Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обґрунтуйте свою відповідь за допомогою статті О.Г.Асмолова “По ту сторону сознания: бессознательное, установка, деятельность”.
1. Несвідоме існує у вигляді “специфического компонента человеческой психики, содержание которого скрыто как от внешнего наблюдателя, так и от интроспективного анализа самого субъекта, но вместе с тем оказывающего существенное, иногда детерминирующее влияние на сознание и поведение индивида… Здесь уместно упомянуть многочисленные, известные каждому случаи внешней алогичности, иррациональности, встречающиеся в высказываниях и поступках любого человека в моменты, когда его деятельность сопряжена с риском актуализации в сознании болезненных или просто дискомфортных переживаний прошлого» (Бассін В.Ф., Прангішвілі А.С., Шошин П.Б.).
2. «Что же касается неосознаваемого психического, будь то подсознание или сверхсознание … то их функционирование неразрывно связано с деятельностью сознания. В процессе эволюции человека и его последующего культурно-исторического развития под- и сверхсознания возникли вместе с сознанием, теснейшим образом взаимодействуя с ним. Без сознания они просто-напросто не существуют… Опытный врач интуитивно (неосознаваемо) ставит диагноз, потому что его мозг хранит следы признаков (окраска белков глаз, характерная мимика, походка, цвет кожи и т.п.) типичных для данного заболевания» (П.В.Симонов).
3. “...отраженные в сознании предметы и явления мира отделены от наличных отношений субъекта к действительности; отраженные в бессознательном события окружающего мира слиты в одном узле с наличными отношениями субъекта в действительности, образуют одно нераздельное целое с этими отношениями. Каждый из этих уровней психического отражения вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта; каждый из этих уровней приспособлен для решения своего специфического класса жизненных задач» (О.Г.Асмолов).
Завдання 6.2.
Напишіть невеликий твір на тему “Як я провів вчорашній день”. Наприклад: “Я прокинувся о 8 годині....Умився...Приготував сніданок...Пішов до крамниці... Зустрів товариша..” тощо. А тепер в кожній з описаних вами дій виділіть неусвідомлені механізми – первинні автоматизми, навички, установки, супроводи. За якими ознаками ви це зробили? Які відношення існують між цими несвідомими явищами та свідомістю?
Завдання 6.3.
А. Проаналізуйте наведені приклади. Поясніть, як пов’язані між собою повсякденне життя і несвідоме. У якому вигляді придушені потяги просотуються у свідомість?
1. «Заседание закрыто…Ах, простите, заседание открыто», – объявляет председатель.
2. Молодая женщина утверждает, что она ненавидит мужчин. Между тем по ночам ее часто посещают одни и те же кошмары: ее преследуют волосатые мужчины, от которых она не может убежать либо потому, что повредила ногу, либо потому, что упала…Только внезапное пробуждение дает ей возможность выйти из затруднительного положения.
3. Мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестренку. Однако каждую ночь его застают у изголовья девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию…а не умрет ли она во сне?
4. Прославленный хирург в самом деле «артистически» действует скальпелем и иглой. Его мать, однако, любит напоминать, что демонстрируемое им теперь спокойствие плохо сочетается с жестокостью по отношению к животным и даже к собственным братьям и сестрам, которую он проявлял с детства.
5. Читатель популярного медицинского журнала узнал об опытах над животными, которые проводятся в рамках экспериментальной работы по излечению хронического алкоголизма, и прислал в редакцию возмущенное письмо, предлагая «защитить права несчастных безвинных животных» и проводить опыты над самими «отбросами общества», «никому не нужными бомжами», «опустившимися пьяницами» и «бытовыми» хулиганами. (За О.Є.Сапоговою).
Б. Поширення та інтерес до психоаналізу вплинули на найбільш відомих письменників початку ХХ ст. До цього часу вже були створені “Улисс” Джойса (1922), “Волшебная гора” Т.Манна (1924), “Замок” К.Кафки (1922). У 1929 р. У.Фолкнер напише “Шум и ярость”, Е.Хемінгуей – “Прощай, оружие! ”, Р.Олдингтон – “Смерть героя”, Е.Ремарк – “На Западном фронте без перемен”, М.Булгаков почне писати “Мастера и Маргариту”, В.Набоков – працювати над “Защитой Лужина” (1929–1930). Наведіть приклади сюжетних ліній цих або інших творів, де простежується вплив ідей З.Фрейда.
В. Використовуючи ідеї К.Юнга про несвідоме, поясніть його слова:
“Наш сознательный научный разум берет свое начало в матрице бессознательного» (К.Юнг).
Завдання 6.4.
Згадайте, чи були у вашому житті моменти надсвідомих осяянь у випадках вирішення якоїсь проблеми, у процесі творчості, переживання великого горя або великих життєвих подій, кризи почуттів, особистісної кризи. Спитайте про аналогічні випадки в 2–3 своїх знайомих. Опишіть всі випадки. На підставі самоспостереження та бесід виділіть основні характерні риси надсвідомих психічних процесів.
|