием

4) Симультанность – это коммуникативное свойство, позволяющее представить адекватное сообщение множеству людей практически одновременно

5) Репликация – это коммуникативное свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации

 

Сравнительный анализ массовой и межличностной коммуникаций

Массовая коммуникация Межличностная коммуникация
опосредованность общения техническими средствами неопосредованный контакт
общение больших социальных групп общение отдельных индивидов
ярко выраженная социальная ориентированность общения как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
организованный институциональный характер общения как организованный, так и спонтанный характер общения
отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудитории в процессе общения наличие непосредственной обратной связи между общающимися
однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей чередование направленности информации и коммуникативных ролей
повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения свободные отношения к соблюдению принятых норм общения
коллективный характер коммуникатора и его публичная индивидуальность индивидуальный характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность
массовая стихийная анонимная и разрозненная аудитория получатель отдельный конкретный человек
преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения преобладание непосредственного восприятия сообщения

 

 

II. Любая информация проходит под эгидой чьих-либо интересов и потребностей.

 

Коммуникаторы подразделяются на 2 большие группы:

1) «редакции» - это непосредственные создатели и передатчики сообщения

1.1 журналисты и пиарщики

1.2 «техники»

2) «издатели»

2.1 медиакраты

2.2 спиндокторы

2.3 политические консультанты и представители служб изучения общественного мнения

 

Отличительные черты журналистов и пиарщиков (по Р.Дебре):

1) определенная степень политической активности

2) частичная деидеологизация

3) сочетание разных интересов и идей

4) ориентация на максимально возможную объективность как требование профессиональной этики

5) поиск общественного консенсуса

6) отдаленность журналиста от творческого материала

7) ощущение давления со стороны определенных индивидов, общественно-политических сил и общественного мнения

 

Спиндокторы – это люди, которые имеют возможность воздействовать на подготовку, отбор и способ освещения информационных сообщений в силу их личного авторитета, обладания властью, знакомств с журналистами и хорошего знания информационной инфраструктуры.

Сфера деятельности спиндоктора:

1) отбор события

2) подготовка ожидания события

3) «проведение» самого события (точнее его информационного освещения)

4) комментарии события

5) упоминание события в списке однородных событий

6) ссылки на события в качестве подтверждения какой-либо тенденции

7) отслеживание резонансных явлений в общественном мнении

Спиндокторам принадлежит также важная функция – контроль за информацией.

Модели контроля за деятельностью СМК:

1) «тоталитарная» - полный запрет на освещение каких-либо событий

2) «демократическая» - предусматривается освещение нежелательного события, но в информационном потоке вместе с другими сообщениями

Существуют различные типы контроля спиндокторами за информацией:

1) контроль допуска на объект

2) контроль информации

3) контроль за передачей информации

 

III. СМК подразделяется на 3 вида:

1) СМИ – средства массовой информации – организационно-технологический комплекс

1.1 пресса

1.2 аудио-визуальные СМИ

2) Телекоммуникации – технические службы, обеспечивающие передачу сообщений

3) Информатика – обработка данных при помощи компьютеров

 

IV. Функции массовой коммуникации:

Г. Лассуэлл (1948): 1) информационная (функция обозрения окружающего мира)

2) функция поддержания обратной связи

3) познавательно-культурологическая функция

К. Райт (1960): 4) развлекательная

Мак-Квейл (1980): 5) мобилизующая

6) функция социализации личности

7) регулирующая функция

 

Особенности воздействия массовой коммуникации на аудиторию:

1) распространяемая СМК информация фокусирует внимание аудитории на темах и проблемах, значимых с точки зрения социальной системы и владельцев СМК

2) СМК оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы личности

3) СМК использует различные способы влияния на личности (внушение, убеждение, подражание, заражение)

 

Эффективность зависит от того насколько полностью или частично отразился замысел на конкретных индивидах.

 

Эффекты от деятельности СМК:

1) возникновения каких-либо новых знаний, настроений, идей и т.п.

2) коррекция и дополнение уже имеющихся знаний, идей, настроений и т.п.

3) переоценка и опровержение имеющихся ценностей

 

20.03 семинар


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал