Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Белки. Уровни структурной организации белковой молекулы.Стр 1 из 28Следующая ⇒
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия» Биологическая химия Учебное пособие для студентов медицинских вузов Киров - 2005 УДК 577.1 ББК 28.902 Б48
Печатается по разрешению центрального методического совета и редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская акдемия» (протокол № 5) от 17 февраля 2005 г.
Биологическая химия Т.В. Симкина, Т.Ю. Коршунова, П.И. Цапок, А.В. Еликов Учебное пособие для студентов медицинских вузов /Под редакцией доктора медицинских наук, профессора П.И. Цапока. - Киров: Кировская ГМА, 2005 -
Настоящее издание представляет собой руководство для организации самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов медицинских вузов по основным разделам биохимии. Для активного овладения изучаемым материалом студентам предлагаются обучающие тесты и клинические ситуационные задачи. Подробно описывается методика выполнения лабораторных работ. Пособие предназначено для студентов. Рецензент: доктор медицинских наук, профессор А.А. Косых; доктор медицинских наук, профессор А.И. Смирнова.
Ó Симкина Т.В., Коршунова Т.Ю., Цапок. П.И., Еликов А.В. ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия», 2005
ПРЕДИСЛОВИЕ
Биохимия – медико-биологическая дисциплина, изучающая химическую природу веществ, химические явления и процессы в живых организмах. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (Москва, 2000) преподавание биохимии ориентировано на конечные цели обучения: создать прочную теоретическую базу, необходимую для усвоения медико-биологических и клинических дисциплин. В соответствии с учебной программой по биохимии (Москва, 2004) на основе современных научных представлений формируется понимание механизмов функционирования живых систем на молекулярном уровне, этиология и патогенез грозных заболеваний XXI века. Учтен большой опыт преподавания биохимии студентам высших образовательных медицинских учреждений России и зарубежья. Широко представлены сведения по патологической химии и клинической биохимии. Мы будем благодарны за любые замечания и пожелания, направленные на улучшение данного пособия.
Авторы. Раздел программы: Строение и функции белков. Тема: Белки. Уровни структурной организации белковой молекулы. ЦЕЛЬ: Изучить уровни структуры белковой молекулы, уметь объяснить свойства белков, их функциональную и биологическую активность, исходя из строения белка. Освоить цветные реакции на белки и аминокислоты, метод количественного определения общего белка с помощью биуретовой реакции. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. 1. Аминокислоты – структурные единицы белка. Классификация аминокислот по химическому строению, по характеру радикала, по полярности, по заменимости для человека. 2. Первичная структура белков, образование и свойства пептидной связи; видовая специфичность белков (инсулины разных животных), аминокислотные звенья, роль первичной структуры (гемоглобин А, гемоглобин S). 3. Конформация белковых молекул (вторичная и третичная структуры). Типы внутримолекулярных связей в белках. Глобулярные и фибриллярные белки. Зависимость вторичной и третичной структуры от первичной, зависимость свойств от структуры. 4. Четвертичная структура белков. Связи, участвующие в её формировании. Кооперативные эффекты и высокая биологическая активность – новые качества, обусловленные высоким уровнем организации белковой молекулы. 5. Зависимость конформации белков от первичной структуры. Наследственные протеинопатии (серповидноклеточная анемия и энзимопатии). 6. Классификация белков. Краткая характеристика отдельных классов простых белков: альбумины, глобулины, протамины, гистоны. 7. Методы определения первичной структуры белка. 8. Цветные реакции на белки и аминокислоты. 9. Практическое значение для медицины определения содержания белка, отдельных аминокислот в биологических жидкостях, исследования аминокислотного состава и первичной структуры белков. 10. Написать структурные формулы трипептидов (даны аминокислоты, входящие в состав), назвать пептиды, какие цветные реакции с ними будут положительными? 11. Каким белкам могут принадлежать следующие фрагменты полипептидной цепи, будут ли отличаться биологические функции белков? Если да, то почему? К развитию, какого заболевания приведёт эта замена аминокислоты? А) вал-гис-лей-тре-про-глу-глу-лиз- Б) вал-гис-лей-тре-про-вал-глу-лиз- 1 2 3 4 5 6 7 8 СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Цветные реакции на белки являются реакциями на пептидную связь и функциональные группы радикалов аминокислот, входящих в состав белка.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Количественное определение белка биуретовым методом. В основе метода лежит биуретовая реакция. Все белки обладают способностью в щелочной среде давать с раствором сульфата меди фиолетовое окрашивание. Интенсивность окраски пропорциональна концентрации белка в растворе. Материал исследования: растворы белка с неизвестной концентрацией и с содержанием белка 0, 5%, 1, 0% и 1, 5%. Реактивы: биуретовый реактив. Оборудование: ФЭК, кюветы 1 см, пробирки, бюретки, пипетки. Порядок выполнения работы: В четыре пробирки вносят реагенты согласно нижеследующей таблице:
Содержимое пробирок хорошо перемешивают и оставляют при комнатной температуре на 20 минут для развития окраски. Окрашенные растворы колориметрируют на ФЭКе в кюветах с толщиной слоя 1 см при длине волны 540 нм (зелёный светофильтр). Холостая проба – 1 мл дист. воды и 4 мл биуретового реактива. Строят калибровочный график, откладывая на оси абсцисс известные концентрации стандартных растворов белка, а на оси ординат – соответствующие значения оптической плотности. Зная оптическую плотность белка с неизвестной концентрацией, по калибровочному графику находят содержание в нём белка. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная: 1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 19-23, 33-43, 49-77. 2. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 9-34, 45-55. 3. Николаев А.Я. Биологическая химия. -М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 9 – 28, 30 – 36. 4. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 5-16. Дополнительная литература: 1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век). 2. Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1.
|