Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правила определения.
Правила определения – это необходимое условие логической правильности такой операции. Есть ряд правил, существенных для определения выражений в естественных языках: 1. Определение должно быть ясным. Поскольку определение приписывает смысл определяющему, он должен быть доступен по крайней мере пониманию. Ясность определяющей части зависит от выполнения синтаксических и семантических требований к построению предложения. Должны быть известными предметные значения входящих в его состав терминов. Последние в свою очередь тоже могут быть определены посредством терминов, значения которых известны, однако этот процесс нельзя продолжать бесконечно. В составе теорий некоторое множество (по возможности минимальное) терминов принимается за исходное в качестве основы для определения всех других, употребляемых в этой теории. Предметные значения неопределяемых терминов разъясняются посредством тех или иных приемов, сходных с определением. О ясности или неясности определения с указанной точки зрения надо решать с учетом ситуации, в которой дано определение, аудитории, для которой оно предназначено. К условиям ясности определения надо отнести также требование указывать в определяющей части лишь то, что, необходимо и достаточно для выделения тех предметов или связей, которые должны составить предметное значение определяемого термина. Почти все философы, касающиеся понятия «закона» (природы), определяют его как необходимую, всеобщую, устойчивую, повторяющуюся связь. Часто допускается ошибка, связанная с родом вводимых по определению понятий, состоит в том, что он вообще не указывается. Например, «храбрость – это когда…». 2. В определении не должно быть круга. Термин, встречающийся в определяющей части, не должен определяться через определяемый термин. Например, «правильное мышление – мышление, которое подчинено законам логики», а «законы логики – законы, которые обусловливают логическую правильность мышления». Частным случаем этой ошибки является попытка определить некоторый термин через самого себя (хотя возможно, и в сочетании с другими терминами). Например, «корень слова – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов». 3. Определение должно быть соразмерным. Это правило относится только к реальным определениям, и по существу только к определениям общих имен. Определяющая часть должна выделять именно тот класс предметов, который представляет определяемая. Различают три рода ошибок, связанных с нарушением правила соразмерности: 1) определяющая часть представляет лишь подкласс того класса, который имеется в виде при определении. В этом случае говорят, что определение является слишком узким. Например, «женщина – лицо, противоположное мужчине по полу, та, которая рожает детей и кормит их грудью» 6. 2) класс, который представляет определяющая часть, то есть объем понятия, которое приписывается в качестве смысла определяемому термину, шире того класса, который имеется в виду под определяемым термином (определение является слишком широким). Например, определение окружности как замкнутой линии, все точки которой отстоят на равном расстоянии от некоторой точки, называемой центром окружности. (Необходимо добавить замкнутая плоская фигура.) Например, «мужчина – такое взрослое лицо, в отличие от мальчика, юноши» 7 3) определение является в некотором отношении слишком широким, а в другом – слишком узким; таким, что в класс предметов, выделяемый в определяющей части, попадают не все предметы, которые должны в нем быть, а предметы, которые не относятся к нему туда попадают. Например, «Литературное произведение – это письменное или печатное изложение какой-либо истории». В объем этого понятия не укладываются все литературные произведения, но с другой стороны, к ним относятся тогда и протоколы, жалобы, которые на самом деле не являются элементами объема данного понятия. РАЗДЕЛ III. СУЖДЕНИЕ 15Логическая структура суждения Наряду с понятием к числу основных форм мысли относится суждение. Суждение – это форма мысли, при помощи которой утверждается или отрицается некоторое положение дел в мире. Суждение представляет собой описание некоторой ситуации в той или иной познаваемой области действительности и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в данной области. Эта форма является обязательным элементом всякого познания, в особенности связанного с процессами рассуждения, с осуществлением выводов и построением доказательств. В этой форме фиксируются результаты познания отдельных предметов, классов предметов, некоторых ситуаций вообще. Например, «Каждая планета Солнечной системы вращается вокруг своей оси». В силу того, что в суждении утверждается или отрицается наличие какой-то ситуации действительности, оно при условии точной и правильной формулировки – является истинным или ложным. Всякая мысль выражается в некоторой знаковой – обычно языковой – форме. Для суждения таковой является повествовательное предложение. Само суждение составляет всегда смысл некоторого повествовательного предложения. Суждение, рассматриваемое вместе с его знаковой формой, называют высказыванием. Поэтому характеристики истинно или ложно относятся зачастую не к самому суждению, а к высказыванию, а иногда и к самому повествовательному предложению, являющемуся знаком некоторого суждения. Суждение – это мысль, выражаемая в знаковой форме повествовательного предложения, содержащая описание некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в рассматриваемой области действительности. С наличием в суждении некоторого утверждения или отрицания неразрывно связано свойство суждения «быть истинным или ложным». В принципе мы можем сказать, что суждение есть всегда утверждение, а именно – утверждение о наличии некоторой положительной или отрицательной ситуации в действительности. 16Виды суждений Суждения бывают простыми и сложными: Простое суждение – это утверждение о наличии или отсутствии каких-либо характеристик у какого-нибудь отдельного предмета, у части или у всех предметов некоторого класса. Сложным является такое суждение, которое содержит в качестве своей правильной части, то есть части, не совпадающей с целым, некоторое другое суждение. Однако в естественном языке не всегда возможно выделить простые суждения как некоторые составные части структуры сложного высказывания, поскольку не всегда ясна знаковая структура сложного высказывания. Например, «Нейтрон, как и протон, имеет массу, но в отличие от него лишен заряда». По смыслу можно определить, что оно является сложным. В нем легко выделить отдельные суждения: «Нейтрон имеет массу», «Протон имеет массу», «Протон имеет заряд», «Нейтрон не имеет заряда», «Нейтрон отличается тем, что не имеет заряда». Очевидно, что в таких случаях, выделение простых суждений является результатом расчленения общего смысла исходного суждения. А это значит, что под правильной частью, упоминаемой в определении сложного суждения, надо иметь в виду не обязательно знаковую его часть, но, возможно, и смысловую. Очевидно также и то, что смысловой анализ сложных высказываний естественного языка имеет важное значение как для понимания их смысла (характера содержащейся в них информации), так и для решения вопросов об их истинности или ложности. 17Простые суждения и их состав Основными частями простого суждения являются: 1) один или несколько субъектов суждения (логических подлежащих) – термины, возможно выражающие понятия и представляющие предметы, о которых нечто в высказывании утверждается или отрицается. 2) предикат суждения (логическое сказуемое) – часть суждения, выражающая то, что утверждается (или отрицается) о предметах, которые представляют субъекты в суждении. Например, «Солнце есть раскаленное небесное тело». Субъект – «солнце», предикат – «раскаленное небесное тело». То есть найти субъект суждения, значит, ответить на вопрос «Что или кого хотят охарактеризовать в суждении?» Соответственно для нахождения предиката суждения надо ответить на вопрос «Как, каким образом хотят охарактеризовать предметы, которые представляет субъект или субъекты?» В зависимости от содержания предиката суждения, то есть того, что именно утверждается (или отрицается) о тех или иных предметах, различают суждения: 1) атрибутивные – утверждается или отрицается наличие некоторого свойства у предмета; Например, «Адвокат есть лицо, занимающееся в виде профессии ведением чужих дел в судебных или административных учреждениях». 2) экзистенциальные (суждения существования) – утверждается или отрицается существование предмета; Например, «Кентавров (существ, представляющих смесь лошади с человеком) не существует в действительности». 3) суждения об отношениях – утверждается или отрицается отношение между некоторыми предметами. Например, «Нейроны человека контактируют друг с другом при помощи синапсов». В атрибутивных суждениях, как и в суждениях существования, имеется всегда лишь один субъект. В суждениях об отношениях – более одного. По характеру субъектов простые суждения делятся на единичные и множественные. В единичном суждении все термины, играющие роль субъектов, – единичные понятия. В множественном суждении, по крайней мере, один из субъектов представляет класс предметов. В последнем случае обязательными частями суждения, наряду с субъектами и предикатом являются также кванторные слова – «всякий», «некоторые», «многие», «какой-нибудь» и т.п. – для каждого из субъектов, представляющих класс предметов. Слова этого рода указывают, относится ли то, что утверждается или отрицается в суждении, ко всем предметам соответствующего класса или к какой-то его части: «Студент Иванов успешно сдал некоторые предметы сессии», «Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца», «Некоторые студенты не знают ни одного из иностранных языков». Наряду с указанными основными частями суждений (субъектами, предикатами, кванторыми словами) выделяют иногда в так называемых категорических суждениях в качестве самостоятельной части предицирующие связки двух типов: есть, не есть (суть, не суть; является, не является и т.п.) Термины этого вида являются указателем того, является ли суждение утвердительным или отрицательным. Например, «Все металлы суть простые вещества», «Ни один металл не есть сложное вещество». 18Категорические суждения Термин «категорический» происходит от греческого слова «categoria», которое можно перевести на русский язык как «без сомнения, окончательно, безаппеляционно сказанный». В составе этих высказываний выделяют кванторные слова, предицирующие связки, субъект и предикат. В каждом категорическом атрибутивном высказывании имеется два термина: субъект и предикат. Субъект (S) – это термин, обозначающий те предметы, о которых в высказывании нечто утверждается или отрицается. Предикат (P) – это термин, обозначающий то, что предицируется, утверждается или отрицается об этих предметах. Например: «Сократ – мудрец.» Термин «Сократ» – субъект, а термин «мудрец» – предикат. По количеству атрибутивные категорические высказывания делятся на единичные и множественные. В единичных высказываниях признак предицируется отдельному предмету и субъектом является единичный термин (имя). В множественных высказываниях признак предицируется предметам некоторого класса. Среди множественных выделяют общие и частные высказывания. Общие высказывания содержат квантор общности, выражаемый словами «всякий», «каждый», «все» (для отрицательных высказываний часто используются слова «ни один»). Например, «Все тигры полосатые». Иногда используются синонимы этих слов: «Любой тигр является полосатым». Если же квантор отсутствует, но субъект выражен при помощи слова, обозначающего общее понятие, то такое высказывание также является общим. Например, «Человек – существо разумное». К частным относятся высказывания, содержащие квантор существования, выражаемый словами «некоторый», «какой-либо», «некий» и др. Необходимо обратить внимание на кванторное слово «некоторый», так как оно употребляется в двух различных смыслах: 1. «только некоторые», 2. «по крайней мере некоторые». Например, в выражении «Некоторые писатели – люди», употребляя это слово в первом смысле, мы вынуждены трактовать данное высказывание как ложное, так как в этом случае утверждается «Только некоторые писатели – люди», то есть предполагается существование таких писателей, которые людьми не являются, но это утверждение ложно. Поэтому мы будем употреблять слово «некоторые» во втором смысле – «по крайней мере некоторые», что означает: «утверждаемое или отрицаемое верно по крайней мере для одного предмета из класса S, а может быть, и для всех». По качеству рассматриваемые высказывания делятся на утвердительные и отрицательные. Утвердительные высказывания указывают на факт наличия свойства, в них присутствует утвердительная предицирующая связка «есть», «является» и др. Отрицательные высказывания указывают на факт отсутствия свойства, в них присутствует отрицательная предицирующая связка «не есть», «не является», которая предицирует отсутствие некоторого признака у предметов. Иногда в русском языке предицирующая связка заменяется тире, но зачастую она вообще не выражается, а только подразумевается. Например: «Человек – общественное животное». Соответственно можно выделить следующие
|