Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полугеодезическая система координат
Как уже было показано, геодезические линии на поверхности ведут себя так же, как и прямые на плоскости: через любую точку поверхности в любом направлении можно провести единственную геодезическую линию. Уравнение этой линии является дифференциальным уравнением второго порядка. Т.е. геодезическая линия зависит от двух параметров.
Пусть наша поверхность есть плоскость. Тогда, т.к. все , уравнение в этом случае примет вид: . Тогда, после интегрирования, получаем: (k, b – константы). Зафиксировав и меняя b, получим семейство параллельных линий. Зафиксировав и меняя k, получим пучок прямых (см. рис. 51).
. Присоединим сюда условие ортогональности двух семейств . Тогда, согласно второй из формул (см. §2) при и учитывая , получим , т.е. , т.к. . Но для мы имеем формулы. Из них при k =2, i=j= 1 получим: , откуда, в силу имеем: . Из последнего равенства следует: не зависит от , (т.е. не зависит от v).
Рассмотрим первую квадратичную форму. В старых обозначениях с учётом полученных результатов будем иметь: .
Если ввести новую переменную , то вместо будем иметь
.
Система координат, где ds вычисляется по формуле (т.е. где , а ) называется полугеодезической. Линии v=const в этом случае называются геодезическими параллелями. Они ортогональны геодезическим u- линиям. Геодезические параллели обладают следующим свойством: двигаясь по какой-либо u- линии, мы имеем v=const, т.е. dv= 0, откуда из следует: ds=du. Т.е. вдоль u- линий параметр u играет роль длины дуги. Т.о. длина отрезка линии u между точками u=a и u=b равна b–a (см. рис. 54).
у нас были формулы (см. гл. VI §2). В полугеодезической системе координат , , и мы в результате с учётом получаем
, , , , , . Это символы Кристоффеля первого рода.
Далее из получаем: , , , , , . Это символы Кристоффеля второго рода.
Формула полной кривизны также принимает более простой вид: . (Вместо многоточия в этой формуле рекомендуется проделать выкладки самостоятельно).
Дифференциальное уравнение для геодезических линий нужно искать в виде . И оно принимает следующий вид: .
Укажем теперь аналитический подход к построению полугеодезической системы координат. Пусть у нас в полугеодезической системе координат задано скалярное поле на поверхности . Тогда в силу предыдущих упрощений примет вид: . Рассмотрим ещё одно скалярное поле на нашей поверхности . Вычислим . Если взять , то получим:
, .
Если мы первоначально находились в произвольных координатах , а полугеодезические координаты ищем как функции наших координат , то равенства примут вид:
.
Из уравнений можно найти , и мы получим полугеодезическую систему координат.
Литература
- Бюшгенс С.С, Дифференциальная геометрия. Гос. издат. технико-теорет. литературы, Ленинград, 1940
- Кобаяси Ш., Номидзу К. Основы дифференциальной геометрии, пер. с англ., т.1–2, М., 1981
- Норден А.П. Краткий курс дифференциальной геометрии. Физматгиз, М., 1958
- Погорелов А.В. Дифференциальная геометрия. М., 1974
- Рашевский П.К. Курс дифференциальной геометрии. Гос. издат. технико-теорет. литературы, М., 1956
- Торп Дж. Начальные главы дифференциальной геометрии, пер. с англ., М., 1982
- Фиников С.П. Дифференциальная геометрия. Издат. МГУ, 1961
[1])
[2]) Точки М 1 и М 2 получены с помощью одного и того же значения s, т.е.
[3]) Это можно сделать, т.к. мы предполагаем в наших исследованиях существование производных любого порядка от вектор-функций и. Значение s считаем достаточно малым.
[4]). Величина проекции вектора на единичный вектор равна скалярному произведению.
[5]) Примеры криволинейных координат – полярные координаты (на плоскости), широта и долгота (на сфере).
[6]) Случай мы не рассматриваем: это частный случай точки закругления.
[7]) Здесь использовались формулы:,,,.
[8]) Здесь мы учли, что
[9])
|