Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. Прокоментуйте текст та поясніть, як самооцінка впливає на процеси соціальної перцепції та самосприймання.
В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии самих испытуемых, их родителей, одноклассников, учителей. Фотографии были неискаженные и искаженные – несколько суженные или расширенные. Во всех случаях надо было выбрать «правильный» (похожий) портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда похожих портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки.
При выборе фотографии одноклассника предпчтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное – в случае пренебрежительного к нему отношения. При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей обнаруживалось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотографий родителей – расширенные. Испытуемые 16 лет выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей – в суженном.
Б. Для яких вікових етапів характерні наведені механізми самооцінування? Чи мають механізми самооцінки особистісне забарвлення, або вони універсальні?
1. Засвоєння суб’єктом оцінки його іншими людьми (безпосереднє відображення чужих оцінок, а також орієнтація на те, як індивід уявляє собі ці оцінки та генералізованого іншого). 2. Соціальне порівняння – індивід усвідомлює та оцінює себе шляхом порівняння з іншими людьми. 3. Самоатрибуція – індивід робить висновки про себе та свої внутрішні стани, спостерігаючи та оцінуючи свою поведінки у різних ситуаціях.
Завдання 7.4.
Прокоментуйте ідеї Е.Фромма про те, що різним історичним епохам відповідають певні типи соціальних характерів. Чи згодні ви з цими ідеями? Наведіть аналогії з сучасного етапу розвитку нашого суспільства.
ЗАВДАННЯ ДО ТЕМИ 8 Завдання 8.1.
Нижче подані приклади різного осмислення “Я”. Прокоментуйте їх з погляду можливої поведінкової реалізації. Яка з тез відображає ваше власне сприймання свого “Я”? Чому? (За О.Є.Сапоговою).
1. «Каждый человек есть Вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история» (Г.Гейне).
2. «Тот, кто не поспевает в ногу с остальными, возможно, слышит иного барабанщика. Пусть шагает с той музыкой, которая слышится ему – слабая и отдаленная» (Торо).
3. «Все мы жертвы…Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звезд и непостоянными вихрями, что дуют с мельниц богов» (Г.Л.Дитрих).
4. «Окружающий мир, по-видимому, не овладевает нами полностью, даже когда мы выросли, но только на две трети; одна треть нашего «Я» еще не родилась. При каждом утреннем пробуждении мы как будто рождаемся заново» (З.Фрейд).
5. «Я так бессмысленно чудесен, что Смысл склонился предо мной!» (И.Северянин).
6. «Человек – это существо, нуждающееся в тайне (т.е. с жалом бесконечности в душе) и знающее себя смертным» (М.Мамардашвили).
Завдання 8.2
|