Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мости и взаимовлиянии личности и общества, характере развития
И специфике внутреннего мира человека. Антропоцентризм и социальная ориентация русской фило- Софской мысли в начале XX в. обусловили гуманистическую на- Правленность педагогического поиска, ибо педагогика этого вре- Мени развивается в русле новой культурной, философской тради- Ции. Социально-экономические, политические преобразования, Бурное развитие наук о человеке и обществе открыли новые спо- собы решения педагогических проблем. Всё способствовало об- Новлению __________педагогики как в теоретическом, так и в практическом плане. Это был период формирования новых педагогических тео- рий: теории воспитания, дошкольной педагогики, профессио- Нально-технической педагогики и др. П.Ф. Каптерев в тезисах Доклада на педагогическом съезде в 1913 г. обратил внимание на То, что в новое время педагогика теснее всего связана с филосо- Фией, социологией и педологией. Вместе с тем педагогика не Сливается ни с одной из этих наук. Философия нужна педагогу для выяснения «эволюции в мире, роде человеческом, отдельной личности; социология – для уяснения отношений личности и об- Щества, из антропологических наук педагог берет данные о про- цессах развития человека как природного существа» [120]. Одной Из характерных особенностей нового педагогического видения Стало целостное восприятие человека. Это в целом отражало об- Щеметодологический подход прогрессивной русской науки к про- Блемам личности. Суть подхода заключалась в ориентации на Комплексное изучение личности как сложной развивающейся Системы, находящейся в прямой зависимости от условий жизни, Социальной среды, способных изменить его наследственные Свойства, но сохраняющей при этом свою неповторимую индиви- Дуальность и способность в процессе деятельности целенаправ- Ленно изменять негативные факторы среды. «Новая педагогика» начала XX в. складывалась как противо- стояние официальной, «гербартарианской» педагогике, бывшей по преимуществу «школой учебы», оторванной от жизни, педагогике «объектного воздействия». Педагоги реформаторского направления были едины в том, что во главу угла ставили личность ребёнка. Однако единство заканчивалось при обсуждении вопроса о соот- Ношении индивидуального и общественного в процессе развития Личности. Так, для одних становление личности неразрывно взаи- мосвязано с процессами её социализации. Приоритет других – Вначале создание условий для развития личности ребенка, а лишь
|