![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Межличностная коммуникация
I. Понятия и аксиомы межличностной коммуникации II. Структура и особенности социальных ситуаций. III. Эффекты межличностного восприятия и коммуникативные стили
I. Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
Особенности межличностной коммуникации: 1) обмен сообщениями между небольшим числом людей 2) непосредственное взаимодействие, когда его участники находятся в пространственной близости и имеют возможность осуществлять обратную связь 3) взаимодействие личностно ориентировано, т.е. предполагается, что каждый участник признает незаменимость и уникальность своего партнера и учитывает его эмоциональное состояние
Аспекты коммуникативной компетентности в межличностной коммуникации: 1) способность человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение 2) коммуникативно-исполнительское мастерство 3) способность понимать собственный психологический потенциал и потенциал партнера 4) навыки саморегуляции в общении
Аксиомы межличностной коммуникации: (разработаны Питером Вацлавиком) 1) невозможность отсутствия коммуникации 2) любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения. Уровень содержания – это информация, которая передается в процессе общения. Уровень отношения – это эмоциональная окраска при высказывании. 3) Пунктуация последовательности событий 4) Симметрическая и комплементарное взаимодействие 5) Коммуникация может быть как намеренной, так и не намеренной 6) Коммуникация не обратима
II. Социальная ситуация – это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него индивидами, местом действия и характером действия или деятельности. Универсальные факторы, придающие ситуации определенность: (выделил М. Аргайл) 1) цель 2) правила 3) роли 4) набор элементарных действий 5) последовательность поведенческих актов 6) концепты-знания – это знание терминологии, которая принята в данной социальной ситуации 7) физическая среда, в которую включаются границы ситуации, физические качества среды, реквизит, пространственные условия 8) язык и речь 9) навыки общения
Виды социальных ситуаций: 1) официальные события 2) личностные взаимодействия с близкими друзьями или родственниками 3) случайные, эпизодические встречи со знакомыми 4) формальные контакты на работе 5) асимметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями 6) конфликты, переговоры 7) групповая дискуссия
Типология социальных ситуаций: (по Э.Берну) 1) 2) ритуалы – привычные повторяющиеся действия 3) время препровождение основные 4) совместная деятельность 5) игры 6) близость (пограничный тип) III. Закономерности человеческого восприятия: 1) принцип избирательности 2) принцип целостности 3) принцип устойчивости
Особенности восприятия: 1) влияние самооценки 2) проецирование – приписывание другому человеку тех качеств, которые присущи самим 3) эффект ореола – это тенденция преувеличения однородности партнера 4) стереотипизация
Коммуникативный стиль – это привычные устойчивые способы поведения присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми.
Функции коммуникативных стилей: 1) проявление целостности человека 2) система ценностей личности 3) компенсаторная
Типы коммуникативных стилей: 1) управляющий тип 2) берущий тип – потребительское отношение к миру 3) избегающий тип 4) социальный тип
Классификация «Окно Джохари»:
Особенности речи в межличностной коммуникации: 1) персональность адресации 2) спонтанность и непринужденность 3) ситуативность 4) эмоциональность
15.03 семинар Групповая коммуникация носит все характеристики межличностной коммуникации. В групповой коммуникации выделяются следующие характеристики: 1)структура коммуникации в группе 2)лидерство и руководство 3)процесс принятия группового решения Функции: 1)информативная(формирование согласия- важнейшая функция, формирует картину мира) 2)формирование групп 3)согласование действия-согласие не может быть достигнуто без коммуникации
Структура малой группы: 1)коммуникативная структура группа учитывается информация, положение участника группы, направленность и интенсивность коммуникации 3 вида коммуникативных сетей: круг, по цепочке, крест (самый эффективный способ – крест) Фашо и Московичи – группе давалось задание, в котором надо было составить максимальное количество фигур(раскрепощение индивидуальной фантазии) Вывод: в малой группе разная информация распространяется централизованно и децентрализовано, а также фронтально(участники не вступают в контакт, но видят друг друга), радиальная(вся информация передается через центральное лицо), иерархическая. Централизованная сеть наиболее эффективна, т.к передается без шумов и искажений. Децентрализованная делится на: 1)цепочка(последовательно от одного к другому, информация может быть искажена) 2) круговая структура(все члены группы равны и информация может передаваться и дополняться постоянно) 3)полная(нет препятствий для общения) Используются для творческих задач. Статусно -ролевая структура- совокупность взаимодействии между индивидами, в основе лежат типичные способы поведения, принятые в этой группе.
Малая группа - это группа людей, объединённых совместной деятельность и общими интересами, целями, находящиеся в непосредственном взаимодействии(первичная группа) Кули ввел это понятие. Нечетное количество человек лучшее, чем четное. Основные признаки: 1)небольшое число членов (от 3 до 9 членов) формула 7+/- 2 2)непосредственность общения между ее членами 3)общие интересы и цели совместной деятельности 4)определенная локализация и устойчивость во времени 5)разделение труда и координация и дополнительность деятельности 6)общие нормы и установки, ценностные ориентации 7)определенная структура организации и управления 8)групповая идентичность, с точки зрения посторонних Виды малых групп: 1)естественные 2)искусственные 3)свободные 4)обязательные(группы заключенных) 5)открытые 6)закрытые 7)формальные 8)неформальные 9)референтные(чиновники)
Групповые нормы в процессе общения малых групп. Включают в себя коммуникативные тактики и гендерное различие коммуникации. Коммуникативные навыки необходимые для общения: 1) взаимное понимание 2)учитывать гендерное различие 3)публично оценивать идеи других 4)умение разрядить ситуацию 5)высказывать свое мнение и призывать к других к этому 6)план совместных действий
Нормы должны соответствовать целям группы. Нормы могут меняться вместе с развитием группы. В группах могут возникать содружества и подгруппы, которые направленны на улучшение группы. Не всегда нормы соблюдаются, члены группы с низким статусом редко соблюдают их.
Функции групповых норм: 1)координация деятельности 2)интеграция и сохранение стабильности 3)оценивают поведение членов групп 4)создают индивидуальное лицо группы 20.03 лекция
|