Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Священные Источники о вегетарианстве
Писания всех основных религий запрещают человеку без необходимости убивать другие живые существа. В Ветхом Завете говорится: «Не убий» (Исход, 20: 3); широко распространено ошибочное мнение, что эта заповедь налагает запрет только на убийство человека. Но в оригинале на древнееврейском стоят слова lo tirtzach, точный перевод которых – «не убий», а доктор Рубен Алкалий в «Полном древнееврейском – английском словаре» указывает, что, tirtzach, особенно в классическом древнееврейском языке, относится к убийству любого рода, а не только к убийству человека. Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, всё же не оставляет сомнения, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. В книге Бытия сам Господь говорит: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеящую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Всюду, где в Ветхом Завете говорится об употреблении в пищу мяса, речь идёт о многочисленных запретах и ограничениях. Многие эпизоды ветхозаветной истории свидетельствуют о том, что разрешение на мясную пищу – это лишь уступка упрямому желанию человека. Так в Книге Чисел (11-я глава) рассказывается о том, как недовольные посланной им Господом манной, евреи стали роптать, требуя в пищу мясо. Разгневанный Господь послал им перепелов, но на следующее утро все, кто ел перепелов, были поражены моровой язвой. В более поздних ветхозаветных книгах великие пророки также осуждают мясоедение. Например, в самом начале книги пророка Данила (1: 3-18) описана история, иллюстрирующая преимущества вегетарианской диеты, а в книге пророка Исаии Господь говорит: «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота и крови тельцов и агнцев, и козлов не хочу.(...) И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки обагрены кровью» (Исаия, 1: 11, 11: 15). Большинство христиан убеждено, что Иисус Христос ел мясо, о чём упоминается в нескольких местах Нового Завета. Для многих из них это является серьёзным доводом против вегетарианства. Однако изучение оригинальных греческих рукописей показывает, что множество слов (troph, brome), переводимых обычно как «мясо», на самом деле обозначают пищу или еду в самом широком смысле слова. В Евангелии от Луки (8: 55), например, мы читаем, что Иисус воскресил женщину из мёртвых и «велел дать ей мяса» (имеется в виду английский перевод Нового Завета.) В русском переводе это место звучит: «велел дать ей есть». Греческое слово phago, переводимое здесь как «мясо», на самом деле означает «есть». По-гречески мясо будет kreas (плоть), и ни в одном месте Нового Завета это слово не употребляется в связи с Иисусом Христом. Нигде в Новом Завете прямо не говорится, что Иисус ел мясо. Это согласуется с известным пророчеством Исаии о явлении Иисуса Христа: «Се, Дева во чреве примет и родит сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе». В книге «Так говорил Магомет» (перевод хадисов, сделанный доктором М. Хафизом Сидом) ученики пророка Магомета спрашивают его: «Правда ли, что воздастся нам за то, что мы делаем добро четвероногим и поим их водой?» Магомет отвечает: «Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному». Употребление в пищу мяса, хотя и разрешено в Коране, но так же, как и в Ветхом Завете, ограничено множеством правил и запретов, один из которых гласит» «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призванием любого имени, помимо имени Аллаха (Коран, сура 5.4). Строго говоря, это ограничение, перекликающееся с ветхозаветным (Левит, 17: 14), накладывает запрет на употребление в пищу любого мяса, потому что полностью очистить от крови плоть убитых животных практически невозможно. Господь Будда известен своей проповедью, направленной против убийства животных. Он провозгласил ахимсу (непричинение вреда животному) и вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования. Известны два его афоризма, связанные с этим: «Не убивай быка, который пашет твои поля» и «не потворствуй чревоугодию, которое сопряжено с убийством животных» В «Дхармападе», предвидя возможные отступления от его учения, Господь Будда говорит: «Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясо и сам ел мясо, но знай же, что (...) я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого». Другой афоризм «Дхармапады» предупреждает о печальных последствиях употребления в пищу мяса: «Тот, кто в надежде обрести счастье, мучит или убивает другие живые существа, которые тоже стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни». Ведические писания Индии, относящиеся к добуддийскому периоду, также утверждают, что принцип ахимсы является этической основой вегетарианства. «Мясо невозможно получить, не причинив вреда живым существам, – говорится в «Ману – самхите», древнем своде законов Индии, – поэтому пусть каждый воздержится от употребления мяса». В другом разделе «Ману – самхиты» даётся совет: «Помня о том, каким отвратительным способом добывается мясо, и о той жестокости, с которой содержатся в неволе и убиваются живые существа, человек должен раз и навсегда отказаться от употребления в пищу мяса». В «Махабхарате» (эпической поэме, которая считается самой большой поэмой в мире) есть множество предписаний, запрещающих убивать животных. Вот некоторые из них: «Тот, кто наращивает своё мясо, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он ни родился»; «Нет на свете более жестокого и эгоистичного человека, чем тот, кто увеличивает свою плоть, поедая плоть невинных животных»; «Тот, кто хочет долго жить, сохранив красоту, твердую память и хорошее здоровье, а также обладать физической, моральной и духовной силой, должен воздерживаться от животной пищи». Все живые существа наделены душой. В «Бхагавад-Гите» Кришна говорит, что душа является источником сознания и животворящей силой в теле каждого живого существа. Согласно Ведам живое существо, которое находится на более низкой ступени развития, чем человек, постепенно поднимается по эволюционной лестнице, пока, в конце концов, не получит человеческое тело. Только та душа, которая обрела человеческое тело, может обратить своё сознание и перенестись в момент смерти в духовный мир. Чтобы достичь этого, человек должен подчиняться всем законам, будь то законы государства или законы вселенной. В комментариях к «Шримад-Бхавагатам» Шрила Прабхупада пишет: «Все живые существа должны отбыть определённый срок в том или ином материальном теле. Этот срок установлен свыше, и он должен истечь, прежде чем они смогут переселиться в другое тело или подняться на более высокую ступень эволюционной лестницы. Убийство животного или любого другого существа лишает его возможности до конца отбыть срок, отведённый для пребывания в определённом теле. Человек ни в коем случае не должен убивать другие живые существа ради собственного удовольствия, потому что тот, кто лишает их жизни, запутывается в сетях греховной деятельности». Иначе говоря, убийство животного замедляет его эволюцию от низших видов к высшим, а убийца неизбежно будет страдать от последствий этого греховного поступка. Как объясняет Господь Кришна в «Бхагавад-Гите»(5.18), тот, кто понимает, что все живые существа равны между собой, достиг духовного совершенства: «Смиренный мудрец, обладающий истинным знанием, одинаково смотрит на учёного благородного брахмана (священнослужителя), корову, слона, собаку и собакоеда (неприкасаемого)». Там же Кришна формулирует принцип духовного вегетарианства и призывает нас следовать ему: «Предложи Мне с любовью и преданностью плод, цветок, листок или воду, и Я приму их». А теперь рассмотрим, что говорит по этому поводу Евангелие Ессеев от Св. Иоанна: Но они (ученики) ответили ему: «Как же нам жить, Учитель, ибо ты говоришь о жизни вечной? Скажи нам, каких грехов нам должно избегать, чтобы никогда не быть больными?» Иисус ответил: «Да будет вам по вере вашей» и сел с ними, говоря: «Сказано было им в старые времена, уважайте Отца Небесного и Мать Земную, следуйте тому, чему они учат вас, чтобы дни ваши на Земле были длинными. Не убий, поскольку жизнь в сём дана Богом и да не возьмет человек того, что Богом дано. Ибо, истинно говорю вам, что от одной Матери произошла жизнь на этой Земле. А посему тот, кто убивает, убивает брата своего, и отвернётся от него Земная Мать и перестанет защищать его грудью своею, и будут избегать его Её ангелы, и поселится сатана в его теле. И плоть убитых животных превратит его тело в гроб. Ибо, истинно говорю вам, что тот, кто убивает, убивает самого себя и тот, кто ест плоть убитых животных, вкушает тело смерти… И их смерть станет его смертью… Поскольку плата за грех есть смерть. Не убивай и не ешь плоть невинных жертв, иначе станешь ты рабом сатаны. И есть это путь страдания, и ведёт он к смерти. Но исполняй волю Господню, чтобы ангелы Его могли служить тебе на пути жизни. Слушай, посему, слово Господне: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя; вам сие будет в пищу; и каждому зверю на Земле, и каждой птице на небе; и всему, что ползает по Земле, в чём есть дыхание жизни. Я даю всю зелень травную в пищу; и, так же, как зелень травную, которую Я дал им, даю молоко их вам. Однако плоть и кровь живую не ешьте…» Тогда другой (ученик) сказал: «Моисей, величайший из всех в Израиле, разрешил праотцам нашим есть плоть чистых животных и запретил плоть нечистых. Почему же тогда Ты запрещаешь нам есть плоть всех животных? Какой же закон идёт от Бога, Моисея или Твой?» … Иисус продолжал: «Бог повелел праотцам вашим: «Не убий». Но их сердца отвердели, и они стали убивать. Тогда Моисей, желая, чтобы они, по крайней мере, не убивали людей, разрешил им убивать зверей. Но затем сердца праотцев ваших отвердели ещё больше, и они стали убивать и людей, и зверей одинаково. Но Я говорю вам: «Не убивайте ни людей, ни зверей, ничего из того, что идёт к вам в рот. Ибо, если едите пищу живую, то даст она вам жизнь, а если же пищу свою убьёте, мертвая пища убьёт и вас, поскольку жизнь дает жизнь, а смерть ведёт к смерти. И всё, что убивает вашу пищу, убьёт и вас тоже. И тела ваши станут такими, как и пища ваша, а дух ваш – таким, каковы мысли ваши…» «Поэтому ешьте всегда со стола Божьего: фрукты, на деревьях растущие, зерно и травы, на полях зреющие, молоко животных и пчелиный мёд. Поскольку остальное всё есть сатана и ведёт это по пути греха и болезней к смерти. Но пища, которую едите с обильного стола Божьего, дает силу и молодость телу и никогда не увидите вы болезни…»
|