![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-демографическая структура пассажиров метро
Характеристики, показанные на графиках (рис. 1.11), отражают социальную и демографическую структуру пассажиров метро. Социально-демографическая структура дана в процентах от среднего количества пассажиров за месяц и в тысячах (миллионах) человек. Следует отметить, что социально-демографические характеристики москвичей, пользующихся метрополитеном, практически не отличаются от характеристик взрослого населения Москвы в целом. Поэтому среди пассажиров метро представлены все демографические и социальные группы, типичные для населения столицы. Женщины составляют 57, 4 % пассажиров метро (примерно 3 млн человек), мужчины — 42, 6 % (более 2, 2 млн человек). Наиболее значимые возрастные группы среди пассажиров метро составляют москвичи 35—44 лет и жители столицы в возрасте 55 лет и старше (55+). В то же время довольно большой процент посетителей метрополитена — молодые люди в возрасте 16-19 и 20—24 лет. Пассажиры в возрасте 25—34 и 45—55 лет представлены примерно в равных долях. Более 10 % респондентов имеют неполное среднее образование, около 50 % — среднее, примерно 40 % — высшее. К первым относятся те, кто окончил не более 8 (9) классов средней школы, ко вторым — москвичи, получившие аттестат о среднем или среднем специальном образовании. В третью группу входят жители столицы, закончившие вузы или проучившиеся в вузах не менее трех лет, а также респонденты, имеющие два высших образования, ученую степень и т. п.
Рис. 1.11. Социально-демографические показатели пассажиров московского метро за месяц При обработке прямого вопроса о размере дохода в рублях респонденты разбиваются на три группы: с доходом условно ниже среднего (А), средним (В) и выше среднего (С). Однако часть респондентов затрудняется ответить на этот вопрос, поэтому кроме прямого вопроса о размере дохода используется показатель «финансовый статус семьи». Выводы о финансовом статусе семьи делаются на основании ответов респондента о том, какая часть семейного бюджета уходит на продукты питания. При этом «высокообеспеченные» люди тратят на еду до 25 % дохода, «обеспеченные» — 25-50 %, «средние» — 50-75 %, у«малообеспеченных» на покупку продуктов питания уходит более 75 % дохода. В отличие от прямого вопроса о доходе, этот показатель реже вызывает у респондентов раздражение или затруднение. Примерно 58 % пассажиров метро состоят в браке (в том числе незарегистрированном). В состав семей 39 % пассажиров метро входят дети младше 16 лет (это не обязательно дети самих пассажиров). Рис. 1.12. Социальный статус пассажиров московского метро (за месяц)* Как видно из анализа рис. 1.12, примерно 64 % пассажиров метро работают, 34, 7 % — не работают. В группе работающих наибольшую долю составляют рабочие и специалисты. Среди неработающих наиболее многочисленные группы составляют пенсионеры и студенты. * Остальные 1, 4 % не вошли в диаграмму: нет ответа. Следующие характеристики относятся только к работающим москвичам. Около 60 % работающих респондентов заняты в государственном секторе экономики, 40 % — в негосударственном. Большинство из них работают по найму, около 10 % составляют владельцы предприятий и те, кто имеет собственный бизнес.
|