Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ставя проблему всеобщности и обязательности начального обуче-






Ния, а также отношения государства к народному образованию как

важнейший социально-педагогический вопрос в новой «русской

педагогии». П.Ф. Каптерев отводит общественности решающее

место. «Государство без общества никогда не может создать над-

Лежащую школу, т. к. государство смотрит на образование со своей

Особой точки зрения и преследует в организации школ свои инте-

ресы» [121]. Участие общественности в деле образования и воспи-

Тания П.Ф. Каптерев определяет как основополагающий признак

Развития всей русской педагогики. В зависимости от того, кто на

Протяжении всей истории народа является органом педагогическо-

го самосознания, создаёт педагогические идеалы и школы, непо-

средственно устраивает дела по народному образованию – «народ

ли в виде мелких своих ячеек – семей и сельских общин, или его

Представители более крупные, но и более далекие от него сосло-

Вия, более образованные и владеющие экономическими и полити-

Ческими привилегиями, или, наконец, правительство как орган го-

сударственной жизни» [122], зависит содержание теории и практи-

Ки воспитания в целом. На этом основании П.Ф. Каптерев выделя-

ет три этапа в развитии педагогики: церковная педагогика до Пет-

ра I; государственная до 1861 г. и общественная с 1861 г., причём

задача последней – не просто удовлетворить образованием бли-

Жайшие, непосредственные нужды государства и церкви, но обра-

Зовать, просветить народ, дать подрастающим поколениям общече-

Ловеческое развитие, считаясь с национальными формами жизни.

Такая периодизация развития русской педагогики вполне может

Рассматриваться как одна из первых попыток исторического анали-

За педагогики в России с социально-педагогических позиций.

Определяя современный ему период как наивысший расцвет

«общественной педагогии», П.Ф. Каптерев уделяет большое вни-

Мание разделению сфер влияния государства и общественности в

Образовании. Государство обладает полномочиями в деле народ-

ного образования, исходя из собственных задачи и потребностей:

Развивать школьное законодательство, курировать строительство

Школ, инспектировать организацию педагогического процесса в

учебных заведений и т. п. – это прерогатива государства. Общест-

ву же остаётся задача развития подлинно свободного образова-

Ния, противостоящего рутине, улучшающего педагогику. В идеале

Для нормальной передовой организации образования необходимо

тесное взаимодействие обеих сил: государства и общества, при-

чём общество в данном случае понимается именно как ассоциа-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал