![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение 3. Экспериментальное исследование восприятия видеоклипов по тематике антиникотиновой пропаганды
В последние годы резко возросло использование видео в обучении пациентов и населения укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Видео интересно тем, что использование видеопрограмм и отдельных видеоклипов обеспечивает стандартный уровень обучения и не зависит от различий во взглядах и мнениях отдельных врачей. Записи могут быть показаны как индивидуально, так и группам. Очень ценно то, что имеется возможность остановить кадр или повторить какую-либо часть, чтобы пациенты могли обучаться в своем собственном, наиболее привычном им ритме. Теоретически использование видеопродукции предполагает еще одно преимущество— стимуляцию интереса к медицинским обучающим и образовательным программам. При исследовании непосредственной запоминаемости Кассилез с коллегами измерил знания о раке до показа и сразу после показа видеоролика среди больных и членов их семей и обнаружил увеличение объема знаний во втором замере после показа видеоролика*. Аналогичные результаты получил Кохен, показывая больным фильм о депрессии. Сравнение эффективности иидео с другими методами обучения не показало существенной разницы между этими методами. Во всех случаях исследования показали увеличение знаний в замерах сразу после показа фильма. В продолжение своих исследований Молдовский с коллегами тестировали астматиков через 16 месяцев после обучения и не обнаружили различий по сравнению с контрольными группами. Такие же результаты получил и Сталонас с коллегами, обнаружив, что через месяц знания об алкоголизме вернулись к исходному уровню. Это говорит о том, что видео формирует устойчивые знания не хуже и не лучше других методов обучения. Гальяно отмечает, что видео не дает каких-либо выгод по сравнению с другими методами обучения. Пэйс с коллегами показал, что в принятии диеты нет различий между группами, проходившими видеообучение, и контрольными группами уже через месяц после показа обучающих фильмов. * Gagliano М. Л. Literature Review of Efficacy of Video In Patient Education // Journal of МеИк-rtl Education. 1988. - \fol. 63. J* 10. - Pp. 785-792. В целом видео эффективно работает в психотерапии, в области социальных наук, давая более устойчивые результаты. Наибольший эффект видеообучение дает среди неграмотных и среди детей (из-за стремления к подражанию и недостаточной грамотности для того, чтобы читать публикации на эту тему). Таким образом, проблема обучения сталкивается с некоторыми психологическими механизмами. Процесс обучения пациентов регулирует сфера бессознательного, независимо от используемого материала, выдвигающая на первый план изучение глубинных психологических механизмов данного процесса. Известно, что при курении табака создается физическая зависимость. Огромную роль при формировании этой вредной привычки играют и психологические факторы. Благодаря усилиям медиков, трудно найти в настоящее время человека, который бы не знал, что курение вредит здоровью. Тем не менее в нашей стране наблюдается не сокращение числа курильщиков, а даже наоборот. По данным ГНИЦ ПМ, стандартизованная по возрасту распространенность курения в России составляет среди мужского населения 63, 2 %, среди женского 9, 7 %. Вызывает тревогу и увеличение этих показателей за счет детей и подростков. Очевидно, что в пропаганде отказа от курения, кроме медицинской, необходимо учитывать и психологическую сторону данного вопроса. Поэтому настоящая работа имеет своей целью описать некоторые психологические особенности восприятия видеоклипов, посвященных антиникотиновой пропаганде.
|