Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика эксперимента
Было проведено исследование восприятия четырех видеоклипов зарубежного и двух отечественного производства, созданных по заказу ГНИЦ ПМ по пропаганде отказа от курения. Из параметров зрительской аудитории учитывались: пол, возраст, отношение к курению (курит или не курит), уровень образования, боязнь смерти (как фактор, побуждающий людей заботиться о своем здоровье). Эффективность воздействия клипа на зрителя определялась по изменению уровня тревожности и с помощью методик вербальной и невербальной оценки содержания клипов. Кроме того, определялись основные когнитивные конструкты, лежащие в основе оценки. Были использованы следующие психологические методики: • шкала страха смерти Темплера (6); • цветовой тест Люшера; • специально разработанный семантический дифференциал «Информативность—Полезность—Безопасность» (ИПБ); • графический дифференциал (ГД) (4); • репертуарные решетки (РР), разработанные по методу изучения когнитивных конструктов Келли (3). Всего в эксперименте приняли участие 23 человека в возрасте от 18 до 57 лет. Из них: 15 мужчин и 8 женщин; 13 курящих и 10 некурящих. Эксперимент проводился по следующей схеме. 1. Былоотобраношестьвидеоклиповотечественногои зарубежного производства (зарубежные клипы сняты ВОЗ), пропагандирующих отказ от курения. Им были присвоены следующие условные названия. • «Лицо» (производство ВОЗ). На экране появляется миловидная девушка, лино которой изменяется и стареет в процессе курения. • «Спорт» (производство ВОЗ). Показываются выдающиеся спортсмены, которые объясняют свои успехи тем, что они никогда не курили. • «Подростки» (производство ВОЗ). Юноша не одобряет курения девушки и побуждает ее выбросить сигарету навсегда. • «Отец и сын» (производство ВОЗ). Мальчик смотрит по видео фильм о своей дружбе с отцом, который умер от чрезмерного пристрастия к сигаретам.
• «Курение или жизнь» (производство России). На экране — пораженные никотином легкие и тлеющая сигарета в виде бикфордова шнура, мигает надпись, что каждые 13 секунд в мире 1 человек умирает от болезни, вызванной курением. • «Курение или женщина» (производство России). Молодой человек терпит неудачу в интимных отношениях с женщиной из-за большого количества выкуренных сигарет. При отборе клипов выявилось различие в качестве зарубежных и отечественных клипов, поэтому клипы предъявлялись в двух сериях: 1) сначала блок зарубежных клипов, потом — блок отечественных; 2) сначала блок отечественных клипов, потом — блок зарубежных. 2. Перед просмотром испытуемые тестировались по шкале страха смерти Перед началом просмотра и после каждого блока серии замерялся уровень тревожности испытуемых с помощью цветового теста Люшера. 3. Для вербальной оценки содержания клипов была использована ориги Зм Для невербальной оценки содержания клипов мы использовали методику графического дифференциала (ГД), который включает в себя три фактора: «сила», «активность» и «оценка». Для выявления ведущих смысловых конструктов, на которые опираются зрители при оценке видеоклипа, была использована методика репертуарных решеток Келли (РР), включающая в себя набор из 17 конструктов. После просмотра каждого клипа испытуемые оценивали его с помощью методик ИПБ и ГБ, а после просмотра всех клипов зрители ранжировали их по 17 конструктам методики PP. Были использованы следующие конструкты. 1. Информативный. 2. Привлекательный. 3. Умный. 4. Прошлое. 5. Настоящее. 6. Будущее. 7. Смысл. 8. Целостный. 9. Тактичный.
10. Сочувствующий человеку. 11. Понимающий сущность человека. 12. Доброжелательный. 13. Спокойный. 14. Искренний. 15. Желание курить. 16. Здоровье. 17. Страшный. По окончании эксперимента данные из индивидуальных протоколов были занесены в сводную таблицу, которая послужила исходной матрицей для факторного анализа. Кроме того, подсчитывались средние данные по выборке.
|