Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свя­щен­ные Ис­точ­ни­ки о ве­ге­та­ри­ан­ст­ве






Пи­са­ния всех ос­нов­ных ре­ли­гий за­пре­ща­ют че­ло­ве­ку без не­об­хо­ди­мо­сти уби­вать дру­гие жи­вые су­ще­ст­ва. В Вет­хом За­ве­те го­во­рит­ся: «Не убий» (Ис­ход, 20: 3); ши­ро­ко рас­про­стра­не­но оши­боч­ное мне­ние, что эта за­по­ведь на­ла­га­ет за­прет толь­ко на убий­ст­во че­ло­ве­ка. Но в ори­ги­на­ле на древ­не­ев­рей­ском сто­ят сло­ва lo tirtzach, точ­ный пе­ре­вод ко­то­рых – «не убий», а док­тор Ру­бен Ал­ка­лий в «Пол­ном древ­не­ев­рей­ском – анг­лий­ском сло­ва­ре» ука­зы­ва­ет, что, tirtzach, осо­бен­но в клас­си­че­ском древ­не­ев­рей­ском язы­ке, от­но­сит­ся к убий­ст­ву лю­бо­го ро­да, а не толь­ко к убий­ст­ву че­ло­ве­ка.

Хо­тя в Вет­хом За­ве­те есть ряд пред­пи­са­ний, рег­ла­мен­ти­рую­щих упот­реб­ле­ние в пи­щу мя­са, всё же не ос­тав­ля­ет со­мне­ния, что в идеа­ле че­ло­век дол­жен пи­тать­ся толь­ко ве­ге­та­ри­ан­ской пи­щей. В кни­ге Бы­тия сам Гос­подь го­во­рит: «Вот, Я дал вам вся­кую тра­ву, сея­щую се­мя, ка­кая есть на всей зем­ле, и вся­кое де­ре­во, у ко­то­ро­го плод дре­вес­ный, сею­щий се­мя: вам сие бу­дет в пи­щу». Всю­ду, где в Вет­хом За­ве­те го­во­рит­ся об упот­реб­ле­нии в пи­щу мя­са, речь идёт о мно­го­чис­лен­ных за­пре­тах и ог­ра­ни­че­ни­ях. Мно­гие эпи­зо­ды вет­хо­за­вет­ной ис­то­рии сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что раз­ре­ше­ние на мяс­ную пи­щу – это лишь ус­туп­ка уп­ря­мо­му же­ла­нию че­ло­ве­ка. Так в Кни­ге Чи­сел (11-я гла­ва) рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, как не­до­воль­ные по­слан­ной им Гос­по­дом ман­ной, ев­реи ста­ли роп­тать, тре­буя в пи­щу мя­со. Раз­гне­ван­ный Гос­подь по­слал им пе­ре­пе­лов, но на сле­дую­щее ут­ро все, кто ел пе­ре­пе­лов, бы­ли по­ра­же­ны мо­ро­вой яз­вой. В бо­лее позд­них вет­хо­за­вет­ных кни­гах ве­ли­кие про­ро­ки так­же осу­ж­да­ют мя­со­еде­ние. На­при­мер, в са­мом на­ча­ле кни­ги про­ро­ка Да­ни­ла (1: 3-18) опи­са­на ис­то­рия, ил­лю­ст­ри­рую­щая пре­иму­ще­ст­ва ве­ге­та­ри­ан­ской дие­ты, а в кни­ге про­ро­ка Иса­ии Гос­подь го­во­рит: «Я пре­сы­щен все­со­жже­ния­ми ов­нов и ту­ком от­корм­лен­но­го ско­та и кро­ви тель­цов и агн­цев, и коз­лов не хо­чу.(...) И ко­гда вы ум­но­жае­те мо­ле­ния ва­ши, Я не слы­шу: ва­ши ру­ки обаг­ре­ны кро­вью» (Иса­ия, 1: 11, 11: 15).

Боль­шин­ст­во хри­сти­ан убе­ж­де­но, что Ии­сус Хри­стос ел мя­со, о чём упо­ми­на­ет­ся в не­сколь­ких мес­тах Но­во­го За­ве­та. Для мно­гих из них это яв­ля­ет­ся серь­ёз­ным до­во­дом про­тив ве­ге­та­ри­ан­ст­ва. Од­на­ко изу­че­ние ори­ги­наль­ных гре­че­ских ру­ко­пи­сей по­ка­зы­ва­ет, что мно­же­ст­во слов (troph, brome), пе­ре­во­ди­мых обыч­но как «мя­со», на са­мом де­ле обо­зна­ча­ют пи­щу или еду в са­мом ши­ро­ком смыс­ле сло­ва. В Еван­ге­лии от Лу­ки (8: 55), на­при­мер, мы чи­та­ем, что Ии­сус вос­кре­сил жен­щи­ну из мёрт­вых и «ве­лел дать ей мя­са» (име­ет­ся в ви­ду анг­лий­ский пе­ре­вод Но­во­го За­ве­та.) В рус­ском пе­ре­во­де это ме­сто зву­чит: «ве­лел дать ей есть». Гре­че­ское сло­во phago, пе­ре­во­ди­мое здесь как «мя­со», на са­мом де­ле оз­на­ча­ет «есть». По-гре­че­ски мя­со бу­дет kreas (плоть), и ни в од­ном мес­те Но­во­го За­ве­та это сло­во не упот­реб­ля­ет­ся в свя­зи с Ии­су­сом Хри­стом. Ни­где в Но­вом За­ве­те пря­мо не го­во­рит­ся, что Ии­сус ел мя­со. Это со­гла­су­ет­ся с из­вест­ным про­ро­че­ст­вом Иса­ии о яв­ле­нии Ии­су­са Хри­ста: «Се, Де­ва во чре­ве при­мет и ро­дит сы­на, и на­ре­кут имя Ему: Ем­ма­ну­ил. Он бу­дет пи­тать­ся мо­ло­ком и мё­дом, до­ко­ле не бу­дет ра­зу­меть от­вер­гать ху­дое и из­би­рать доб­рое».

В кни­ге «Так го­во­рил Ма­го­мет» (пе­ре­вод ха­ди­сов, сде­лан­ный док­то­ром М. Ха­фи­зом Си­дом) уче­ни­ки про­ро­ка Ма­го­ме­та спра­ши­ва­ют его: «Прав­да ли, что воз­да­ст­ся нам за то, что мы де­ла­ем доб­ро чет­ве­ро­но­гим и по­им их во­дой?» Ма­го­мет от­ве­ча­ет: «Бу­дет воз­на­гра­ж­ден тот, кто при­но­сит бла­го лю­бо­му жи­вот­но­му». Упот­реб­ле­ние в пи­щу мя­са, хо­тя и раз­ре­ше­но в Ко­ра­не, но так же, как и в Вет­хом За­ве­те, ог­ра­ни­че­но мно­же­ст­вом пра­вил и за­пре­тов, один из ко­то­рых гла­сит» «За­пре­ще­на вам мерт­ве­чи­на, и кровь, и мя­со сви­ньи, и то, что за­ко­ло­то с при­зва­ни­ем лю­бо­го име­ни, по­ми­мо име­ни Ал­ла­ха (Ко­ран, су­ра 5.4). Стро­го го­во­ря, это ог­ра­ни­че­ние, пе­ре­кли­каю­щее­ся с вет­хо­за­вет­ным (Ле­вит, 17: 14), на­кла­ды­ва­ет за­прет на упот­реб­ле­ние в пи­щу лю­бо­го мя­са, по­то­му что пол­но­стью очи­стить от кро­ви плоть уби­тых жи­вот­ных прак­ти­че­ски не­воз­мож­но.

Гос­подь Буд­да из­вес­тен сво­ей про­по­ве­дью, на­прав­лен­ной про­тив убий­ст­ва жи­вот­ных. Он про­воз­гла­сил ахим­су (не­при­чи­не­ние вре­да жи­вот­но­му) и ве­ге­та­ри­ан­ст­во не­об­хо­ди­мы­ми ус­ло­вия­ми ду­хов­но­го са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния. Из­вест­ны два его афо­риз­ма, свя­зан­ные с этим: «Не уби­вай бы­ка, ко­то­рый па­шет твои по­ля» и «не по­твор­ст­вуй чре­во­уго­дию, ко­то­рое со­пря­же­но с убий­ст­вом жи­вот­ных» В «Дхар­ма­па­де», пред­ви­дя воз­мож­ные от­сту­п­ле­ния от его уче­ния, Гос­подь Буд­да го­во­рит: «Най­дут­ся глуп­цы, ко­то­рые в бу­ду­щем ста­нут ут­вер­ждать, буд­то я по­зво­лял есть мя­со и сам ел мя­со, но знай же, что (...) я ни­ко­му не по­зво­лял есть мя­со, не по­зво­ляю сей­час и ни­ко­гда не по­зво­лю в бу­ду­щем, ни­где, ни при ка­ких об­стоя­тель­ст­вах и ни в ка­ком ви­де; это раз и на­все­гда за­пре­ще­но для всех и ка­ж­до­го». Дру­гой афо­ризм «Дхар­ма­па­ды» пре­ду­пре­ж­да­ет о пе­чаль­ных по­след­ст­ви­ях упот­реб­ле­ния в пи­щу мя­са: «Тот, кто в на­де­ж­де об­рес­ти сча­стье, му­чит или уби­ва­ет дру­гие жи­вые су­ще­ст­ва, ко­то­рые то­же стре­мят­ся к сча­стью, за­кры­ва­ет се­бе путь к сча­стью в сле­дую­щей жиз­ни».

Ве­ди­че­ские пи­са­ния Ин­дии, от­но­ся­щие­ся к до­буд­дий­ско­му пе­рио­ду, так­же ут­вер­жда­ют, что прин­цип ахим­сы яв­ля­ет­ся эти­че­ской ос­но­вой ве­ге­та­ри­ан­ст­ва. «Мя­со не­воз­мож­но по­лу­чить, не при­чи­нив вре­да жи­вым су­ще­ст­вам, – го­во­рит­ся в «Ма­ну – сам­хи­те», древ­нем сво­де за­ко­нов Ин­дии, – по­это­му пусть ка­ж­дый воз­дер­жит­ся от упот­реб­ле­ния мя­са». В дру­гом раз­де­ле «Ма­ну – сам­хи­ты» да­ёт­ся со­вет: «Пом­ня о том, ка­ким от­вра­ти­тель­ным спо­со­бом до­бы­ва­ет­ся мя­со, и о той жес­то­ко­сти, с ко­то­рой со­дер­жат­ся в не­во­ле и уби­ва­ют­ся жи­вые су­ще­ст­ва, че­ло­век дол­жен раз и на­все­гда от­ка­зать­ся от упот­реб­ле­ния в пи­щу мя­са».

В «Ма­хаб­ха­ра­те» (эпи­чес­кой по­эме, ко­то­рая счи­та­ет­ся са­мой боль­шой по­эмой в ми­ре) есть мно­же­ст­во пред­пи­са­ний, за­пре­щаю­щих уби­вать жи­вот­ных. Вот не­ко­то­рые из них: «Тот, кто на­ра­щи­ва­ет своё мя­со, по­едая плоть дру­гих соз­да­ний, об­ре­ка­ет се­бя на стра­да­ния, в ка­ком бы те­ле он ни ро­дил­ся»; «Нет на све­те бо­лее жес­то­ко­го и эгои­стич­но­го че­ло­ве­ка, чем тот, кто уве­ли­чи­ва­ет свою плоть, по­едая плоть не­вин­ных жи­вот­ных»; «Тот, кто хо­чет дол­го жить, со­хра­нив кра­со­ту, твер­дую па­мять и хо­ро­шее здо­ро­вье, а так­же об­ла­дать фи­зи­че­ской, мо­раль­ной и ду­хов­ной си­лой, дол­жен воз­дер­жи­вать­ся от жи­вот­ной пи­щи».

Все жи­вые су­ще­ст­ва на­де­ле­ны ду­шой. В «Бха­га­вад-Ги­те» Криш­на го­во­рит, что ду­ша яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком соз­на­ния и жи­во­тво­ря­щей си­лой в те­ле ка­ж­до­го жи­во­го су­ще­ст­ва. Со­глас­но Ве­дам жи­вое су­ще­ст­во, ко­то­рое на­хо­дит­ся на бо­лее низ­кой сту­пе­ни раз­ви­тия, чем че­ло­век, по­сте­пен­но под­ни­ма­ет­ся по эво­лю­ци­он­ной ле­ст­ни­це, по­ка, в кон­це кон­цов, не по­лу­чит че­ло­ве­че­ское те­ло. Толь­ко та ду­ша, ко­то­рая об­ре­ла че­ло­ве­че­ское те­ло, мо­жет об­ра­тить своё соз­на­ние и пе­ре­не­стись в мо­мент смер­ти в ду­хов­ный мир. Что­бы дос­тичь это­го, че­ло­век дол­жен под­чи­нять­ся всем за­ко­нам, будь то за­ко­ны го­су­дар­ст­ва или за­ко­ны все­лен­ной.

В ком­мен­та­ри­ях к «Шри­мад-Бха­ва­га­там» Шри­ла Праб­ху­па­да пи­шет: «Все жи­вые су­ще­ст­ва долж­ны от­быть оп­ре­де­лён­ный срок в том или ином ма­те­ри­аль­ном те­ле. Этот срок ус­та­нов­лен свы­ше, и он дол­жен ис­течь, пре­ж­де чем они смо­гут пе­ре­се­лить­ся в дру­гое те­ло или под­нять­ся на бо­лее вы­со­кую сту­пень эво­лю­ци­он­ной ле­ст­ни­цы. Убий­ст­во жи­вот­но­го или лю­бо­го дру­го­го су­ще­ст­ва ли­ша­ет его воз­мож­но­сти до кон­ца от­быть срок, от­ве­дён­ный для пре­бы­ва­ния в оп­ре­де­лён­ном те­ле. Че­ло­век ни в ко­ем слу­чае не дол­жен уби­вать дру­гие жи­вые су­ще­ст­ва ра­ди соб­ст­вен­но­го удо­воль­ст­вия, по­то­му что тот, кто ли­ша­ет их жиз­ни, за­пу­ты­ва­ет­ся в се­тях гре­хов­ной дея­тель­но­сти». Ина­че го­во­ря, убий­ст­во жи­вот­но­го за­мед­ля­ет его эво­лю­цию от низ­ших ви­дов к выс­шим, а убий­ца не­из­беж­но бу­дет стра­дать от по­след­ст­вий это­го гре­хов­но­го по­ступ­ка.

Как объ­яс­ня­ет Гос­подь Криш­на в «Бха­га­вад-Ги­те»(5.18), тот, кто по­ни­ма­ет, что все жи­вые су­ще­ст­ва рав­ны ме­ж­ду со­бой, дос­тиг ду­хов­но­го со­вер­шен­ст­ва: «Сми­рен­ный муд­рец, об­ла­даю­щий ис­тин­ным зна­ни­ем, оди­на­ко­во смот­рит на учё­но­го бла­го­род­но­го брах­ма­на (свя­щен­но­слу­жи­те­ля), ко­ро­ву, сло­на, со­ба­ку и со­ба­кое­да (не­при­ка­сае­мо­го)». Там же Криш­на фор­му­ли­ру­ет прин­цип ду­хов­но­го ве­ге­та­ри­ан­ст­ва и при­зы­ва­ет нас сле­до­вать ему: «Пред­ло­жи Мне с лю­бо­вью и пре­дан­но­стью плод, цве­ток, лис­ток или во­ду, и Я при­му их».

А те­перь рас­смот­рим, что го­во­рит по это­му по­во­ду Еван­ге­лие Ес­се­ев от Св. Ио­ан­на:

Но они (уче­ни­ки) от­ве­ти­ли ему: «Как же нам жить, Учи­тель, ибо ты го­во­ришь о жиз­ни веч­ной? Ска­жи нам, ка­ких гре­хов нам долж­но из­бе­гать, что­бы ни­ко­гда не быть боль­ны­ми?»

Ии­сус от­ве­тил: «Да бу­дет вам по ве­ре ва­шей» и сел с ни­ми, го­во­ря:

«Ска­за­но бы­ло им в ста­рые вре­ме­на, ува­жай­те От­ца Не­бес­но­го и Мать Зем­ную, сле­дуй­те то­му, че­му они учат вас, что­бы дни ва­ши на Зем­ле бы­ли длин­ны­ми. Не убий, по­сколь­ку жизнь в сём да­на Бо­гом и да не возь­мет че­ло­век то­го, что Бо­гом да­но. Ибо, ис­тин­но го­во­рю вам, что от од­ной Ма­те­ри про­изош­ла жизнь на этой Зем­ле. А по­се­му тот, кто уби­ва­ет, уби­ва­ет бра­та сво­его, и от­вер­нёт­ся от не­го Зем­ная Мать и пе­ре­ста­нет за­щи­щать его гру­дью сво­ею, и бу­дут из­бе­гать его Её ан­ге­лы, и по­се­лит­ся са­та­на в его те­ле. И плоть уби­тых жи­вот­ных пре­вра­тит его те­ло в гроб. Ибо, ис­тин­но го­во­рю вам, что тот, кто уби­ва­ет, уби­ва­ет са­мо­го се­бя и тот, кто ест плоть уби­тых жи­вот­ных, вку­ша­ет те­ло смер­ти… И их смерть ста­нет его смер­тью… По­сколь­ку пла­та за грех есть смерть. Не уби­вай и не ешь плоть не­вин­ных жертв, ина­че ста­нешь ты ра­бом са­та­ны. И есть это путь стра­да­ния, и ве­дёт он к смер­ти. Но ис­пол­няй во­лю Гос­под­ню, что­бы ан­ге­лы Его мог­ли слу­жить те­бе на пу­ти жиз­ни. Слу­шай, по­се­му, сло­во Гос­под­не: «Вот, Я дал вам вся­кую тра­ву, сею­щую се­мя; вам сие бу­дет в пи­щу; и ка­ж­до­му зве­рю на Зем­ле, и ка­ж­дой пти­це на не­бе; и все­му, что пол­за­ет по Зем­ле, в чём есть ды­ха­ние жиз­ни. Я даю всю зе­лень трав­ную в пи­щу; и, так же, как зе­лень трав­ную, ко­то­рую Я дал им, даю мо­ло­ко их вам. Од­на­ко плоть и кровь жи­вую не ешь­те…»

То­гда дру­гой (уче­ник) ска­зал: «Мои­сей, ве­ли­чай­ший из всех в Из­раи­ле, раз­ре­шил пра­от­цам на­шим есть плоть чис­тых жи­вот­ных и за­пре­тил плоть не­чис­тых. По­че­му же то­гда Ты за­пре­ща­ешь нам есть плоть всех жи­вот­ных? Ка­кой же за­кон идёт от Бо­га, Мои­сея или Твой?»

… Ии­сус про­дол­жал: «Бог по­ве­лел пра­от­цам ва­шим: «Не убий». Но их серд­ца от­вер­де­ли, и они ста­ли уби­вать. То­гда Мои­сей, же­лая, что­бы они, по край­ней ме­ре, не уби­ва­ли лю­дей, раз­ре­шил им уби­вать зве­рей. Но за­тем серд­ца пра­от­цев ва­ших от­вер­де­ли ещё боль­ше, и они ста­ли уби­вать и лю­дей, и зве­рей оди­на­ко­во. Но Я го­во­рю вам: «Не уби­вай­те ни лю­дей, ни зве­рей, ни­че­го из то­го, что идёт к вам в рот. Ибо, ес­ли еди­те пи­щу жи­вую, то даст она вам жизнь, а ес­ли же пи­щу свою убь­ё­те, мерт­вая пи­ща убь­ёт и вас, по­сколь­ку жизнь да­ет жизнь, а смерть ве­дёт к смер­ти. И всё, что уби­ва­ет ва­шу пи­щу, убь­ёт и вас то­же. И те­ла ва­ши ста­нут та­ки­ми, как и пи­ща ва­ша, а дух ваш – та­ким, ка­ко­вы мыс­ли ва­ши…»

«По­это­му ешь­те все­гда со сто­ла Божь­е­го: фрук­ты, на де­ревь­ях рас­ту­щие, зер­но и тра­вы, на по­лях зрею­щие, мо­ло­ко жи­вот­ных и пче­ли­ный мёд. По­сколь­ку ос­таль­ное всё есть са­та­на и ве­дёт это по пу­ти гре­ха и бо­лез­ней к смер­ти. Но пи­ща, ко­то­рую еди­те с обиль­но­го сто­ла Божь­е­го, да­ет си­лу и мо­ло­дость те­лу и ни­ко­гда не уви­ди­те вы бо­лез­ни…»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал