Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эти­че­ский ас­пект ве­ге­та­ри­ан­ской дие­ты






За­ду­ма­ет­ся ли мыс­ля­щий че­ло­век о том, ка­ко­во же ис­тин­ное по­ло­же­ние че­ло­ве­ка? Чем он гор­дит­ся, ко­гда его на­зы­ва­ют или он сам счи­та­ет се­бя бла­го­род­ней­шим из соз­да­ний, вер­ши­ной и вен­цом Тво­ре­ния? Не яв­ля­ет­ся ли его дви­же­ние оп­ро­мет­чи­вым? Не на­хо­дит­ся ли он на краю об­ры­ва у глу­бо­кой про­пас­ти, го­то­вый вот–вот сва­лить­ся вниз? Сво­им соб­ст­вен­ным без­рас­суд­ным по­ве­де­ни­ем он под­вер­га­ет се­бя опас­но­сти по­лу­чить воз­мез­дие со сто­ро­ны мсти­тель­ной При­ро­ды. Че­ло­век по­сто­ян­но на­хо­дит­ся на гра­ни пол­но­го фи­зи­че­ско­го и мо­раль­но­го унич­то­же­ния.

Че­ло­век учил­ся у ди­ких жи­вот­ных до­бы­вать се­бе пи­щу в дре­му­чих ле­сах и по­ны­не про­дол­жа­ет вес­ти се­бя как ди­карь. Он не толь­ко по­еда­ет плоть не­вин­ных жи­вот­ных, та­ких как ко­ро­вы, ко­зы, ов­цы и оле­ни, а так­же птиц и рыб, но и по­ку­ша­ет­ся на че­ло­ве­че­скую плоть и кровь для удов­ле­тво­ре­ния сво­ей не­на­сыт­ной жа­ж­ды к зо­ло­ту и про­че­му бо­гат­ст­ву. Он ещё не пол­но­стью ус­во­ил урок воз­ве­ли­чи­ва­ния се­бя, гор­до на­зы­вая это про­грес­сом. Ему сто­ит за­ду­мать­ся над ос­нов­ны­ми прин­ци­па­ми, про­воз­гла­шае­мы­ми Мас­те­ра­ми по по­во­ду ве­ге­та­ри­ан­ско­го пи­та­ния. Да­же ово­щи, и те хра­нят в се­бе скры­тую жизнь, как уже до­ка­за­но со­вре­мен­ной ми­ро­вой нау­кой. Од­на­ко по­сколь­ку нам всё рав­но при­хо­дит­ся ис­пол­нять свою роль в этом спек­так­ле жиз­ни на сце­не ми­ра, не­об­хо­ди­мо как-то под­дер­жи­вать своё су­ще­ст­во­ва­ние, и, что­бы ду­ша и те­ло ос­та­ва­лись вме­сте, нам ос­та­ёт­ся пи­тать­ся тем, что да­ёт зем­ля.

Да, без­ус­лов­но, в ово­щах, фрук­тах и зер­но­вых есть жизнь. Ос­нов­ной ха­рак­те­ри­сти­кой жиз­ни яв­ля­ет­ся рост и рас­пад. Это из­вест­но с древ­ней­ших вре­мен. Это да­ле­ко не но­вое от­кры­тие, хо­тя уче­ные, от­крыв­шие эту ис­ти­ну за­но­во, счи­та­ют её сво­им соб­ст­вен­ным дос­ти­же­ни­ем.

А те­перь да­вай­те рас­смот­рим глав­ное. Во всём Тво­ре­нии за­кон При­ро­ды та­ков, что са­ма жизнь под­дер­жи­ва­ет жизнь. По­доб­но су­ще­ст­вам дру­гих ви­дов жиз­ни, че­ло­век так­же под­дер­жи­ва­ет свою жизнь, по­едая то, что со­дер­жит жизнь. Внеш­не, кар­ми­че­ски, че­ло­век яв­ля­ет­ся чле­ном од­ной се­мьи вме­сте с ос­таль­ны­ми су­ще­ст­ва­ми бо­лее низ­ких форм жиз­ни, та­ких как жи­вот­ные, пре­смы­каю­щие­ся, и т.д.

При­ро­да рас­по­ла­га­ет ещё од­ной дви­жу­щей си­лой, дей­ст­вую­щей в ма­те­ри­аль­ном ми­ре. Это – за­кон эво­лю­ции. В со­от­вет­ст­вии с ним все жи­вые су­ще­ст­ва пе­ре­хо­дят от од­ной сту­пе­ни к дру­гой. Про­дви­га­ясь от бо­лее низ­кой фор­мы к бо­лее вы­со­кой, ка­ж­дое су­ще­ст­во при­об­ре­та­ет боль­шую цен­ность по срав­не­нию с пре­ды­ду­щей бо­лее низ­кой фор­мой. По­ка­за­те­лем оп­ре­де­ле­ния внеш­ней и внут­рен­ней стои­мо­сти лю­бо­го су­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся ма­те­рия и ин­тел­лект. Чем цен­нее со­став­ляю­щие ком­по­нен­ты ма­те­рии, на­хо­дя­щие­ся в рас­смат­ри­вае­мой фор­ме, тем боль­ший ин­тел­лект при­сущ этой фор­ме, а зна­чит и вы­ше её цен­ность. Не­за­ви­си­мо от то­го, об­ра­ща­ет че­ло­век на это вни­ма­ние или нет, Свя­тые зна­ко­мят че­ло­ве­ка с этим за­ко­ном, что­бы ка­ж­дый мог пе­ре­стро­ить своё пи­та­ние и, по воз­мож­но­сти, умень­шить дей­ст­вие кар­ми­че­ских це­пей, в ко­то­рые он не­из­беж­но по­па­да­ет.

Ка­ж­дый вид пи­щи по-сво­ему воз­дей­ст­ву­ет на че­ло­ве­ка, пре­пят­ст­вуя дос­ти­же­нию выс­шей це­ли: са­мо­по­зна­нию и Бо­го­реа­ли­за­ции. Этот за­кон сов­па­да­ет с тем, как че­ло­век обыч­но по­сту­па­ет, хо­тя он и не по­доз­ре­ва­ет о при­чи­не сво­их по­ступ­ков. Срав­не­ние ни­же­ука­зан­ных фак­тов из по­все­днев­ной жиз­ни че­ло­ве­ка под­твер­дит, к ве­ли­ко­му его изум­ле­нию, что при­ни­мае­мое им в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни пол­но­стью со­гла­су­ет­ся с толь­ко что опи­сан­ным за­ко­ном При­ро­ды.

Те­ло че­ло­ве­ка с пя­тью тат­ва­ми, или со­зи­даю­щи­ми со­став­ны­ми эле­мен­та­ми, – зем­ли, во­ды, ог­ня, воз­ду­ха и эфи­ра – при ус­ло­вии его пол­ной ак­тив­но­сти, счи­та­ет­ся са­мым цен­ным. Вот по­че­му он воз­глав­ля­ет спи­сок су­ществ Тво­ре­ния, и зна­чит­ся вто­рым по­сле Бо­га, сво­его Соз­да­те­ля. Убий­ст­во че­ло­ве­ком сво­их со­брать­ев счи­та­ет­ся са­мым мерз­ким пре­сту­п­ле­ни­ем и за­слу­жи­ва­ет выс­шей ме­ры на­ка­за­ния, т.е. смерт­ной каз­ни. Сле­дую­щи­ми по цен­но­сти зна­чат­ся чет­ве­ро­но­гие, или жи­вот­ные, имею­щие че­ты­ре дей­ст­вую­щих в них тат­вы, а пя­тый эфир­ный эле­мент в них поч­ти пол­но­стью от­сут­ст­ву­ет или на­хо­дит­ся в очень не­боль­шом ко­ли­че­ст­ве. Бес­смыс­лен­ное убий­ст­во жи­во­го су­ще­ст­ва вле­чёт за со­бой на­ка­за­ние, эк­ви­ва­лент­ное цен­но­сти это­го жи­вот­но­го. За­тем сле­ду­ют пти­цы, в ко­то­рых дей­ст­ву­ют три эле­мен­та, т.е. во­да, огонь и воз­дух, и по­это­му цен­ность их ни­же. Ещё ме­нее цен­ны­ми яв­ля­ют­ся су­ще­ст­ва с дву­мя ак­тив­ны­ми эле­мен­та­ми, зем­лей и ог­нем. При этом три дру­гих эле­мен­та на­хо­дят­ся в ла­тент­ном со­стоя­нии. Это – реп­ти­лии, чер­ви и на­се­ко­мые, ко­то­рых уби­ва­ют и да­вят без ма­лей­ше­го со­жа­ле­ния, так как за них нет поч­ти ни­ка­ко­го на­ка­за­ния. Са­мой низ­кой цен­но­стью об­ла­да­ют кор­ни, ово­щи и фрук­ты, в ко­то­рых в ос­нов­ном при­сут­ст­ву­ет толь­ко один ак­тив­ный эле­мент – во­да, в то вре­мя как дру­гие че­ты­ре эле­мен­та на­хо­дят­ся в дрем­лю­щем со­стоя­нии. Та­ким об­ра­зом, с точ­ки зре­ния кар­мы, наи­мень­шее на­ка­за­ние сле­ду­ет за ис­поль­зо­ва­ние в пи­щу фрук­тов и ово­щей, по­сколь­ку, по­треб­ляя их, че­ло­век при­об­ре­та­ет мень­ше все­го кар­ми­че­ских дол­гов. По­это­му он дол­жен до­воль­ст­во­вать­ся имен­но та­кой пи­щей до тех пор, по­ка не смо­жет от­ка­зать­ся от неё пол­но­стью и не най­дёт то­го, что бы во­все не влек­ло за со­бой ни­ка­ких по­след­ст­вий. (Сант Кир­пал Сингх «Ко­ле­со жиз­ни», с. 78 – 80)

По мне­нию мно­гих, са­мым важ­ным ар­гу­мен­том в поль­зу ве­ге­та­ри­ан­ско­го пи­та­ния яв­ля­ют­ся эти­че­ские со­об­ра­же­ния. Те, кто ста­но­вит­ся ве­ге­та­ри­ан­цем из эти­че­ских со­об­ра­же­ний, ос­но­вы­ва­ют­ся на убе­ж­де­нии, что дру­гие соз­да­ния так же име­ют чув­ст­ва и ис­пы­ты­ва­ют эмо­ции, сход­ные с эмо­ция­ми че­ло­ве­ка. Та­кое убе­ж­де­ние за­став­ля­ет че­ло­ве­ка быть бо­лее ос­мот­ри­тель­ным в сво­их дей­ст­ви­ях и ста­рать­ся не при­чи­нять стра­да­ния дру­гим жи­вым су­ще­ст­вам.

Очерк «Эти­ка ве­ге­та­ри­ан­ст­ва», опуб­ли­ко­ван­ный в жур­на­ле «Се­ве­ро­аме­ри­кан­ско­го ве­ге­та­ри­ан­ско­го об­ще­ст­ва», раз­вен­чи­ва­ет кон­цеп­цию так на­зы­вае­мо­го «гу­ман­но­го убий­ст­ва жи­вот­ных»: «В на­ши дни мно­гие лю­ди ус­по­каи­ва­ют се­бя мыс­лью о том, что жи­вот­ных те­перь уби­ва­ют «гу­ман­ны­ми» спо­со­ба­ми, и ос­та­ют­ся глу­хи к лю­бым ар­гу­мен­там, до­ка­зы­ваю­щим амо­раль­ность упот­реб­ле­ния в пи­щу мя­са. К со­жа­ле­нию, эти пред­став­ле­ния не име­ют ни­че­го об­ще­го с прав­дой жиз­ни и... смер­ти.

Убой­ные жи­вот­ные, ко­то­рые всю свою жизнь про­во­дят в не­во­ле, об­ре­че­ны на жал­кое, му­чи­тель­ное су­ще­ст­во­ва­ние. Они по­яв­ля­ют­ся на свет в ре­зуль­та­те ис­кус­ст­вен­но­го осе­ме­не­ния, под­вер­га­ют­ся жес­то­кой ка­ст­ра­ции и сти­му­ля­ции гор­мо­на­ми, их от­карм­ли­ва­ют не­ес­те­ст­вен­ной пи­щей и, в кон­це кон­цов, в ужас­ных ус­ло­ви­ях ве­зут ту­да, где их ожи­да­ет смерть. Тес­ные за­го­ны, элек­три­че­ские стре­ка­ла и не­опи­суе­мый ужас, в ко­то­ром они по­сто­ян­но пре­бы­ва­ют, – всё это по-преж­не­му яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью» но­вей­ших» спо­со­бов раз­ве­де­ния, пе­ре­воз­ки и убоя жи­вот­ных. За­кры­вать гла­за на всё это и про­тес­то­вать лишь про­тив бес­че­ло­веч­ной жес­то­ко­сти по от­но­ше­нию к жи­вот­ным в по­след­ние се­кун­ды их жиз­ни – зна­чит иметь весь­ма смут­ные пред­став­ле­ния о смыс­ле сло­ва «гу­ман­ный».

Прав­да об убий­ст­ве жи­вот­ных ма­ло­при­вле­ка­тель­ная – про­мыш­лен­ные ско­то­бой­ни на­по­ми­на­ют кар­ти­ны ада. Прон­зи­тель­но кри­ча­щих жи­вот­ных ог­лу­ша­ют уда­ра­ми мо­ло­та, элек­три­че­ским то­ком или вы­стре­ла­ми из пнев­ма­ти­че­ских пис­то­ле­тов. За­тем их под­ве­ши­ва­ют за но­ги на транс­пор­тёр, ко­то­рый ве­зёт их по це­хам этой фаб­ри­ки смер­ти. Ещё жи­вым им пе­ре­ре­за­ют глот­ку и сди­ра­ют с них шку­ру, так что они уми­ра­ют от по­те­ри кро­ви. Труд­но по­нять, по­че­му кон­вен­ции и со­гла­ше­ния, ого­ва­ри­ваю­щие ус­ло­вия об­ра­ще­ния с до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и да­же с ла­бо­ра­тор­ны­ми кры­са­ми, не рас­про­стра­ня­ют­ся на сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных жи­вот­ных, ко­то­рых уве­чат и без­жа­ло­ст­но уби­ва­ют на ско­то­бой­нях.

Мно­гие лю­ди, не ко­леб­лясь, от­ка­за­лись бы от мяс­ной пи­щи, ес­ли бы им до­ве­лось по­бы­вать на ско­то­бой­не или при­шлось са­мим уби­вать жи­вот­ных, мя­со ко­то­рых они едят. По­это­му бы­ло бы очень по­лез­но сде­лать по­се­ще­ние ско­то­бо­ен обя­за­тель­ным для всех, кто пи­та­ет­ся мя­сом. («Эти­ка ве­ге­та­ри­ан­ст­ва», жур­нал Се­ве­ро­аме­ри­кан­ско­го ве­ге­та­ри­ан­ско­го об­ще­ст­ва)

Че­ло­век яв­ля­ет­ся ча­стью боль­шой се­мьи Бо­га. Нам не по­зво­ле­но уби­вать ко­го-ли­бо из чле­нов на­шей се­мьи ра­ди то­го, что­бы жить. На са­мом де­ле за­кон гла­сит, что мы долж­ны жить на внут­рен­ней пи­ще: «Я – Хлеб Жиз­ни, Я – Во­да Жиз­ни». Но на­чи­наю­щим это труд­но. По­это­му нам да­на пи­ща, ко­то­рая тре­бу­ет наи­мень­шей кар­ми­че­ской пла­ты. Это ос­но­ва­но на сте­пе­ни цен­но­сти про­дук­тов. Наи­мень­шую цен­ность име­ют ово­щи, рас­ту­щие на сто­ле этой зем­ли. Сле­дую­щи­ми по цен­но­сти яв­ля­ют­ся жи­вые су­ще­ст­ва во­ды. Ещё боль­шую цен­ность име­ют пти­цы, за ни­ми сле­ду­ют чет­ве­ро­но­гие. Наи­выс­шую цен­ность – тут да­же не­воз­мож­но го­во­рить о цен­но­сти – име­ет че­ло­век. И ко­гда уби­ва­ют че­ло­ве­ка – это дей­ст­ви­тель­но ог­ром­ный, ужас­ный грех, по­то­му что он – дом Бо­га, сын Бо­га, в нём пре­бы­ва­ет Бог! Уби­вать че­ло­ве­ка нель­зя. По­это­му ар­мия и дру­гие сис­те­мы, де­лаю­щие это, яв­ля­ют­ся очень жес­то­ки­ми.

…Ес­ли мы мо­жем по­стро­ить дом из кам­ней и кир­пи­чей, за­чем нам ис­поль­зо­вать та­кие ма­те­риа­лы, как зо­ло­то и се­реб­ро? Ко­неч­но, дом мож­но по­стро­ить и из них, но он бу­дет слиш­ком до­ро­гим. Он бу­дет сто­ить очень до­ро­го, слиш­ком до­ро­го, и ра­ди это­го нам при­дёт­ся очень тя­же­ло ра­бо­тать. По­это­му нам ре­ко­мен­ду­ет­ся жить на са­мых де­шё­вых ве­щах. Пи­тать­ся раз­ре­ша­ет­ся ово­ща­ми, ко­то­рые, не­со­мнен­но, то­же вле­кут за со­бой оп­ре­де­лён­ную пла­ту, но без пи­щи мы не мо­жем жить, и по­это­му мы мо­жем их упот­реб­лять в пи­щу.

Имен­но в этом со­сто­ит ос­нов­ной смысл ве­ге­та­ри­ан­ско­го пи­та­ния. Ес­ли вы бу­де­те упот­реб­лять в пи­щу ка­кие-ни­будь цен­ные про­дук­ты, они ста­нут для вас ог­ром­ным кар­ми­че­ским бре­ме­нем, и ваш путь к Бо­гу бу­дет бло­ки­ро­ван. Ни­кто не смо­жет вам по­мочь. А ес­ли вам не на­до ни­ко­му пла­тить, вы смо­же­те ид­ти впе­рёд бес­пре­пят­ст­вен­но.

Убий­ст­во – это дру­гое де­ло. Что­бы уби­вать дру­гих, нуж­но иметь серд­це из кам­ня. Ес­ли бы нам, для то­го, что­бы есть жи­вот­ных, при­шлось их уби­вать са­мим, ду­маю, что 90% лю­дей пе­ре­ста­ли бы упот­реб­лять в пи­щу мя­со, так как са­ми они не смог­ли бы уби­вать. Они бы ре­ши­ли: «Бу­дем жить без убий­ст­ва и есть ка­кую-ни­будь дру­гую пи­щу, ко­то­рая не свя­за­на с убий­ст­вом». Та­кие при­ме­ры есть, и лю­ди пе­ре­ста­ют есть мя­со. Но мы не за­ду­мы­ва­ем­ся об этом. Мы идём на ры­нок и по­ку­па­ем мя­со мёрт­вых жи­вот­ных. Мы про­дол­жа­ем по­ку­пать его и до­бав­ля­ем в се­бя мёрт­вую ма­те­рию.

Мы долж­ны пи­тать­ся жи­вым. Жи­вое сде­ла­ет нас жи­вы­ми, и та­ко­вы­ми яв­ля­ют­ся ово­щи. Нам не­об­хо­ди­мо пред­по­чи­тать не­ва­рё­ную, не­об­ра­бо­тан­ную пи­щу. Это на­ша на­стоя­щая пи­ща. Ва­рё­ные, об­ра­бо­тан­ные про­дук­ты – это не пи­ща для нас. Обыч­но лю­ди пред­по­чи­та­ют ва­рё­ную пи­щу, счи­тая, что в ней ещё есть ви­та­ми­ны и дру­гие по­лез­ные ве­ще­ст­ва. Но на­стоя­щая на­ша пи­ща это со­ки, са­ла­ты, сы­рые про­дук­ты, а так же про­ра­щен­ные зёр­на.

В Ин­дии я ви­дел лю­дей, ко­то­рые на­ча­ли ин­тен­сив­ные ме­ди­та­ции и са­ми пе­ре­шли на про­ра­щен­ные зёр­на. Рань­ше мы им пы­та­лись их да­вать, но это им не нра­ви­лось. Но ко­гда они по­ме­ди­ти­ро­ва­ли 2-3 го­да, их от­но­ше­ние к пи­ще ав­то­ма­ти­че­ски из­ме­ни­лось. Все­му хо­ро­ше­му учит Бог из­нут­ри. Ко­гда нет Бо­га, не­га­тив­ная си­ла обу­ча­ет все­му ужас­но­му. В этом ос­нов­ная при­чи­на на­ше­го не­по­ни­ма­ния, что яв­ля­ет­ся хо­ро­шим, а что – пло­хим. По­это­му луч­ший кри­те­рий оцен­ки – вве­сти Бо­га в свою жизнь. Мас­тер да­ёт вам связь со Свя­ты­ми Све­том и Зву­ком. Ра­бо­тай­те над ней, и то­гда всё хо­ро­шее вой­дёт в вас, а всё пло­хое по­ки­нет вас, но кое-что не­об­хо­ди­мо уст­ро­ить на фи­зи­че­ском, мен­таль­ном и ин­тел­лек­ту­аль­ном уров­нях, так как они то­же яв­ля­ют­ся ат­ри­бу­та­ми на­шей жиз­ни. (Сант Та­кар Сингх, МК Оре­гон, США, 1997 г.)

Джордж Бер­нард Шоу ули­чал лю­дей в ли­це­ме­рии: «Ко­гда че­ло­век хо­чет убить ти­гра, это на­зы­ва­ет­ся спор­том, а ко­гда тигр хо­чет убить че­ло­ве­ка, это на­зы­ва­ет­ся жес­то­ко­стью»

Лев Тол­стой пи­сал, что, уби­вая жи­вот­ных ра­ди про­пи­та­ния, «че­ло­век по­дав­ля­ет в се­бе выс­шие ду­хов­ные чув­ст­ва – со­стра­да­ние и жа­лость к дру­гим жи­вым су­ще­ст­вам, по­доб­ным ему, – и, пе­ре­сту­пая че­рез се­бя, ожес­то­ча­ет своё серд­це» Он так­же пре­ду­пре­ж­дал: «Как мож­но на­де­ять­ся, что на зем­ле во­ца­рит­ся мир и про­цве­та­ние, ес­ли на­ши те­ла яв­ля­ют­ся жи­вы­ми мо­ги­ла­ми, в ко­то­рых по­гре­бе­ны уби­тые жи­вот­ные?»

Ут­ра­чи­вая ува­же­ние к жиз­ни жи­вот­ных, лю­ди пе­ре­ста­ют це­нить и че­ло­ве­че­скую жизнь. Две ты­ся­чи ше­сть­сот лет на­зад Пи­фа­гор го­во­рил: «Те, кто уби­ва­ет жи­вот­ных для то­го, что­бы есть их плоть, мо­гут не за­ду­мы­ва­ясь унич­то­жать и се­бе по­доб­ных». Мы стра­шим­ся вра­же­ских ору­дий, бомб и ра­кет, но спо­кой­но за­кры­ва­ем гла­за на смерт­ную боль и ужас, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ют еже­год­но уби­вае­мые для на­ше­го про­пи­та­ния пол­то­ра мил­ли­ар­да ко­ров, овец и сви­ней и 22, 5 мил­ли­ар­да птиц. Ко­ли­че­ст­во ры­бы, вы­лав­ли­вае­мой ка­ж­дый год ис­чис­ля­ет­ся трил­лио­на­ми, не го­во­ря уже о де­сят­ках мил­лио­нов жи­вот­ных, за­му­чен­ных в «ла­ге­рях пы­ток» – ме­ди­цин­ских и на­уч­ных ла­бо­ра­то­ри­ях, и о жи­вот­ных, ко­то­рых уби­ва­ют ра­ди ме­ха, ко­жи или про­сто ра­ди раз­вле­че­ния на охо­те. У ко­го по­вер­нёт­ся язык от­ри­цать, что по­доб­ные звер­ст­ва ожес­то­ча­ют на­ши серд­ца?

Ле­о­нар­до да Вин­чи пи­сал «По­ис­ти­не че­ло­век – царь зве­рей, ибо сво­ей жес­то­ко­стью он на­мно­го пре­вос­хо­дит их. Мы жи­вём це­ной жиз­ни дру­гих. На­ши те­ла хо­дя­чие клад­би­ща!» И да­лее: «При­дёт вре­мя, ко­гда лю­ди бу­дут смот­реть на убий­цу жи­вот­но­го так же, как они смот­рят сей­час на убий­цу че­ло­ве­ка»

Ма­хат­ма Ган­ди счи­тал, что эти­че­ские прин­ци­пы яв­ля­ют­ся бо­лее вес­ким ос­но­ва­ни­ем для то­го, что­бы стать ве­ге­та­ри­ан­цем, чем за­бо­та о соб­ст­вен­ном здо­ро­вье. «Я убе­ж­дён, – пи­сал он, – что ес­ли мы стре­мим­ся к ду­хов­но­му со­вер­шен­ст­во­ва­нию, то долж­ны пре­кра­тить уби­вать на­ших мень­ших брать­ев ра­ди удов­ле­тво­ре­ния сво­их фи­зи­че­ских по­треб­но­стей». Ему же при­над­ле­жит из­ре­че­ние: «О ве­ли­чии стра­ны и её нрав­ст­вен­ном со­стоя­нии мож­но су­дить по то­му, как в ней от­но­сят­ся к жи­вот­ным».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал