Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль знаний и умений по биологии. Функции контроля школьников. Принципы и требования к контролю. Виды, формы и методы контр. Подготовка учителя.
Это обязательный компонент образовательного процесса, направленный на установление образовательных связей, представляет собой процесс систематического поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов, осуществляющийся на разных этапах образовательного процесса. Контроль выполняет ряд функций, направленных на достижение высокого качества образования Функции: 1. обучающая (реализуется за счет привлечения всех учащихся к заслушиванию и анализу ответов, в рез-те чего происходит систематизация обобщение мат-ла). 2. развивающая (внимание, память, различные умения). 3. воспитательная (ответственность и дисциплинированность). Специфические функции: 1. познавательная - контроль может использоваться для исследования педагогических явлений 2. организационная – выполняется путем установки твердой системы учета знаний в течении всего года 3. диагностическая – определение качества усвоенных знаний и умений на данный момент, но и диагностики их развития 4. информационная -оценка- уровень качества усвоенного учебного материала для учителя и для учеников 5. стимулирующая – заключается в воздействии оценки на волевую сферу личности ученика. Принципы контроля: 1. Принцип систематичности и последовательности - периодич.проверка ЗиН у уч-ков по разным Элементам содержания и за разл.виды деятельности 2. Принцип полноты и всесторонности характера контроля - должны подвергаться контролю все основные элементы содержания обучения, контролироваться деятельность каждого ученика 3. принцип цели – контроль д.б. подчинен конкретной цели4. пр. установки. конкретных.рез-тов усвоения – рез-ты усвоения д.б. известны учащимся 5. пр.экономии времени – контроль д.б. коротким по времени и охватывать большое количество уч—хся 6. пр. диффер.уч-хся – иногда задания д. даваться в соответствии индивидуальности уч-хся Формы и методы: форма контроля - это внешнее выражение согласованности деятельности учителя и школьника, характеризующееся использованием определенных средств и методов контроля. Классификация: по количеству школьников (индивидуальная (+позволяет выявить глубину усвоения знаний и успеваемость отдельно взятого ученика, “-“ требует большого кол-ва времени, не позволяет получить быстро инфо о знаниях группы учеников) групповая («+» позвол. получить инфо об усвоении материалы группы учеников, способствует развитию коммуникативных способностей уч-хся, «-«сложность подразделения учащихся на группы, требует много времени для подготовки), фронтальная («+» позвол. бысто получить инфо об успеваемости всего класса, высокая накопляемость оценок, развитие внимания и быстрого реагирования уч-хся, «-«нет развития речи уч-хся, нет четкой инфо о знаниях уч-ков) Методы контроля: - совокупность приемов и операций, направленных на получение информации об успешности усвоения шк. учеб. материала: 1.устный (рассказ, беседа). 2. письменные (опрос, диктант, тест, эссе). 3. практические (лаборат). Этапы подготовки учителя: 1.определение целей и задач контроля 2. организация контрольных знаний, выбор форм и методов контроля, разработка заданий. Требования к планированию контроля: 1.время (10-12). 2. различные уровни усвоения знаний. 3. подготовить шкалу оценивания ответов шк. Виды контроля основаны на месте их в учебном процессе и их основных задач. 1. предварительный контроль - в начале года или темы. Цель: определение уровня усвоенных знаний. 2. текущий (поурочный). Цель - получить информацию об успеваемости. 3. промежуточный контроль - цель проверка качества усвоения основных элементов одного из фрагмента тем. 4. тематический - по окончанию темы. Цель - проверка усвояемости содержания темы. 5.итоговый - в конце уч. года. Цель-проверка основных понятий.
15. Особенности методики обучению разделам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Курс ботаники изучается в 6 кл. 1 ч. в неделю и объем его составляет примерно 35 часов. Цели раздела: I) Обучающие: 1. Формирование у учащихся знаний о внешнем, внутреннем строении, о процессах жизнедеятельности, о взаимосвязях организмов со средой обитания, об индивидуальном и историческом развитии, о многообразии и значимости в природе и жизни человека 2. формирование у учащихся предметных (ботанических) и общеучебных умений II) Воспитательные 1. Формирование ценностных отношений к растениям и к природе в целом 2. патриотического воспитания 3. эстетического воспитания 4. экологического и природоохранного воспитания 5. трудовое, гигиеническое воспитание 6. содействие формированию научного мировоззрения (содействие интеллектуальному развитию) III) Развивающие интеллектуальное развитие, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать Структура содержания раздела по программе Тройтока. 1.введение: 1.1. растение как часть живой природы, их жизнь и значение. 1.2. жизнь растений. 1.3. значение растений в природе и жизни чел-а. 2. разнообразие растит. мира. 3. клеточное строение растения 4. семя - растит. организм. 5. корень. связь растений с почвой. 6. побег. 7. лист. Связь растения с внешней средой. 8.цветок. образов. семян и плодов. 9. размножение растений. 10.факторы, влияние на рост и развитие раст. 11. систематика раст. (12. низшие-водр, 13. высш. споровые- мхи, пап, хв, плауны, 14. высш. семенные-голо и покрыто) 15. бактерии. 16. грибы. 17. лишайники. 18.жизнь орг. в сообществах. Состав содержания курса ботаники Группы понятий: морф., анатомич., экологич., общеобновл-е (клетка, ткани), физиол-е (фотосинтез, дыхание, провед-е, рост и развитие, питание, цветение и плодоношение, размножение) Должна быть подчеркнута взаимосвязь строения и функции!! Подчеркивается значимость растений в каждой теме!!! Формы биологического обучения Основная форма обучения – урок. Наиболее характерны уроки с анатомо-морфологические и физиологическим содержанием (темы органов растений), систематич. сод-я (темы отделов р-ий) Экологический элемент должен быть включен в содержание всех уроков. Необходимы след экскурсии: 1. осенние явления в жизни растений 2. структура и строение растительного сообщества 3. весенние явления в жизни растений Внеклассная работа по ботанике м.б. представлена индивид. работой и групповой (кружки) Методы: Наиболее часто применяются практические методы. Это связано с тем, что морф, анатом. и систем. понятия требуют применения практич. методов. Необходимыми являются практически и лабораторные работы. Группа наглядных методов исп. при развитии физиологич. понятий (фотосинтез, дыхание, движение орг. в-в) – эксперимент, кинофильм, видеофильм. Словесные методы дл формирования эволюц понятий. Для преподавания ботаники характерно применение сочетания методов и их смена. Недостатки преподавания предмета в школе: 1. из-за отсутствия должного оборудования в школе не применяются практические методы 2. недостаточная методическая подготовка учителя приводит к выбору не эффективных методов 3. недопустима подмена практических, наглядных методов компьютерными технология. Средства обучения Ботаники Натуральная наглядность (жив. и фиксир. объекты) При изучении нового материала необходима натур. наглядность. При закреп. и контроле хорошо использовать изобразит. наглядность. Ведущими являются практические методы, а из средств – средства натур. наглядности.
|