Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И профильный курс биологии).






Место и значение: Курс является обобщающим и завершающим школьное биологическое образование. Он раскрывает основные законы жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с замечательными открытиями последний лет. Курс общей биологии способствует формированию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, элементы которого закладываются изучением предыдущих биологических курсов. Носит интегративный характер содержания (биол, хим, экол, матем). Представлена новая информация о жизни на всех уровнях ее организации. Современная биология - фокус, в котором пересекаются вектора взаимного влияния науки, техники, философии, этики и эстетики. Функция культуры – формирование творческого потенциала у личности и общества в целом.

Корсунская, Мехнова, Тройтак.

10-11 класс может быть в 3х вариантах:

1. кроме естественнонаучного профиля.

а) базовый общеобразовательных курс (1ч/ нед).

б) естествознание (3ч/нед).

2. естественнонаучный профиль (профильный курс).

Общий (3ч/нед) + эликтивныйе курсы до 5 ч/нед.

Цели курса «общая биология».

I) Обучающие:

1. Формирование знаний о закономерностях и функционирования и развития живой природы.

2. Формирование общебиологических понятий

3. Формирование и развитие методологических знаний и умений, также предметных умений.

II) Воспитывающие:

1. Формирование научного мировоззрения

2. Решение задач экологического воспитания, патриотического (Вавилов, Мечников, Вернадский)

природоохранительное, нравственное, эстетическое, трудовое.

III) Развивающие:

Содействие развитию интеллектуальных умений: сравнение, абстрагирование и др.

Особенности содержания: (а вообще помните, что содержание это 4 компонента: знаниевый, деятельностный, ценностный, нормативно-правовой- от автора шпаргалки)

Содержание структурировано по объему и составу отличается от содержания предыдущих курсов.

Изучаются особые отрасли науки. Каждый раздел - как отдельная область.

Трудности: обилие и разнообразие фактического материала, голый фактитизм, прослеживание общих идей и трудность в развитии понятий. Основа содержания: биологическая теория и закономерности + биологические понятия и факты.

Основные идеи содержания: 1)идея системной и разно-уровневой организации живой природы. 2) идея целостности биологических систем, взаимосвязи их строения и функций. 3)идея биол. эволюции. 4.) идея коэволюции природы и человека. 5)идея открытых живых систем и динамическое взаимодействие с природной средой. 6)идея саморегуляции и самоорганизации 7)жизнь - как форма материи. 8)идея переодичности природных явлений 9)идея единства противоположных явлений и процессов в живой природе (прогресс и регресс).

Основу содержания составляет Знаниевый компонент в который входят:

Теории:

волюции, клеточная, синтетическая теория эволюции (в сравнении с Дарвинизмом), хромосомная теория наследственности и др. Гипотезы эволюции жизни и антропогенеза.

Закономерности:

Генетические закономерности (моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание); наследственная изменчивость (Вавилов), закон Либиха, принцип Гаузе и тд.

Группы понятий

- Цитологические, - Экологические, - Генетические, - Об обмене веществ, - О саморегуляции и воспроизведении, - О системе организации живой природы, - Природоохранительные, - Истории науки, - Методологические - знания о методах науки, - Общебиологические

Один из возможных путей преодоления трудностей при отборе содержания, это интегрирование знаний вокруг ведущих идей. При отборе содержания следует руководствоваться следующими принципами: научность, доступность, систематичность, преемственность, универсальность биол. образования, гуманизм и экологизация, профессиональное ориентирование.

Структура курса:

Структура базового курса:

1. Уровни организации живой природы

а) Молекулярный (биохимия и молекулярная биология). б) Клеточный уровень (клетка, её составные части) в) Организменный уровень (организм, его части) г) Популяционно-видовой уровень (популяция, как система) – окружающая среда (охрана видов). д) Биогеоценотический уровень (экосистемы, арбо? - и уроценозы?) е) Биосферный уровень(все понятия: биохимии, экологии, рост, развитие, обмен веществ и др.

2. Наследственность и изменчивость, как общие свойства живой природы.

3. Происхождение и развитие живой природы на земле (эволюционная теория., происхождение жизни на земле, человек)

4. Человечество и биосфера. Ведущая идея - стр-ия сод-я «живая система – это открытая, само развивающаяся и самовоспроизводящаяся система».

Структура профильного курса.

Идея: «биология – это система наук».

1. Молекулярная биология и биохимия.2. Основы цитологии 3. Основы генетики 4. Основы генной инженерии и биотехнологии 5. Основы эволюционного учения 6. Основы экологии 7. Основы биологии развития

Каждая тема может изучаться по плану:

- история становления науки, -объект и предмет науки, - методы науки, -терминологический аппарат, -теоретический базис науки (законы, закономерности, принципы, теории)

Структура содержания курса общей биологии имеет высшую степень интеграции знаний.

Методы:

В данном курсе чётко отображается развитие всех методов.

Беседа чаще заменяется объяснением и лекцией. Эффективность лекции увеличивается при использовании конспекта лекций, составления схем и зарисовок, просмотра видеоматериалов или презентаций. Развитие практических методов проявляется в максимальном усилении самостоятельности школьников при выполнении лабораторных работ. Видимо большая самостоятельность школьников и отсутствие жёсткого контроля за выполнением этой работы предполагает серьёзную подготовку учителя, которая включает: разработку инструкций, подготовку вопросов и заданий подводящих учеников к выводу. Широко используется проблемный подход.

При развитии цитологических понятий применяют наглядные методики, практические, словесные.

Эволюционные понятия – ведущая роль словесные методы.

Генетические- наглядные, практические, словесные.

Общая биология – завершает курс биологии. Его функции состоят в обобщении интеграции и систематизации знаний о живой природе. Он обладает выраженной мировоззренческой направленностью.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал