![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воин Шахов о вилюйских якутах
Исследователи, которые отрицают старожильчество якутов на Вилюе в дорусскую эпоху, обычно любят ссылаться на донесение боярского сына Воина Шахова, датированное 1637 годом. Он сообщает о каких-то непорядках и бесчинствах, чинимых ясашными людьми кункогирского рода, которые «приступаючи», надо полагать, к зимовьям убили «двадцать три человека»... Дело происходило «на Лене реке усть- Вилюя реки». Дальше в донесении говорится: «...а вверх де Вилюя от тунгусов от ясашных людей промышленным людем грабеж большой и воровства многие на соболиных промыслах, грабят и запас и соболи и котлы и топоры и собаки отнимают». И. И. Майнов, ссылаясь на это сообщение Шахова, спешит сделать такое заключение: «Обитателями нижнего Ви люя тут определенно указаны кункогирцы, т. е. тунгусы»[245]. С таким выводом мы не можем согласиться. Воин Шахов просто информирует об одном частном случае. Он не говорит, что у устья Вилюя среди местного населения кункагиры составляют большинство. Из донесения Шахова, наоборот, ясно видно, что у устья Вилюя в те времена, как и теперь, жили якуты, ибо он посылает десять сороков девять соболей «с усть Вилюя реки с тунгусов и с якутов, с конных и пеших». В том же донесении говорится об изымании «мужика конных якутов роду тагусы и под того мужика в 147 году взято с роду того три сорока соболей». Поэтому нам трудно понять ход рассуждений Майнова, который утверждает: «Но во всяком случае основным населением низовий Вилюя, по сообщениям Воина Шахова, следует признать тунгусов». Если кункагиры приступают к Усть-Вилюйскому зимовью, вероятно, чтобы отбить задержанных там аманатов и уйти в дальние леса, то это ещё не значит, что они обязательно должны жить тут же у устья Вилюя. Они могли бродить далеко севернее Вилюя в сторону Жиганска или даже на правом берегу Лены по Верхоянскому хребту, но иметь выходы у устья Вилюя. Мы уже имели случай указать, что искони в определенное время года тунгусы приближались к районам якутских населений для торгового обмена. Например, тунгусы 7-ми кангаласских родов бродили на обширном пространстве, заключенном между Леной, Олекмой и верхним течением Алдана, но каждую весну они прикочевывали на правый берег Лены в район поселений Мальжегарских наслегов Западно-Кангаласского улуса. Вообще обхват передвижений тунгусов бывает чрезвычайно велик. Так тунгусы Есейского озера (они сами именуют себя якутами) ежегодно отправляются вниз по р. Оленеку до самого побережья Ледовитого океана, доходят до устья Лены, проводят на тундре лето, а осенью кочуют обратно к озеру Есей, проходя взад и вперед свыше четырех тысяч км. Это обстоятельство констатировано нами в 1924 году в бытность на устье р. Оленека. Если бы тунгусы не имели установленных обычаем пунктов выхода в черте оседлых поселений, то они, конечно, были бы абсолютно неуловимы для казаков. Последние, заставая их то там, то тут, и прикрепляя путем задержания аманатов к своим зимовьям, могли считать их приписанными к определенному пункту, но это, конечно, не значит, что они тут в узко ограниченном районе и живут. И вот почему те тунгусские роды, которые платили ясак в вилюйских зимовьях, ещё не могут быть приписаны к населению собственно Вилюя. Не только Воин Шахов, но даже более современные администраторы не считали нужным интересоваться, где тунгусы проводят разные времена года. Все тунгусские роды, которые совместно с якутами платили ясак в трех вилюйских зимовьях, можно уверенно сказать, не имели ничего общего с Вилюе-Ленским плоскогорьем, сплошь занятым якутами. Майнов особенно обращает внимание на количество аманатов — якутских и тунгусских. Воин Шахов захватил на Вилюе 8 аманатов, из них семеро были тунгусы и лишь один якут[246]. По донесению якутского воеводы Барнешлева, относящемуся к 1676 г., в Средневилюйском зимовье содержалось 5 аманатов, а «якуты ясак платят без аманатов», в Верхневилюйском зимовье содержалось 10 тунгусских аманатов, а о якутах тоже говорится, что они платят без аманатов. Ссылаясь на эти документы, Майнов пишет: «Большее число аманатов в двух последних зимовьях с несомненностью указывает на то, что большинство населения их районов состояло в то время все ещё из тунгусов, более воинственных и непокорных, чем якуты»[247]. Никакой «несомненности» о преобладании в Вилюйском крае тунгусского населения тут не имеется. Это лишь подтверждает наше положение: тунгусы бродят, бог весть, где, без «емли» аманатов их и не принудишь снова явиться с поклоном и пушниной, а оседлому якуту некуда деваться, он живет в одном месте. Поэтому он и платит ясак без аманатов. Да и казак-завоеватель, видя, что якут живет домашним скотом и рыболовством, должен был понимать, что он никуда не денется, следовательно, забирать от него аманатов значило бы делиться с ним своим хлебным пайком и без того не великим, совершенно непроизводительно. Гипотеза Майнова о пропорциональности количества аманатов в трех вилюйских зимовьях с численностью коренного населения не выдерживает никакой критики. Именно потому, что тунгусы не местный народ, что они около вилюй ских зимовий имели только сезонные выходы для товарообмена и что в остальное время года и ворон не разыщет их табора, казаки не рисковали выпускать из рук тунгусских аманатов. Оленный тунгус-охотник среди оседлых якутов только временный, сезонный гость, а пределы его кочеваний по тайге необозримы. Какая огромная площадь нужна для прокормления охотников, можно судить по упомянутым выше тунгусам 7-ми кангаласских родов. По численности все они, вместе взятые, не превышают население одного среднего якутского наслега. По данным самого Майнова[248], в этих 7-ми кангаласских родах 643 муж. и 472 жен., всего 1015 д. об. п. Пределы их охотничьего района очерчены у Майнова же: «Обитали в горных местностях по верхнему течению рек Алдана и Амги, по рекам Ботаме и Талбе с их притоками», т. е. фактически занимали всю обширную область, заключенную между Леной, Алданом и Олекмой, начиная с устья р. Ботамы. Эта территория по своей обширности совсем не уступит всему Вилюе-Ленскому плоскогорью, в длину тянется на 600 км, в ширину на 400 км. А в смысле обилия всякого зверя, конечно, много богаче последнего. Как мы говорили выше, упомянутые семь тунгусских родов получили свое официальное название от имени Кангаласского улуса, на территорию которого они имели постоянные выходы для товарообмена. По логике Майнова, руководствуясь одними казенными документами, их тоже можно было бы причислить к коренным обитателям Кангаласского улуса. Донесение Воина Шахова самым убедительным образом опровергает необоснованную гипотезу о колонизации якутами обширного Вилюйского края лишь после нашествия русских. Он дает такие показания: «Был де он на государевой службе на Вилюе реке семь лет и всякие места и иноземцев рассмотрел, и иноземцев де с усть Вилюя реки и вверх по Вилюю ясачных и неясачных якутов и тунгусов с 3000, а ясак де государю дают немногие люди: а буде тех неясачных якутов и тунгусов привести вскоре под государеву царскую высоку руку, и служилых де людей надобно на Вилюй реку послать человек с полтораста, и в государевом де ясачном сборе чаять большие прибыли, можно сороков 100 и больше собрать на год, а ныне де на усть Вилюя реки и вверх Вилюя реки иноземцы якуты и тунгусы и по Варке побивают промышленных людей»[249]. Этот рассказ Шахова датируется 1641 годом. Иными словами, он прибыл на Вилюй не позднее 1634 г. и успел рассмотреть там столь многочисленное население. Шахов оперировал в районе трех вилюйских зимовий, т. е. в пределах двух старых вилюйских улусов — Средневилюйского и Верхневи- люйского. По данным 1891 года, население этих двух улусов равнялось 21551 д. об. п., тогда как по всему Вилюю всех якутов числилось 66475 д.[250]. Таким образом, якутское население четырех южных улусов — Мархинского, Нюрбинского, Сунтарского и Хочинского осталось за пределами внимания Шахова. Якуты северного Вилюя как теперь, так и раньше жили в ближайшем соприкосновении с оленекскими тунгусами, которые ни по языку и ни по нравам не отличаются от вилюйских якутов[251]. В составе улусов Средневилюйского и Западновилюйского (отделялся от старого Верхне-Вилюйского) имеются наслеги «тунгусского» происхождения, а именно. Джооху (Жахотский), Люючюн (Лючинский), Кююлэт (Кулятский), Югюлээт (Угулятский), возможно и другие. Воин Шахов к тунгусам мог причислить и всех якутов северного Вилюя, содержащих стада оленей. В этом районе до недавнего времени было сильно развито оленеводство. Кроме того, было бы ошибочно утверждать, что Воин Шахов за семилетний срок успел проверить все наличное население северного Вилюя и открыть все их урочища. Якуты в этой области живут весьма разбросанно. Взглянув на подробную карту Якутской республики, каждый может наглядно убедиться, что все низовье Вилюя, начиная с устья р. Мархи, покрыто неисчислимым количеством мелких озер. Это прямо классическая страна озер. В силу этих естественных условий местное население, несомненно, со времен глубочайшей древности занимается рыболовством. Само собой разумеется, что население северного Вилюя, ютящееся небольшими группами в две, три юрты около своих озер, в глуши необозримой тайги, не только не могло быть обнаружено более или менее исчерпывающе при беглом осмотре Воина Шахова, но даже и в настоящее время представляется нелегким делом составление карты их расселения и установление названий многочисленных урочищ, озер и речек, занятых ими. Если Шахов находит возможным определить численность аборигенов северного Вилюя в 3000 человек, то это свидетельствует о большой густоте населения и в ту отдаленную эпоху. Какие же окончательные выводы мы можем сделать из донесения Воина Шахова по поводу заселенности Вилюя якутами к моменту прихода русских? Шахов дает самые бесспорные данные о многочисленности и густоте туземного населения Вилюя по преимуществу на территории трех улусов — Средневилюйского, Верхневилюйского и Западновилюйского (или Удюгэйского). Причем в первые годы завоевания края казаки могли обнаружить лишь население узкой прибрежной полосы. В казачью регистрацию в большом количестве могли попадать и «тунгусы», (фактически — «северные якуты»), прикочевывающие на Вилюй ко времени вскрытия реки с Оленека, верховьев многочисленных речек, впадающих в Вилюй с севера и запада. Глазомерное определение Шаховым населения северного Вилюя в 3000 человек, несомненно, говорит о наличии исконной оседлости, ибо бродячие тунгусо-якуты не могут быть столь многочисленны. В первые же годы завоевания Вилюя казаки поставили на территории Верхневилюйского и Средневилюйского улуса три зимовья. Расположение этих зимовий на самом берегу Вилюя и направление старого зимнего тракта Якутск — Вилюйск, идущего параллельно береговой линии Лены и Вилюя, ясно говорят о густоте якутского населения в понизовьях Вилюя. Эти якуты ни в коем случае не могут быть причислены к порусским беженцам из пределов Якутского округа, ибо беглецы, зная лодочную связь казаков, не могли бы оседать вдоль речного побережья. Это значило бы кидаться из огня да в полымя. Отсюда вывод — Шахов в понизовьях Вилюя мог обнаружить лишь старожильческое якутское население. Казаки, объясачив в первые же годы беспечных тунгусов, прикочевывающих из своих дальних хребтов в старые ярмарочные пункты, расположенные над самой рекой, конечно, не считали нужным разграничивать якутскую и тунгусскую территорию. Приписка бродячих тунгусов по местам их весенних выходов к тем или другим зи мовьям, являясь лишь формально официальным показателям, отвечающим задачам фискального управления объясачным населением, ни в какой степени не определяет территориальные владения тунгусов. Практика вилюйских казаков, задерживавших аманатов лишь из среды тунгусов, ясно свидетельствует о том, что последние были только временными, залетными гостями в пределах северного Вилюя.
|